Источник

Глава XXVI. О таинстве св. брака

I. Св. Игнатий Богоносец: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» (Пис. муж. апост. стр. 310, посл. к Поликарпу).

II. Св. Иоанн Златоуст: «А о нихже писасте ми, говорит апостол, добро человеку жене не прикасатися. Но блудодеяния ради кийждо свою жену да имат, и каяждо жена своего мужа (1Кор.7:1–2). Павел преподает закон о браках, и не стыдится, не уклоняется – и совершенно справедливо. Если Господь его почтил брак и не постыдился, но украсил это дело и присутствием Своим и даром – ведь Он принес и дары больше всех, превратив воду в вино – то как стал бы стыдиться раб, преподавая закон о браке. Не брак порочное дело, но порочно прелюбодеяние, порочное дело бдуд; а брак есть врачество, истребляющее блуд. Не будем же бесчестить его диавольскими торжествами, но, как поступили жители Каны Галилейской, так пусть поступают и ныне вступающие в брак: пусть они имеют среди себя Христа. Но как, скажут, может быть это? Чрез священников. Иже вас приемлет, сказал Господь, Мене приемлет» (т. III, стр. 205–206).

III. Св. Григорий Богослов: «Если ты еще не сопрягся плотию, – не страшись совершения; ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность, я сочетатель, я невестоводитель» (т. III, изд. 1889 г., стр. 238, сл. на крещение).

IV. Св. Амвросий: «Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры» (Письмо к Вигил. XIX).

V. Собор Карфагенский VI (398 г.). «Жених и невеста, когда имеют быть благословляемы от священника, да приводятся родителями своими или споручниками, – а приняв благословение, да пребывают в ту ночь, из уважения к этому благословению, в девстве» (пр. 13).

VI. Бл. Августин: «В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери... В церкви предлагается не только союз брачный, но и таинство» (см. Догм. Бог. Макария § 234).

VII. Препод. Феодор Студит: а) «То, что первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками, как нескверный, как чистый, как свободный от блудной страсти, и посему увенчиваемый как победитель над грехом; от этого при нем бывает и приобщение святыни, и присутствие венчавшего и всякого другого священника на таком браке. Так и Господь и Бог наш удостоил разделять трапезу на браке в Кане Галилейской, благословив участием своим в нем всякое брачное пиршество. Также и наложение венцов Он издревле благословил, даровав их прародителю нашему Адаму. Каким образом? И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, мужеск пол и женск сотвори их: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю и господствуйте ею (Быт.1:27–28). Вот благословенье брачного союза, от которого произошло всякое благословение однобрачного сочетания; ибо и Адам был однобрачный. Надобно заметить, что отсюда произошло и возглашение при наложении венцов, которое напоминает о создании первого человека и сочетании с женою, происшедшею из ребра его» (т. 1, стр. 299–300, пис. 50-е).

б) «А чтобы более пояснить сказанное, не для научения, но для напоминания, если позволишь, мы приведем священную молитву, читаемую при венчаньи сочетавающихся» (т. I, стр. 172, пис. 22).

VIII. Бл. Симеон Солунский: а) «Но посмотрим, как брак законным образом начинает совершаться. Если у брачущихся есть родители, то они соглашаются между собою и полагают свои мнения о деле. Потом, когда настанет день, когда нужно написать условия, бывает собрание почетных лиц для засвидетельствования совершаемого и производится соглашение о законном браке... Когда настанет время совершения брака, жених и невеста являются в храм: так как муж принимает жену от Бога и Его церкви. Иерей, облекшись в священные одежды, полагает перстни... Иерей благословляет... Потом сопрягает их правые руки в знак того, что они соединились во Христе и стали одно, и что муж получил жену от руки церкви» (т. II, стр. 352–354).

б) «О том, что совершение брака – собственно дело архиерея. Ибо и это – дело иерарха, и он совершает его у царей, вельмож и других лиц. Впрочем, оно предоставляется иереям: потому что оно – только таинство и не имеет силы передать благодать, как таинство священства. Предоставляется однакоже иереям с разрешения архиерейского, и при том на каждый случай брака: так как совершать брак – дело собственно епископа, и без согласия его брак не может состояться. Ибо отец церкви – только архиерей» (т. II, стр. 357–858).

IX. Житие св. Саввы, архиеписк. Сербского: «Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея или от духовного отца или от поставленного архиереем. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословенья и дозволения церкви: таковых разлучать и сажать в темницу» (см. «Жития Святых» Филарета Черниг., изд. 1885 г., стр. 235).

X. Летописец Бароний: «К ефесеем пишущь той же апостол Павел тайною брак святый нарицает, его же чести ради, и сей закон от апостолов произыде, дабы в церкви и с ведением епископским венчание брачное совершилося. Тако бо Игнатий пишет к Поликарпу: подобает сим, иже жены поемлют, или брак восприемлют, с ведением епископским сие творити, дабы выдали, яко к браку идут, не похоти ради телесныя, но тако, якоже Господь повелел, и то есть, еже апостол глаголет: да посягают токмо о Господе: сие есть по закону и правилам церковным от святых апостол преданным» (лето Госп. 57, л. 49 об.).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle