Апостолы
До дня Пятидесятницы они имели власть, свойственную священным лицам.
а) И. Златоуст т. 7. стр. 352: «Молитеся Господину жатвы, да, изведет делатели на жатву Свою, – а никого к ним не присоединил?.. Потому, что впоследствии Он, (Христос) и двенадцатью заменил многих, не увеличив их числом, но даровав им силу. Далее желая показать, как велик дар, говорит им: молитеся Господину жатвы и, хотя не прямо, дает разуметь, что Он есть этот Господин. Сказавши: молитеся Господину жатвы, без просьбы и без моления их. Сам немедленно рукополагает их в это звание, и приводит им на память то, что говорил Иоанн, о гумне, о лопате, о плевелах и о пшенице. Отсюда видно, что Он есть Делатель, Он есть Господин жатвы, Он есть Владыка пророков... Впрочем, Дух еще не был ниспослан: не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.12:39). Как же они изгоняли духов? Повелением и властью Христа. Смотри же, как благовремению это посольство».
б) Благовестник, на 23 зач. Луки, стр. 82–3 (3 изд., a по изд. 1864 г. – стр. 35–36): «Бысть же во дни тыя, изыде (Иисус) в ropy помолитися... И егда бысть день, призва ученики своя, и избра от них дванадесяте, их же и апостолы нарече. Толк.: Господь все творит в наше научение, дабы и мы также делали... Избирает учеников после молитвы, желая научить, дабы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это с молитвою... Господь, рукоположивши учеников, чрез блаженства и учение приводит их в более духовное состояние» (по изд. 1910 г. стр. 310–311).
В) Кириллова кн., л. 77: «Престало тогда архиерейство Аароново, яко временное востало же Христово вечное, иже из мертвых востав апостолов своих на се освяти хиротониею, «же есть руковозложением... А апостоли паки епископов освятиша... а епископи паки попов... се имаши иерейство Христово».
г) Учительное евангелие, на 40 зач. Марка, в 4 нед. В. Поста, л. 72 (Алекс. 79): «Священных бо проповедь, слово прияша апостоли и учители вселенной хиротонисани беша от Христа».
д) Симеон Солунский ч. 2, стр. 303 (в слав. гл. 240, л. 204): «Потом Христос вместе с ним избрал и других. Ибо после преображения, как Лука говорит тотчас (вслед за описанием его), великий и единый Архиерей, все содержащий в себе и всем соделавшийся ради нас, поставил первых (т. е. 12 апостолов) иерархами, вторых (70 учеников) – иереями и послал их проповедать пред лицем Своим. А наконец, принес в жертву Сам Себя и даровал таинства, и, пожершись за нас на кресте, умерши и воскресши, примирил нас с Отцом и дуновением сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении, посредством тех. разделенных им, огненных языков Духа».
е) Кириллова, л. 469 об.,. посл. 5: «Рече (Иисус), шедше в весь мир проповедите евангелие всей твари. Настоятельство убо и пастырство вселенское, в сих составляет Спас, и сие яко же некое всенародное сокровище церкви предлагает; но сия убо прежде Спасова еже от земли вознесения.
ж) Б. Катихизис, глава 72, 358: «аще же в ветсем завете никтоже дерзну не освящен строити тайны, множае паче у нас не достоин дерзати. Сего ради Господь на тайней вечери апостолы своя священниками сотворил есть, и по воскресении своем повеле им вся языки крестити, и даде им власть отпущати грехи».
з) Апостол Толковый, зач. 150. л. 544 (оз. 1. 176) «Господь наш Сын Божий новый иерей из иного колена нежели Аарон, новую жертву нового завета предаде на тайней вечери, и новый иерей по чину Мелхиседекову апостолы своя постави».
i) Иоанн Златоуст т. 8 стр. 588–589: «Яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы... Теперь Он уже не умоляет Отца, но собственною властью дарует ученикам силу. Дуну и глагола им: приимите дух Свят имже отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся (ст. 22–23)... Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию... Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, – так как различны дарования Духа. Потому то Христос и присовокупил: Имже отпустите, отпустятся, показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений».
и) Феодорит. ч. 3 стр. 260, на 109 пс.: «Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание когда прием хлеб, и благословив, преломы, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам своим, глаголя: пиите от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф.26:26–27)».
к) Иероним, ч. 3. стр. 151 (Алекс. 82–84): «В конце евангелия от Иоанна повествуется, что в самый день Воскресения Своего, т. е. в день недельный, Он вошел к апостолам, дверем затворенным, и сказал им два раза: мир вам, прибавив: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глaгола им: приимите Дух Свят: Им же οτпустите грехи, отпустятся им; и имже держите держатся (Ин.20:21–23). Это значит, что в первый день воскресения апостолы получили благодать Духа Святаго, которого оставляли грехи, крестили, делали Сынами Божиими и раздавали верующим права усыновления, как говорит Сам Спаситель: имже отпустите грехп, οτпустятся им: и имже держите держатся. В день же пятидесятницы им обещаемо было более, именно: что приимут они крещение от Духа Святого; облекутся силою свыше, которою будут проповедывать евангелие Христово всем народам... будут иметь действия сил и дарования исцелений, и когда пойдут на проповедь ко многим народам, получат роди языков, так что в то время уже будет известно. кто из апостолов должен благовестить каким народам».
л) Просветитель, сл. 11. стр. 275 (2 изд., a по 1 стр, 491): «Апостольский сан и образ и не токмо иноческого чина и образа» но и всех вышши и по премногу честнейши, елико суть под небесем и царя и патриархи и святителя и иноки рукополагающе; поставлени убо Быша от Христа и рукоположени еже просветити вся человеки, и заблудшая обратити к богоразумию».
Апостолы именуются «овцами» – см. в статье «о церкви против австрийцев» (в разборе 17 возражения).
О вере апостолов воскресению Христову – см. в той же статье, в разборе 2 возражения.
Другие доказательства о апостолах см. в статье «церковь против беспоповцев» в разборе 9 и 10 возражений.