Основание Скита
Даст ти Господь по сердцу твоему и весь советь твой исполнит (Пс. 19, 5).
Начало благочестивому пустынножительству, на месте, занимаемом ныне Скитом Оптиной пустыни, положил схимонах Иоанникий, смиренный и подвижный старец, живший в начале XIX столетия. Возлюбя совершенное безмолвие, он, с благословения настоятеля, поселился в глубине монастырского леса, на малой пасеке, с двумя монахами Мисаилом и Феофаном. Там, в уединенной келье, благочестивый отшельник, скрывая себя от людей, подвизался подвигом добрым, угождая Богу постом, молитвою и слезами. Но, как тщательно ни бегал старец мирской молвы и славы человеческой, деятельная жизнь его, по воле Божией, не была тайною для окрестных жителей: граждане Козельска знали смиренного старца, и славили за него Господа Бога, Которого он прославлял своею жизнию.
По единогласному свидетельству мирян, знавших Схимонаха Иоанникия, и иноков обители, Старец сей был украшен всеми монашескими добродетелями: его кротость, смирение, братолюбие и безпрекословное послушание настоятелю были образцом спасительной жизни для братства Оптиной пустыни; он тем более достоин ея памяти, что подвизался в эпоху возрождения и обновления сей обители, когда бывает так необходим пример для новоначальных иноков и прибывающих на искус трудников.
Богоугодная жизнь Старца увенчалась и блаженною кончиною: мирно преставился он в небесный покой в 1815 году Апреля 30 дня, и погребен в северной колоннаде соборного храма, (ныне место это вошло внутрь придела Преподобного Пафнутия).
На плите, покрывающей его могилу, вырезана следующая надпись:
«На сем месте, под сею чугунною доскою, погребено тело схимонаха Иоанникия.
А оной родом Калужской Епархии Жиздринскаго уезда, из пономарей, который, по своему доброму желанию, определен указом в сию Оптину пустыню, в число братства 1802 года сентября 19 дня; пострижен в монашество 1802 года в апреле месяце: и находился в жизни своей целомудренно, в не малых монастырских трудах и послушаниях не леностно: также и церковной всей службы никогда не оставлял; и вхождение имел в церковь, с великим успехом, Божию службу продолжал слушанием, ревностно и кротко, и во всем поведении крайне был тих и незлобив, и притом имел не малую и нелицемерную любовь ко всем, настоятелю и братии, – и в таковой добродетельной жизни, во всем по долгу христианскому и схимонашескаго сана, с принадлежащим духовным исправлением, блаженно и скончался 1815 года апреля 30 дня, в пяток, по полудни, в исходе 4 часа; а погребено тело его мая 2 числа в воскресный (недельный) день. Аминь.
Духовные мои отцы, братия и спостницы! егда молитеся, не забудьте мя во святых ваших молитвах, ко Владыце Господу Богу, да учинит дух мой с праведными в вечном блаженстве!»
Просительное завещание старца волею Божиею исполнено: память его и доныне уважается, как от братии пустыни, так и от граждан города Козельска, которые нередко по усердию служат на могиле его панихиды.
Не долго оставалась одинокою келья подвижника, как бы указывая ревнителям пустынножительства место удобное для прохождения духовных подвигов: спустя шесть лет после кончины старца, Божиим изволением, переселились сюда, из глубины Рославльских лесов, семья отшельников; они-то основали скит, который состоя в духовной связи с Оптиной обителью, процветает и до ныне: и ветхая келья Схимонаха Иоанникия тщательно сохраняется скитянами, как памятник начального основания уединенного жительства на сем месте.
Приступим теперь к повествованию об основании скита: едва исполнилось двадцатипятилетие со времени возрождения Оптиной пустыни приснопамятным Платоном, Митрополитом Московским, как вступил в управление Калужскою епархиею Преосвященный Епископ Филарет (бывший Киевский Митрополит), и Оптина обитель нашла в нем новаго на веки для нея незабвенного благодетеля.
Комментировать