Полтора десятка икон по образцам XVIII века воссоздали для интерьера придворной церкви Ораниенбаума

Автор: Лариса Брегеда

Фев.16.2018. / Нет комментариев

Специалисты воссоздали еще 16 икон для церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, сообщила директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

«Мы идем к завершению восстановления интерьеров храма. Надеемся открыть его этим летом. Мы планируем здесь суперсовременную мультимедийную экспозицию об истории храма. Раз в год тут будут проходить богослужения», — рассказала Е.Кальницкая в рамках пресс-тура, организованного «Интерфаксом» в среду.

Как рассказала журналистам ведущий специалист по изучению объектов культурного наследия архитектурного отдела ГМЗ «Петергоф» Марина Павлова, для воссоздания настенной живописи используются фотографии церковного интерьера 1930-х годов, а также, если необходимо, тщательно отобранные исторические аналоги: произведения западноевропейской гравюры и русские живописные иконы середины XVIII века на эти сюжеты.

С 2015 года на свои исторические места в храме были перемещены 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ, также закончено воссоздание восьми образов святителей Церкви, образовывавших нижний ярус настенной живописи храма. К 2018 году завершилась работа ещё над 16 иконами второго и третьего ярусов храма, рассказала специалист.

Оригинальные настенные композиции этих двух ярусов были выполнены во второй половине XVIII века, они включали полный цикл двунадесятых праздников, который замыкала композиция «Сошествие Святого Духа» в верхнем киоте иконостаса.

«В отличие от большинства петербургских православных храмов XVIII века, где живописно-иконное убранство сосредотачивалось в основном в монументальных иконостасах, в ораниенбаумском церковном павильоне настенные и алтарные образы объединялись в гармоничное эстетическое и смысловое целое», — отмечают в музее.

Настенные иконы праздничного цикла дополняли несколько сюжетов из Евангелия и Деяний апостолов, в том числе редкий для православной иконографии сюжет «Видение апостола Петра (Видение нечистых животных)», в котором утверждается духовное равенство людей перед Богом и общий путь к спасению для всего человечества.

В планах реставраторов — воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма: восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была освящена 3 сентября 1727 года. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз, его интерьер окончательно сложился только к концу XVIII века, когда стены храма были украшены лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов. Последнюю серьезную реконструкцию интерьер храма пережил в 1897-1898 годах.

В 1930-е годы Большой Меншиковский дворец был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, а сама церковь была переоборудована под мастерские, и её внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик конца XIX века.