Период второй. Сведения о возобновлении Санаксарской пустыни
1. Возобновитель первоначальник Иеромонах Феодор (Ушаков)
Возобновителем пустыни Санаксарской, был приснопамятный старец, Иеромонах отец Феодор.
Родился он 1719 г. и при крещении имя его было Иоанн. Происходил из дворянского рода, Ушаковых, Ярославской губернии, живших близ г. Романова, в своем родовом имении. Когда достиг совершеннолетия, родители определили его в Гвардейский Преображенский полк, в котором сделан он вскоре сержантом.
В одно время был Иоанн в обществе молодых веселых товарищей. Внезапно один из них упал и умер. Этот ужасный случай имел такое потрясающее влияние на душу Иоанна, что он положил твердое намерение, бросив все, бежать в пустыню ради спасения души.
Собравшись наскоро, со служителем своим выехал из С.-Петербурга, как будто в дом родителя. Но с дороги, отпустив слугу обратно в Петербург, сам, в нищенской одежде, ушел на берега Двины, в поморские леса. Здесь, найдя опустелую келлию в одном месте, – прожил в ней одиноко три года, работая Богу в молитвах, посте и всяком злострадании, имея от роду двадцать лет. Пищу самую скудную, доставляли ему окрестные боголюбивые жители. По причине преследования пустынников от начальства по подозрению в расколе и различных притеснений от окрестных жителей, Иоанн вынужден был уйти из своей пустыни, и прошел в Площанскую пустынь Орловской губернии. За неимением вида, настоятель долго не соглашался принять пришельца, назвавшегося церковником; но по усиленной его смиренной просьбе, наконец согласился, – принял и приказал читать в церкви последование Богослужебное. Из чтения он узнал, что пришлец не церковник, а какой-нибудь дворянский сын. Опасаясь, как бы из-за него не было обители какой неприятности, настоятель велел Иоанну поселиться в одной из келлий в лесу, сделанных прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. Не долго пожил любитель безмолвия в пустыни. По высочайшему повелению, сыскная команда, для разорения тайных жилищ, и забрания живущих в них по лесам, подозреваемых в расколе взяла Иоанна, как не имеющего вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому и представлен был к Императрице Елизавете Петровне.
Приведенный во дворец, в ожидании выхода Государыни, Иоанн был предметом любопытства Гвардейцев. От великого воздержания, он был сух, бледен лицом, во власяной одежде, подпоясанной ремнем. Императрица, увидав его, спросила: зачем ты ушел из моего полка? Для спасения души, Ваше Величество отвечал он. Прощаю тебя, и жалую прежним чином сержанта, сказала Государыня. В ответ Иоанн сказал: я желаю до конца жизни пребывать в начатом мною подвиге, ради Бога и спасения моей души, а прежнего чина и жизни мирской не желаю. Я потому и ушел тайно что меня – молодого человека, не уволили бы, не поверив, что могу понести такое иго; а ныне я испытал себя, а потому смиренно прошу Ваше Величество – благоволите мне пребыть до смерти в избранной мною жизни.
Видя искреннее желание просителя, Императрица повелела ему остаться в Александро-Невском монастыре. После трехлетнего искуса Иоанн по именному повелению, в присутствии самой Императрицы, был пострижен в монашество, 19 сентября 1747 года, и назван Феодором, в честь празднуемого в тот день, св. Благоверного князя Феодора, Ярославского Чудотворца. Внимая своему спасению, новопостриженный монах Феодор упражнялся в посте и молитве, любя безмолвие. Прилежною молитвою умилостивляя Господа, и усугубляя пост, он избавлялся через это от искушений плотских. Не избавился только от зависти врага и людской.
Комментировать