Ярославль

Собор

Эта цер­ковь была постро­е­на в 1647–1650‑х годах на сред­ства бога­тей­ших и име­ни­тых яро­слав­ских куп­цов бра­тьев Вони­фа­тия и Иоан­ни­кия Скри­пи­ных, кото­рые зани­ма­лись тор­гов­лей меха­ми, цер­ков­ной утва­рью и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Они явля­лись постав­щи­ка­ми това­ров для цар­ско­го и пат­ри­ар­ше­го дво­ров и были лич­но зна­ко­мы с пер­вы­ми Рома­но­вы­ми — царя­ми Миха­и­лом Федо­ро­ви­чем и Алек­сан­дром Михай­ло­ви­чем. Цер­ковь была постро­е­на на скри­пин­ском подво­рье, кото­рое в те вре­ме­на было рас­по­ло­же­но в самом цен­тре Зем­ля­но­го горо­да, на ожив­лен­ной ули­це, непо­да­ле­ку от тор­го­вой пло­ща­ди.

К завер­ше­нию стро­и­тель­ства хра­ма Пат­ри­арх Иосиф даро­вал Скри­пи­ным ред­чай­шую свя­щен­ную релик­вию — части­цу ризы Хри­ста, кото­рую в 1625 году посол пер­сид­ско­го шаха Абба­са тор­же­ствен­но вру­чил в Москве Пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту.

После рево­лю­ции в 1920 году цер­ковь Ильи Про­ро­ка не избе­жа­ла уча­сти мно­гих рус­ских хра­мов: была закры­та и пере­да­на Яро­слав­ско­му науч­но-исто­ри­че­ско­му обще­ству под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губерн­ском исто­ри­че­ском музее, ему была при­сво­е­на выс­шая кате­го­рия. В этом же году про­во­ди­лось изъ­я­тие цер­ков­ных цен­но­стей.

Цер­ковь Ильи Про­ро­ка была откры­та для посе­ти­те­лей как музей до нача­ла 1930‑х годов. Затем один из луч­ших в Рос­сии памят­ни­ков архи­тек­ту­ры и живо­пи­си 17-го века стал исполь­зо­вать­ся как склад­ское поме­ще­ние. Под­клет­ные палат­ки были сда­ны в арен­ду, в цен­траль­ном и при­дель­ных хра­мах раз­ме­сти­лись фон­ды музея и мастер­ская, рабо­та кото­рой ока­зы­ва­ла вред­ное воз­дей­ствие на сте­но­пи­си церк­ви. Но закры­тие церк­ви было толь­ко пер­вым шагом. В 1920–1930‑е годы в горо­де необы­чай­но акти­ви­зи­ро­ва­лась дея­тель­ность Сою­за воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков, и наи­бо­лее актив­ные его чле­ны нача­ли кам­па­нию за снос церк­ви Ильи Про­ро­ка. Толь­ко уси­ли­я­ми сотруд­ни­ков сек­то­ра архи­тек­ту­ры Глав­на­у­ки П.Д. Бара­нов­ско­го и Н.Н. Поме­ран­це­ва, спас­ших нема­ло церк­вей в Рос­сии, и актив­ным про­те­стом сотруд­ни­ков музей (в осо­бен­но­сти испол­няв­ше­го в то вре­мя обя­зан­но­сти дирек­то­ра музея Н. В. Куз­не­цо­вым) храм был спа­сен.
В кон­це 1930‑х годов в Ильин­ской церк­ви созда­ет­ся област­ной анти­ре­ли­ги­оз­ный музей, дирек­то­ром кото­ро­го ста­но­вит­ся В.М. Коро­лев, один из орга­ни­за­то­ров сою­за воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков Яро­слав­ской обла­сти.

Сво­ей боль­шой заслу­гой Коро­лев счи­тал уста­нов­ку маят­ни­ка Фуко в церк­ви Ильи Про­ро­ка — это был тре­тий по сче­ту маят­ник Фуко в СССР после Ленин­гра­да и Сверд­лов­ска. За орга­ни­за­цию маят­ни­ка он полу­чил зна­чок ате­и­ста-отлич­ни­ка, а так­же почет­ную гра­мо­ту сою­за воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков.
Анти­ре­ли­ги­оз­ный музей про­су­ще­ство­вал в Яро­слав­ле все­го око­ло трех лет, затем нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на, Кова­лев был отправ­лен на фронт, и музей закры­ли.

После вой­ны цер­ковь Ильи Про­ка исполь­зо­ва­лась в основ­ном как фон­до­вое поме­ще­ние Яро­слав­ско­го кра­е­вед­че­ско­го музея. В 1955 году памят­ник реши­ли открыть для посе­ти­те­лей, одна­ко состо­я­ние настен­ной живо­пи­си, ико­но­ста­сов и икон к это­му вре­ме­ни было очень тяже­лым.

В 1960 году было вос­ста­нов­ле­но чере­пич­ное покры­тие глав коло­коль­ни и Ризо­по­ло­жен­ско­го при­де­ла, позо­ло­че­ны все кре­сты, отре­мон­ти­ро­ва­на решет­ка вокруг хра­ма. С тех пор на памят­ни­ке велись регу­ляр­но те или иные ремонт­ные рабо­ты. В 1990 году нача­лись и про­дол­жа­ют­ся до насто­я­ще­го вре­ме­ни рестав­ра­ци­он­но-кон­сер­ва­ци­он­ные рабо­ты.

В 1989 году глав­ный пре­стол церк­ви Ильи Про­ро­ка был вновь освя­щен, и с это­го вре­ме­ни в лет­ний сезон в хра­ме про­во­дят­ся служ­бы по боль­шим хри­сти­ан­ским праздникам.



Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки