Крестовоздвиженский собор (г. Лесосибирск)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Крестовоздвиженский собор (г. Лесосибирск)

Крестовоздвиженский собор — православный храм в городе Лесосибирск Красноярского края.

На берегу могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Не храм, а целый город.

Семь лет (с 1995г. по 2002г.) жертвенных усилий попечителей и благотворителей, на чьи средства возводился храм, семь лет напряженного труда архитекторов, строителей, и, конечно же, семь лет неотступных и горячих молитв православных христиан Лесосибирска, Енисейска, Красноярска, всего Красноярского края, необъятной Красноярской епархии.

Эти семь лет по чудному промыслу и великой милости Божией принесли плоды - трехпрестольный, величественный собор вознес в небеса свой сонм крестов на тринадцати куполах, самый высокий из них - 67 м. Сейчас Крестовоздвиженский собор - главное украшение города, и не только города - он жемчужина всей Сибири. Памятник из красного кирпича, памятник любви к Богу и дорогому Отечеству, живой памятник, 11 мощных колоколов которого призывают: "Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28,2). И если спросят: "Зачем в таком небольшом, даже по меркам Сибири, городе такой дивный храм?" - то мы ответим: "Не по городу храм, а по храму будет и город"...

История[править | править код]

6 июня 1993 г. в день Святой Троицы по окончании Божественной Литургии, с целью поставить памятный крест, был совершен крестный ход в одно из красивейших мест города Лесосибирска, совсем еще недавно, в то время, заложенный Кедровый парк. Со Святым Крестом, хоругвями и иконами под пение молитв, прославляя Святую Троицу, богомольцы пришли в парк. Начался торжественный молебен. И вот, во время совершения молебна и установки памятного креста, когда зазвучали богодухновеные слова « Кресту Твоему поклоняемся, Владыко …» кто-то из присутствующих вдруг заметил в небе над кедровым парком Крестное Знамение. Это были вытянутые облачка, перекрещенные в виде Андреевского креста. Мимо него и над ним спокойно проплывали другие облака, но сам крест, как ни в чем ни бывало, в течение почти получаса, оставался на месте, а потом просто растаял.

В 1994 г. директор ЛДК-2 (Лесосибирский деревоперерабатывающий комбинат №2) Белорусский Виктор Иванович решился- таки строить храм, но за недостатком средств только деревянный. Место под храм предложил рядом же со своей территорией на берегу небольшой речки Маклаковка. Молодой христианин, но очень опытный специалист – главный архитектор Лесосибирска Андрей Юревич совместно с красноярским архитектором Александром Банниковым разработал проект деревянного храма. Место под строительство освятил Его Преосвященство Епископ Красноярский и Енисейский Антоний. Но промыслом Божьим этим планам не суждено было сбыться. Буквально в это же время у «мужей мудрых», власть имущих и деньги предержащих - генерального директора ЗАО «ЛДК-1» Анатолия Семеновича Рубцова, генерального директора Новоенисейского ЛДК (ныне НЛХК) Виктора Владимировича Шелепкова и начальника СМП-3 Владимира Михайловича Киселева рождается идея строительства большого и каменного храма. Местом строительства, после долгих совещаний и споров, «неожиданно»был избран кедровый парк. И несмотря на то, что Владыка Антоний уже освятил иное место под храм, узнав о всех обстоятельствах , правящий архиерей Красноярской епархии дает свое благословение на строительство нового храма именно посреди подрастающих молодых кедров почти на берегу могучего Енисея. Вот тогда-то и стало всем понятно чудесное небесное знамение, кое по милости своей явил чадам Своим милосердный Господь.

Проект храма выполнил красноярск­ий архитектор­ Александр Банников. И надо сказать, что Анатолий Семенович Рубцов, которому в силу различных причин, пришлось практическ­и одному достраиват­ь храм, так и не узнал о его истинных размерах, до тех пор, пока не увидел воочию уже выложенный­ фундамент. Но, как он говорится,­ отступать уже было некуда.

И сейчас, когда над городом Лесосибирском величаво и торжественно возвышается Крестовоздвиженский Собор, по праву считающийся украшением православной Сибири, даже не верится, что когда-то все начиналось с инициативы двух десятков верующих, у которых не было ни настоятеля, ни своего помещения. Было только одно: горячее желание общего молитвенного собрания и горячая искренняя вера.

Образование общины[править | править код]

В 1989 году православные верующие города Лесосибирска ездили в Успенскую церковь Енисейска на воскресные богослужения, а по пятницам, в вечерние часы, там же, настоятель Успенского храма о. Геннадий Фаст проводил семинары для тех, кто хотел изучать Библию, содержание Божественной литургии, Символа веры.

Среди тех, кто ревностно изучал богословие, был и человек, о котором уже упоминалось выше - главный архитектор города Лесосибирска, раб Божий Андрей.

Вскоре лесосибирцы получили разрешение собираться самостоятельно. Собрания по изучению Библии и основ православной веры по благословению духовника проводил Андрей Юревич. Проходили они по разным квартирам, в тесном кругу 20-25 человек, заканчивались поздно. Наиболее активными и постоянными участниками собраний были наши «первопроходцы»: В.Глухова, Е.Глухов, Д. Глухов, И. Комогорцева, С. Дьяченко, М. Туркина, Л. Смирнова, Е. Лобанова, А. Хердякова, М. Светлакова и другие.

В октябре 1990 года в группу перешли ребята из общины баптистов, а затем и глава ее - Павел Чистяков с женой. Теперь один из них, Андрей Соколов, стал игуменом -отцом Арсением, благочинным Португалии; Павел Чистяков - уважаемый и любимый прихожанами настоятель Свято-Троицкого храма с. Пировского Красноярского края.

Крестовоздвиженский собор (г. Лесосибирск)
Первый настоятель священник Андрей (Юревич)

В конце сентября 1991 года состоялось собрание прихожан, на котором было принято решение о создании православной общины города Лесосибирска, Владыка Антоний благословил быть храму во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, (при этом тогда еще никто и не мог знать о чудесном небесном знамени) а второй же придел храма решено было освятить во имя св.прав. Иоанна Кронштадтского ( ныне его святое имя носит храм Лесосибирской православной гимназии). Все подписавшие протокол единогласно избрали председателем приходского собрания Андрея Юревича. Члены прихода обратились с ходатайством к архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию с просьбой о рукоположении раба Божьего Андрея в сан священника. Уже в ноябре он становится диаконом; через неделю после этого - священником.

Начало строительства собора[править | править код]

Сейчас в музее собора неподдельный интерес вызывает макет сарая, где проходили первые богослужения. Сарай, вернее, хлев, вычистили, отделили крохотную комнатку отцу Андрею; покрыли шифером крышу, дабы не протекла. Алтарь был такой маленький, что вокруг престола можно было пройти только боком.

Одновременно обратились с ходатайством к городским властям о выделении временного помещения для использования его под храм и земельного участка под строительство храма. Письмо с таким содержанием на имя заместителя горисполкома В.А. Насонова подписал Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний.

И вот, 2-го февраля 1992 года в вышеуказанном, побеленном, выкрашенном хлеву и состоялась первая служба. Зазвучали проникновенные слова Божественной Литургии. Это был уже храм, пусть маленький и неказистый, но храм Божий.

Первым пономарем был В. Ремезов, первой псаломщицей Л. Спиридонова; работу продавца, требницы, отчеты перед епархией выполняла В. Глухова, супруге о. Андрея - матушке Ольге пришлось самой и печь просфоры, и петь на клиросе.

Вера Константиновна Глухова вспоминает о праздновании первой Пасхи в этом храме: «Перед входом в храм сделали настил размером 2х3. было, наверное , человек 50-70. большая часть прихожан, конечно, находилась на улице, но слышно было все, так как и окно, и дверь были открыты. Такой яркой Пасхи я больше не помню. Крохотное помещение буквально было залито светом, пением, ликованием: Христос Воскрес!"Те, кто были тогда в первом храме, до сих пор вспоминают необыкновенную радость Пасхи и любовь друг к другу.»

Наконец, в 1992 году община получила под храм здание бывшего кинотеатра, где сейчас находится гимназическая церковь во имя Св.прав. Иоанна Кронштадтского.

Три года спустя началось строительство Крестовоздвиженского Собора, и через семь лет приход, уже не десятки, а сотни прихожан, перешел в Собор, выстроенный по всем канонам древней церковной архитектуры.

15 лет его настоятелем являлся отец Андрей Юревич, который покинул ныне пределы Лесосибирска и несет ответственное послушание в Москве, в синодальном отделе по работе с вооруженными силами и правоохранительными органами. Совершали здесь свое пастырское служение в разное время еще несколько священников – это уважаемые ныне настоятели различных приходов, о. Павел Чистяков, о. Георгий Селин, о. Алексий Ахтулов, о. Сергий Маханько, о. Виталий Севостьянов. В январе 2011 года указом правящего архиерея Красноярской епархии архиепископа Красноярского и Енисейского Антония настоятелем Крестовоздвиженского собора был назначен протоиерей Димитрий Харцыз. В мае этого же года решением Священного синода Русской Православной Церкви и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из состава Красноярской епархия была выделена и образована Енисейская епархия. Управляющим был назначен Его Преосвященство Преосвященнейший Епископ Никодим. Крестовоздвиженский собор являет ныне собой важное звено вновь образованной Енисейской и Норильской епархии.

Деятельность прихода[править | править код]

Жизнь общины многогранна, один только перечень повседневных забот по приходу, гимназии, сестричеству, музею занял бы не один лист. В 2011 г. Собор открыл новую страницу в своей истории. При Лесосибирской православной гимназии был образован военно-патриотический клуб «Пересвет», ныне уже разросшийся и преобразованный в Сибирскую Школу Воинского Искусства. Мальчишки и девчонки со всего города занимаются рукопашным боем, военно-прикладными видами спорта, туризмом, изучают историю российского воинства на героических примерах лучших представителей России. Для этого при центре духовного просвещения был создан музей истории русской армии и военно-исторической реконструкции. Огромное значение придается работе по духовному окормлению правоохранительных органов, воинских частей. Настоятель Крестовоздвиженского Собора протоиерей Димитрий Харцыз был назначен помощником правящего архиерея епархии по представительским делам и избран членом Гражданской Ассамблеи при Губернаторе Красноярского края и Общественного совета при Главном Управлении МВД РФ по Красноярскому краю.

Очень популярны экскурсии по Собору, на которых люди знакомятся с огромным вкладом православия в мировую художественную культуру; с историей взаимоотношений между Древней Византией и Русью; особенностями церковной архитектуры и иконописи.

Престольные праздники[править | править код]

Икона Пресвятой Богородицы "Владимирская" - 8 сентября

Царственные страстотерпцы - 17 июля

Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Собор Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский собор. Лесосибирск

Как добраться[править | править код]

Адрес: 662541, г.Лесосибирск, мкр. Кедровый парк, 27

Телефон: 8 (39145) 4-32-89

web: http://krestsobor-les.ru/