Книжные новинки: «В преддверии Русской Палестины. Летопись Русской духовной миссии в Иерусалиме. 1847-1854»

Автор: Лариса Брегеда

Окт.10.2017. / Нет комментариев

Издательский отдел Русской Духовной Миссии в Иерусалиме при участии ведущих сотрудников российских научных институтов, библиотек, музеев и архивов продолжает серию изданий, приуроченных к 170-летию Миссии.

Очередное издание – совместный проект Архива РДМ и Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН – увидит свет в октябре 2017 г. В новую книгу «В преддверии Русской Палестины. Летопись Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1847–1854» вошли архивные и редкие документы, воспоминания, письма, дневниковые записи, повествующие о начальном этапе истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – с момента её учреждения и вплоть до событий Крымской войны, когда пребывание сотрудников Миссии в Иерусалиме стало опасным.

Расположенные в хронологической последовательности материалы Летописи живо и достоверно передают развитие и накал конфессиональной борьбы за святыни Иерусалима и Вифлеема, раскрывают её политическую подоплёку, дают возможность представить высоту жертвенного участия первых сотрудников Миссии в деле утверждения русского присутствия на Святой Земле.

* * *

История Русской Духовной Миссии – это молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Гроба Господня, у Голгофы, у Вифлеемского вертепа. История, начавшаяся со дня Высочайшей резолюции в 1847 году с первых, ещё не частых служб русских миссионеров на Святой Земле и продолжающаяся поныне – в виде уже многолюдных богослужений в храмах Иерусалима, Вифлеема, Яффы, Хайфы, Хеврона, Иерихона, Магдалы.

Издавна во Святой Град устремлялись многочисленные русские паломники, совершая сопряжённое с трудностями и опасностями путешествие, приносили сердечные молитвы за Отечество, пожертвованиями и трудами способствовали украшению храмов и монастырей. Ради них, собственно, вот уже 170 лет и несёт своё нелёгкое служение Русская Духовная Миссия, которую, без преувеличения, можно назвать сердцем Русского мира на Святой Земле. Именно проведение богослужений на славянском языке, облегчение пребывания русских богомольцев в Палестине всегда было важной стороной деятельности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Приобретались земельные участки, возводились храмы и обустраивались подворья, паломнические приюты и гостиницы – всё для того, чтобы дать преодолевшим долгий путь странникам из России духовное утешение и возможность молитвенно припасть к дорогим христианскому сердцу святыням.

Первой официальной датой в истории Миссии следует считать 11 февраля 1847 г. В этот день государственный канцлер К. В. Нессельроде представил Императору Николаю I записку с предложениями, заранее согласовав их с обер-прокурором Святейшего Синода Н. А. Протасовым, об устройстве в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Документ получил Высочайшее одобрение. В тот же день графу Нессельроде было дано указание определить будущих сотрудников и подумать об источниках финансирования Миссии.

Перед отправленной в Иерусалим в 1847 г. Русской Духовной Миссией стояли задачи чрезвычайной сложности. С одной стороны, напряжённая дипломатическая ситуация, связанная с «восточным вопросом» и нараставшим соперничеством между великими державами и разными конфессиями за контроль над святынями Палестины, требовала осторожности в ведении дел и обусловила малочисленность группы под началом архимандрита Порфирия (Успенского). Однако, с другой стороны, этой горстке людей предстояло заложить основу для достижения стратегической цели – присутствия России на Святой Земле, утверждения её духовного и интеллектуального авторитета, усиления культурного влияния, начала просветительской и образовательной деятельности.

В числе задач, поставленных перед Миссией, особое место отводилось учёным занятиям сотрудников: изучению святоотеческого наследия Христианского Востока, восточных языков, поиску и переводу документов по истории и взаимоотношениям Поместных Церквей, сбору этнографического материала, выявлению и зарисовкам сохранившихся архитектурных и археологических памятников, произведений древнего христианского искусства, наконец, изучению быта, социологии и экономики тогдашней Палестины.

Достоверные знания в этих областях были необходимы для определения твёрдой и ясной позиции по отношению не только к современной ситуации в регионе, но и ко всему историческому опыту; они придавали импульс катехизаторской, просветительской, образовательной, источниковедческой деятельности русских миссионеров. Сотрудники Миссии искали и систематизировали редчайшие манускрипты в древлехранилищах Иерусалима, Константинополя, Александрии, в монастырях Палестины и Синая, собирали ценнейшие коллекции рукописных кодексов, артефактов библейской и церковной истории, трудились над обобщением материала.

Результаты самоотверженных трудов первого состава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме часто недооцениваются. Опровержение этого поспешного суждения – в летописном своде документов, относящихся к началу истории русского присутствия на Святой Земле. В них ясно звучит глубокое уважение восточного мира к северной православной державе, посланцы которой являли собой пример высокого служения вере, образец благочестия и учёности, деятельной помощи христианам в устроении и украшении храмов, в организации училищ, устройстве больниц.

Летопись Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1847–1854 гг. даёт возможность оценить высоту подвига первых русских миссионеров и степень сложности тех задач, которые были решены ими, невзирая на многочисленные препоны и серьёзные испытания.