Скит Продром (Афон)

Материал из Азбука паломники
Версия от 10:51, 13 мая 2020; DmitryNel (обсуждение | вклад) (Замена текста — «45» на «45»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мiръ Греция Центральная Македония Скит Продром (Афон)

Идёт загрузка карты…
Скит Продром (Афон), Скит Продром

Скит Продром — румынский православный общежительный скит на Святой Горе Афон, относящийся к Великой Лавре и расположенный примерно в 4 км от неё. Продром (греч. Σκήτη Τιμίου Προδρόμου Μεγίστης Λαύρας, рум. Schitul românesc Prodromu, или просто Продром) посвящён Иоанну Крестителю. Как и прочие монастыри и скиты Афона находится в юрисдикции Константинопольского патриархата.

История

Старейшие сведения о румынском присутствии в этом месте относятся примерно к 1750 году, когда несколько монахов, под руководством иеромонаха Макария, жили там в уединении недалеко от часовни Святого Иоанна Крестителя, в честь которого и назван скит. Собственно румынское слово prodrom происходит от латинского prodromus — предвестник, что аналогично русскому предтеча.

Приблизительно в 1800 году три румынских отшельника, духовник Иустин Влах и двое учеников — Потапий и Григорий. Рассказывают, что Иустин изгнал рой саранчи из Великой Лавры, окрапляя её святой водой.

Поскольку число румынских монахов со временем увеличилось вокруг него, Иустин думал о расширении кельи и превращении её в полноценный скит, на что получил благословение от Великой Лавры. В 1816 году Иустин умер. Его преемник попросил Великую Лавру выдать документ на создание скита. В 1820 году они получили документ из 13 статей, где было записано, что келья будет признаваться «для благочестивого племени молдаван для создания общежительного скита». Согласно документу Продром имел статус общежительного скита, возглавляемый дикеем (δικαιος), имел свою печать и подчинял Великой Лавре.

В 1821 году, во время греческого восстания, Афон был оккупирован турками, которые свирепствовали и грабили святые обители. Ворвались они и в Продром. В соборе мусульмане увидели образ Иоанна Предтечи, сурово взиравшего на них. Вместо покаяния нечестивцы начали палить по иконе из ружей, но пули, не причиняя иконе вреда, возвращались и поражали стрелявших. Те в ужасе бежали.

Соборный Богоявленский храм был построен в 1866 году при содействии молдавского князя Григория Жики. Главная святыня обители — чудотворная икона Божией Матери «Нерукотворная». Настоятель скита иеросхимонах Нифонт в 1863 году заказал образ опытному иконописцу из Ясс, Георгакису Николау, оговорив, что писать икону тот должен в посте и молитве, то есть ежедневно прочитывая акафист Богородице и принимая пищу лишь по окончании дневного труда. Поначалу дело шло успешно, но, когда иконописец приступил к написанию святых ликов Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, он не мог изобразить Их подобающе. Тогда Георгакис, отложив свой труд, начал усердно молить Пресвятую Богородицу о помощи. На следующий день благочестивый иконописец, войдя в свою мастерскую, нашёл образ уже законченным, с чудесно выписанными ликами.

В 1859 скит официально начал называться румынским. Были проведены серьёзные работы: построены водопровод, музей, больница. Этим и другим постройкам значительный ущерб нанесло землетрясение 1905 года.

Современное состояние

Восстановление скита началось в 1970-х году, а в 1984 году дикеем обители стал иеросхимонах Петроний (Тэнасе), пользующийся большим авторитетом на Афоне и считающийся одним из подлинных носителей святогорского духа. На начало 2010-х в скиту проживало 25 монахов.

Святыни

  • Главная святыня скита — нерукотворная и чудотворная икона Божией Матери Продромитисса. Иконописец Георгакис Николау, написав все одеяния иконы, долго не мог изобразить лик, и только после усердных молитв за ночь лики Божией Матери и Спасителя сами запечатлелись на иконе. Лик Божией Матери имеет необычные черты и слишком большие пропорции. Лик Спасителя то улыбается, то сурово взирает на приходящих в зависимости от их душевного состояния и вероисповедания. Икона была передана скиту в 1870 г., её память торжественно празднуется 12 июля.
  • Чудотворная икона Божией Матери «Охраняющая от огня». Икона принадлежала семье благочестивых румын из города Бырлад. В 1865 году их деревянный дом сгорел дотла. После разбора завалов в золе была найдена эта икона, которая немного почернела от дыма, но в целом осталась невредимой. После этого икону оковали серебром и отправили на Афон, подарив её скиту Продром. Через некоторое время недалеко от скита разгорелся сильный пожар, угрожавший сжечь монастырские постройки. Монахи прошли с иконой крестный ход и огонь прекратился.
  • Икона святого Иоанна Предтечи, находящаяся в иконостасе одноименного параклиса (храма). Икона была подарена скиту господарием Григорием Гики в 1853 г. Главное чудо, связанное с этой иконой — спасение скита во время Греческого восстания в 1821 г., когда около 3000 турецких солдат вступили на Святую Гору с целью грабежа и убийств монахов. Один из турецких отрядов ворвался в параклис Иоанна Предтечи и, испугавшись грозного лика с иконы, начали палить в неё из ружей. Пули, не причиняя иконе никакого вреда, возвращались и поражали агарян, заставив их в панике бежать из скита.
  • Икона трёх святителей, также находящаяся в параклисе Иоанна Предтечи. В 1720 году монахи из местности Вигла, на которой сейчас находится Продром, испытывали острую нужду в пресной воде, так как из-за засухи все источники пересохли. Однажды Трое Святителей явились одному из монахов, который много молился им, и указали место для колодца. Этот колодец до сих пор находится в скитском саду.
  • Частицы мощей Крестителя Иоанна, апостола Матфея, первомученика архидиакона Стефана, святитетелей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Модеста Иерусалимского, священномученика Харалампия, святых бессребренников Космы и Даимиана, мучеников Трифона и Варвары.

Библиотека скита насчитывает более 5000 книг, большинство из которых написано на румынском языке. Самые старые из них датируются XVII веком и написаны кириллицей (бывшей в те времена церковным языком румынской церкви). Наиболее важными из них являются:

  • Библия Щербана Кантакузина (1688г);
  • Кириакодромион молдавского митрополита Варлаама (1643 г.);
  • Новый завет (Белград, 1648 г.);
  • Миней епископа Рымникского Кесария (XVIII век);
  • рукопись ученого иеромонаха Иринарха Сишмана, писавшаяся им с 1845 г. по 1920 г. и содержащая в себе 20 томов истории афонских монастырей, историю и чудеса всех святогорских икон, историю румынского монашества на Святой Горе.

Фото*


(*) автор фото: прот. Константин Пархоменко

Видео

Ссылки


Обсудить эту статью на форуме