Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни — архимандрит Леонид (Кавелин) <br><span class=bg_bpub_book_author>Архимандрит Леонид (Кавелин)</span>

Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни — архимандрит Леонид (Кавелин)
Архимандрит Леонид (Кавелин)

(1 голос5.0 из 5)

Весьма многие богомольцы, как местные, так и иногородние, посещающие Калужскую Тихонову пустынь и ее святыни, в особенности, в летнее время, постоянно высказывали желания получить подробные сведения, как о построении обители, так и о жизни и чудесах местного чудотворца Преподобного Тихона Калужского. Эта благочестивая любознательность тем более требует удовлетворения, что проистекает непосредственно из благоговейного почитания Преподобного Тихона Калужского Чудотворца и уважения к древней пустыни, ознаменованной многими чудотворениями, а равно и связанной с историческими событиями.

Приступая к историко-археологическому описанию Тихоновой Калужской пустыни в связи с историческим сказанием о Преподобном Тихоне Калужском Чудотворце, основателе Тихоновой пустыни, с приложением свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству. Мы предварительно пересмотрели всю литературу, в которой в большей или меньшей полноте излагаются исторические сведения о Тихоновой пустыни и о Преподобном Тихоне Калужском чудотворце, и нашли, что лучшим трудом о помянутой обители доселе остается «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни», состав. И. Л. Издание в пользу св. обители. Составитель почтенного труда, иеромонах Леонид, впоследствии архимандрит и наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в мире Лев Александрович Кавелин † 22 октября 1891 г.

Основанная им обитель стоит на небольшом заметном, когда подъезжаете к ней от Калуги, возвышении правого берега речки Вепрейки, которая протекает вдоль южной стены монастырской ограды, образуя здесь с помощью запруды, два светлые и широкие пруда, разделенные плотиною. Левый берег речки окаймлен сосновою рощею, которая закрывает с этой стороны обитель, помогая ей сохранять характер «пустыни», а с трех других сторон она окружена поселками и владениями крестьян бывшей монастырской слободы, называемой также Тихоновой. На запад, против самых св. врат, виднеются дома и усадьбы священно- и церковно-служителей, отделенные от монастыря лишь старым погостом, на котором до 1874 года стояла сельская церковь, во имя Трех-Святителей с одной этой стороны, как изнутри, так и извне монастыря, особенно же с его высокой колокольни, открываются пленительные виды на окрестности: прямо перед вами расстилается долина сплавной реки Угры; по эту сторону ее видны поёмные луга, а по ту тянутся полосами хвойные леса, на горизонте мелькают главы церкви и колокольни, это село Желизцово гг. Мухановых, и обозначается деревьями линия большой Мещевской дороги. От угла северо-западной башни, вниз, по направлению к реке, протягивается слободской поселок, а против северной стены, песчаная поляна, окаймленная лесом, на которой стоит церковь; впереди ее, ближе к обители, ряд казенных сельских зданий, то есть: волостное правление, сельское училище и хлебные магазины. На востоке обитель отделяется от поселка несколькими десятинами земли, находящейся, под крестьянскими конопляниками.

На противоположном углу, образуемого этим участком четырехугольника, возвышается деревянная восьмигранная часовня, построенная над остатками сломленного в 1830-х годах бурею исполинского дуба, дупло которого, по местному преданию, служило жилищем основателю обители, преподобному Тихону чудотворцу. За этой часовней протягивается, по направлению от юга к северу, новая улица слободского поселка, через которую проходит большая дорога из Калуги в Медынь; на этой дороге при выезде из селения, стоит другая ветхая монастырская часовня.

Читать далее…

Комментировать