Источник

Глава XXV. Об епитимиях и четырех, бывших в древности, местах

А) Эпитимия должна назначаться сообразно с качеством греха и степенью раскаяния грешника

I. Иоанн Златоуст: а) «Ты согрешил? Войди в церковь, – покайся: здесь врачебница, а не судилище, здесь не истязуют, но дают прощение во грехах» (т. II, стр. 328, Бес. 3-я о покаянии).

б) «Меру покаяния надобно назначать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь с свойством духа и состоянием самих грешников» (Толк. на 2-е Коринф., изд. 1843 г., стр. 347).

II. Св. Василий Великий: а) «Врачевание измеряти не временем, но образом» (2 пр.).

Зонара: «Не временем должно определять покаяние, но образом; так что если согрешивший относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено; все это предоставляет (Василий Вел.) рассуждению испытующего совести» (Полн. Корм., стр. 162).

Вальсамон в толков. на 21-е пр. Василия Великого: «Больше в епитимии предоставлено на усмотрение духовного врача» (см. Полн. Кормч.).

б) 74-е правило: «Аще кто бы то ни был из падших в вышеописанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в исправлении, то прияши от человеколюбия Вожия власть разрешати и связывати, не будет достоин осуждения когда, видя крайне усердное, исповедание согрешившего, соделается милостивее н сократит епитимию».

Зонара: «Исчислив различные сроки епитимий за различные грехи, Василий Великий предоставил, наконец, все дело архиереям. Ибо им именно вверено от Бога связывать и разрешать... и если сокращать определенные сроки, то не будут достойны осуждения».

Вальсамон «Местный архиерей, если увидит, что кто-либо, подвергшись епитимии за какой-нибудь грех, принял врачевание епитимии с благодарением и с горячим усердием показывает покаяние, должен сократить срок епитимьи, не боясь осуждения за то, будто нарушает каноническую строгость относительно сроков епитимий... Есть различие между судьями, назначающими телесные наказания тем, кто сделался виновным в преступлении, и епископами, которые определяют церковные епитимии исповедующим духовные грехи. Ибо те без царского повеления не могут ни увеличивать, ни уменьшать определенные законом наказания, а эти, принимая на себя тягость наших грехов, как имеющие при том отдать за нас отчет Богу, по своему рассуждению и увеличивают и уменьшают епитимии; поэтому-то они имеют власть не только сокращать сроки епитимии, но и заменять одну епитимию другой» (Полн. Кормч. стр. 365–366).

в) Ариистин в толковании 84 правила: «Епитимии определены, как написано о них. Но должно смотреть не на время епитямии, а на образ покаяния. И если согрешающий приносит исповедь в грехах со слезами, сердечным сокрушением и великим смирением, если оставляют его и от всей души взыскуют Господа, то будет во власти того, кому вверено вязать и решать, сократить срок назначенной им епитимии» (см. Полн. Кормч.).

г) 73 пр. Василий Вел. предписывает отрекшимся от христианства и потом раскаявшимся быть «во всю жизнь» вне общения и до смерти находиться в числе плачуших.

Зонара: «Священномученник Петр, архиепископ Александрийский, делает в своих правилах много разграничений между отрекшимися от веры и определяет для них различные сроки епитимий; на всю же жизнь не отлучает от общения никого. Точно, так же и Анкирский собор... до смерти не определил отлучать от общения никого» (Полн. Кормч.).

III. Св. Иоанн Златоуст: «Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе; и делает все, чтобы привести в прежнее состояние, потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению. Так, для ниневитян не было нужды во многих днях, чтобы загладить грехи свои, но краткого дневного срока было достаточно для изглаждения беззаконий их; и разбойник не в течении долгого времени достиг входа в рай, но, во столько времени смыв все грехи всей своей жизни, сколько употребляется его на произнесение одного слова, получил еще прежде апостолов награду православия» (т. I, стр. 8–9).

IV. Св. Григорий Нисский: а) «Вовбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимией более снисходительной, а уловленный во зле, или по некоему подозрению или обвинению невольно обличенный, подвергается продолжительному исправлению... Для проходящих же покаяние ревностнее и житием своим показующих возвращение ко благому, позволительно устрояющему полезное в цервовном домостроительстве сократить время слушания и скорее приводить оных к обращению» (4-е правило).

Зонара: «Святой исчисляет годы епитимий за блуд и назначает их девять; далее присовокупляет, каким образом годы эти распределяются; но все предоставил устроящему согрешающих; и повелевает, смотря по рачительности, и уменьшать время епитимий и продолжать» (Полн. Кормч. стр. 474).

б) «Аще будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведется кающийся к возвращению в церковь и к причастию святых тайн» (6-е пр.).

V. Шестой Вселенский собор. «Приявшие от Бога власть решать и вязать должны рассматривать качество греха, и готовность согрешившего к обращению, и тако употреблять приличное Недугу врачевание, дабы, несоблюдая меры в том и другом, не устрашити спасения недугующего» (102-е правило).

Зонара: «Собор настоящим правилом предоставил все суду епископов, и говорит, что должно рассматривать не только качество греха – велик ли он был или умеренный, но и расположение согрешившего и как он расположен к покаянию, то есть – готов ли принять врачество вяжущее и горькое, или он слабее и менее расположен к врачеванию; и таким образом подавать соответствующее врачевание... Поэтому духовному врачу, говорит, должно прежде всего рассматривать расположение согрешившего... и Василий Великий для неприемлющих строгости преданных чинов учил следовати обычаю» (Полн. Кормч. стр. 385–387).

Валъсамон: «И на других соборах определено, чтобы местный епископ, получивппй от благодати Всесвятого Духа власть вязать и решать, не всегда обращал внимание на положенное правилами относительно епитимии, но чтобы назначал оные применительно к лицам, подлежащим епитимии, т. е. к возрасту их и к расположениям, к способностям, а при этом и к качеству греха, и таким образом предлагал соответствующее каждому недугу врачество. И настоящее правило определяет то же самое, возлагая все дело врачевания болящего епитимиями на рассуждение врачующего, т. е. местного епископа и тому, кому поручено будет от него. Мы должны знать и точные правила канонических епитимий, и положения более снисходительного обычая, и иногда врачевать недуги по правилам.., а иногда посредством обычных и более снисходительных лекарств». (Полн. Кормч., стр. 388–389).

VI. Св. Иоанн Постник: «Св. Иоанн Постник сухоядение и метания с молитвою предает грешникам... Аще кто вина пити в уреченные дни не изволит, годище и мы судихом отяти едино, уставленнаго его падению, от отец запрещению. Аще от мяса воздержатися обещавается на время, другое и мы лето отсещи искусихом. Аще от сыра и яиц, рыбы и масла воздержатися обещает, тогда на всякое воздержание, единаго сицевых вида, едино лето отяти. Но аще и частыми коленопреклонении Бога умилостивити изволих, подобне творити. Наипаче же обильное к милостыни и силы не лишаемое произволение показует» (Номокан. при Иоасаф. Потребн. л. л. 13 об.–14).

VII. Св. Иоанн Златоуст а) «Бог показал, как Он прощает грехи... Согрешили некогда ниневятине, и сделали тоже, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что же спасло тех ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на земле, одежды из вретища, пепел и слезы, и вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их... Что же это за лекарство? Виде Бог, говорит пророк, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся о зле, еже глаголаше сотворити им (Ион.3:10). Не сказал: видел пост, вретища и пепел. Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост – нет, а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста, – воздерживаться от всякого зла» (т. X, стр, 571; тоже т. I, стр. 8–9).

б) «Если легко поступить с тем, кто нуждается в сильном врачевании, и не глубоко разрывать рану тому, кто имеет нужду в этом, то рану частью врачуют, а частью нет; если же без пощады произведем надлежащее рассечение, то больной иногда сможет не вытерпет мучения, – вдруг отвергнуть все, и лекарство и перевязку, и устремиться в пропасть, сбросив иго и разорвав узы. – Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, – потому что на них было наложено наказание, не соответствующее их грехам. Определять наказание по мере грехов должно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы зашивая разрыв, не сделать большой прорехи, и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения. Немощные и расслабленные и наиболее преданные удовольствиям мира, и при том превозносящиеся своим происхождением и властью, если будут отклоняемы от грехов своих постепенно и мало по малу могут, хотя и несовершенно, но по крайней мере отчасти освободиться от обладающих ими пороков; а если кто вдруг предложит им вразумление, тот лишит их и малейшего исправления. Душа, если принуждением хотя раз будет приведена в стыд, впадает в нечувствительность, и после того уже не слушается и кротких слов, не преклоняется и угрозами, не трогается и благодеяниями, но бывает гораздо хуже того города, который порицая, пророк говорил: лице жены блудницы бысть тебе не хотела еси постыдитися ко всем (Иер.3:8). Посему пастырю нужно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания» (т. I, стр. 408–409).

VIII. Св. Григорий Богослов: «Как телам даются неодинаковые лекарства и пища, – иное пригодно здоровому, иное больному: так и души врачуются различным образом и способом. Свидетелями такого врачевания сами болящие. Одних назидает слово, другие исправляются примерами. Для иных нужен бичъ, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких сможет исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна; но та и другая – во время; напротив того, без времени и без основания оне вредят. Одних исправляет увещание, – других – выговор, и последний – или по всенародном обличении или по тайном вразумлении» (т. I, стр. 27).

IX. Шестой Всел. собор: «Принявшие от Бога власть решать и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы несоблюдая меры в том и другом не утратити спасенья недугующего... Ибо и у Бога, приявшего пастырское водительство, все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить и уязвленную змием уврачевати. Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к расслаблению жизни и к небрежению, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовать недугу, и к заживлению раны подвизатися». (102 правило).

X. Первый Всел. собор: «те, которые, быв призваны благодатью Божею ко спасению, показали уже первый порыв ревности, и пояса воинские уже отложили, но потом, как псы, возвратились на свою блевотину, так что расточали деньги и дары, чтобы снова быть принятыми в воинскую службу, – таковые десять лет должны припадать после трехлетнего времени слушания. Впрочем, во всех таких случаях надобно обращать внимате на расположение сердца и образ покаяния. Те, которые страхом, словами, терпением, добрыми делами, показывают, что, действительно, а не по наружности только, обратились к вере, те – по исполнении определенного времени слушания, могут, не нарушая справедливости, быть допукаемы к общению в молитвах с верными, так что епископу предоставляется и еще снисходительнее поступать с таковыми. Но те, которые равнодушно приняли наказание, и одно наружное вхождение в церковь считают достаточным для своего исправления, те должны выполнить все назначенное время покаяния» (деян. Всел. Соб. т. I, стр. 70–71).

XI. Преп. Иоанн Лествичник: а) «Видел я немощных душею и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения » (слово 26-е, изд. 6-е Козел. Опт. пуст., 1901 г., стр. 197).

б) «Предстоятель должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству, дабы и ему, как некогда случилось с Иаковом (Быт.37), не сделать вреда и любимому ученику его, и собратьям, что обыкновенно случается с теми предстоятелями, которые еще не стяжали душевные чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же, и среднего, и зла». (Евр.5:14) («Лествица», то же изд., слово к пастырю, стр. 255).

Б) Предстоятель имеет право отпускать грехи кающемуся и без наложения епитимии

I. Св. Григорий Нисский: «Апостол признал оную болезнь (любостяжание) не только идолослужением, но и корнем всех зол. Но однако сей вид греха отпущен без особого рассмотрения и врачевания... Отцы наши не упомянули о сем, то полагаем достаточным врачевати сие, колико можно, всенародным словом учения, и недуги любостяжания, как бы некия болезни от избытка благ, очищати рассуждением (пр. 6-е).

II. Неокесарийский собор 7 правилом запрещает пресвитерам участвовать на пиршестве второбрачных и налагает на второбрачных епитимию. В толковании говорится, что «ныне совсем ни один вступивший во второй брак никогда не был подвергнут епитимии, и что не полагают препятствий благословеннию такого брака, а скорее бывает, что и позволяют, и мы видели и патриарха, и других архиереев пиршествующих с двоебрачными» (см. Полн. Кормч. стр. 85–86).

III. Бл. Иероним Стридонский: «Для того, чтобы кающиеся получали нисколько не менее справедливое воздаяние, для них достаточно, вместо всякого наказания, одного стыда» (ч. IV, стр. 283).

IV. Св. Иоанн Златоуст: а) «Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать. Не смотри на то, что время кратко, а имей в виду, что Господь человеколюбив; ниневитяне и в три дня отклонили от себя гнев Его, и нисколько не помешала им краткость времени, но все сделало душевное усердие их, при помощи человеколюбия Господа (Ион.3). И блудница, приступившая ко Христу, в краткое мгновение времени смыла с себя весь позор; и когда иудеи негодовали, что Христос допустил ее к Себе и дозволил ей такую смелость, то Он заградил им уста, а ее отпустил, простив ей все грехи и приняв ее усердие (Лук.7). Почему так? Потому, что она приступила с теплым расположением, с пламенною душею и с горячею верою, и коснулась святых и священных ног Его, распустив волосы, проливая из очей потоки слез и возливая миро... На это (для покаяния) не нужно много дней и годов, а нужно только благорасположение и все исполнится в один день. Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания» (т. 1, стр. 542–543).

б) «Согрешил ты? Войди в церковь, и загладь свой грех... Поплачь о грехе своем... Если плач Петра загладил столь великий грех (отречение от Христа), то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего Господа было преступление не малое, но великое и весьма важное, – и однакоже слёзы загладили грех. Плачь и ты о грехе своем. Человеколюбивый Господь от тебя хочет не большого труда, а Сам даст великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов» (т. II, стр. 328–829).

V. Препод. Феодор Студит: «На вопрос, который ты предложил, чтобы знать епитимию, если тебе случится вкушать пищу вместе с еретиками, мы ответствуем, что надлежащее раскаяние во всяком грехе получает прощение» (т. II, стр. 602).

VI. Св. Иоанн Дамаскин: «Господь исцелил и Закхея, и блудницу, и Матвея мытаря, и Петра после его троекратного отречения, и расслабленного, и никому из них не понадобилось много времени, не потребовались ни пост, ни лежание на земле, а потребовалось одно лишь обращение и вера, немедленное отступление от зла, истинное раскаяние и обильнейшие слезы... Вот где источник того великого и Бога одного достойного дара, которым и Сам Он один обладал и который Он, пред вознесением на небо, оставил Своим ученикам, вместо Себя. При затворенных дверях явившись, Он передал эту власть и ученикам Своим (Ин.20:19–23), ничего не предписав им относительно епитимий» («К вопросу о тайной исповеди» Суворова, стр. 61–62).

VII. Преп. Антоний в письме к Феодору Освященному: «Объявляю, что почти во всем мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали, и Бог, приняв плачъ и рыдание, простил грехи всех так поступавших даже до настоящего дня» (Христ. Чт. 1827 г., ч. 27, стр. 53–54; Богосл. Вест. 1905 г., февраль, стр. 375).

VIII. Пролог: а) «Преп. Серапион, обратив на путь истинный блудницу, отвел ее в монастырь женской, и рече ко игумении: прими сестру сию, и не даждь на ню епитимию» (2 ноября ).

б) Один пресвитер, учащий «от Закона Божия и от писаний», приняв на исповедь жену, повинную в волхвованиях и чародеяниях, «милуя ту, не возложи ей же по законех заповедь достойную и праведную» (24 марта).

в) Один епископ без епитимии допустил до причащения жен, повинных в прелюбодеянии (26 декабря).

г) Мария Египетская, когда была еше великой грешницей, была допущена до причащения без епитимии (Ч. Мин. 1 апреля).

д) Об ученике преп. Антония, епископе Аммоне, рассказывается: «Привели к нему девицу, зачавшую во чреве и сказали ему: такой-то сделал это, наложи на них епитимию. Аммон, знаменовав чрево ее, велел дать ей шесть пар полотен и сказал: «Когда придет время родить ей, не умерла бы она сама, или дитя ея и было бы в чем похоронить их. Обвинявшие девицу сказали ему: «для чего ты сделал это? Наложи на них епитимию». Но он отвечал: «смотрите, братия, она уже близка к смерти, что же я должен сделать? И отпустил ее. Так старец никогда не осмеливался осуждать кого-либо» (Богосл. Вестн. 1905 г., февраль, стр. 388).

IX. Пр. Нил Синайский: «Вовсе, кажется мне, не знаешь ты (писал он к пресвитеру Хариклию) божественного писания, почему, обратив внимание на одну его сторону, показывающую только гнев Божий, ни мало не знаешь во всем почти писании раскрытого Божия человеколюбия, и под видом пастыря делаешь свойственное врагам, злым демонам предавая овец, доводимых тобою до отчаяния, и не хочешь привести себе на мысль сказанного пророком Иезекиилем: «крови погибшего от руки пастыря взыщу» (Иез.3:18). Поэтому, как же смеешь ты губить человека, за котораго Христос ни мало не отреклся отдать душу Свою? Не говори, человек, будто бы не приемлет Господь согрешивших делом и исповедающихся только словом. Ибо, говоря это, не далек ты от чистых по имени, но нечистых по делам, невежественных новациан, за исключением того, что они, по преизбытку неразумия и по бесполезной, чтобы не сказать, душевредной кичливости, отрицают всякое покаяние по просвещении крещением, а ты не соглашаешься принимать покаяния, приносимого на словах»... Подлинно, прекрасно и весьма прилично душе сильной совершать исповедь делами, как то: постом, бдением, возлежанием на голой земле, вретищем, посыпанием на себя пепла, щедрою и радушною милостынею и другими плодами, каких требует строгое покаяние. Но если по маловнимательности, или по какому-либо обстоятельству, или по бессилию, или по нерадению, окажется у кого великий недостаток сказанных выше пособий, то и устной исповеди не отвергает, и не отвращается, за человеческие грехи, нечестия и всякого рода нечистоты умерший Господь Иисус, и напротив того, приемлет и словесное покаяние, как желанное Ему приношение... Ибо какими трудами и усилиями спасся мытарь? Не простыми ли выражениями смирения? За какие подвиги и труды разбойник с креста введен в рай и в жизнь? Не за произнесение ли немногих слов и исповедание царства Христова? По сему прими во внимание, пресвитер, что не строгость только и не один гнев Божий проповедывается в св. Писании, но и человеколюбие неисчетное и неисследимое, как от лица нашего говорит Писание во Господу: яко милость Твоя велия на мне (Пс.85:13). Ибо когда велие грехи наши, тогда и Он изливает на нас кающихся великое море Своего милосердия, угашающее огнь злых наших дел. Посему должен ты помышлять не о суде только, но и о человеколюбии Христовом... Не говори невежественного слова, будто бы не приемлет Бог простых устных выражений покаяния... А тебе многих, может быть, и великих, угодно лишать спасенья, потому что говоришь: не приемлет Бог одних слов. Где же дать место тому, что у пророка Исаии изречено Господом согрешившему: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис.48:26)? Ибо сотворивший нас приемлет от желающих спастись не только чистоту, правду, мученический подвиг и доблестное подвижническое житие, но и сетование о грехопадениях, и ударение в чело, и биение в перси, и слезные капли, и скорбные помыслы, и болезненно взывающий ум, и возведение очей, искренно взирающих к Богу и плачущих... Господь премлет и уста, изрекающие подобно Давиду: согреших ко Господу (1Цар.12:13), лукавое пред Ним сотворив (Пс.50:6)... И ты, старец, не унижай, но паче прими, возлелей сердце сокрушенное и смиренное, ободри и спаси его, не плодов только полных преспеяниями требуя от падших и взыскал их в делах подвижнических, но приемля и слова сокрушающихся о грехе своем, и с великим смирением исповедающих тебе содеянное ими худо» (т. III, стр. 338–344, изд. 1859 г.).

В) О четырех, бывших в древности местах

I. Св. Григорий Чудотворец: Четыре степени покаяния: плачъ, слушание, припадание и стояние с верными2.

«Плачь бывает вне врат молитвенного храма, где, стоя, согрешивший должен просить входящих верующих, дабы они помолились ва него. Слушание бывает внутри врат, в притворе, где грешник должен стоять до моления об оглашенных, и тогда исходить... Чин припадающих» есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие святых таин» (пр. 12-е). Тоже см. 23 гл. Кормчей.

II. Св. Василий Великий: «Украдший... аще же обличен будет, то на два года да будет удален от причастия. Время же сие да разделится для него на припадение и стояние с верными, потом да удостоится причащения».

III. Св. Григорий Нисский: «Присвоивши себе чужое чрез тайное похищение, и потом чрез исповедь грех свой объявивший священнику, да врачует недуг упражнением противоположным своей страсти, то есть, раздаянием имений нищим... Не имеющему же ничего, кроме тела, повелевает апостол телесным трудом страсть оную врачевати» (пр. 6-е).

Вальсамон. «Кто тайно похищает чужое и исповедует свой грех, должен врачевать расположением к противному, именно: так как он по любостяжательности присвоил чужое, должен раздать нищим и свое, дабы, таким образом, видно было, что он оставил любостяжание. А если... не имеет денег, чтобы раздать их, то должен своими трудами врачевать страсть, т. е трудиться в работе и из того, что добываете посредством труда, раздавать нуждающимся» (Полн. Кормч. толк. на 6-е пр. Гр. Нис., стр. 495).

Вальсамон: «Это врачевание (т. е. четыре места) постановлено в зависимость от епископского рассуждения» (Полн. Кормч., стр. 107, Пр. Св. Отец).

IV. Св. Василий Великий назначая епитимию многобрачным, предписывает им покаяние начинать прямо со слушания и от этой степени прямо переходить к стоянию с верными, т. е. 2 места (пр. 4-е).

Неокесарийский собор «многобрачным» назначает три степени покаяния: «год с плачущими, три с припадающими и, наконец, стояние вместе с верными» (Аристин; Полн. Кормч., стр. 77).

IV. Церковная история Сократа: Во время Нектария, патриарха Константинопольского, было: «Одна женщина из высшего сословия пришла к пресвитеру духовнику и подробно исповедала пред ним грехи свои, сделанные после крещения. Пресвитер велел ей поститься и молиться; но чрез несколько времени та же женщина созналась пред ним и еще в одном грехе, – в преступной связи с церковным диаконом. Когда это открылось, диакон был отлучен от церкви, а в народе произошло волнение: негодовали не только на само преступление, но и на то, что помянутое дело навлекло на церковь поношение и обиду. Так как вследствие сего духовные стали подвергаться насмешкам, то некто священник Евдемон подал епископу Нектарию совет отменить должность пресвитера-духовника и позволит каждому приступать к таинству по суду собственной его совести» (Ц. Ист. Сократа стр. 418–419 и особенно у Созомена стр. 506–507).

V. Зонара: В толковании на 19 пр. Лаодикийского собора: «Прежде епископы беседовали с оглашенными, оглашая и уча их. Потом читалась молитва об оглашенных, и когда те выходили, совершалась и другая молитва о тех, которые были в покаянии т. е. в припадении и прочее, о чем говорит правило; но ныне не бывает того, что относится к кающимся, и я не знаю, каким образом это прекратилось». То же см. в толковании на 22 пр. того же собора.

VII. Св. Никифор Цареградский: «Иже неявленные согрешения исповедующимся, от причащения отлучать подобает приемлющему от них исповедание; в церковь же тем входити невозбраняти, ниже обличат, яже о них» (Слав. Кормч. гл. 58, 597 л. об.).

VII. Бл. Симеон Солунский: «Ныне не все согрешившие выводятся вон вместе с оглашенными, но оставляются в церкви, так как на них возлагаются особые епитимьи духовными отцами» (т. II, стр. 202–203).

* * *

2

Эти четыре степени покаяния, или четыре места, относятся к тем временам, когда в древней церкви было «открытое публичное покаяние» (см. толк. Зонары на 5 пр. Вас. Вел.). Автор.


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle