Голгофа и канун

Роди­тель­ская суббота 

На фото­гра­фии – момент бого­слу­же­ния Роди­тель­ской суб­бо­ты.
Так назы­ва­ет­ся осо­бый день, посвя­щен­ный вос­по­ми­на­нию наших почив­ших близ­ких. Пер­во­на­чаль­но назва­ние Роди­тель­ская суб­бо­та, конеч­но, про­изо­шло отто­го, что в этот день дети поми­на­ли сво­их покой­ных роди­те­лей. Сего­дня Роди­тель­ская суб­бо­та – день осо­бо­го все­цер­ков­но­го поми­но­ве­ния о всех усоп­ших пра­во­слав­ных.

Поче­му суб­бо­та? Пото­му что имен­но в суб­бо­ты с древ­но­сти было заве­де­но поми­нать усоп­ших. День вос­крес­ный, по само­му назва­нию, гово­рит о жиз­ни, о жиз­ни, вли­ва­ю­щей­ся в нашу душу, о жиз­ни пре­из­бы­то­че­ству­ю­щей и тор­же­ству­ю­щей. Поэто­му поми­на­ние усоп­ших в вос­кре­се­нье сокра­ща­ет­ся, мини­ма­ли­зи­ру­ет­ся. Суб­бо­та же – день, в кото­рый Сам Спа­си­тель наш был во Гро­бе; суб­бо­та – день покоя, в кото­рый Бог Тво­рец «почил от всех дел Сво­их» (Быт. 2, 3). Так что, кажет­ся, самой исто­ри­ей сво­ей суб­бо­та назна­че­на к тому, что­бы мы вспом­ни­ли отшед­ших от сей при­вре­мен­ной жиз­ни люби­мых наших и моли­лись о упо­ко­е­нии их со свя­ты­ми.

Каж­дая суб­бо­та в бого­слу­жеб­ном Уста­ве назна­че­на для поми­на­ния усоп­ших. Но есть в году такие суб­бо­ты, кото­рые сугу­бо, то есть осо­бо, посвя­ще­ны поми­на­нию усоп­ших. Это пять так назы­ва­е­мых Все­лен­ских пани­хид, или Все­лен­ских роди­тель­ских суб­бот, и еще несколь­ко дней
осо­бен­но­го поми­на­ния усоп­ших.
Пере­чис­лим их в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, по ходу Бого­слу­жеб­но­го года.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясо­пуст­ная суб­бо­та

Это суб­бо­та перед Мясо­пуст­ной сед­ми­цей. Незна­ко­мо­му со стро­ем цер­ков­но­го кален­да­ря чита­те­лю все эти сло­ва и выра­же­ния кажут­ся китай­ской гра­мо­той. Одна­ко, если мы раз­бе­рем­ся, какой день так назы­ва­ет­ся, все ста­нет про­сто и понят­но. Мясо-пуст­ная сед­ми­ца – это сед­ми­ца (неде­ля), в кото­рую опус­ка­ет­ся мясо. Это неде­ля, пред­ше­ству­ю­щая Мас­ле­ни­це. Перед Мас­ле­ни­цей мы еще едим мясо, но потом толь­ко сыр и моло­ко, а потом… 40 дней Вели­ко­го поста, да еще 6 дней Страст­ной сед­ми­цы. И лишь после это­го – Пас­ха.
То есть, Мясо­пуст­ная неде­ля – это послед­няя неде­ля, как гово­ри­ли в ста­ри­ну, мясо­еда. Потом мясо опус­ка­ет­ся. И вот в суб­бо­ту перед этой неде­лей мы как раз и слу­жим Роди­тель­скую суб­бо­ту.
А поче­му в этот день? Пото­му, что вос­кре­се­нье перед Мас­ле­ни­цей назы­ва­ет­ся Неде­лей о Страш­ном Суде. Когда, как не перед днем, в кото­рый вспо­ми­на­ет­ся Страш­ный Суд, умест­нее все­го помо­лить­ся о наших покой­ных?

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2‑я, 3‑я и 4‑я суб­бо­ты Вели­ко­го Поста

В эти дни совер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное поми­на­ние усоп­ших. Оно уста­нов­ле­но Цер­ко­вью, что­бы не лишить усоп­ших молит­вен­но­го пред­ста­тель­ства во дни Вели­ко­го поста, так как в это вре­мя невоз­мож­ны обык­но­вен­ные еже­днев­ные поми­но­ве­ния усоп­ших (соро­ко­усты и дру­гие част­ные поми­но­ве­ния), соеди­нен­ные с совер­ше­ни­ем пол­ной Литур­гии, кото­рая в Вели­кий пост поло­же­на толь­ко по суб­бот­ним и вос­крес­ным дням.


ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радо­ни­ца

Радо­ни­ца, то есть день радо­сти для усоп­ших, при­хо­дит­ся на втор­ник Фоми­ной сед­ми­цы. Отме­тим, что это уже не суб­бо­та, а втор­ник. Поче­му? Пото­му, что в день Пас­хи и во всю Пас­халь­ную сед­ми­цу поми­нать усоп­ших в хра­ме не раз­ре­ша­ет­ся. И вот в пер­вый раз их мож­но поми­нать на вто­рой неде­ле после Пас­хи, на Фоми­ной сед­ми­це (посвя­щен­ной Апо­сто­лу Фоме).
Втор­ник этой сед­ми­цы и пред­на­зна­чен для тор­же­ствен­но­го поми­на­ния наших усоп­ших.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Тро­иц­кая Роди­тель­ская суб­бо­та

Оно совер­ша­ет­ся в суб­бо­ту перед празд­ни­ком Пяти­де­сят­ни­цы (Свя­той Тро­и­цы). Уста­нов­ле­ние этой памя­ти ухо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. Как Мясо­пуст­ная суб­бо­та пред­ва­ря­ет память Страш­но­го Суда и нача­ло Вели­ко­го Поста, так Тро­иц­кая суб­бо­та пред­ва­ря­ет рас­кры­тие во всей силе Цар­ства Хри­сто­ва в день Пяти­де­сят­ни­цы.

В Рос­сии при­ня­ты и еще два дня наро­чи­то­го поми­на­ния усоп­ших:

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бо­та

Поми­но­ве­ние усоп­ших перед 26 октяб­ря (по ста­ро­му сти­лю), днем св. вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солун­ско­го, уста­нов­ле­но в 1380 году вели­ким кня­зем Димит­ри­ем Дон­ским для поми­но­ве­ния вои­нов, пав­ших на Кули­ко­вом поле в бит­ве с Мама­ем 8 сен­тяб­ря 1380 г. Одна­ко со вре­ме­нем эта суб­бо­та сде­ла­лась на Руси днем осо­бо­го цер­ков­но­го поми­но­ве­ния всех усоп­ших в вере.
Совер­ша­ет­ся эта роди­тель­ская суб­бо­та, в соот­вет­ствии с новым сти­лем, в пер­вой поло­вине октяб­ря.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: День поми­но­ве­ния усоп­ших вои­нов

В 1994 году Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью был уста­нов­лен и еще один день наро­чи­то­го поми­но­ве­ния усоп­ших. Это суб­бо­та перед 9 мая, Днем Побе­ды в Вели­кой Оте­че­ствен­ной Войне 1941–1945 гг. По уже сего­дняш­ней тра­ди­ции, для удоб­ства веру­ю­щих, поми­на­ние с суб­бо­ты нака­нуне 9 мая пере­но­сит­ся на сам день 9 мая.
Послед­ний день поми­но­ве­ния пока­зы­ва­ет, что на наших гла­зах тво­рит­ся цер­ков­ная исто­рия. Сего­дня мы вспо­ми­на­ем всех вои­нов, «за веру и оте­че­ство погиб­ших», 9 мая, а до рево­лю­ции для поми­на­ния пав­ших на полях сра­же­ний вои­нов был назна­чен иной день. Ука­зом импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II этим днем стал счи­тать­ся празд­ник Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи 11 сен­тяб­ря (в память вой­ны с тур­ка­ми и поля­ка­ми в 1769 году). Сего­дня осо­бые пани­хи­ды по вои­нам слу­жат в немно­гих хра­мах, да и мало кто из веру­ю­щих пом­нит об обы­чае ека­те­ри­нин­ской поры. Хотя… нынеш­няя исто­рия свя­за­ла день 11 сен­тяб­ря с дру­гим страш­ным собы­ти­ем, про­изо­шед­шим на дру­гой сто­роне зем­но­го шара, в Нью-Йор­ке…

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ:
И, конеч­но, поми­ная покой­ных, мы не можем не вспо­ми­нать еще одну дату. Это еже­год­ное вос­по­ми­на­ние дня смер­ти чело­ве­ка. День смер­ти – это день рож­де­ния в новую жизнь. По-чело­ве­че­ски понят­ны и скорбь, и сле­зы. День смер­ти близ­ко­го нам суще­ства – день поте­ри… Но то, что по зем­ным мер­кам кажет­ся поте­рею, для веч­но­сти, для Неба есть обре­те­ние.
Когда наши близ­кие поки­да­ют нас, они при­со­еди­ня­ют­ся к сон­му небо­жи­те­лей. Еже­год­но вспо­ми­ная день смер­ти близ­ко­го нам чело­ве­ка, давай­те будем пом­нить, что, уме­рев для это­го мира, чело­век родил­ся для иной жиз­ни… «Поэто­му-то еже­год­но совер­ша­ет­ся род­ствен­ни­ка­ми память по умер­ше­му, в знак того, что он жив и бес­смер­тен по душе, и неко­гда совер­шен­но обно­вит­ся, когда Созда­тель вос­хо­щет и воз­двиг­нет его тело» (св. Симе­он Солун­ский).

Но вер­нем­ся к теме цер­ков­но­го поми­на­ния.
В день поми­на­ния веру­ю­щие люди при­но­сят в храм не толь­ко запис­ки с прось­бой помя­нуть почив­ших, но и… про­дук­ты пита­ния. Зачем? Об этом позже.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки