Источник

Глава XXXIX. Хиротония еретиков второго чина не принималась, а повторялась

1) Вальсамон: «Вопрос 30-й: Аще еретик, иерей или диакон, сподобится божественного и св. крещения, или святым миром освятится, будет ли священнодействуя с первейшею хиротониею его, или другой сподобится хиротонии, аще восхощет священнодействовати? Ответ: Св. Апостол 80-е правило, из языческого правила (от языческой жизни) пришедшие к православной вере, и крестившиеся и епископского достоинства сподоблятися предопределяет. Убо первому иерейству, скверне непщуемой, яко не бывшу вменяемому, аще с правильным опаством возсуждаемый тако православив, и сый некогда скверный иерей в последнейшем своем житии не осужден возъявится, сподобится не точию иерейского достоинства, но и епископского, обычными всяко степенми на учителъну высоту возводим»» (Севаста, кн. 5-я).

2) Св. Григорий Богослов «Посылаше ко Клидонию пресвитеру, мужу благочестиву, и слузе присному Божию, и инем некиим, яко не приимати губительство еретическое и рукоположения же отметати Аполинарейская, яко неправедна и чуждая соборныя церкве» (В житии по изд. 1665 г., л. 10 об.). «Посылаше писание к Лидонию пресвитеру, мужу благочестиву и угоднику присному Божию, и другим некиим, яко не приимати пагубы еретическия и поставления, и отметати Аполинария, яко странны соборныя церкви» (Ч. Минея, старописьм., Январь, 25-й д.).

3)В одном древнем памятнике (припис. Иустину Философу или Ипполиту) IV века, известном под именем – «Ответы православным» читаем: «Вопрос 14: Если ложно и суетно крещение, преподаваемое еретиками, то для чего православные прибегающего к православию еретика не крестят, но оставляют его при ложном крещении, как бы при истинном? А если он получил от еретиков и рукоположение, то и сие принимают, как твердое? Ответ: у еретика, приходящего к православию, погрешительное исправляется: в лжеучении – переменою образа мыслей, в крещении – помазанием св. мира, в хиротонии возложением рук (хирофесия)» («Иерархия Англик. Церкви» Соколова, стр. 306–307).

4) Бл. Симеон Солунский: «Нечестивые, обратившись в вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если, окажутся достойными, вступят в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано. Здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами» (глава «Отчего обращ. от отступничества только помазуется миром, а не перекрещивается»? (т. III, стр. 154–156).

5)«От послания Константина града собора, к Мартирию епископу Антиохийскому, о том, како приимати еретики, приходящия к соборной церкви. Арианы, македонианы и наватианы глаголюща себе чистая и чистейшая, и четыредесятники, рекше средьники, и аполинарианы, приемлюще, написающих свою ересь, и проклинающе ю, и ину всяку ересь не мудрствующую, якоже и соборная церковь, помазуем их первое святым миром, чело, ноздри, уши, перси, и вся чувства помазующе им, глаголем, печать дара святого Духа. И потом потщаливии мирскии человецы поставляются в сан, внемже беша, или пресвитери или диакони, или ино что» (Слав. Кормч. гл. 37-я, л. 293 об.).

6)У Севаота Арменопула: «И по сих (т. е. после миропомазания) яко тщаливии людины хиротонисуются оное, еже быша у самых первее; аще же пресвитеры, аще же диаконы, аще же иподиаконы» (Книга 4-я).

в) В Греческой Кормчей: «Ариан, македониан, новатиан, называющих себя чистыми и чистейшими, четыредесятников или тетрадитов и аполинаристов принимаем, когда они дают письменное отречение от всякой ереси, мудрствующей несогласно с церковью вселенскою помазуя их наперед святым миром... Потом же, как честные миряне, рукополагаются они в ту степень, какую имели, т. е. в пресвитера, или диакона или другую степень» («О Правил. и Чинопоследовашях»... епископа Сергия, стр. 142 и у Громогласова в кн. «К вопросу о раск. Белокрин. иерархии» – С. Посад, 1895 г., стр. 34).

Примечание: По поводу этого послания Австрйский священник Василий Механиков в книге; «Историко-каноническое обозрение старообрядческого общества» в гл. 43 пишет: «Как ни темно это место, но всетаки оно говорит больше в подтверждение той мысли, чтобы, по миропомазании рукополагать вновь».

6) Захарий Копыстенский: «А по исповеди и по мировании, и по данию письма способом предреченным посвятити их, если годны будут на той степени, на который в ересех пребываюпци были. Синод никейский, в каноне восьмом повелевает. Посвятивши их чрез рук вкладания, суд патриархов, о том во Арменопуле, в книге 3. А становят они так. А по сих яко гречнии ласкове (т. е. почтенные миряне) рукоположитися имеют на он степень, на котором первее у своих были, – либо пресвитеры, либо диаконы или суть иподиаконы, или псальмочетцы. – Если миром святым мировати велит собор, яве яки наискорей, снова потреба их хиротонисати, где бы (когда бы) истинная хиротония священия была упомянутых, небы их патриархи судили в попы в диаконы и в четцы их хиротонисовати, когда заметно а ни на четцу не признавали быти рукоположения» (книга «О правдивой единости» – гл. 40-я).

7)Что говорят церковные писатели? а) «Если неимеющие истинного помазания неведомы Богу, ни ангелам, и не имеют даже общих всем простым членам церкви даров благодати, – то могут ли таковые обладать высшими благодатными дарами и полномочиями, преподаваемыми в таинстве хиротониии? Не очевидно ли, таким образом, для каждого, что еретика, присоединяемого чрез миропомазание и следовательно считаемого лишенным общехристианской благодати́ этого таинства, церковь не может принимать в сущем сане» («К вопросу о Белокриницкой иерархии...» Громогласова, стр. 29–32).

б) «По самому существу таинств священства и миропомазания, первое не может быть признано действительным у того, кто не считается правильно сподобившимся благодатных даров миропомазания... Вот почему нет ни одного канонического правила, где после предписания приема чрез миропомазание говорилось бы о сохранении принятыми их иерархического сана» («Иерархия Англик. церкви» Соколова, стр. 334).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle