прот. Иоанн Козлов

Источник

Символ веры без слова «Истиннаго»

1) Кириллова, л. 131 об.: «Веруем во единого Духа Святого и животворящего, иже от Отца исходящего, и на Сыне почивающего».

2) Там же, л. 252: «И в символе благочестивыя христианския веры предаша, правоверным християном исповедовати истинного и животворящего святого Духа от Отца исходяща, и со Отцем и с Сыном спокланяема и сславима».

3) Там же, л. 428 об.: «Такожде во единаго святаго Духа верует, Господа животворящего, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и с Сыном купно покланяемого и славимого».

4) Там же, л. 430 об.: «И в пресвятого Духа Господа животворящего, иже от Отца исходящего, со Отцем и с Сыном поклоняемого и сславимого, имже вся освящаются».

5) Там же, л. 554: «И святое изображение веры нашей Христианам рече: и в Духа Святого Господа и животворящего».

6) «Катихизис Б» гл. 69, л. 310 об.: «Таже и во священном символе богоносные отцы веровати нас научиша и в Духа реша Святого Господа животворящего, и прочее».

7) Там же, л. 323: «Паки же и во священном символе сице речем и тако исповедуем: верую и в Духа Святого Господа и животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцом И Сыном споклоняема и сславима».

8) Служебная Минея патр. Филарета, январь, л. 109, на царских часах в навечерии Богоявления, напечатан весь Символ веры , и 8 член изложен без слова Господа: «И в Духа святаго истинного и животворящего».

9) Стоглав. гл. 9, стр. 94: «Тако же и верую во единаго Бога сущее глаголется: и в Духа святаго истинного и животворящего. Ино то горазно, неции же глаголют: и в Духа святаго Господа истинного, ино то не горазно, едино глаголати или Господа или истинного».

10) Десять посланий инока Павла Белокриницкого к беспоповцам, стр. 107 (а в ж. Старообрядец за 1906 г. стр. 1401): «Во святом Стоглавом соборе, во главе 9, во указе о божественной службе написано сице: «Тако же и верую Бога отца, сущее глаголется и в Духа святаго истиннаго и животворящаго ино то гораздо, неции же глаголют и в Духа святаго Господа истиннаго. ино то не гораздо: едино глаголати или Господа или истиннаго. До зде Стоглав. Обаче последующии православнии патриархи не признали вреда ни в первом глаголании, ни в последнем, но по обычаю же держались последнего, чему уже и мы безусловно последуем».

11) Истины показание Зиновия Мниха, гл. 52, стр. 954: «Еще вопроси мя Захария глаголя: тамож в верую во единаго Бога, ови глаголют и в Духа святаго Господа, ови же глаголют и в Духа святаго истиннаго, аще есть разньство некое в глаголет сих? Рекох же ему: иже правою верою кто глаголет нелицемерне, мню не много разньства зде, аще и мнится не единоименно».

12) Максим Грек, ч. 1, гл. 11, стр. 226–227: «Третий собор святых отец, приложиша во священном символе совершеное богословие, еже о святем Дусе, прирекше, и во святый Дух Господень животворящ от Отца исходящ, якоже сам единородный Сын Божий Иисус Христос богословил гласом ев. Иоанна евангелиста».

13) Малый Катихизис. л. 20 об.: «Вопрос: который есть осмый артикул веры? Ответ: и в Духа Святого Господа животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и с Сыном спокланяема, и сславима, глаголавшего пророки».

14) Просветитель, сл. 7. стр. 184–185 (2 изд.): «И святии вселенстии 7 соборов, в них же две тысящи святых отец, и священнейшии же святии поместнии собори в них же мнози велиции богоноснии отцы и чудотворцы же и знаменосцы, вси свидетельствуют исповедание православной веры, еже есть и в Духа Святого, истинного, животворящего еже от Отца исходящего, а еже и от Сына, никакоже никтоже».

15) История русской церкви Филарета Черн., пер. 3, § 30, стр. 405, примеч. 278: «Известно, что в 1531 г. Максима допрашивали: «в здешних наших книгах написано: и в Духа Святого истинного, и ты Максим истинного загладил для чего?... Михаил сказал: говорил ему Максим, что у них того в греческих книгах нет, и он потому загладил».

Возражения о символе

1) На свидетельство из Стоглава (§ 9) старообрядцы говорят, что ваш Стоглав испорчен, а вот в Кожанчиковском издании читается так: «Тако же и верую во единого Бога Отца» неции невегласи глаголют и в Духа Святого истинного, ино то не гораздо, сице подобает глаголати: и в Духа св. Господа истинного и животворящего».

Разбор: Но и Кожанчиковский Стоглав не оправдает старообрядцев, ибо в предисловии к нему издатель говорит: «Списки Стоглава не смотря на все свое разнообразие – представляют две редакции, одну обширную, другую краткую... мы печатаем памятник по краткому списку; но чтобы соблюсти возможную полноту – мы решились присоединить в конце в виде приложений и главнейшие из опущенных мест по полному списку Стоглавника. Рукопись, взятая нами за основной текст, принадлежит одному из любителей и знатоков старопечатной русской литературы и доставлена издателю Т. Ф. Большаковым. Она приблизительно может быть отнесена к половине 17 века» (стр. 5–6, предисл.).

И вот в конце прилож. № 3,. стр. 290, читаем: «Такоже и «верую во единого Бога» сущее глаголется «и в Духа Святого истинного и животворящего», ино то гораздо, неции же глаголют: «и в Духа Святого Господа истинного», ино то не гораздо, едина глаголати: или Господа, или истинного».

В примечании же к указываемому старообрядцами месту из 9 главы (стр. 68) Кожанчиков делает такую оговорку: «Собор без сомнения, видел в прежних старинных книгах, что в восьмом члене Символа веры было иногда слово: «Господа» или «истинного». Иногда то и другое помещалось на боку, а в последних пред Стоглавом книгах стали обе те речи вместе в строке, Символ от того начал быть уже и писаться с прибавкою, чему по правилам св. отцов никак не следует быть. Почему отцы Стоглавого собора постановили, чтобы прибавку, хотя малую и безвредную, но по правилам св. соборов, отнюдь нетерпимую в Символе исключить и говорить, вместо двух одно только слово – или истинного или Господа. В нашем православном чтении Символа веры, сообразно с подлинным греческим текстом, удержано в отношении к св. Духу слово Господа».

2) Отменяя из Символа веры слово «истинного» тем самым вы не исповедуете Духа Святого истинным Богом.

Разбор: Если рассуждать так, то придется допустить невозможное, что и в указанных выше свидетельствах, по отсутствию слова «истинного», Дух святой не исповедуется истинным Богом. Кроме того, в члене Символа Дух назван только Святым, без наименования «истинным»: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечьшася». Так же читают и старообрядцы. Неужели и они в этом члене, при неимении здесь слова «истинного», не исповедуют Духа Святого истинным Богом? Православная церковь исповедует Духа святаго таким же истинным Богом, как Бога Отца и Бога Сына. Читаем в Жезле Правления, ч. 1, возобл. 26, л. 80 и 84 об. (3 изд.): «Да весть всяк православный, яко сердцем веруем, усты же исповедуем, и велегласно вопием: Духа Святого, быти Бога истинного, равне якоже и Отец есть Бог истинный, и Сын есть Бог истинный... Ответуем, яко веруем и исповедуем Духа Святого быти Бога истинна».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle