Источник

Глава XXXII. Право церкви изменять обряды

I) В первые века христианства, по 5 пр. св. апостол, епископы могли быть и женатые, шестой же всел. соб., «прилагая попечение о преуспеянии людей на лучшее», 12 пр. постановил: «епископу не жить с женою». Вальсамон и Зонара поясняют, что св. апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископского сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 пр. св. ап. и толк.).

Шестой же Всел. соб. 12 пр. изменяет, отменяет апостольское постановление и узаконополагает: «под угрозою извержения из сана воспрещает епископам жить с женою», и это установлено «не к превращению Апостольского предания, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее» (12 пр. VI Всел. соб.).

2) 26 пр. св. апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак, а Анкирский соб. 10 пр. разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду женитися, и не могут без того пребыти: таковые, после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой Всел. соб. 6 пр. снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Матфий же Властарь говорит: «на 10-е правило Анкирского собора не обращай совсем внимания (Синтагма, буква «Г», гл. 2-я).

3) Св. Причащение И. Христос на Тайной Вечери преподал Своим ученикам отдельно, под двумя видами (Мф.26:26–27), при чем Тело они приняли в руки. Но потом христиане для принятия Тела Христова стали устраивать златая приемницы на том основании, что голыми руками неудобно принимать столь великую святыню. А шестой Всел. Соб. 101 пр. узаконяет: «длани крестообразно да имат хотяй причаститися, и усты да преемлет святая; творяй же преемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место, да отлучится». Собор в Ансидоре постановил: «мужие в руку тело Господне прияти; женам же возбраняет нагою рукою приимати, токмо в белый чистый плат» (Бароний, лето 590-е, ч. 9). Кириллова же книга: «не подобает в руку взимати; но от руки священнически яко от серафима угль горящий Божественное тело и кровь Господню, лжицею, яко клещами, от священного потира, яко от единого трисоставного Божества черпаемое, уста приимати» (л. л. 304 об.–305); – и «еретиками» навывает тех, кои «большую вину полагают на Церковь, иже св. тайны лжицею черпаем, а не голою рукою даем» (л. 79-й).

4) В первом пр. св. апост. Петра и Павла читаем: «Аз Петр и Павел заповедаем людем, делати пять дней в недели; в субботу же, и неделю да упраждняются (люди) в церковь, поучения ради еже на благоверие (Кормч. л. 27).

Лаодикийский же собор 29 пр. постановил: не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день... Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа» (См. Полн. Кормч.).

5) 15-е пр. св. ап. Павла: «учитель, аще и мирский человек будет, искусен слову учения, и нравом чист, таковый да учит. Будут бо, рече, вси научени Богом» (Кормч. 26 л. об.), – а шестой Всел. соб. 64 правилом повелевает: мирянина, всенародно учащего догматам веры и невнимающего паче открывшим, по божественному определению, училище в: церкви, хотя бы он достиг и высоты мудрости, наказывати отлучением на 40 дней» (Синтагма М. Властаря стр. 155 и полн. Кормч. стр. 491).

6) Неокесарийский собор 15 пр. установил, чтобы в город, хотя бы он и велик был, было седмь диаконов по реченному в Деяниях апостольских. Шестой же Всел, соб. 16 пр. отменяет это, заметив, что в Деяниях св. ап. речь была не о мужах, служащих таинствам. Аристин от имени собора замечает, что «недобре разумеша того собора (т. е. Неокесарйского) отцы, еже в книгах Деяний Апостольских, о седьми диакон Апостольского словесе». Зонара и Вальсамон говорит, что «правило Неокесарийского собора не соблюдалось и прежде издания настоящего правила» (Полн. Кормч. стр. 335).

7) Карфагенский собор 50 пр. повелел: «от неядших человек совершатися службе, разве единого дня в лете, в оно же Господская вечеря сотворяется» т. е. Великого Четверга. Шестой же Всел. соб. 29 пр. постановил: «ни в великий пост последней недели четвертка разрешати» и обычай, утвержденный Карфаг. соб., назвал «бесчествованием поста» (Полн. Кормч. стр. 373).

8) 67 пр. св. апостол: «аще кто деву необрученную насиловав имеет: да будет отлучен от общения церковного. Не позволяти же ему брать иную, но должен удержать ту, которую избрал, аще бы и убога была». Не то закон – обычай: «учинившему насилие необрученной девице предписывает нос отсечь, и третью часть имения своего отдать девице; если же бедный, то, по телесном наказании, и стрижен волос, пусть будет сослан в ссылку» (Аристин и Вальсамон в толк. сего правила).

9) 59 пр. шестого Всел. соб. безусловно воспрещает совершать крещение в молитвеннице, внутри дома, под угрозою извержения клириков и отлучения мирян. – Двукратный соб. 12 пр. делает пояснение, что запрещение относится лишь к тем, кои совершают крещение без соизволения епископа. – Вальсамон же в толк. 59 пр. говорит: «следуй более новеллам философа, а не настоящему правилу» (Полн. Кормч. стр. 471).

10) 9-е пр. Василия Вел.: «Господне изречение, читаем у него, яко непозволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейного, по разуму оного, равно приличествует и мужьям и женам. Но не то в обычаи».

Аристин: «Хотя Господь равно осуждает и мужа, расторгающего брак с своею женою (разве словесе прелюбодейного), и жену, отступающую от своего мужа без благословной причины, но не так повелевает это церковный обычай (который, т. е. обычай, имеет силу во времена сего великого отца, пишет Зонара): он предписывает жене удерживать своего мужа, хотя бы он впал в блуд и прелюбодействовал; а жену, если она осквернится с другим мужем, дозволяет ее мужу отпускать и более не удерживать» (Полн. Кормч. Прав. св. отц. стр. 193–197).

11) Вальсамон, говоря о Гангрском соборе и припоминая, что «и четвертый Вселенский собор 2 и 7 правил, предает анафеме тех, которые служат при рукоположении кого-либо за деньги, а также монахов и клириков, вступающих в военную службу и нераскаявшихся», приводит слова св. Златоустаго: «Златый по языку, учитель вселенный, заповедуя не предавать анафеме верного человека, говорит буквально следующее: что означает это слово анафема, которое ты говоришь, как не то, что этот должен быть предан диаволу в уже не имет места спасения, должен быть чужд Христу? И кто ты? Это дело власти и великой силы, ибо тогда сядет царь и поставит овцы одесную, а козлища ошую. Итак, зачем ты принял на себя такое достоинство? Апостол только в двух местах, по необходимости, сказал это слово (1Кор.16:20; Гал.1:9). Итак, что? Чего из приявших власть не сделал, кроме одного, который приял это, дерзаешь делать ты, вопреки Владычней заповеди и принимаешь на себя суд царя? Ибо анафема совершенно отсекает от Христа. Учи в кротости... Но должно ли написанное велаким отцом и учителем нашим Златоустым иметь более силы, чем определенное Халкидонским собором и Гангрским, об этом скажут, конечно, те, которые имеют власть разрешать подобные вопросы» (Полн. Кормч. Помест. Соб. стр. 105–106).

Матвей Властаръ пишет: «мнение великого отца Златоустого должно иметь более силы, чем определенное четвертым собором и собором Гангрским» (Синтагма, буква «А», гл. 7).

12) 14 пр. св. апостол «воспрещает епископу оставлять свою епархию и в иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был», а 16 пр. Антиох. соб. добавляет, что «подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»; то же и 15 пр. Никейского собора. На основании сих правил св. Григория Богосл. упрекали за то, что он из Сасим перешел в Константинополь. Св. Григорий отвечал, что правило это было давно уже умершим и забытым, так как в течение 40 лет, протекших после времени Антиох. собора, было множество случаев перехода епископов с одних епископий на другие (твор. Гр. Богосл. т. VI, стр. 59–60, по изд. 1889 г.). Валъсамон – в толк. 14 пр. св. ап. замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и св. Григория Богослова, и св. Прокла и многих других свят. патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26).

13. 37 пр. св. апостол: «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». То же 20 пр. Антиох. соб. и 5-е пр. Никейского соб. – Шестой Всел. соб. 8 пр. и второй Всел. соб. 6 пр. – однажды в год, но обязательно, быти собору.

Зонара в толк. 87 пр. св. апост. говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (Полн. Кормч. стр. 71); в толковании 5 пр. I Всел, соб.: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует».

14. 69 пр. св. апостол «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св. четыредесятицу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». 19 пр. собора Гангрского: «кто разрешает пост..., да будет под клятвою». – А в Номоканоне, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посту ест мясо, или сыр (Потребн. Иосифа л. 969; Иоасафа – л. 51). В тех же потребниках помещен устав, заимствованный у пр. Никона-Черногорца, по которому в праздники Господни, Богородичные, св. Апостолов, хотя бы они случились в среду и пяток, никогда запрещения в пище не полагается, а в Великий пост разрешается есть рыбу по субботам и воскресеньям, «аще же кто непроизволит», то и по вторникам и четвергам; разрешается даже «всем на все» (Потр. Филар. 157–158 лл.; Иоасафа л. 186; Тактикон, сл. 3-е л. 24–25).

15) 7 пр. Неокесарийского собора повелевает: «пресвитеру на брак двоеженца не пиршествовати». А Зонара пишет: «Но так на письме, а мы видим – и патриархов, и различных митрополитов, пиршествовавших с царем, вступавшим во второй брак, и другими вельможами» (Полн. Кормч. стр. 85–86).

16) Лаодикийского собора 3 пр. (снес. 1Тим.3:6.): «Не подобает недавно крещеных производити в чин священнический». То же и 80 пр. св. апостол. Вальсамон замечает, что «великий светильник Нектарий едва был отделен от стада оглашенных и омыл божественною банею скверну жизни, чистый уже облекается саном архиерейским и в то же время делается епископом царствующего града и экзархом св. и вселенского второго собора». Григорй Богослов передает, – что Евсевия, как только сподобили св. крещения, нарекли архиереем и возвели на престол (т. II, стр. 110–111). Тоже и Амвросий Медиоланский (Бароний 374 лето).

17) Лаодикийский собор 29 пр. предает анафеме тех, кои празднуют (с жидами) субботу; а св. Златоустый говорит: «а ныне многие у нас и постятся в один день с иудеями и, подобно им, хранят субботы: и мы с гордостью терпим это» (Толк. на посл. Галат., изд. 1842 г., стр. 31).

18) Лаодикийский собор 53 пр. постановил: «не подобает христианам, на браки ходящим, скакати, или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Вальсамон: «это правило ясно, а поскольку оно упразднилось совершенно, то не нуждается в толковании» (Полн. Кормч. стр. 271).

19) Карфагенский собор 3 пр. постановил: «Если пресвитер или диакон будет отлучен епинскопом, то может жаловаться на своего епископа другим епископам области, которые и должны быть судьями отлучившего епископа». Аристин замечает: «это правило представляет повод к смятению и соблазну, почему оно и не имеет силы» (Полн. Кормч. стр. 366; Славян. Корм. 118 л. об.).

20) 20 пр. Карфагенского соб. предписывалось: «чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждати или ко вступлению в супружество, или ко обету целомудрия». Зонара: «правило это никогда не соблюдалось» (425 стр.).

21) Четвертый Всел. соб. 29 пр. безусловно воспретил низведение епископа на степень пресвитерскую, заметив, что «аще сводит кто епископа на пресвитерство, святотатец есть». Шестой Всел. соб. постановил: «если епископ будет учить во ином городе в народе, то да престанет от епископства и пресвитерская действует» (20 пр.).

Аристин замечает: «29 пр. Халкидонского собора святотатство отнюдь нарицает, еже епископа на пресвитерский свести степень: и имей сие правило пребольше вселенского онаго (т. е. шестого собора) правила» (Старопеч. Кормч. 184 л.).

22). 20 пр. первого Всел. соб.: «Понеже суть некоторые преклоняюще колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносить молитвы Богу». 90 пр. VI Всел. собора: «От Богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова»... 15 пр. Петра Александрийского: «Воскресный же день препровождаем, яко день радости, ради воскресшего в оный. В сей день и колена преклоняти мы неприяли. Тоже см. 91 пр. св. Василия Великого. А в Октае 5 гласа, напечатанном в 7-е лето патриаршества Иосифа, при пении; Честнейшую Херувим повелевается на каждый стать полагать поклоны до земли: «Иерей, покадив святую трапезу, возгласит, Богородицу песньми возвеличим. Та-же поем песнь Богородице: Величит душа моя Господа, и поем: Честнейшую Херувим, на кийждо стих на оба лика, и творим поклоны до земли». В Учебной Псалтири 4-го лета п. Иосифа на л. 29 об. читаем: «в воскресные дни подостойне поклон великий до земли. От Пасхи до недели всех святых – тоже». В Сыне Церковном»: «Глаголи – достойно есть весь, до конца, и поклон до земли, аще и в праздник, и в субботу и в неделю» (гл. 43). Тоже см. глава 60-я. По гл. 63 «О поклонах на обедни» читаем: «На большой ектении, на всякой статьи, три поклоны... И аще та покажется много, и ты хотя по единому поклону положи ва всякую статью, в пояс клади. А коли праздника несть, ино добро бы в землю. А в праздник и в субботу, и в неделю един в землю... На отпусте, по достойне поклон земный, аще и в праздник».

23). В толковании 11 пр. Лаодик. собора Зонара: «У древних были некоторые обычаи, исполняемые в церквах, из которых, одни с течением времени изменились, а другие и совершенно прекратились, а некоторые запрещены и правилами» (Полн. Кормч. стр. 220). «Упразднибося яко и иная многа творимая прежде» (в толк. 19 пр. того же соб.).

24). Деяние 5-го Всел. собора: «Пусть ваше братское попечение ясно познает, что (о чем нужно часто говорить) вся христианская вера нарушается, если нарушается что-нибудь из того, что постановлено в Халкидоне. Но утверждает ли он (папа Лев) это о частных предметах некоторых лиц?.. Он предпослал увещание к охранению веры и обозначил, с какой стороны он желал охранения собора... Очевидно, дается нам позволение вновь пересматривать то, что там (т. е. в Халкидоне) совершено сверх дел веры относительно лиц. Следовательно, все, что совершается сверх веры, как оказывается по учению Льва, ничто не препятствует вновь подвергать обсуждению» (См. 211–225 стр. по изд. 1889 г.).

25). Бл. Иероним Стридонский: «Церковные предания, в особенности те, которые не вредят вере, должно сохранять так, как они переданы предками, и что обычаи одних не разрушаются противоположным обыкновением других... Пусть каждая провинция исполняет свои обычаи и правила предков считает установлениями апостольскими» (ч. II, стр. 258–259, п. 66).

б) «Мы знаем, что некоторые, задумав раз что-нибудь, уже не оставляют того, и не легко меняют свои предположения; но, сохраняя с сослуживцами союз мира и согласия, удержввают и нечто свое, раз вошедшее у них в употребление. В этом отношении мы не делаем насилия никому, и не издаем закона, который отнимал бы право действовать в управлении церковью по свободному усмотрению: всякий предстоятель имеет дать отчет в своих действиях Господу. Когда пишет он (Киприан) и к Юбаяну о перекрещивании еретиков, то в конце книги говорит так: «по мере сил своих – кратко мы написали это тебе, брат возлюбленный, никому не предписывая и не навязывая своего мнения, тем более, что каждый из епископов действует, как находит нужным, имея полную власть поступать по собственному усмотрению» (т. IV, стр. 90).

26). Св. Иоанн Златоусте: «Не будем наблюдать дней, времен и годов, но во всем неуклонно последуем церкви, всему предпочитая любовь и мир. Если бы даже и ошибалась церковь, и в таком случае не столько бы похвально точное наблюдение времен, сколько осуждения достойны разделение и раскол... Подумай, ведь это – диавольское наваждение, и составляет не один, не два, не три греха, но гораздо более: отделяет тебя от стада Христова, заставляет обвинять столь многих отцов, ввергает в упорство.., и выставляет тебя на соблазн и домашним и чужим... Не будем же сражаться с тенью, и, споря из-за случайного, не повредим себе в важнейшем. Поститься в то или другое время – непредосудительно, но разделять церковь, жить в раздорах, производить расколы и постоянно уклоняться от церковного собрания, это непростительно, достойно осуждения и влечет за собою тяжкое наказание» (т. 1, стр. 667–668).

27). Блаж. Августин: «Недавно, при необыкновенном единодушном усердии верующих, введено в употребление медиоланскою церковью пение утешительных и назидательных гимнов. Именно, год или немного больше протекло, как Иустина, мать малолетнего императора Валентиниана, обольщенная ересью ариан, преследовала служителя Твоего Амвросия. Благочестивый народ проводил ночи в церкви, готовый умереть с епископом своим, верным слугою Твоим. Там была и мать моя, раба Твоя, одна из первых, принимавшая участие в заботах, неусыпном бдении и молитве. Мы, хотя еще несогретые в то время теплотою Духа Твоего, не оставались однако равнодушными зрителями тревог жителей города. В это-то время введено было пение гимнов и псалмов, по примеру восточных церквей, и в Медиоланской церкви, чтобы народ не падал духом среди скорбей и тягостных испытаний: и с того времени доселе сохраняется этот обычай, и почти все церкви Твои на земном шаре последовали этому примеру» (т. I, стр. 247; Исповедь, кн. IX, гл. 7-я).

28). Св. Василий Великий: в письме к неокесарйцам: «А если спросят их (неокесарийцев) о причине этой необъяснимой в непримиримой войны, указывают на псалмы, на изменение напева, какой утвердился у вас по (напеву) навыку, и на что-нибудь подобное сему, чего надлежало бы им стыдиться... Смотрите, не оцеждайте комара, входя в тонкие рассуждения о звуке голоса в псалмопениях, и нарушая важнейшие из заповедей» (т. VII, стр. 74–77).

29). Св. Киприан Карфагенский: «Мы знаем, что некоторые, раз принявши что-нибудь, ни за что не хотят уже, отказавшись от принятого, переменить своих мнений; и держатся однажды допущенных злоупотреблений, неразрывая однакоже союза мира и согласия с товарищами своими. В этом деле и мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу (т. I, стр. 283–284, пис. 59 е).

б) «Все это (т. е. об обычаях чиноприема еретиков) в краткости мы написали тебе, возлюбленнейший брат, по мере сил наших, не имея в мыслях ни предписывать ни навязывать кому-либо своего мнения; пусть всякий епископ по свободному своему произволению поступает так, как считает должным» (т. I, стр. 300, пис. 60).

30) Бл. Симеон Солунский: а) «Когда благочестие начало мало по малу распространяться и преуспевать, и чиноположений церковных стало больше, и обряды литургии и крещения, последования и чины псалмопений и молитв получили от св. мужей... благолепнейший вид» т. II, стр. 40).

б) «Не однажды только надобно читать положенные в начале чина крещения заклинания и другие молитвы, а несколько раз. Ибо и в Требнике написано читать их раз восемь или десять: так как в церкви было в древности обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из семи дней прочитывали их над крещаемыми, а в осьмой день – опять архиерей, или имевший крестить иерей, после чего совершаемо было крещение архиереем или иереем. И мы знаем также благоговейных иереев, которые читают эти молитвы три раза и потом крещают» (т. II, стр. 50).

в) «Прежде церковь совершала над приходящими крещение чрез архиереев в соборных церквах, в то именно время, когда мы в праздники на божественной литургии поем: елицы во Христа крестистеся, – в особенности же в великую субботу пред божественною литургиею, когда читаются многие чтения из божественных пророков» (т. II, стр. 60–61).

г) «Песнь: Слава Тебе, Христе Боже... в Константинов поле при рукоположениях вовсе не поется, а в церкви фессалоникийской она поется после двукратного возглашения: Святи мученицы... (т. II, стр. 261).

д) «В мирских церквах не читают псалтири, кроме одной великой четыредесятницы, так как выполнять все по уставу – не по силам людей, живущих в миру. Так делают только все священныя обители» (т. II, стр. 405).

е) «На вечерни прежде был обычай, чтобы служители пред последованием наполняли храм фимиамом – во славу Бога в во образ Божественной славы, которая некогда наполнила скинию... И на утрени подобным образом сперва наполняли храм дымом фимиама» (т. II, стр. 472–473).

31) . Летописец Бароний: а) «Златоустый повел такожде (как и ариане; следов. обычай заимствован от еретиков) ночью ходам быти, со свечами и крестами сребрянами, ихже Евдоксия царица устроити повеле, и стихи сочини к пении на похвалу Пресвятыя Троицы» (лето 400, числ. 11-е).

б) «А понеже древний обычай церковный бе и есть (см. 91 пр. св. Вас. Вел.) на восток солнца молитися. В то время, ради сих манихеев, возбрани Лев на восток солнца обращайся молящимся, бояся дабы прикладом оных мерзостных идолопоклонства коего-либо не творили» (443 лето, ч. 2).

в) «Леон папа, бываемый от некиих самовольный обычай исповеди явныя пред всеми, отверже, но токмо тайную пред иереем исповедь похвали, глаголя, яко исповедь тайная от апостолов предана есть» (Лето Госп. 459, числ. 5-е).

32) . Летописец Георгий Кедрин: «В двадесят третье лето Константиа, Флавиан епископ Антиохийский, разделив лики певцов, первый научил преемственно петь Давидово псалмопение. После сего Петр Канафей (нужно заметить, что он был еретик), самовластно восшед на престол епископства Антиохийский, первый изобрел освящать миро в церкви при всем народе, и в день святого Богоявления в вечеру быть освящению вод, и при каждой молитве именовать Богородицу, и на всякой литургии пред освящением даров читать символ веры, который прежде того в великий пяток токмо был читаем» (л. 74, изд. 1820 г., ч. 1).

33) . «Св. апостол Иаков, первый епископ иерусалимский, от Христа научився литургию написа.. Сего св. апостола литургию, Божественный Василий Великий, елико к вере чиновне прияв, в словесех точно сократи» (кн. о Вере; л. 107). «Иаков первее литургию изложи и записа, наставляющу его в том Св. Духу: юже потом св. Василий Вел., тоже Златоуст святый, человечески ради немощи сократив» (Ч. Мин. 23 октября).

б) По седмом убо соборе, Феодор Студит, и брат его Иосиф епископ Фессалоницкий книгу триодь написаста... Иоанн Дамаскин... в лето по воплощении Сына Божия седмь сот тридесятое – октоих – сиречь осмогласное пение»... (кн. о Вере 136–137 лл.).

34). Историк Сократ: «Между обществами верных, едва ли можно найти и две церкви, которые в совершении молитв были бы согласны одна с другой» (Церк. Ист. СПб., 1850 г., стр. 429–432).

35) . Историк Созомен: «Во всех церквах, хотя они исповедуют одно и тоже учение, нельзя найти одних и тех же по всему сходных преданий» (Церк. Ист. по изд. 1851 г. 517 стр.). Он же: «Безумно было бы христианам, согласным в главных пунктах верований, разделяться между собою из-за обычаев» (там же кн. 7-я, гл. 9-я).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle