Обетования
Вопрос о обетованиях Божиих рассматривается большею частью совместно с вопросом о церкви Христовой. Старообрядцы неправильно учат, что обетования Божии зависят от воли людей: захотят люди – обетования Божии исполнятся, а не захотят, то и не исполняться. Такое неправильное заключение они выводят из слов Златоуста: «егда мы хощем» (Бес. на 14 посл. стр. 2358).
При рассмотрении этого вопроса необходимо различать Божии обетования по отношению к церкви и по отношению к отдельным лицам и народам – а так же обетования условные и обетования безусловные. Последние, хотя бы относились к отдельным лицам, непременно исполняться. Одно то, что обетования исходят от Бога, дает разуметь что они непременно должны исполниться, если только они даны без условий.
Здесь приведем ряд доказательств о том, что обетования зависят от Бога, а не от воли людей, как неправильно понимают старообрядцы, и о том, что обетования Божии непременно исполнятся.
1) Иоанн Златоуст, т. 10, стр. 55: «Предсказания (Божии) таковы, что даже до настоящего времени ничто не могло изменить предсказанного. Так, разрушение Иерусалима совершилось за много лет. Есть и другие предсказания, которые со времени произнесения их будут иметь силу до Его пришествия, как можешь видеть, если хочешь, из следующего, например: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20), и сем камени созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18); проповестся сие евангелие всем языкам (Мф.24:14) иде же аще проповедано будет евангелие сие, речется еже сотвори сия (Мф.26:13) и другие весьма многие. Отчего эти предсказания оказываются истинными, если они были вымышлены? Отчего не одолеют церкви врата адовы? Отчего Христос всегда пребывает с нами? Ведь, если бы Он не был с нами, то церковь не одержала бы победы (Тоже и в Беседах на 14 посл. Стр. 574. Озерск.1:16).
2) Его же, т. 10, стр. 491–492: Елика бо обетования Божия, в том ей, и в том аминь… Если же верны обетования Божии, и нет сомнения, что Бог исполнит их, то тем более верен Он Сам, и слово о Нем твердо, и нельзя сказать, что иногда Он есть, иногда же нет Его, но всегда есть, и один и тот же. Что же значит, в том ей, и в том аминь? Этими словами он показывает, что обетования Божии непременно сбудутся, поскольку и существование и исполнение их зависит от Бога, а не от человека. Итак, нечего бояться: обещает не человек, которого можно подозревать в неверности, но Бог, который говорит и творит. Что значит: к славе нами? Он исполнит обетования Свои чрез нас, т. е. Изливая благодеяния Свои на нас к славе Его... А если исполнение обетований служит к Славе Божией, то они непременно исполнятся, потому что Бог не может презреть Своей славы… И так, не беспокойся, говорит, о том, что обетования эти чрез нас и не сомневайся в верности их исполнения, потому что исполнение их зависит не οт нас, а οт Бога. Истина обетований зависит не от нас, когда и то самое, что вы твердо и непоколебимо стоите в вере, зависит не от нас, но от Бога».
3) Иероним ч. 3. стр. 217: «Придет антихрист, источник беззакония, его же Господь Иисус убиет духом уст Своих, т. е. божественным могуществом, силою Своего величия, для коей повелеть значит сделать» (Алекс. Выписки стр. 219).
4) Его же, ч, 7, стр. 221: «Господь клянется, Которому должны верить и без клятвы, что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно».
5) Его же, ч. 9, стр. 34, в толк. 55 гл., ст. 10–11 прор. Исаии: «Ибо мысли Мои не таковы, как мысли людей, и насколько отстоит небо от земли, настолько Мои мысли отстоят от мысля людей. Ибо я преблаг и много прощаю. Хотите вы иметь еще другое подобие? Как дождь и снег нисходит с неба, и более не возвратится туда, но напаяет землю и орошает ее и произрощает различные семена, чтобы с обильных полей родился хлеб на пользу людей: так слово Моего обетования, которое Я раз обещал и которое изошло из уст Моих, не останется без исполнения, но все исполнится на деле».
6) Его же, ч. 13, стр. 168: «Хотя церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ее, т. е. церкви, а Его обетование есть закон природы».
7) Иоанн Златоуст т. 10, стр. 16: «Обещанное Богом непременно исполнится, если только мы сами не будем сильно противиться, подобно иудеям, которые, будучи призываемы, не захотели принять благ».
8) Афанасий Великий ч. 4. стр. 352, на 109 пс. ст. 4: «Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо, не как человек клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою».
9) Деяния вселенских соборов т. 5, стр. 86–87: «Ничья несправедливость не препятствует обетованиям Бога, и ни от чьих преступлений не может погибнуть наследие Христа... Не на людей должна быть возлагаема надежда церкви, если они хороши; и не должна быть осуждаема церковь Божия на погибель, если они худы».
10) Бароний лето 368, ч. 4, из Августина против Пармениана: «Церковь кафолическая человеческими грехами не может пасть, и человеческая недоверства Божиих обетований о церковном во всем мире расширении – разорять не могут».
11) Раскол донатистов, стр. 144, слова бл. Августина: «Почему обетования Божии о распространении и сохранении церкви не исполнились? Донатисты на это отвечали так: «люди не хотели». Если человек хочет, он твердо стоит в том, во что верует, если не хочет он отпадает. Так, когда церковь начала умножаться, люди не захотели веровать, и отпали, за исключением донатистов». Августин замечает на это: «разве Св. Дух прежде не знал будущей воли людей! Если так, то любой пророк может приходить и пророчествовать, а потом, когда его пророчество не исполнится, – оправдываться и сказать: я ничего не могу сделать, так как люди не хотели».
12) Деяния 7 вселен. соб. стр. 315: «Действительно, на некоторых местах, где находились прежде демонские храмы, мы видим покинутых древними идолов... Из этих то изображений, от которых мы избавлены, возник, говорят, культ христиан, хотя их и невозможно найти в христианских церквах. О, скрывающееся тут лукавство! О, гнуснейшее богохульство! Каким образом могло произойти там, где Христос есть глава и основание, как сказал мудрейший Павел? Значит мы напрасно обольщались надеждою на то, что мы христиане; значит мы были обольщены проповедниками, предсказывавшими нам, что явился в мире Бог, Имеющий избавить нас от демонского обольщения... Думающих так мы спросим: отчего это случилось? Вследствие ли попущения нашего главы, или же вследствие того, что хотя Он хотел, чтобы этого не случилось, но не мог оказать нам помощи? Разве это не явное богохульство? Если св. Павел говорит правду, называя Христа Сыном Божиим, Божиею силою и премудростью, то каким образом, спрошу я, что бы то ни было из существующего могло одержать победу над непобедимою силою и премудростью Божиею, даровавшею всему бытие? Стр. 316: «Как же после этого еретики утверждают, что мы поистине погрешили и идолам усвоили честь, которая должна быть воздаваема Богу?.. Далее, если бы они сказали, что мы чрез Христа действительно удостоились этих несказанных благ, но вслед за сим опять подверглись прежним заблуждениям, так на это следует ответить: значит, по их мнению, благодать, дарованная нам Духом, сделалась немощною, недостаточною и уже не остается до конца с теми, которые раз соделались участниками ее. Что может быть нечестивее или несчастнее такого мудрствования? Каким так же образом может ощущать недостаток в естестве Своем и подлежать каким-либо ограничениям Тот, Кто весь правда и всем подает животворную силу, т. е. всесозерцающий и всемогущий Дух Отчий? Или каким образом говорится: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20)? Но спасительный ли это глас, если не видно, чтобы содержащееся в нем обетование исполнилось на самом деле? Ведь такое обетование, дал Он находившимся тогда с Ним св. апостолам. Каким же образом они пребыли во плоти до скончания мира, когда они оставались живыми по возвращении Его на небеса лишь малое время и закончили жизнь смертью, умерши в силу закона природы? Но дар этого благовестия перешел на нас; мы подчинились их проповеди, и Христос, обитавший с ними во плоти, в течение всей нашей жизни пребывает с нами духовно. И так в настоящем случае следует плакать о заблуждений еретиков, которые так презрительно отнеслись к этому, отрицают такие очевидные догматы, осмеивают божественные обетования, относящиеся к кафолической церкви, нечестиво отвергая их».
13) Там же, стр. 164: «Сказавший апостолам, что Он (Христос) пребудет с ними до скончания века, конечно, тоже обещал и тем, которые после них надзирают над церковью Его; потому что Он не имел намерения пребыть с апостолами до скончания настоящего века».
14) Там же, стр. 283: «Христос Бог наш, даровавший нам свет познания и избавивший нас от мрака безумной приверженности идолам, обручивший Себе кафолическую церковь, не имеющую скверны или порока, обещал ей охранять ее и подтвердил это обещание ученикам Своим, говоря: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Mф.28:20). Это обетование Он даровал не только им, но и нам, по их слову уверовавшим во имя Его» (это говорили 314 епископов).
Возражения о обетованиях
1) Иоанн Злат. т. 11, стр. 612 (в Бес. на 14 посл. 23 58): «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Но это бывает только тогда, когда мы желаем того. Он вовсе не будет с нами, если мы сами станем удаляться от Него».
Разбор: В этом месте св. Златоуст ни слова не говорит о благодати священства. Речь у него идет о нравственных поступках, – о творении милостыни: «будем давать милостыню с братским усердием» (стр. 611), о хранении мира даже с язычниками, «ничто столько не способствует надлежащему исполнению всего того: чего мы желаем, как пребывание в мире и тишине, как то, когда мы удаляемся от всякой вражды и не имеем у себя ни одного врага» (стр. 612) л далее св. Златоуст продолжает: «Молитвою начал (апостол), молитвою и заключил (послание). Благодать, говорит, вам и мир. И опять: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Это завещал и Господь, когда сказал ученикам: се Аз с вами есмь во все дни до скончания века (Мф.28:20). Но это бывает только тогда, когда мы желаем того. Он вовсе не будет к нами, если мы сами станем удаляться от Него. С вами, говорит, пребуду во век. Не будем поэтому отгонять от себя этой благодати».
Ясно, что здесь речь о нравственности, об укреплении которой ап. Павел присовокупил молитвенное призывание благодати Божией и о чем сказал ученикам Иисус Христос. Так разуметь дает основание то обстоятельство, что св. Иоанн это обетование: «Аз с вами есмь во все дни до скончания века» относит и к концу мира (см. выше § 1, стр. 274). Это же обетование св. отцы 7 вселенского собора относят к епископам, хотя оно относится и ко всем верующим (с.м. § 13–14, стр. 277).
2) Ев. Матфея 5, 14–15 (Благовестн. в р. пер. стр. 96): «Ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем иже в храмине суть». Я, говорит зажег в вас благодатный свет. И поставил на высоте, дабы вы светили всем, чтобы этот свет благодати не погас в вас, и чтобы свет вашей жизни светил и другим, это дело вашего подвига».
Разбор: Следует прочитать стих 16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Следов. здесь речь о свете добрых дел, а не о благодати священства, посему напрасно г. Зеленков в своих «Выписках» (ч. 2, стр. 6), в подстрочном примечании замечает: «здесь о двух светах говорится: о благодати от священства и о благодати от жития». Но откуда же это видно? Вчитайтесь в текст возражения и увидите, что речь только о свете жизни: дело подвига на апостолах и их преемниках, чтобы «этот свет» (т. е. для свечения и другим) не погас в них и чтобы он, кроме того, светил и другим, но свет один и тот же.
«Не может град укрытися верху горы стоя». Так поучает их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, ибо на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете крыться в каком-нибудь углу: нет, вы будете на виду у всех: а потому старайтесь жить непорочно, дабы не сделаться соблазном для других... Посему Он говорит: «так да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» (стр. 95 и 96). И без пояснений видно, что речь идет о свете нравственной жизни, о добродетели.
3) Макарий Египетский «Духовные беседы», стр. 276–277 (по изд. 1880 г.» а по изд. 1904 г. стр. 212): «А я тебе сказываю, что и апостолам, совершенным в благодати, благодать не препятствовала делать, что хотели, даже если бы пожелали сделать что-либо неугодное благодати... благодать попускает и совершенным духовным мужам иметь свои изволения, и возможным делать, что хотят и преклоняться на что им угодно».
Разбор: В православной церкви не содержится такого учения, будто бы благодать удерживает людей от уклонения на что им угодно и это место нисколько не говорит против неложности Божиих обетований. Единичные и даже массовые уклонения хотя бы мирян или высших духовных лиц возможны и были подобные факты в истории церкви, но всеобщего уклонения быть не может и никогда не было, исключая старообрядческих обществ, и миряне могут заблуждаться подобно всем людям. Но ведь сказано: «не прейдет род сей, Дóндеже вся сия будут». Род сей, по объяснению бл. Феофилакта, значит «род верных или христиан» (Благовестник Марка зач. 61, гл. 13, ст. 30, стр. 135, изд. 1898). Это можно сравнить с следующим: все вообще люди смертны и каждый порознь умирает, умирают и во множестве, но может ли случиться так, чтобы все люди одновременно умерли? Конечно, этого не может случиться. Подобное этому и в вопросе падения в ересь мирян или иерархии: порознь или во множестве могут уклоняться, но все одновременно не .могут по гласу Господа: Аз с вами есмь во все дни до скончания века, а это обетование относится после апостолов, к епископам (см. выше).
Кроме того у преп. Макария здесь же об апостолах замечается: «согрешить они не могли, потому что, пребывая во свете и при такой благодати, не превозносились» (там же; подробно из Макария Египетского см. в статье «Священство», в разборе 15 возражения).
4) Иероним ч. 12, стр. 76: «Таким образом не безусловно сбывается то, что обещает Бог, но Он исполняет Свои обетования по отношению к тем, кои соблюдают повеления Его».
Разбор: Здесь разумеются условные обетования Божии, данные еврейсκому народу, а не новозаветные обетования церкви Христовой. Иероним объясняет 9 гл. прор. Даниила, в которой он сначала вспоминает пророчество Иеремии об опустошении Иерусалима на 70 лет. Затем Даниил свидетельствует о грехах своего народа: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво... И не слушали рабов Твоих пророков (ст. 56)... И за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия» (ст. 11). И параллельное место указано 28 гл., ст. 15 Второзакония (Втор.28:15): «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его... то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты (будешь) на поле».
Следовательно у Иеронима говорится об условных обетованиях, данных еврейскому пароду и относящихся к исполнению заповедей Господних, данных чрез Моисея. Иероним, толкуя 11 стих: «проклятие и клятва, которые написаны в книге Моисея», делает указание на 27 гл. Второзакония, где говорится о проклятиях и благословениях на грешников. Какие же грешники разумеются здесь, по отношению к которым обетование (условное) Божие не исполняется? «Мы не молились пред лицем Твоим, Господи Боже наш (ст. 13). Столь было велико упорство, что находясь среди бедствий, они не молили Бога, а если и молили, то не молили о том, чтобы обратиться от беззаконии своих» (стр. 77, ч. 12).
5) Иоанн Златоуст – беседы на ев. Матфея ч. 3, стр. 87–89, бес. 64 (изд. 1887 г.; у Зеленкова Выписки ч. 2. стр. 9): «Аминь глаголю вам, яко вы, шедшии ко Мне, в паки бытие, егда сядет сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевома «И так чтоже? и Иуда будет сидеть на престоле? Нет. Как же Христос говорит: «и вы сядете на двоюнадесяте престолу»? Как обещание сие исполнится? Внимай, как и каким образом».
Разбор: Дальнейшие слова показывают, что это обещание о сидении апостолов было условное. Златоуст сравнивает это обещание с другими обещаниями, данныму еврейскому народу: «Бог дал закон, чрез Иеремию пророка возвещенный иудеям, следующий: Наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их и разорю. И аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся и аз о озлоблениях, яже помыслих сотворити им. И наконец реку на язык и на царство, да возсозижду и насажду я. И аще сотворят лукавая пред очима моима, еже не послушати гласа моего; то раскаюся и аз о благих, яже глаголах сотворити им, по сему же закону поступаю Я, говорит Он, и с добродетельными. Ибо хотя Я и обещаю возсоздать их, но если они окажутся недостойными сего обещания, то я не исполню онаго, как то случилось с человеком первозданным (Адамом)… Посему и тогда, беседуя с учениками своими (апостолами), Он не без условия дал обещание; ибо не сказал просто: «вы», но присовокупил еще: «шедшии по мне».
Следовательно это обещание о сидении апостолов на двенадцати престолах условное, но обетование – «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» – безусловно и непременно исполнится, по словам того же Златоуста (т. 10, 55).
6) Иоанн Златоуст т. 5, стр. 424–425: «Говорит о Божиих обетованиях. Каких? От плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Но эти обетования даны были не просто, а с некоторым условием. Какое же это условие? Послушай: аще, продолжает он, сохранят сынове твои завет мой (Пс.131:13). Одни обетования Божии не доставляют нам благ, если и мы не будем исполнять следуемое с нашей стороны... Многих и из тех благ, которые Бог обещал, Он не подаст, если получившие обещания оказываются недостойными» (у Зеленкова ч. 2, стр. 10–11).
Разбор: И здесь св. Златоуст, беря условное («аще сохранят сынове твои завет мой») обещание, данное пророку Давиду, что на престоле его будет посажден от плода чрева его, дает разуметь, что обещания о благах Бог не исполнит в отношении к беспечным: «Итак, зная это, не будем предаваться беспечности по причине обетования, чтобы нам не упасть (в смысле нравственной жизни), ни отчаиваться по причине угроз, но исправляться. Таким образом мы можем достигнуть будущих благ» (там же; у Зеленкова 2, 11).
7) Кормчая Иосифовская, в конце книги – грамота св. равноапостольного царя Константина, л. 1: Святейшему и блаженнейшему отцу отцов поднебесные православному Селивестру епископу и папе Римскому»... л. 6: «и якоже нашу на земли царскую власть, тако и его священную и святую церковь Римскую уставихом чтити... И тамо до скончания века и всегда поищут учителя, идеже святое почивает учителево тело»... л. 7: «соборному града Римского папе и всем его иже по нем преемником святителем даже до скончания мира на престоле блаженного Петра седящим». Ясно, что обетование, данное римскому папе, не исполнилось: разве у еретиков кто будет искать учителя?
Разбор: Грамота царя Константина подложна, о чем см. в соответствующей сему статье XIV, стр. 101–103. Кроме того, если бы и не была подложна эта грамота, то опять значение этого возражения не велико, потому что это обетование частного человека, а не Бога, что поймут и старообрядцы.
Захарий Копистенский, считая грамоту подложной, представляет следующие основания: 1) «Пишет, абы Сильвестр головою над четырмя патриархами был (в Кормчей л. 6). Тояк правда? Константинопольский бовем (поскольку) архиепископ на той час (время) еще на достойность (достоинство чин, сан) патриаршую не был поднесен, аж по соборе первом Никейском, а згола (совсем) – на втором Константинопольском вселенском соборе (Константин умер в 337 г., а 2 всел. собор был в 381 г.), яко о том того собору канон 3 мовит (глаголет): пытаю (спрашиваю), яко могл дати зверхность (власть) над тым, котораго еще не было? Заисте (воистнно, подлинно) не могл и не давал. А так не правдивый але (но) подметный (подложный) есть той там придаток (прибавка) о четырех патриархах»... 2) «Соборов вселенских каноны (первого Никейского – шестой, второго Константинопольского – третий, четвертого Халкидонского – 26-й, шестого Константинопольского 36) описуют, иж патриархове Всходнии (восточные) з Римским епископом еднакой (одинаковой) и равной чести владзы, зверхности и величания быти мают. На жадном (ни в одном) соборном каноне не положено, абы папеж головою мел (имел) быти постановлен над патриархами. А так и оттуль показуется, иже в привилею (в грамате) оном о патриархах придаток есть фальшивый». 3) «Пишет якобы Константин царь Рим место и Влоскую землю, албо заходныи (западные) краины и замки мел дати и уступити Сильвестрови и его потомком (в Кормчей л. 9). И то далеко от правды. Бовем Константин (Дамаскин поддиакон гл. 33) пред смертию своею раздел царства своего сыном тром такий учинил: Константиеви дал Константинополь и весь восток, Константинови – Францию и Вретанские островы аж до Вечернего Окиана, а Констансови – Рим, Влохи, Венетию и низшую Галлию. Той раздел царства тестаментом (завещанием) вечным варовал (укрепил)». Далее Захарий Копистенский указывает царей на Римском престоле, которые и папежов подавали и заключает 3 свой довод: «Теды не есть то правда, абы быскупови (епископу) Римскому – Рим и Влохи и иныи провенции мел дати. А затим и привилей τой не есть правдивым». 4) Сами латинскии докторове мудрейшии того Константиноваго привидею не приймуют. Аже то правда – цесарь Барониуш (Бароний рок 1191, num. 53, tom 12, columna 858) в рочных своих деях (деяниях), 1191 непризнавает и овшем (конечно) за омильную (погрешительную) повесть удавано быти разумеет» (Полинодия стр. 324–325, «в Русской историч. библиотеке; т. 4, за 1878 г.).
Что касается мнения Вальсамона (в толков. 3 прав. 2 всел. собора; полн. Кормчая стр. 98) относительно грамоты имп. Константина, то оно, как мнение одного лица и при том ни на чем не основанное, не имеет значения.
В Баронии, лето 1191, число 8, л. 1432 об. так объясняется внесение Вальсамоном этой грамоты: «Вальсамон... собра правила соборов и отдев святых, сердцем (глаголет Бароний) не добрым, и на римскую церковь возъяренным. Гневашеся бо, рече, за св
й [престол Антиохийский. Сего Бароний хулит: яко правила апостольская не токмо сия яже церковь римская приемлет, но ихже и не приемлет, вся совокупи: а наипаче о безбрачии попов западных и о посте в субботу. Яко положи повесть неизвестную о Сильвестре Римском, и о даровании областей и первоначальства церкви Римстей от Константина, аки бы рече не от Христа власть имела».
8) Деяния 7 всел. соб. стр. 73–74, послание папы Адриана: «Католическая и апостольская Римская церковь до сего времени удерживает и всегда будет удерживать первенство и силу власти. Кафедра св. Петра, удерживая первенство, блистает на всю вселенную и есть глава всех церквей Божиих. Потому он пася по заповеди Господней церковь Его никогда не оставлял первенства, но всегда удерживал и удерживает его» (стр. 79). У Зеленкова – «Выписки» ч. 2, стр. 14, в примечании сказано: «Собор сказал: послание Адриана принимаем, а кто не верует – анафема». А разве теперь кафедра Римская удерживает первенство? Нет. Следовательно предсказание не сбылось.
Разбор: Прежде всего нужно помнить разницу между обетованиями Божиими и предсказаниями частных лиц. Во-вторых старообрядцы, беря на стр. 73–74 и затем на 79, соединяют в одно два послания папы Адриана: первое к императорам (стр. 64–70), где сказано, что «всегда будет удерживать первенство», а второе к патр. Тарасию (стр. 77–80). И слова: «весь собор так же учит» сказаны именно после прочтения второго послания, где о первенстве сказано, что ап. Петр «удерживает его» и после объяснения патр. Тарасия. «Представители святейшего папы древнего Ритма сказали: пусть скажет нам возлюбленнейший патриарх Тарасий царствующего города: согласен ли он с посланием (именно к нему) святейшего папы... или нет». Святейший патр. Тарасий сказал: «Адриан, предстоятель древнего Рима, ...ясно написал благочестивейшим нашим императорам, а также и нашему смирению и доказал, что он вполне содержит древнее предание кафолической церкви. И сами мы, на основании писаний, умозаключений и доказательств, исследовав истину и познав ее, на основании учения отцов, твердо, непреклонно и согласно прочитанному посланию, исповедали, исповедуем и будем исповедывать тоже самое, приемля, согласно древнему преданию святых отец, живοписные иконы и поклоняясь им с горячею любовию»... Святой собор сказал: «весь св. собор так же учит» (стр. 80). Ясно, что из послания папы Адриана к патр. Тарасию, принимали слова об иконах, а о первенстве и не упоминали при рассмотрении сего послания. Хотя далее (стр. 82–83) и есть указание, что члены собора согласны с посланием папы Адриана, но ясно указывается ими, что именно из этого послания принимается, т. е. только об иконах: «Николай, игумен апрский и представитель Тианской митрополии, сказал: согласнο прοчитанным посланиям папы Адриана, блаженнейшего папы древнего Рима, принимаю, по древнему преданию, честные иконы; думающих же иначе (о чем? об иконах) анафематствую». Точно так же говорили и другие члены собора, ясно указывая, что они принимают, согласно посланий папы Адриана, св. иконы.
9) Феодор Студит ч. 2, п. 63, стр. 179: «они отторгли сами себя от тела Христова, от верховного престола, на котором Христос положил ключи веры, которой не преодолели от века и не преодолеют до скончания врата адовы, т. е. уста еретиков». А разве это обетование исполнилось? где теперь верховный римский престол и кто ему из восточных повинуется?
Разбор: Здесь речь не о том, что врата адова не одолеют римский престол, а о том, что они не одолеют веру. Если бы говорилось о престоле, то и было бы сказано: которого не преодолеют врата адова, а сказано: которой, т. е. веры, а вера, кроме Рима, сохраняется во многих местах; следовательно и учение св. Феодора в разбираемом месте справедливо.
На 322 стр., п. 129 он пишет, что суд о божественных догматах принадлежит всем патриархам: «Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это – пятиглавая власть церкви. Им принадлежит суд о божественных догматах... Посему и отвергнуто все, сделанное и сказанное некогда царскою властью и дерзновением Константина и Льва касательно догмата о божественных иконах, по чему и отделилась здешняя церковь от других четырех, подвергшись вечному проклятию, запечатленному Духом Святым. Потом, по милости Божией, был воздвигнут рог православия при Ирине, царствовавшей с сыном своим, при которой соединено было разделенное до последнего Льва, при которым здешняя церковь опять отделилась, подвергшись равным образом проклятию от тех же. Следов. у св. Феодора Студита нет той мысли, чтобы римский престол пребывал вечно неодоленным, а напротив, ясно видно, что если какая церковь впадает в заблуждение, то другие церкви ее отсекают от себя.