Объяснение к пользованию пособием «В помощь миссионеру»
Некоторые статьи мы поместили без предварительного объяснения. Здесь добавим несколько слов. Статья 1 – «Австрийские епископы и попы» содержит указания, что они содержат неправославное учение и имеют нравственные недостатки. Первое полезно указывать при рассмотрении вопроса о «разложении церкви» (стр. 432), а второе в вопросе о «недостойных священниках» (стр. 253). Следовательно 1 статья является как бы дополнением к этим двум статьям, а также и к ст. «Никон патр.» (стр. 265). Статья 2 – «Аллилуия» содержит справки о том, что троекратное аллилуия не новшество, а было до Никона за много лет. Об аллилуии старообрядцы говорят в вопросе о мнимых ересях православной церкви или вообще в вопросе о причинах отделения.
Справки в ст. 3 – «Аммон и Моав» бывают иногда нужны в беседе об антихристе, когда старообрядцы спрашивают о значении сего. Статья «Ангелы» содержит справки, что они не могут пасть, как неправильно доказывают в беседах австрийцы, что-де не только епископы, но даже и ангелы могут падать (см., напр., о сем книгу Усова «Церковь Христова временно без епископа»). В статье «антихрист» сначала приведено положительные доказательства по §§-ам, а потом разобраны и возражения. Статья «апостолы» содержит в текстах ту мысль, что они и до пятидесятницы не были простецами. Это бывает нужно в беседе о церкви и священстве с беспоповцами, желающими доказывать, что будто апостолы до 50-цы были простецы, а начало церкви с концом согласуется (конечно, не в этом). Доказательству этой неправильной мысля уделено много места в кн. Коновалова «о первоначальном устройстве церкви Христовой». Возражения об апостолах разобраны в ст. «священство» и «церковь Христова (против беспоповцев)». Статья «беспоповские ереси» преследует ту цель, чтобы, когда беспоповцы неосновательно будут обвинять православную церковь в мнимых ересях, доказать неопровержимо, что они, и нехотя, действительно содержат указанные в статье ереси. Справки в ст. «благодатная» (Богородице Дево радуйся) нужны как и справки об аллилуии, т. е. старообрядцы говорят, будто такого чтения не было до п. Никона. В ст. «Брак» даны доказательства, во-1-х, о том, что он должен совершаться священником, а не мирянином, как у некоторых беспоповцев, а во-2-х, о том, что он необходим и пребудет вечно. Второе против странников-бегунов, в принципе отвергающих брак. Доказательства в ст. «век осьмый» необходимы в беседе об антихристе, тогда, когда беспоповцы говорят, что антихрист придет в 8 тысяче. Статья «Гонения» содержит обильные справки по этому новейшему обвинению, будто сами архипастыри правосл. церкви гнали старообрядцев. Соответствующие, по отделам, пояснения даны в тексте статьи, а потом разобраны нек. возражения. Статья – «Грамота имп. Константина» содержит свидетельства о подложности оной грамоты, которая печаталась при старопеч. Кормчих и из которой беспоповцы приводят, что будто имп. Константин предсказал Римскому престолу вечность, а теперь дескать Рим в ереси, почему и обетование не исполнилось. Эта грамота, как видно из доказательств, не заслуживает доверия. Недавно старообрядцы стали на беседах обвинять греческую церковь в неправославии, ссылаясь на профессорские исследования Каптерева, Голубинского и др. Статья «греческая церковь» содержит доказательства, опровергающие подобные клеветы на греч. церковь. Пояснение к ст. «двоеперстие» имеется в конце ее. Выписка о «десяти царях» из Августина бывает необходима, когда некот. беспоповцы спрашивают о видении прор. Даниила о зверях и 10 рогах 4 зверя, под которыми разумеются 10 царств. Доказательства о «единоперстии» нужны в беседе вообще о перстосложении, когда после выяснения вопроса с догматической точки зрения, необходимо бывает коснуться этого вопроса и с исторической точки зрения, показав на основании данных справок, что единоперстие было самая первая форма перстосложения. Доказательство от «епископы – главы церкви» бывают нужны в беседе о церкви с австрийцами. Конечно, епископы наз. главою поместных церквей, а невидимая глава всей церкви – Христос.
Так как старообрядцы содержат в своем учении неправильные даже еретические мнения (см. «беспоповские ереси»), то ст. «еретики и их свойства» будет иметь свой смысл и значение.
Справка о «законе естественном, писанном и благодати» нужна к пояснению мысли в кн. о Вере л. 271 об., что пророки Илия, Энох и И. Богослов будут проповедывать сообразно временам, когда они жили, т. е. они будут представителями тех эпох. Именословное перстосложение неосновательно признается старообрядцами новшеством. Справки в статье «имен. перст.» изобличают неосновательность сего мнения. Статья «Иаков апостол» есть дополнение к ст. «апостолы» (о них см. выше здесь), а § 5 этой статьи к ст. «косматые». Статья «Иисус» показывает, что начертание имени Спасителя с двумя «и» не новшество, а такая же древность, как и Исус. Вопрос о имени «Иисус» возбуждается и отдельно и вообще в вопросе о причинах отделения (больше всего последнее).
Справки о Иуде сделаны к тому, что некоторые начетчики на указание православных, что уклонившегося епископа должны извергать епископы же (12 пр. Карф. соб.), спрашивают: «а Иуду какие епископы извергали?» К ст. «клятвы патр. Макария и соборов» добавим, что приведенные здесь исторические примеры о клятвах нужны для того, что в древней церкви были случаи осуждения и вполче православных людей, но что осуждавшие и осуждаемые, без уничтожения осуждающих актов, не признавались неправославными.
В ст. «Книжное исправление» сначала показано, что книги были неисправны и справщики в этом сознавались, это же подтверждают и сами старообрядцы. О возражениях сделано пояснение в соответств. месте. О приеме «Латин чрез миро» нужно знать для того, что старообрядцы, иногда соглашаясь, что поливательное крещение больных младенцев можно допустить, однако отрицают действительность такового латинского крещения и требуют крестить их снова. Обычай правосл. церкви принимать их чрез миро оправдывается приведенными здесь доказательствами (стр. 243). За «лжицу» обвиняют нашу церковь беспоповцы, сами не имеющие не только лжицы, но и самого причащения. О «летах священников» старообрядцы говорят в том смысле, что рукополагать ранее определенного правилами срока, как иногда в правосл. церкви делается, нельзя. Исторические справки указывают, что в этом отношении правосл. церковь имеет примеры в лице св. отцов. У беспоповцев нет миропомазания, за что по суду свидетельств св. отцов, приведенных в ст. «миропомазание», они неведомы Богу и ангелам и они не совершенные христиане.
За молитву Иисусову с словами «Боже наш», а не «Сыне Божий» старообрядцы тоже нередко обвиняют правосл. церковь. Но они бывают немало удивлены, когда им указывают, что Иисусова молитва со словами «Боже наш» есть в старопечатных книгах. О «мощах» полезно указать старообрядцам в отличение их гордыни, что без мощей их молитвенные храмы не освящены и должны быть, по суду правил, уничтожены. Справки в ст. «недостойные священники» необходимы в беседах о церкви, священстве и причащении, Старообрядцы, особенно беспоповцы, постоянно укоряют православных пастырей, что некоторые (а беспоповцы говорят обычно о всех) из них ведут недостойную жизнь и тем будто отгоняют благодать Св. Духа от совершаемых ими таинств. Свидетельства означенной статьи говорят, что недостойная жизнь священников ничего не вредить благодати Св. Духа, как грязь золоту. У самих старообрядцев есть недостойные пастыри, о чем можно читать в этой же статье (стр. 260), а также в статьях «австрийские епископы и попы», «Никон патр.» и в ст. «брак» (стр. 62–63) о нравственности странников-бегунов. Статья «обряды, обычаи и предания различны», а также близкие ей по смыслу статьи: «единоверие» (123) и «право церкви изменять обряды» (349) имеют целью показать, что обряды в церкви всегда были различны и переменялись на лучшее. Об этом приходится говорить в вопросах о перстосложении и вообще и обрядовых разностях.
Под словом «отчаянные» помещены выдержки из старопеч. книг о чтении с этим словом Богородична на 9 часе «иже нас ради рождейся». За это обвиняют церковь или в вопросе о книжном исправлении или вообще о «погрешностях» православной церкви. Статья «ошибки св. отцов и писателей церкви» показывает, что св. отцы за невольные ошибки никогда не считались неправославными, а тем более из-за их ошибок не обвинялась вся церковь. Сие необходимо к тому, что старообрядцы неправильно за некоторые неудобные по нашему времени отзывы православных полемистов о старых книгах обвиняют их и даже всю церковь в неправославии. По сему вопросу смотри еще в ст. «подлоги» (304) и «порицания» § 8, стр. 346. О православии «Петра Могилы» нужно бывает доказать в беседе о троеперстии, когда старообрядцы неосновательно называют его неправославным. В ст. «писание» собраны доказательства, как пользоваться писанием, ибо старообрядцы часто или искажают писание или «огрызают», не дочитывая. Статья «повиновение властям» написана в обличение странников-бегунов, которые, исходя из неправильного своего учения о царстве антихриста и его служителей во всем мире, в силу этого не почитают и даже отрицают царскую власть. Святые же отцы всегда повиновались власти, хотя бы она и не была благочестива, в делах, не касающихся души. В ст. «пοкаяние» приведены доказательства о том, что разрешение в грехах кающимся может дать только священник или епископ, а не простой мирянин и, следовательно, у беспоповцев при неимении иерея не может быть и покаяния, как таинства церковного. В ст. «поклоны» указано различие в этом вопросе старопечатных книг с правилами, а также есть указание о трех входных поклонах, за каковые старообрядцы неправильно обвиняют правосл. церковь, говоря, что нужно полагать так наз. «семипоклонный начал». Вопрос о причащении самый больной для беспоповцев, как известно отвергающих причащение и учащих, что оно теперь уничтожено антихристом. Насколько справедливо это учение видно из приводимых в ст. «причащение», буква Б, доказательств. Беспоповцы думают заменить причащение под видом хлеба и вина разными духовными жертвами – милостыней, постом, молитвой и т. п., но и это несправедливо, ибо причащение, установленное Иисусом Христом, непременно должно быть вечно под видом хлеба и вина. Беспоповцы о пророках Илии и Энохе учат, что они не будут предтечами 2 приш. Христова, что они уже бессмертны, а под ними нужно разуметь различных мучеников и вообще, по мнению беспоповцев, о пророках нужно понимать духовно. Неопровержимые доказательства в ст. «пророки» изобличают неправильность беспоповского учения о пророках. Статья «просфоры и печать на них» указывает, что и на пяти просфорах можно совершать божеств. литургию, о чем подтверждают сами старообрядцы австрийцы, а беспоповцы должны бы умолчать, ибо не имеют не только пяти, но и ни одной просфоры. В ст. «родители когда им повиноваться» приведено несколько справок о том, что если родители учат худому, напр. отступлению от Бога и Его церкви, то им повиноваться не только не следует; но даже и смотреть на них нужно, как на врагов спасения, а старообрядцы на все разумные и неопровержимые доводы обычно говорят: «нас как благословили родители, так мы и будем жить». Знать время жизни того или иного св. отца или учителя церкви необходимо для того, что иногда слушатели на беседах, заинтересованные каким-либо доказательством, спрашивают, когда жил такой-то св. отец или учитель церкви, а также и в других случаях это нелишне знать. В ст. «святые отцы» по возможности это указано. Статья «священство» содержит обильный материал о вечности священства, которое беспоповцы отрицают, а отсюда они являются непослушными гласу Господа и Его святых. О «седьминах Данииловых» приходится говорить в вопросе об антихристе и о причащении. Беспоповцы последнюю седмину принимают за много лет, почему и царство антихриста будет, по их мнению, не 3 1/2 года, а неопределенно. Как понимать седмины Данииловы и дают указание св. отцы, особенно бл. Феодорит. Статья «символ веры без истинного» имеет справки, что и без слова «истинного» 8 член читался в древней церкви. Об этом старообрядцы говорят в вопросе о причинах отделения, но австрийцы весьма мало поднимают этот вопрос. Статья «смотрительные случаи» или исключительные имеет справки, что такие случаи не закон для всей церкви и о них не следует даже и говорить, а старообрядцы иногда ими только и оправдываются, напр., в беседах о покаянии, причащении, крещении и т. п. За то, что в православной церкви не собираются дважды в год соборы епископов, старообрядцы ее обвиняют, но, как видно в ст. «соборы не собираются», они еще в древней церкви не собирались, но церковь была православна. В ст. «троеперстие» собраны доказательства, что оно не новшество и не содержит в себе никакой ереси. В этой ст. сделаны выписки о православии митр. Петра Могилы, ибо им первоначально было составлено Православное исповедание, где содержится, кроме других источников, указание о троеперстии.
За хождение против солнца старообрядцы обвиняют правосл. церковь в неправославии, но справки в ст. «Хождение по-солонь дают видеть, что ходить против солнца лучше, чем по солнцу и во всяком случае и то и другое хождение нисколько не может вредить православию церкви.
В вопросе о церкви Христовой против австрийцев приходится главное внимание обращать на то, что она не может быть без епископа, тогда как у австрийцев их, а не Христова уже, церковь была без епископов 180 лет и к этому-то обществу в 1846 году и пришел беглый греческий митр. Амвросий, по их же мнению еретик. За слово «без сравнения» вместо «воистину» (серафим) в «Достойно есть» православная церковь обвиняется чуть ли не в ереси; справки же в ст. «честнейшую херувим» указывают, что это чтение было и раньше п. Никона, а также читалось и иначе.
Кроме этих кратких указаний люботрудный читатель в тексте нашего пособия найдет некоторые замечания относительно того или иного вопроса, особенно сноски из одной статьи в другую дают некоторую возможность сообразить, что и к чему относится. Если в некоторых местах книги и нет указаний дальнейших страниц, то это объясняется чисто типографскими условиями.