Источник

Глава VI. Отцами церкви епископы именуются главою церкви в своей епархии, или главою поместной церкви (но не главою вселенской церкви, глава которой Христос)

I. Св. И. Златоуст: а) «Апостольство (у нас вместо апостолов епископы, см. выше), есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляемые телом, исходя из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом управляют всем животным составом, – так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и сосредоточивая, содержат в себе корни всех их... Знай, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве, как в главе» (т. III, стр. 79–80).

б) «Так как архиерей был глава народа, то ему, как главе всех, надлежало иметь на голове символ власти... Закон повелевает, чтобы голова архиерея не была обнажена, но была покрыта, чтобы голова народа поняла, что у нее есть голова. Поэтому и в церкви во время рукоположения евреев, на голову их возлагается Христово Евангелие, чтобы рукополагаемый понимал, что он принимает истинную веру Евангелия, – и чтобы он знал, что хотя он и глава всех, но поступает, подчиняясь этим законам»... (т. VI, стр. 707).

II. Св. Кирилл Александрийский: «Ибо глава народа священник, когда народ понимается в виде одного тела... И так как простой народ следовал учению священников, которые стояли во главе народа, то его назвал хвостом» (т. VI, стр. 288).

III. Св. Ефрем Сирин в слове «на кончину епископа»: «Как же утешиться церкви твоей, когда нет никого, подобного тебе? Она одинока, как вдовица, пока не будет, у ней главы» (т. IV, стр. 368).

IV. Св. Григорий Богослов: а) К Феодору, епископу Тианскому, писал: «Свидетельствую пред Богом и пред избранными ангелами, что сия Божия паства (в Назианзе) несправедливо страждет, оставаясь без пастыря и без епископа, по причине моего омертвения; потому что меня держит болезнь, вдруг удалила от дел церковных, и теперь ни к чему я негоден, непрестанно нахожусь при последнем дыхании, еще более обременяюсь делами. Поэтому, если бы епархия имела кого другого главою, к нему должна бы взывать, и у него испрашивать помощи, но как выше всех твое благоговение, то необходимо обратиться к тебе. Позаботься о своей церкви» (т. VI, стр. 198).

б) «Но поскольку телом я болен, как всем это известно, и по причине, мною сказанной, не боюсь важных последствий от сего удаления, но вижу, что церковь под моим правлением терпит вред в самом главном, и по расстроенному моему здоровью, приходит почти в расстройство, то и прежде просил и теперь прошу боголюбивейших епископов, разумею отечественных, дать церкви главу, как при помощи Божией и дали, достойную и моего желания и ваших молитв (т. VI, стр. 208).

V. Пр. Исидор Пелусиот: В письме к епископу Феодосию: «Посему, священная глава, не оплакивай только его (град Пелусейский), но и молись о нем, чтобы пришел он в прежнюю доблесть и в прежнее благоденствие» (т. II, по изд. 1860 г., стр. 272).

VI. Бл. Симеон Солунский: а) «Открывается Евангелие, которое есть как бы Сам Христос и чрез Него церковь Его, и открытое полагается на главе и на выи рукополагаемого; это действие означает, что он, (епископ) соделавшийся главою церкви, имеет своею главою Христа» (в рус. перев. т. II, стр. 262–266).

б) «Патриарх есть отец и глава всех... Митрополит, в свою очередь, есть отец в глазах своих епископов и клириков... А епископ есть отец и глава клириков и мирян, находящихся под его надзором» (т. III, стр. 161).

VII. Пр. Феодор Студит: а) В послании к папе Льву Римскому: «Так, божественнейшая глава всех глав, состоялось, по выражению пророка Иеремии, соборище преступников и собрание любодействующих» (т. I, стр. 219).

б) К Пасхалию, папе Римскому: «Посему мы нижайшие, хотя и составляющие последний член тела Христова, но, когда глава наша в заключении и высшее из братства рассеяны там и там, можем, находясь близко и чрез взаимное сообщение согласуясь в духе и слове, написать, хотя это и дерзновенно, следующее. Внемли, апостольская глава, Богом вознесенный пастырь овец Христовых» (т. II, стр. 41).

в) «По благоволению преблагого Бога, мне даровано это (т. е. право писать к папе александрийскому) по двум причинам; во-первых, дабы исполнить давнишнее желание меня грешного – умственно прикоснуться к священным стопам твоим; ибо иначе не возможно было исполнить это желание; и во-вторых, что еще настоятельнее нужно, дабы сделать известными случившиеся здесь бедствия божественнейшей главе твоей, как состраждущей членам целого тела церкви, которые, как я думаю, разгласились и в крайних пределах вселенной по важности этого зла» (т. II, стр. 46–47). Тоже см. 48 стр.

г) «Ты (Византия) отреклась от Христа, отвергнув икону Христа, Богородицы, всех святых; отверзи внимательный слух; внемли словам евангельским, апостольским, пророческим, отеческим. Но она не послушалась, не приняла этого, а, отторгнув себя от пятиглавого тела церкви..., восстает против Вседержителя Бога». (т. II, стр. 176–177).

д) «Что они (еретики иконоборцы) могут сказать противники? Востока они не имеют на своей стороне; запада лишились; от пятиглавого церковного тела отторглись; ибо еще жив и священный Никифор» (т. II, стр. 179).

е) «Сказал Сам Бог Слово: еже свяжете на земли... (Мф.16:19). Кто-же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это пятиглавая власть церкви» (т. II, стр. 322).

VIII. Св. И. Златоуст: «Подобно тому, как тело согласуется с головою, так и церковь согласуется с священнослужителем и народ с государем. Как куст не может отделиться от своего корня и река от своих истоков, так и дети неразлучны с отцами своими, а ученики с своими учителями... О, сыновья мои, увенчайте меня вашими добродетелями, возложите на голову мою венец вашего послушания, сделайте так, чтобы все считали счастливым меня, имеющего такое послушное стадо – и прославьте мое пастырское учение вашей покорностью, по словам апостола: «Покоряйтесь главам вашим, потому что они бодрствуют за вас и некогда отдадут ответ в душах ваших» (Тьери «Иоанн Зл. и Евдоксия» – стр. 84–85).

IX. Правила св. Апостол: а) «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его, яко главу»...

Зонара: «Как тела движутся неправильно, или даже совсем делаются бесполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии, так и тело церкви будет двигаться беспорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающей место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью»...

Вальсамон: «Порядок поддерживает все и небесное, и земное. Посему и настоящее правило определяет, чтобы рукоположенные воздавали честь рукоположившись. Ибо сии суть первенствующии главы их» (34 пр. св. Ап. и толков, см. Полн. Кормч. 62–64 стр.).

б) Зонара в толковании на 55-е правило св. Апостол: «Архиереи, будучи образом Господа нашего Иисуса Христа и почитаемые главою тела церкви, большей достойны чести».


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle