Писание
1) Исидор Пелусиот ч. 2. п. 382, стр. 309: «Кто касается предмета высокого и покушается истолковать смысл священных писаний, тому надлежит иметь язык степенный и ясный, а сердце благочестивое и благоговейное, следовать за писаниями, а не указывать им путь, и не по собственному своему изволению навязывать им смысл. Ибо осмеливающимся искажать и перетолковывать их угрожает весьма великая опасность, касающаяся самой души».
2) Симеон новый богослов, в. 1, сл. 26, стр. 232 (а по изд. 1882 г. стр. 212): «О, братия мои! чего ради помышляете вы не то, за что спасены быть можете, а то, за что подлежите мучению? Зачем берете вы из святаго писания лишь неудобопонятные слова, криво их толкуете и превратно понимаете к погибели души вашей».
3) Кириллова, гл. 19, л. 401 об.: «Подобаше убо, якоже предрех, отцем последующе, ничтоже разумевати паче уставленных ими, ниже собирати речения от писания, о ином и ином глаголанная, насиловати тех ко иному разуму, да волю нашу поставим, якоже убо творит Николай».
4) Там же, л. 305 об. – 306: «Темже всякому подобает всею силою держаться церковного предания от божественных апостол Духом святым установленного, и от толь множества преподобных и богоносных отец седмищи на вселенских соборах собравшихся утверженного и соблюдаемого. Прикладающих же что, или отъемлющих, или инако претворяющих, аще и сам будет крайнейший учитель кто, никакоже слушати, но удалятися такового».
5) Там же, л. 434 об.: «Егда станем вси страшному престолу предстояще, коих познают своих отцы? отеческую ли веру и богодухновеннае святых отец предания отвергших, или нас православных, иже ничтоже ни в чем изменьших. Не онех мню, но нас».
6) Исидор Пелусиот ч. 3, п. 110, стр. 124: «Не пренебрегай, друг, медоточивого слышания божественных писаний. Диавольская эта хитрость, не позволяющая увидеть сокровище, чтобы не приобрели мы богатства. Слышание божественных мыслей ни к чему не служит, говорит враг, чтобы не увидеть ему деяний, происходящих от сего слушания».
7) Соборник Большой, гл 28, л. 389 (Оз.1:373): «Проклят разоряяй уставы отеческие, и непременные уставы церковные, яже положиша отцы твои».
8) Иоанн Дамаскин. богословие, кн. 4. гл. 6, л. 107: «Многажды Божественное писание употребляет пришедшего времене место будущего, якоже: «по сем на земли явися, и с человеки поживе». (Вар.3:38); просвет. сл. 10, стр. 250.
9) Просветитель, сл. 8, стр. 210: «Мы же покажем от божественных писаний, яко аще кто речет, яко ложна суть святых отец писания, и ти суть уста отца их сатаны».
10) Зонар с Богом, гл. 145, л. 104: «Нерадящих и преобидящих правила святых богоносных отец наших, яко изложиша и поставиша святым Духом: на св. вселенских соборах и на иных прочих соборах... веруем и исповедуем: яко помощью силою и действом св. Духа сия вси изложиша и рекоша, и поставиша, а не веруяй и нерадя о сих: анафема, анафема, анафема».
11) Потребник иноческий (1639 г.), гл. 21, л. 338 (Оз.1:377): «Божественная и священная правила написаша, еже есть окормление всему христианскому жительству, и краегранесие всему божественному писанию. И око некоторое, и свещник душевный, и свет просвещаяй всякого человека, без него же хотяй шествовати, яко во тме заблужает. Сияже вся ни от пророк ни от апостол прияхом но от святых отец наших, от святителей и преподобных, а иже не приемлет сих, а иже верен, ниже христианин может быти»... л. 350: «И еже Христос кая собою и не собою, но божественными апостолы, и святыми отцы предал есть. И тая убо яже отмещай и хуля и кто, всех неверных невернейши есть, и ниже христианин может быти».
12) 19 прав. шестого вселенск. собора: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из божественного писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных в уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего... толков. по слав. кормч.: «Епископи убо по вся дни должны суть учити причет церковный и вся люди своя, благоверию и божественным повелениям: паче же иных дней, во всякую неделю, всего причта и народа поучати благочестия словесы, якоже предречеся, от божественнаго писания избирающе истинная разумения же и судбы, и не преступати уже положенныя пределы, и богоносных отец предания: но точию от божественных писаней сказывати и учити истинному разумению Божиих заповедей. И аще кто воспросит их, словесе божественных писаний, да не от своего ума то сказуют. Но яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша (написаша)». – Полная Кормчая стр. 89 и 93.
13) Бол. Соборник, сл. 2 на св. Пасху Григория Богослова, л. 672 об.: «Понеже среда есть добродетель, злоба же безмерие и оскудение, сего ради и богослов хотя ино глаголати, завещавает средний путь шествовати, сиречь она единая прияти во ино сказание, еликася приемлют, прочая же оставити разуметися понарочному. Еже бо убо вся законная телесне разумети и повидимом, человек есть дебелейших мыслию, и нечувственных, и весьма праздных и недвыжимых к видению, и подобных иудеом, они бо вся законная по письмени разумеют, и ничтоже духовна приемлют. А еже вся ино сказовати, и даже до тончайших мужей (читай: вещей), зазорливых и вне меры возвождение приемлющих, и вещь зело подсмеятельна, и яве сонносудима, вся бо яже сонных, в знамениих и сенех, и елицы убо вся по возвождению сказуют, снове судити уподобишася. Есть же ово убо ничтоже отюд возводити, оскудение, ово же вся, безмерие есть, и обоя зазорна суть. А еже единая подобная, се среда есть и добродетель, и ниже безместно, яко еже телесно, ниже подсмеятельно, якоже сонносудительное».
14) Иоанн Златоуст т. 6. стр. 64: «Везде в писании таков закон: когда оно употребляет иносказание, то предлагает и изъяснение иносказания, чтобы не просто и не случайно необузданный произвол желающих иносказания блуждал и носился повсюду».
15) Григорий Богослов ч. 1, стр. 37: «Ни мало не смотрим на букву все хотим разуметь духовно (сколько грез! какое обширное поле пустословию!)».
16) Учительное евангелие, в неделю 4 поста, л. 74 (по филар. л. 81): «Тако бо и всяк человек, братие. Иже не глаголет, ниже слушает божественные словеса, бесом лукавым содержим есть».
17) Никон Черногорец. сл. 2. л. 12 об.: «И сего ради должни есмы во всех, ихже глаголем и творим, имети показание от божественных писаний, да не человеческими помышленьми прельщаеми, спаднем праваго пути, и впаднем в пропасть погибели».
18) Кормчая гл. 53, л. 868 об.: «Тать есть и разбойник, не от писания глаголяй».
19) Просветитель сл. 11. стр. 275, изд. 2: «И еже Христос, токмо не Собою, но божественными апостолы и святыми отцы предал есть, нам подобает хранити, а иже убо отмеща и хуля, всех неверных невернейши еси и ниже христианин может быти» (гл. 2, стр. 490 по 1 изд., а по другому еще стр. 441).
20) Иоанн Златоуст т. 6, стр. 445–446: «Недостаточно сказать о чем-нибудь, что оно написано в писаниях, и не должно прямо, выхватывая слова и отрывая члены от тела богодухновенных писаний, брать их отдельно и без взаимной их связи и произвольно и безотчетно искажать их. Таким образом вошли в нашу жизнь многие неправые мнения, по действию диавола, который научает людей беспечных превратно толковать заключающееся в писаниях и прибавляя или убавляя, помрачать истину. Потому недостаточно сказать о чем-нибудь, что это написано в писании, но должно читать в целой связи речи, потому что, если мы будем разрывать совокупность и связь изречений между собою, то произойдут многие дурные мнения... Такова злоба диавола. что он или прибавлением или убавлением, или извращением, или перетолкованием предмета вводит пагубные мнения».
21) Кн. о Вере. л. 5. слово св. Петра Дамаскина: «Яко велие безумие есть, оставити глаголы готовы, и глаголати моя».
22) Макар. Минея, м. август, л. 686 (Озерск.1:193): «Проклят всяк иже не пребудет во всех писанных книгах законных... Аще бо рече и ангел проповесть вам, не якоже мы благовестихом вам, проклят да будет».
23) Кормчая гл. 71, л. 641: «Вся яже чрез церковнаго предания и учительства и воображения святых и приснопамятных отец, новосотвореная и соделаная, или по сем содеятися хотящая, анафема».