Благоговейное отношение к святыне христианской и к местам, освященным и прославленным жизнию, страданиями и смертию Богочеловека и подвигами святых Его, вызвало в христианском мире глубоко благочестивый и широко распространенный обычай так называемого паломничества или пилигримства. Не чуждое и другим религиям, например: греко-римской, иудейской, магометанской, посещение христианами святых мест для поклонения и молитв во все времена составляло одно из самых осязательных проявлений чувства христианской набожности, и одну из предпочтительнейших форм церковно-религиозной жизни христиан. Как обетный подвиг, обычай паломничества всегда сопровождался молитвами и обрядовыми подробностями богослужебно-аскетического характера. Прежде чем странник отправлялся в путь, он просил молитв в церкви и принимал благословение от одного из самых уважаемых предстоятелей ее, который нередко при этом указывал направление и предельный пункт предпринимаемого путешествия. К сожалению, ни наша древне-богослужебная письменность, ни греческие церковные книги не сохранили, сколько нам известно, сведений о тех древних обрядах и молитвах, которыми напутствуем был отправлявшийся паломник, точно так же как они не сообщили нам известий об особых одеждах последнего. Этот пробел в восточной практике возможно до некоторой степени пополнить из западных источников. В римско-католической церкви отправление пилигримов сложилось в церковное чинопоследование, точно определенное и записанное в разных обрядниках. Церемония отпуска пилигримов совершалась здесь во вторник на святой неделе, подобно тому, как на востоке в это время некоторые из монахов принимали схиму. Предназначенные к участию в обряде должны были в этот день являться в храм в одежде пилигримов: в туниках или рубашках и в верхних плащах с капюшонами или башлыками, с посохами и сумами, в калигах на ногах и с широкополыми шляпами для головы. Посох и сума составляли как бы девиз пилигримства и необходимую принадлежность его, без которой не мог обойтись ни один официальный паломник. При вручении посоха и сумы читались особые молитвы, в незначительном числе дошедшие до сего времени. В одной из них говорится: «Молим Тебя, благоволи, чтобы эти сумки (мешки) висели при бедре их, как некое оружие, приемлемое ими по любви к имени Твоему, и благослови посохи их, как поддержку немощного тела и знамение пути их». Довольно рано вошло в обычай выступать в путь босоногими (discalceate), но и в таких случаях обувь всегда была при странниках, именно калиги, от которых может быть, ведет свое начало и самое название странников каликами. Возвращаясь из своего путешествия, пилигримы украшали свою суму и шляпу цветами, морскими раковинами и, как символ счастливо оконченного пути, приносили с собою пальмовую ветвь, ветку Палестины, от которой происходит и наше славянское название паломник.
Как рано начались путешествия христиан в места, дорогие для них по своим исторически-религиозным воспоминаниям? Некоторые западные писатели, ссылаясь на блаж. Иеронима, утверждают, что начало им положил еще ап. Павел, ходивший в Иерусалим для поклонения (Деян. XXIV, 11), и что последующие христиане-паломники подражали его благочестивому примеру. И нет никаких оснований сомневаться в том, что посещения христианами св. мест есть обычай апостольских времен и идет с самых первых веков церкви Христовой. «Долго было бы исчислять ныне», скажем словами блаж. Иеронима, «сколько во все времена от Вознесения Господня до настоящего дня благовестников (евангелистов), сколько мучеников, сколько искуснейших в церковном учении мужей ходило в Иерусалим. Все они думали, что в них меньше будет религиозности, меньше знаний, и что они не получат, как говорится, высокой руки добродетелей (summam manum virtutum), если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистала со креста первоевангелие». Из длинного ряда имен благочестивых путешественников, направлявшихся во св. землю в течение трех первых столетий, история, не считавшая своей задачею отмечать простых, безвестных паломников, сохранила нам лишь два славных имени. В Церковной Истории (VI, 11) Евсевия читаем об Александре, Каппадокийском епископе II века, «доблестно ратовавшем в гонении Септимия Севера и прославившем себя исповеданием имени Христова»: «последуя как бы божественному мановению, он (т.е. Александр) из Каппадокии отправился в Иерусалим для молитвы и посещения святых мест, и принят был братиями весьма дружелюбно, так что они не хотели отпустить его домой»). В начале III века знаменитый Ориген, некоторое время живший и учительствовавший в Палестине, ходил в Иерусалим, чтобы зреть и благоговейно почтить стопы ног Спасителя, Его апостолов и пророков как сам о том свидетельствует в толковании на Иоанна.
Комментировать