Array ( )

Письмо шестое. Спасо-Вознесенский монастырь. Монастырь Pater Noster

Било

Уже здесь, дома, я решила разузнать, что же это такое за било. И вот что нашла на сайте Общества Церковных звонарей (http://www.zvon.ru/article3.view2.page2.part2.html):

«Сейчас мало кто знает, что в действительности било употреблялось христианами с самых первых веков по Рождестве Христовом, причем преимущественно – в монастырях. Об использовании бил упоминается во многих древних рукописных источниках. Например, в житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном еп. Петрийским Феодором, в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (VI – нач.VII в.), в полных Типиконах XI–XII вв. и в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.). По свидетельству автора книги «История колоколов и колокололитейное искусство» Н.И. Оловянишникова, била и клепала применялись почти на всем Востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в некоторых церквях Константинополя, в Болгарии и отчасти в Сербии.

Было широко распространено использование била и в России, куда оно перешло из Византии. Об употреблении его говорится во многих местах летописных сказаний XI–XIV вв., а из переписных книг Новгородской области XVI столетия становится очевидным, что в то время колокола еще почти не использовались: в монастырях и приходских церквях имелись лишь била и клепала. Да и повсеместно в России колокола не скоро вытеснили древние била, кое-где они употреблялись вплоть до самого последнего времени.

Издавна святые отцы придавали билу очень высокое символическое значение. Так, в «Сказаниях о Церкви» свят. Германа Константинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народы». Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг».

Мы «бильщицу» не видели, только слышали, и мне любопытно было узнать, как это било выглядит. И в том же источнике я нашла вот эту фотографию и пояснения к ней:

«Одна из сестер быстро ударяет небольшой колотушкой по длинной узкой резной доске, которая и называется билом!
...Малое било делается или в форме коромысла (тогда один из его концов кладется на плечо), или в виде короткого двухлопастного весла (в таком случае его держат в левой руке за «талию»). Ударяют в него молотком, который тоже может иметь самую разнообразную форму. Держат било строго горизонтально – таким образом, чтобы при взгляде на клеплющего вспоминался крест».

«А начинается и заканчивается клепание всегда тремя размеренными ударами, установленными в честь и славу Пресвятой Троицы, чем показывается, что всякое наше действие нуждается в освящении, исходящем от Отца и Сына и Святого Духа».



Все фотографии галереи