Администраторы, Доверенные
17 518
правок
Elena (обсуждение | вклад) м (Elena переименовал страницу Монастырь Дренча в Женский монастырь Дренча без оставления перенаправления) |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
[[Файл:Женский монастырь Дренча.jpg|мини|справа||alt=Женский монастырь Дренча]] | [[Файл:Женский монастырь Дренча.jpg|мини|справа||alt=Женский монастырь Дренча]] | ||
'''Монастырь Дренча''' или Душманица (серб. Манастир Дренча/Душманица) — [[Аннотация::женский монастырь Крушевацкой епархии вблизи города Александровац в одноименной деревне Дренча.]] Существует предположение, что это место получило своё название от сербского слова «дренина», что в переводе означает «кизил» | '''Монастырь Дренча''' или Душманица (серб. Манастир Дренча/Душманица) — [[Аннотация::женский монастырь Крушевацкой епархии вблизи города Александровац в одноименной деревне Дренча.]] Существует предположение, что это место получило своё название от сербского слова «дренина», что в переводе означает «кизил» – в окрестностях деревни всегда росло много кизила. | ||
== История == | == История == | ||
Практически все известные и достоверные факты о монастыре Дренча происходят из грамоты его основателей, монаха | Практически все известные и достоверные факты о монастыре Дренча происходят из грамоты его основателей, монаха Дорофея и его сына, иеромонаха Даниила (патриарх Сербский Даниил III), которые получили разрешение от князя Лазаря и благословение патриарха Спиридона на основание нового монастыря. Грамота датируется 2 мартом 1382 года, а издана была в [[Монастырь Жича|монастыре Жича]]. Её оригинал хранится в [[Пантелеимонов монастырь (Афон)|монастыре святого Пантелеймона на Афоне]]. | ||
Точно определить год начала строительства монастыря не удалось, но на основании косвенных доказательств он варьируется в пределах от 1350 до 1355 года. Из грамоты видно, что строительство было закончено в 1382 году, но есть мнение, что строить закончили на пару лет раньше, но | Точно определить год начала строительства монастыря не удалось, но на основании косвенных доказательств он варьируется в пределах от 1350 до 1355 года. Из грамоты видно, что строительство было закончено в 1382 году, но есть мнение, что строить монастырь закончили на пару лет раньше, но не раньше 1379 года. | ||
Большую часть времени с момента основания до наших дней монастырь простоял в развалинах. | Большую часть времени с момента основания до наших дней монастырь простоял в развалинах. Турки разрушили его в 1454 году. Существуют источники, которые говорят о том, что это было не единственное разрушение монастыря. Было обнаружено два разных стиля кладки камня в разрушенных стенах, что могло говорить о попытках восстановления монастыря в 1390-1396 годах при возможном разрушении после битвы на Косовом поле<ref><ref>Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь [https://azbyka.ru/days/sv-lazar-serbskij Лазарь Хребелянович], Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. | ||
Позднее упоминается, что в Дренче был приход, которым управлял священник Радосав Йованович с 1701 по 1721 года. Предполагается, что на месте кладбищенской церкви была построена деревянная, в которой были службы, в то время как главная церковь стояла в руинах. С 1837 года в церквях и монастырях начали вести записи, из которых уже видно, что до 1873 года Дренча припадала приходу церкви соседнего [[Монастырь Велуче|монастыря Велуче]], а с 1873 года | В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. | ||
[https://azbyka.ru/days/sv-lazar-serbskij князь Лазарь] и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.</ref> при частых налётах турок. За следующие сто лет со времени разрушения монастыря в 1454 году нет никаких документов или преданий, в которых бы упоминалась Дренча.</ref> при частых набегах турок. За следующие сто лет со времени разрушения монастыря в 1454 году нет никаких документов или преданий, в которых бы упоминалась Дренча. | |||
Позднее упоминается, что в Дренче был приход, которым управлял священник Радосав Йованович с 1701 по 1721 года. Предполагается, что на месте кладбищенской церкви была построена деревянная, в которой были службы, в то время как главная церковь стояла в руинах. С 1837 года в церквях и монастырях начали вести записи, из которых уже видно, что до 1873 года Дренча припадала приходу церкви соседнего [[Монастырь Велуче|монастыря Велуче]], а с 1873 года монастырь стал относиться к приходу церкви в Кожетине (Александровце). | |||
В 1874 году профессор археологии Михайло Валтрович и архитектор, изучающий историю искусства, Драгутин Милутинович отправились в своеобразную экспедицию по остаткам значимых исторических памятников Сербии. Они побывали также и в Дренче, сделав ценные заметки и рисунки разрушенной церкви, которая тогда была в заметно лучшем состоянии, чем к моменту первой попытке восстановления монастыря. По состоянию монастыря можно было сказать, что он был разрушен сравнительно недавно после Первого сербского восстания в 1806 году, и есть некоторые источники, которые это подтверждают. С другой стороны, повреждения могли быть последствием землетрясения. | В 1874 году профессор археологии Михайло Валтрович и архитектор, изучающий историю искусства, Драгутин Милутинович отправились в своеобразную экспедицию по остаткам значимых исторических памятников Сербии. Они побывали также и в Дренче, сделав ценные заметки и рисунки разрушенной церкви, которая тогда была в заметно лучшем состоянии, чем к моменту первой попытке восстановления монастыря. По состоянию монастыря можно было сказать, что он был разрушен сравнительно недавно после Первого сербского восстания в 1806 году, и есть некоторые источники, которые это подтверждают. С другой стороны, повреждения могли быть последствием землетрясения. | ||
Строка 19: | Строка 23: | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
После освящения главной церкви монастыря Дренча в 2009 году его настоятельницей поставлена | После освящения главной церкви монастыря Дренча в 2009 году его настоятельницей поставлена игумения Фотина, которая вложила огромный труд в восстановление обители. Её стараниями была восстановлена церковь, построено два здания с кельями, в 2016 году, была построена новая колокольня, началось строительство новой кладбищенской церкви и костницы (оссуария). | ||
Службы ведутся каждый день, утром и вечером. На праздники и в воскресенье на литургии служит один из местных приходских священников. На литургии поётся византийский распев. Внутреннее убранство церкви монастыря Дренча напоминает [[Афон|афонские монастыри]], поэтому согласно афонской традиции во время Херувимской песни на службе раскачивают хорос, подвешенный в центре церкви. | |||
== Храмы == | == Храмы == |