16 икон по образцам XVIII века воссоздали для придворной церкви Ораниенбаума

Автор: Лариса Брегеда

Фев.19.2018. / Нет комментариев

За долгую историю этой загородной резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз. Пока наконец ее облик окончательно не сложился к концу XVIII века. В то время стены храма были украшены головками херувимов, выполненными по проекту самого Антонио Ринальди, лепными гирляндами и декором, который служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов.

По оценкам специалистов, стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с иконостасами Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

До 1921 года церковь оставалась действующей. Но уже в 1930-е годы, когда Большой Меншиковский дворец был передан гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшую дворцовую церковь переоборудовали под мастерские и ее внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Как рассказала ведущий специалист ГМЗ «Петергоф» Мария Павлова, в архивах сохранилось буквально несколько десятков фотографий, свидетельствующих о былой красоте храма. Да и не все из них настолько четкие, чтобы послужить образцом для воссоздания утраченных образцов искусства. Поэтому мастера, взявшиеся за работу, погрузились в архивы и стали внимательно изучать исторические документы, технику исполнения и аналоги второй половины XVIII века.

Преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Филипп Бобров рассказал, что найти профессионалов, которые могли бы выполнить работу по воссозданию икон, было непросто.

«Современное искусство слишком далеко ушло от стилистики XVIII века, и найти тех, кто мог бы близко подойти к мастерам того времени, было трудно», – признался он.

Всего над воссозданием картин трудились восемь мастеров.

«Иконы создавались самыми разными художниками, среди которых нет двух одинаковых людей. Но нам удалось выполнить все работы в едином силе», – отметил Филипп Бобров.

Как уже законченную работу водворяли на ее законное место, удалось увидеть и журналистам. Двое рабочих поднялись на леса и повесили воссозданную икону «Богоявление» в простенок между окнами второго яруса.

Как подчеркнул главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов, абсолютно точно воссоздать утраченные элементы декора, конечно, невозможно. А вот сохранить стиль и вернуть в храм дух того времени – вполне по силам.

Этому, кстати, способствуют и те подлинные детали, которые, в соответствии с Венецианской хартией, были законсервированы и сохранены в неприкосновенности.

Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи «живописным письмом», относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах. Фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор, и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера ораниенбаумской церкви в конце XVIII века.

Как рассказала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, в дальнейшем планируется воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма. Это восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Елена Кальницкая добавила, что, если все пойдет по плану, работы в ораниенбаумской придворной церкви будут закончены нынешним летом.

Предполагается, что саму церковь можно будет посещать только в теплое время года, так как в ней необходимо поддерживать определенный температурный (3-5 градусов по Цельсию) режим. Посмотреть ее экскурсанты смогут через стеклянную дверь. А вот увидеть исторические документы, познакомиться с этапами реставрационных работ они смогут в любое время года. Так как в соседнем с храмом зале планируется разместить тематическую выставку.

«Два года у нас ушло на то, чтобы воссоздать этот удивительный ансамбль. Эта работа для нас важна тем, что мы впервые используем современный принцип музейного экспонирования и планируем открыть здесь мультимедийную экспозицию об истории храма», – сказала Елена Кальницкая. Она также подчеркнула, что «один раз в год тут будут проходить богослужения».