Традиционный археологический сезон в Великом Новгороде открылся в июне 2017 года.

Автор: Ксения Головина

Июл.16.2017. / Нет комментариев

 

Новгородский храм XII века как свидетель становления русской государственности,национального самосознания и культуры

Сезон археологических раскопок открылся в июне в Великом Новгороде. Ученые исследуют новые объекты, в том числе, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, и завершают раскопки «русского Парфенона» — церкви Благовещения на Рюриковом городище

Исследовательские и реставрационные работы в Георгиевском собора Юрьева монастыря,начались под руководством члена-корреспондента РАН, профессора В.В. Седова в 2014 г. Благодаря особому настрою экспедиционной команды, содействию руководства Новгородской епархии, заинтересованного в приведении собора в порядок, и в продолжении исследовательских и реставрационных работ в Георгиевском храме, входящем в список ЮНЕСКО, и братии монастыря,- работы с самого начала получили большой размах, и принесли исключительный материал, меняющий представление о раннем этапе древнерусской живописи и письменности.Георгиевский собор Юрьева монастыря заложен в 1119 г. по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича. Окончен в 1130 г. Одно из самых значительных зданий новгородской архитектуры.  В северной части собора отряд профессора Седова  обнаружил плиту с указанием на  захоронение святителя Феоктиста, занимавшего кафедру архиепископа Новгородского и Псковского в начале XIV века, новгородского святого,мощи которого были перенесены в Юрьев монастырь в 1786 году.Плита погребения святителя Феоктиста Новгородского, 2013 г. В гробнице были найдены златотканые покровы и мощи святого.мощи были переданы Церкви, со временем они вернуться в Георгиевский собор — когда там закончатся археологические и реставрационные работы,по словам ученых, они займут 3-5 лет.

Под верхним полом,-работы начинались с алтарных абсид ,было найдено огромное количество фрагментов фресок XII века-большую часть сбитой со стен в 1820-е годы первоначальной живописи собора.  Лик Богородицы

Срубленные фрагменты фресок укладывали плотным слоем в качестве подсыпки,для повышения уровня пола,подсыпку перекрывали песком, а уже на него клали пол. Эти фрагменты преподнесли археологам подарок: на них сохранились лики. Кроме целых ликов найдено большое количество изображений рук, ног, ушей, бород, усов и так далее.  «Лики — сосредоточение средневековой живописи. Они дают представление о стиле эпохи, о том, какова была эта живопись. Она очень выразительная, интересная и яркая», — отметил руководитель экспедиции.  Фрески надёжно датируются. Так, у штукатурки, по которой они сделаны, характерный состав, который в послемонгольское время уже не применялся. Живопись выполнена в особой, домонгольской технике. Кроме того, манера фресок XII века известна по участкам живописи на стенах в лестничной башне. Известны также участки домонгольских фресок, сохранившиеся под более поздними записями.

Кроме росписей, обнаруживались фрагменты фресок, с процарапанными буквами-т.н.граффити. На 30 кусках  две надписи, когда-то процарапанные на фреске-находка исключительной ценности. На верхней надписи говорится о смерти и погребении новгородского архиепископа Антония в 1232 году, на нижней говорилось о смерти и погребении в этом же Георгиевском соборе двух юных князей, Изяслава и Ростислава Ярославичей, умерших в Русе и Луге в 1198 году, перевезенных в Новгород, где правил их отец, князь Ярослав Владимирович, и похороненных в соборе Юрьева монастыря.Две исторические надписи-граффити, собранные из отдельных кусков фрески (вверху: о смерти архиепископа Антония в 1232 г., внизу: о смерти юных князей в 1198 г.)

На нынешний момент это одна из самых больших древнерусских надписей-граффити в России.

Напомним,что в 1920году храм был закрыт. В 1930-х гг. в ходе реставрации были уничтожены:ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, семиярусный иконостас XVIII века с древними иконами (исчезли бесследно), вскрыты и уничтожены полы, крытые чугунной плиткой, и древние захоронения под ними. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, в летний период в Георгиевском соборе проходят богослужения.В 2014 году реставраторы завершили ремонтно-восстановительные работы на куполах и кровле  Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря.
В 2016 году московские археологи нашли каменные саркофаги XII века у стен Георгиевского собора в центральной части православной обители. Один саркофаг совершенно пуст, в другом находятся останки сразу шести рослых и нестарых мужчин. Член-корреспондент РАН Владимир Валентинович Седов предположил, что в нем могли последовательно хоронить людей, занимавших в монастыре одну из должностей — например, келарей или экономов. Или же это была родовая усыпальница новгородских бояр, которые в ту пору также нередко становились монахами. В любом случае это были не рядовые захоронения. Об этом свидетельствует и место погребения, и то, что подобные саркофаги в домонгольский период на Руси были очень дороги.

Внутри большей части собора (кроме северного придела) восстановлен уровень пола XII века,это 1-1,5 м

Реставрационные работы в храме продолжаются. Найденные фрагменты(а их колоссальное количество) археологи внимательно собирают все названные фрагменты и пытаются разложить их по лоткам собирая в  иконописные сюжеты. Работы по восстановлению фресок хватит на  многие годы. Главная работа по реконструкции, кропотливой и долгой, ляжет на плечи волонтеров-реставраторов.

 

Новгородский храм XII века накроют прозрачным куполом

С июня 2016г на Рюриковом городище, территории древнейшей резиденции новгородских князей, были организованы исследования двумя ведущими институтами РАН :  Экспедиция Института  археологии (Москва)  под руководством члена-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова, а также новгородская экспедиция Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург)  под руководством  члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук Евгения Носова, проводят архитектурно-археологические и научно-спасательные работы на территории церкви Благовещения на Городище.  Археологические работы – это часть масштабного проекта  консервации руин сразу двух памятников: руин храма XII века и церкви XIV в.

 

*** Церковь Благовещения на Городище

Храм Благовещения, действовавший до сороковых годов прошлого века, представлявший собой комплекс из строений XIV-XIX веков, в 1941 г. разрушен огнем немецкой артиллерии и превращён в руины. Церковь Благовещения включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее целесообразным из предусмотренных мер по сохранению объекта культурного наследия является консервация церкви Благовещения на Городище с реставрацией отдельных элементов и форм. Целостное восстановление памятника в первоначальном виде (XIV в.) невозможно по многим причинам, среди которых сильное разрушение храма в годы Великой Отечественной войны и полная утрата верхней части церкви (своды, завершения стен, барабан), поэтому нет точных сведений об архитектурном облике верхних частей храма; так же часть фундамента построена на остатках  храма XII в., которые было решено выявить, консервировать и открыть для показа. Руинированные остатки храма XIV века сейчас обнесены строительными лесами. Археологи же занимаются раскопками первоначального храма Благовещения XII века.

В прошлый археологический сезон (2016г) экспедиция МГУ под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова раскрыла западную часть первоначального храма, которая выходит за пределы храма XIV века.  Самый серьезный резонанс вызвали найденные фрагменты фресок и смальты начала XII в. Они были названы главной находкой сезона, подтверждающей высочайший уровень древнерусского монументального искусства и культуры.P70519-115519.jpg

P70519-120304 (1).jpg Сейчас,как и в сезон 2016 года из раскопа извлекается большое количество фрагментов фресок, они передаются в Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника. Сотрудники Новгородского центра по реставрации (Центра фрески-единственного в РФ) говорят о тысячах фрагментов древних фресок,в том числе и довольно крупных, на которых частично сохранились лики и одежды святых.

Ученые собирают даже самые маленькие фрагменты монументальной живописи, которой около 900 лет, просевая для этого выбранный внутри храма грунт на больших ситах.

Работы на раскопках в церкви Благовещения продлятся еще около двух недель. Непосредственно работа по обработке и изучению найденных фрагментов начнется позже. Возможно, специалистам удастся частично восстановить утраченные росписи древнего храма.

 Найдено также более ста фрагментов смальты – квадратные и треугольные кусочки,причем разноцветной, цвет которой изменился от времени. Очевидно, цветной декоративной мозаикой были украшены стены,и возможно пол храма.

Руководитель археологогической экспедиции, доктор искусствоведения, профессор Владимир Валентинович Седов, считает более важной исторической находкой не фрагменты фресок, украшавших храм, а сами обнаруженные развалины храма XIIв, исследование которых может пролить свет на наиболее интересные вопросы, касающиеся возникновения нашего государства, формирования русского национального характера, культуры.

Первое летописное упоминание Городища — резиденции новгородских князей — связано со строительством церкви Благовещения новгородским князем Мстиславом,сыном киевского князя Владимира Мономаха в 1103 году. Благовещенский храм – вторая каменная постройка Новгорода после Софийского собора и первая княжеская церковь. Заложенный в 1099  и достроенный в 1103 году, храм стал украшением княжеской резиденции. Собор был расписан,украшен мозаикой. Для своего времени это была очень крупная постройка, не каждое государство могло себе позволить подобное. Из Киева Мстиславом были приглашены мастера: каменщики, плинфотворители (плинфа — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожженный кирпич), мастера, которые умеют делать смальту — специалисты по мозаике, изографы, мастера монументальной живописи и, конечно, архитекторы- профессионалы высочайшего класса. При этом стиль построенного киевскими строителями храма незаемный, он не копирует византийские и киевские образцы.  Именно здесь,по мнению В.В.Седова, виден поворотный момент, с которого начинается свой, особый путь северной русской архитектуры. 

К началу XIV века храм активно разрушался- песчаный грунт под фундаментами храма оказался неустойчив, и,вероятно, по причине деформаций кладки, 1340 году по приказу московского князя Симеона Гордого  обветшавшая церковь XII в. была разрушена: стены двухсотлетнего храма подрублены и развалены,  руины засыпаны песком, и начато строительство нового храма — по другому азимуту, без учета предыдущего фундамента, и совершенно другого вида. Сохранена только ширина.

18ab133aaf2f404eb10eef0be1768b13.jpg

В Новгороде, как и на всём Северо-Западе Руси, бытовала традиция — строить храмы на старой основе. Ставить новую церковь на предыдущий фундамент. Получается, что новое здание как бы подпитывается от предыдущего и формами, и идеологическим звучанием. В том,как был построен новый храм, в том, как это сделано в обход традиций: на историческом Городище, но именно на свой лад-  можно рассмотривать великий дар Новгороду, как политический жест великого князя московского по отношению к вольным новгородцам .

Конечно, московский князь Симеон Гордый — и вообще великие князья — хотел отметить это место как одно из самых значимых для своей истории, истории рода. Место, куда, по их представлениям, пришел Рюрик, общий с Мстиславом Великим прародитель.**

**В XII веке, когда Новгородская вечевая республика окончательно сложилась(1136 г.), Городище становится не только официальной княжеской резиденцией, но и символом, и оплотом княжеской власти, сохранив эту роль вплоть до потери Новгородом политической самостоятельности в 1478 году.*

В некоторых элементах храм XIV в. повторял архитектурные формы старого собора: имел крупные размеры, строгий монументальный облик, архаичное позакомарное завершение фасадов. В то же время храм XIV в. обладал целым рядом уникальных особенностей: ступенчатыми сводами, «готическими» порталами, круглыми западными столбами.

«Самая главная находка(на Благовещенском раскопе-прим.ред.), — резюмирует Владимир Седов, — это сам храм, и то, что мы, наконец, можем убедиться в его существовании — о нём многие слышали, о нём много написано, но никто его не видел»

рюриково.jpg

раскоп.jpg

В ноябре прошлого года были установлены специальные конструкция для стеклянного фонаря на месте разрушенных перекрытий, который станет своеобразной кровлей для памятника.

В этом году планируется работать уже внутри сохранившейся церкви Благовещения. И то, что будет найдено – ожидается, что это будет южная стена и три алтарных апсиды XII века — станет объектом показа и будет накрыто прозрачным куполом. С дальнего расстояния памятник должен восприниматься именно как руина, и только при очень близком расстоянии и изнутри современная стеклянная крыша будет видна «Реализовывается довольно амбициозный проект реставрации руин храма XIV века, очень корректный, на мой взгляд, — рассказал Владимир Седов. — Его не достраивают, а создают состояние красивой консервации. То есть человек, входя в храм XIV века, сможет через стекло увидеть еще и фрагменты первоначального храма XII века».

Это один из первых реставрационных проектов Новгородского музея-заповедника, который предусматривает доступ к историческому памятнику людей с ограниченными возможностями-для них будет установлен подъемник . Открыть экспозицию, посвященную истории церкви Благовещения на Городище, планируется в 2018 году.

 

http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/novgorodskiy-khram-xii-veka-nakroyut-prozrachnym-kupolom/

http://portal-vn.ru/novosti/zolotogo-sarkofaga-ryurika-poka-ne-nashli   http://novgorodmuseum.ru/deyatelnost/nauchnye-proekty.html     https://www.kommersant.ru/doc/2624093    http://philologist.livejournal.com/8849233.html