Источник

Глава XIV. О восхищаюших недарованная

I. Ап. Павел: «Никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон. Тако и Христос на Себе прослави быти первосвященника, но глаголивый к Нему Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Евр.5:4–5).

II. Правила святых Апостолов: «Кождо в данном ему чину да пребывает; и не преступайте заповедей не суть бо наша, но Божая... Восхищающии не дарованная им раздражают Бога, яко же сынове кореови и Иозия царь. Ни диакону убо приности жертвы несть достойно, ни крестити кого, ни благословения мала или велика сотворит. Тако же ни пресвитеру несть достойно поставления творити развращати чин священнический. Якоже дерзнувый таковая, не с нами борется, но с великим архиереем Христом. Аще бо Филипп скопца крестил, и Анания менее Павла, но не сама себе восхитиста святительского чина, но от Бога прияста власть, от несочетанного архиерея» (1–2 пр. старопеч. Кормчая л. 30 об.).

III. Св. Иоанн Златоуст: «Весьма ясно можно видеть, как далек должен быть подчиненный от того, чтобы исправлять дела священников. Так некогда, при возвращении кивота, когда некоторые из подчиненных, увидев его наклонившимся и готовым упасть, поправили его, то подверглись наказанию на том же самом месте, будучи поражены Господом и падши мертвыми. Между тем они не сделали ничего худого; они не наклонили кивота, а поправили, когда он наклонился и готов былъ был упасть. Но чтобы ты вполне убедился в достоинстве священников и в том, как непозволительно человеку подвластному и принадлежащему к числу мирян исправлять такие дела, Бог умертвил их среди множества народа, с великою силою устрашая всех прочих и внушая никогда не приближаться к недоступным предметам священства. В самом деле, если бы каждый, под предлогом исправления худо сделанного, стал присвоять себе достоинство священства, то никогда не было бы недостатка в предлогах к исправлению, и все размещались бы между собою так, что мы не различили бы ни начальника, ни подчиненного» (т. III, стр. 201–202).

б) «Озия, будучи царем и облеченным в диадему, стал превозноситься потому, что был праведным, и возгордившись больше собственного достоинства, вошел во святилище. И что говорит писание? Вниде во святая святых и глаголет: хощу покадити фимиамом (ср. Пар.26:16).

Будучи царем, он похищает преимущество священства; хочу, говорит, покадити фимиамом, потому что я – праведен. Но остановись в своих пределах; иные пределы царской власти, и иные пределы священства, последнее больше первой... Но Озия царь, вышедши из своих пределов и преступив меру царской власти, решился присвоить себе лишнее и с дерзостью вошел во святилище, желая кадить фимиамом. Что же священник? Не позволительно тебе, Озия, сказал он, кадить фимиамом. Посмотри на дерзновение, на нераболепный образ мыслей, на язык, касающийся неба, на свободу, ничем не стесняющуюся, на тело человека и ум ангела, находящегося на земле и обитающего на небе. Он видел царя, и не смотрел на диадему. Не говори мне о царской власти там, где беззаконие. Несть твое, царь, да кадиши фимиамом во святом святых; ты преступаешь пределы, присвояешь не данное тебе; потому ты потеряешь и то, что получил. Несть твое кадиши, но Священником; это не твое, а мое. Похитил ли я твою порфиру? Не похищай же ты моего священства. Иметь твое, да кадиши фимиамом, но токмо священником, сыном Аароним (2Пар. 26:18). Это происходило спустя много времени после смерти Аарона. Почем0у же он не сказал только: священником, но упомянул и о праотце? В то время случилось нечто подобное. – Дафан, Авирон и Корей восстали против Аарона; но разверзлась земля и поглотила их; сошел огонь с неба и попалил их (Числ.16:1–50; Пс.106:17–18). – Потому священник, желая напомнить царю из тогдашней истории, что и прежде нападали на священство, но оно не было унижено, и восставало множество людей, но Бог отомстил за него, сказал: несть твое, да кадиши фимиамом, но токмо священником, сыном Аароним. Не сказал: вспомни, что претерпели тогда сделавшие это; не сказал: подумай, что восставшие были сожжены; но назвал Аарона, за которого было отмщено, и привел царю на память это событие, как бы так сказал: не дерзай на дела Дафана, чтобы тебе не потерпеть того же, что было при Аароне. Но царь Озия не послушался, а надмеваясь гордостью, вошел во святилище; открыл святое святых и хотел кадить фимиамом. Что же Бог? Когда таким образом священник был презрен и достоинство священства попрано, и уже священник не мог сделать ничего – ведь дело священника только обличать и показывать дерзновение, а не употреблять оружие, не браться за щиты, не потрясать кошем, не натягивать лук, не бросать стрелы, но только обличать и показывать дерзновение, – когда священник обличал, а царь не послушался, но взялся за оружие, щиты и копья, и воспользовался своею властью, тогда священник сказал к Богу: я сделал свое дело, больше не могу сделать ничего; помоги попираемому священству; законы нарушаются, правила ниспровергаются. Что же Человеколюбец? Он наказал дерзкого. И тотчас проказа взыде на чело его (2Пар.26:19). Где бесстыдство, там и наказание (т. VI, стр. 411–413).

IV. Бл. Августин: «Явившиеся в народе Божием мятежники, отделившись от свыше учрежденного общества, для видимого примера невидимой кары пожраны были разверзшеюся землею живыми (Числ.15:32)» (т. IV, стр. 117).

IV. Св. Кирилл Александрийский: а) «Корей, а также Авирон и к тому еще Дафан происходили от колена и крови Левия; и тогда как им поручена была установленная определением свыше служба в святой скинии, как сказано (Числ.16:9), они возжаждали славы Моисея и Аарона, сами себе восхищая честь, но не званные к тому от Бога (ср. Евр.5:4); и надмеваемые неукротимой дерзостью, весьма гордясь, они делают неудобоносимый и даже совершенно несносный наговор против обоих; как оставлявшее стадо воды, они удаляются и, отрясая служение Богу, убеждают и других нечестивцев отступить вместе с ними. Но за свою дерзость они понесли наказание: ибо земля, разверзши уста свои, низвела во ад надменных людей вместе с родниками, шатрами и имуществами их (Числ.16:31–33)» (т. II, стр. 207).

б) «В лето двадесять седмое Иеровоама царя Израилева воцарися Азария, сын Амессии... И сотвори правое пред очима Господними, по всему елика сотвори отец его Амессиа. Обаче высоких не разори: еще людие жряху, и кадяху на высоких. И коснеся Господь царя и быть прокажен до дне смерти своея (4Цар.15:1–5). Хотя Озия был благочестив и боголюбив, но не всецело; ибо он, сказано, не уничтожил высот, и заблуждающиеся воскуряли на них фимиам и приносили жертвы демонам. Потом Азария или Озия, увлекшись странными помыслами, вообразил, что царскому сану приличествует исполнять и установленные Богом священнодействия и совершать богослужение. Итак, пренебрегая законами, Моисея, он самолично совершил жертвоприношение. Когда же он приступил к служению, отнюдь ему не подобающему, говорю священному; тогда, говорит, коснеся его Господь и бысть прокажен до дне смерти своея... Так дерзнувший на противозаконное деяние был наказан болезнью, и царя, похитившего священное достоинство, Бог осудил на бесчестие» (т. IX, стр. 15–16).

VI. Св. Киприан Карфагенский: «Ереси происходили и часто происходят от того, что строптивый ум не имеет в себе мира и посеваюшее раздор вероломство не держится единства. Господь, сохраняя наш свободный произвол, допускает быть сему, чтобы, чрез искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистая вера достойных. Об этом предвозвещает Дух Святой чрез Апостола, говоря: подобает и ересям в вас быти, да искуснии явлены бывают в вас (1Кор.11:19). Так испытываются верные и открываются вероломные; так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, кои, без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, – без законного посвящения поставляют себя вождями, присвоивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства. Дух Святой в псалмах называет их сидящими на седалище губителей (Пс.1:1), язвою в заразою для веры, – людьми, обольщающими посредством змеиных уст, искусными в извращении истины, пагубным языком изрыгающими смертоносный яд, – людьми, которых слово распространяется как рак (2Тим.2:17) и беседа вливает смертельную заразу в сердце каждого. Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждаюпцйся народ свой, говоря: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас: видите от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Глаголют отвергающим мя: мир будет вам и всем, иже ходит в похотех своих, и всякому ходящему в строптивости сердца своего рекоша: не приидут на вас злая. Не глаголах к ним, и тии пророчествоваху. И аще бы стали в совете Моем, слышаны сотворили бы словеса Моя, и отвратили бы людей Моих от пути их лукавого и от начинаний их лукавых (Иер.23:16–22). Их же описывает и обозначает Господь, говоря, Мене оставиша источника воды живы и ископаша себе кладенцы сокрушенных, иже не возмогут воды содержати (Иер.2:13). Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищают грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи несподобляются обетований истины. Порождаемые вероломством погубляют благодать веры. Нарушившие мир Господень неистовым раздором, не могут достигнуть награды мира» (т. II, стр. 178–179).

б) «Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, – отделяет себя от общения с его клиром и народом? Да, ведь, он вооружается против церкви, противодействует Божественному домостроительству; он враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменннк в отношении веры, в отношении благочестия святотатец, непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный: презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устроить другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней, и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению Божественному. Так Корей, Дафан и Авирон, восставшие против Моисея и Аарона священника и покусившиеся присвоить себе право жертвоприношения, тотчас подверглись наказанию: земля, расторгнув связь свою, открыла глубокую бездну и разверзшимся зиянием своим поглотила их стоящих в живых; и не только зачинщиков поразил гнев Божий, но изшедший от Господа огонь не замедлил испепелить, в числ двухсот пятидесяти, и прочих соединившихся с ними, участников и споспешников того же безумия (Числ.16); напоминая и показывая тем, что все покушения, предпринимаемые нечестивыми, по своей воле, для разорения Божественного чиноположения, делаются против Бога. Так и Озия царь, когда, взявши в руки кадильницу и вопреки Закону Божию присвояя себе право жертвоприношения, не захотел повиноваться и уступить священнику Азарии, возбранявшему ему это, посрамлен был гневом Божиим и поражен проказою на челе... Равно и сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огнь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом Карателя – Бога (Лев.10). Им-то подражают и последуют те, кои, презрев Божественные Заповеди, увлекаются чуждым учением и вводит уставы, постановленные людьми. Господь обличает и укоряет таких людей в евангелии своем, говоря: оставлъше Заповедь Божию, держит предания человеческие» (Мрк.7:8) (т. II, стр. 185–186).

VII. Бл. Симеон Солунский: а) «Священство, как особенный дар и исключительное дело Божие, дается рукоположением. И никто, хотя бы то даже чудотворец, не совершит без рукоположения ничего священнического» (т. II, стр. 70).

б) Томь III, стр. 147–149, см. выше стр. 109–110.

VIII. Св. Ефрем Сирин: «Знай, что потерпели те несчастные, воспротивившиеся некогда Моисею и Аарону и возимевшие безрассудство, бесстыдно и самовольно принести фимиам Богу. Не поял ли всех огнь с неба за то, что отважились присвоить себе сан, который был выше их?» (т. II, изд. 4-е, стр. 400).

IX. Преп. Феодор Студит: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасает других и сам не спасается; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись (т. II, стр. 335, пис. 134).

X. Послания старца Артемия, XIV века: «И доброе бо недобро есть, егда недоброе завещается. Помяни яже о Кореи, Дафане и Авироне случшаяся, и Озеино дерзновение и прочих, о нихже рече Бог: аз не послах, они же течаху, и не глаголах им, они же пророчестваху» («Палинодия», стр. 1210; СПб., 1878 г.


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle