Челябинск готовится к прибытию Феодоровской иконы Божией Матери

Автор: Лариса Брегеда

Сен.1.2017. / Нет комментариев

2 сентября в 19:00 духовенство и верующие по главе с митрополитом Челябинским и Миасским Никодимом встретят в Свято-Симеоновском кафедральном соборе древний чудотворный образ, одну из величайших национальных святынь – Феодоровскую икону Божией Матери. Её доставит из Костромы делегация духовенства во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом.

Сразу по прибытии сонм духовенства совершит перед чудотворной иконой молебен с акафистом. В Челябинске святыня будет находиться до 9 сентября, а затем посетит другие епархии Челябинской митрополии: Златоустовскую – с 9 по 12 сентября, Троицкую – с 12 по 14 сентября, Магнитогорскую – с 14 по 18 сентября.

«То, что Феодоровская икона Божией Матери чудотворная, подтверждается уже несколькими столетиями. В течение 900 лет люди приходят к этой иконе, молятся Пресвятой Богородице и получают просимое», – говорит митрополит Челябинский и Миасский Никодим.

В период пребывания иконы часы работы Свято-Симеоновского кафедрального собора (ул. Кыштымская, 32) изменятся. Он будет открыт с 6:30 до 22:00. Утром и вечером в храме будут совершаться обычные богослужения, а в перерывах между ними духовенство Челябинской епархии будет служить перед иконой молебны. В Златоуст икону проводят 9 сентября в 12:00.

Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви – по преданию ее написал апостол и евангелист Лука.  

На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия – до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.  

По преданию, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы.  

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года – великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни близ Костромы.  

Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года.  

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году.  

Чудотворная икона непрерывно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.  

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта (по новому стилю).  

С этого момента Кострома стала «колыбелью Дома Романовых» и местом паломничества русских царей, российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.  

В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из католичества или протестантизма в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом о своей вере в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.  

В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен. Её не забрали в какой-либо музей, она сохранялась как церковная святыня. Учитывая выдающуюся культурно-историческую значимость данной иконы, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви.  

В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сёстры Богоявленско-Анастасииного монастыря, на территории которого располагается собор, с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.  

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.  

В последние годы была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России.  

Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек. С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 Пресс-служба Челябинской епархии