Предисловие к первому изданию 1847 года
Козельская Введенская Оптина Пустынь принадлежит к числу древнейших обителей нашего Отечества: она считает ныне уже четвертое столетие со времени своей известности (письменной) и, по преданию, пятое со времени основания. Судьбы сей обители разнообразны и занимательны для любителей отечественной старины, поучительны и назидательны для ревнителей праотеческого благочестия. Основанная отшельником Оптой, возрожденная незабвенным Платоном и утвержденная боголюбивым Филаретом, она в настоящее время, как по своей наружной лепоте, так и по внутреннему благоустройству, справедливо может назваться «Лаврою Калужской Епархии», подобно тому, как, некогда, высокопреосвященный Платон, митрополит московский и калужский, выражался о любимой им Песноше, называя эту обитель «второй Лаврой своей епархии».
Доселе еще ни один из путешественников – описателей – не полюбопытствовал взглянуть на святыню Оптиной Пустыни, не удостоил даже помянуть ее имя в своих записках. Причины этому, без сомнения, те же самые, по которым до нашего времени не более 50 иноческих обителей имеют свои отдельные описания, хотя необходимость приступить к подобным описаниям Православных обителей, сообразно со всеми критическими требованиями, уже давно сознана всеми.
Род мой с незапамятных времен имеет оседлость в Козельском уезде, в близком расстоянии от Оптиной Пустыни. С малых лет привык я преклоняться перед ее святынею и потом посещал и обозревал ее не раз, в разные эпохи моей жизни.
Предлагаемое здесь описание, плод недавнего посещения моего обители в минувшем 1845 году, да будет жертвою, приносимою от меня, отчизне моих предков и, вместе, выражением личного моего усердия к святой обители отшельника Опты!
При составлении сего описания, я старался, по мере возможности, удовлетворить тем критическим требованиям, которые были высказаны одним из известнейших археологов в статье: «Исторические заметки» (номера 26 и 27 Северной Пчелы 1846 года). Ясно, что эти требования не могут быть одинаково приложены к описанию каждой обители по многим, не зависящим от описателя, причинам, которые столько же могут быть основательны и уважительны, сколько справедливы и полезны для соображения, при трудах этого рода, заметки почтенного археолога.
Комментировать