Хождение «по-солонь»
Прямых указании по этому вопросу нет.
1) Кириллова л. 15 об.: «Аз Иисус послах ангела своего да свидетельствует в церквах да ся научат манихеи, да не почтут планит, и солнца паче слова Божия, да не рекут, яко церковный устав словом Божиим утверженный по солнечному хождению».
2) Кн. о Вере, л. 171 и об.: «Яко левая страна глаголют (латины) честнейша суть. От каковых вин, смеху достойно суемудрие их, еже левую страну честнейшу паче правыя творити? кто бо злато за олово, а мосяжь (медь) за злато вдавает? что разумееши аще в сей вещи яже и простейшему человеку не видится? тако свою вещь представляют: колико же наипаче в речех тонких прельщают, василискова яду заразою, кревзы (т. е. отравляют) невинные души. Отвещаю же на таковый умысл их, яко всегда правая страна в церкви беаше и есть честнейша и достойнейша, якоже входящим в церковь, тако и у олтаря стоящему и обращающемуся епископу на церковь к людем, и яко правая есть и честнейшая, того ради, яко престол царский, седалища патриарши, и всех меньших в церкви начальствующих кресла на ней поставлены суть, и с евангелием на правую к ним к целованию исходят на выход иереи полунощными дверми на церковь, к правой полуденной к восточной стране, а не к западу и полунощию и не на левый крылос».
3) Устав или око церковное, гл. 6, л. 21 об.: «Подобает ведати како кадити иерею или диакону: первие станет пред святою трапезою и творить крест с кадилом, и тако от полуденные страны, став такождо творит крест, подобно и от восточныя и от долунощныя, креста образно, кадит святую трапезу и весь святый олтарь».
4) Подробные указания см. у Озерского ч. 2, стр. 508–516.
5) Увещание во утверждение истины, стр. 69–70: «Объявляем вам, как бы и ходить – по-солнцу или противу солнца, в том великой силы не находим... Хорошо ходить и по солнцу, только быть в соединении с церковью».
6) Митрополит Григорий: «Во святом крещении православные обходят купель, идя против течения солнца, а единоверцы по солнцу, разумея под солнцем – солнце правды Иисуса Христа. В обряде разность есть, но вера одна. Православные так обходят купель потому, что Господь сказал: приидите ко Мне вси. А кто идет ко Христу, тот Христов. Единоверцы же обходят купель по течению солнца потому, что Господь сказал: иже хощет по Мне ити, да возмет крест свой и по Мне грядет; а кто идет по Христе, тот Христов. И так, и те и другие так поступают потому, что того требует Христос, и, следовательно, поступают правильно» («Ответ единоверца старообрядцу» м. Григория, 14–15 стр.; О клятвах Алекс. 90 стр.).