Епископ Климент: Христианское отношение к святыням превращается в языческое, когда средство становится целью

Автор: Иван Кабанец

Дек.16.2016. / Нет комментариев

«Под общим понятием „святыня“ подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь почитания: святые реликвии — частицы хитона Господня или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью… Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью…», — пишет иеромонах Серафим (Параманов) в статье «О паломничестве и странничестве».Если же святость — одно из основных свойств Творца, которое он может передавать человеку, а благодать — это нетварная божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, может ли в таком случае быть святой неодушевленная материя? Какие еще есть определения святости и благодати? Когда отношение к святыне является христианским, а когда — оккультным и магическим? И, наконец, что в христианстве — цель, а что средство?С этими, на первый взгляд, абстрактно-богословскими, а на самом деле более чем практическими в духовной жизни вопросами, завершая цикл материалов о православных святынях Украины, «Фраза» обратилась к главе Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви епископу Ирпенскому Клименту (Вечере).Владыка, что в православии считается святынями, а что таковыми не является?Понятие «святой» своими корнями уходит в Ветхий Завет, где буквально обозначало нечто выделенное из всего остального. Употребление этого слова в религиозном контексте придавало значение выделенному из повседневной рутины — выделенному специально для Бога. Так было, например, с седьмым днем недели, который, согласно пятой заповеди, посвящался Богу, и даже с целым еврейским народом, который оттого и назывался богоизбранным.В целом святое, святыня — это все, что исходит от Бога, освящается Его благодатным действием и служит Ему.

Во времена Нового Завета, когда Бог в Лице Иисуса Христа пришел на землю, мир приобщается к Божественной святости через основанную Им Церковь. Поэтому можно говорить, что святость и святыня — это то, где живет и действует Святая Соборная и Апостольская Церковь. А все, что находится за границами Церкви, что с ней не связано по своей сути, не будучи причастным к Божеству (или, философски выражаясь, онтологически), святым не является.Близкими по значению к понятию святыни являются такие православные категории, как святость и благодать. В чем их суть?Для православного христианина цель жизни состоит в том, чтобы быть святым.

Быть святым означает освятиться жизнью с Богом и через это стать участником Вечной Жизни.Православное вероучение говорит, что по своей природе Бог является непостижимым для человека. Однако Он пребывает между людьми и хранит мир своим Божественным действием, которое называется благодатью. В этом смысле благодать — это Божье присутствие в мире. Благодать пребывает в Святой Церкви.

Она освящает собой, то есть делает святым, каждого человека, если сам человек этому не препятствует.Если святость и благодать — это то, чем Бог может наделять человека, могут ли быть святыми определенные вещи и предметы?Возвращаясь к понятию святого, снова же скажу, что свято все, что исходит от Бога и служит ему. Поэтому свят и сам человек, стремящийся к накоплению, как образно говорил преподобный Серафим Саровский, Божественной благодати. Подобным образом и святой человек способствует освящению мира материального. Так, например, в Евангелии и книге Деяний святых апостолов говорится, что люди исцелялись от прикосновения к одеждам Христа и апостолов.

Безусловно, исцеляли больных не сами по себе вещи, но, в первую очередь, вера и благая воля, которые становились, так сказать, проводником Божественной целительной силы.Однако, кроме того, в Церкви есть древний обычай освящать предметы, с которыми связана повседневная жизнь человека. Не стоит забывать, что в мире действует диавол. По слову апостола Павла, он ходит, подобный льву, ищущему, кого проглотить. Поэтому верующий христианин оберегает себя и все, что его окружает от злых духов, благодатной силой, подаваемой в таинствах и церковной молитве.Отношение к святыням встречается разное, в том числе и среди православных верующих.

Когда оно является христианским по духу?За каждым богослужением произносится такое молитвенное прошение: «… О святем храме, и с верую, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся». Думаю, это исчерпывающий перечень, характеризующий правильное христианское отношение к святыне. К ней православному христианину нужно относиться с верой в то, что через нее подается Божественная благодать.

К святыне следует проявлять благоговейное отношение, помня, что она освящена самим Богом.Когда христианское отношение к святыням превращается в языческое, оккультное и магическое? Когда средство становится целью. Как я уже говорил, целью жизни христианина является спасение души для Жизни Вечной. Чтобы достичь Ее, стать причастником Божественной благодати, нужна Святая Церковь. В Церкви есть много средств для освящения человека: это — пост, молитва, нравственная жизнь, богослужение, святыни, иконы, нетленные мощи и много другого.Как только хоть одно из этих перечисленных средств для достижения Жизни Вечной заслоняет собой Вечную Жизнь, так сказать, становится самоцелью, человек допускает духовную ошибку.

Источник: http://uinp.info/