Из дневника священника » Сайт священника Константина Пархоменко - Part 11
Азбука веры » священник Константин Пархоменко » Из дневника священника
  виньетка  
Распечатать Система Orphus

Из дневника священника

священник Константин Пархоменко


Оценка:
(39 голос: 4,90 из 5)
Загрузка...

^ 2009 (часть четвертая)

3 сентября 2009

Удивительная, необычайная радость наших дней: обретены мощи апостола Павла!

Гробница, где, по преданию, лежат его останки, известна с древности. На каменном саркофаге 4-го столетия надпись: «Павел апостол мученик». Но там ли его останки, ведь прошло 2 тысячи лет и столько событий?.. Рим горел, перестраивался, захватывался…

И вот папа Римский дает ученым возможность проникнуть в гробницу и исследовать ее содержимое. Трудность заключается в том, что открывать саркофаг нельзя. Любая древность от соприкосновения с воздухом превратится в пыль. И вот исследования завершены. Папа сделал официальное заявление: «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений… Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком».

Римский престол, согласно с заключением ученых экспертов, заявляет, что обретены мощи святого апостола Павла.

Ошеломительная новость. Но как отреагировали на нее православные… «Ничего особенного», «а что в гробнице еще могло быть?», «это внутренние дела Католической Церкви»…

Я не понимаю, что вижу и что слышу…

Это не внутренние дела какой-либо церкви, это событие, имеющее огромное значение для всего христианства! И дело не в том, что найдены очередные мощи, а в том, что обретение мощей ап. Павла – знак, весть, послание современному миру.

Миру, все более забывающему с каждым годом Бога, явился самый великий Апостол, чтобы напомнить о Господе, о Вере, об Истине.

Это обретение мощей лично я воспринимаю, как то, что к нам вновь обращается божественный Павел. Он опять пытается достучаться до людей: о чем вы думаете, чем озаботились? Все человеческие чаяния, мечты сбылись – миру явилось спасение!

4 сентября 2009

И снова об ап. Павле.

Вчера:

Человек с лицом, на которое наложила печать наркотическая зависимость:

– Я уже не употребляю, вы не подумайте. Вот, пришел, хочу воцерковиться.

Спрашиваю:

– Что привело, почему вот такое решение – начать ходить в храм и исправляться?

– Много всего. Но вот последняя капля… Я хотел наложить на себя руки. На даче взял веревку, все приготовил… Ну, понимаете. И вдруг из угла выходит старик и подходит ко мне: «Что ты делаешь, у тебя же дочь!..» И тут я вспомнил про дочь, про которую уже и забыл, бросил ее…

Говорю:

– Простите, не совсем понял. Это вы спали, вам приснилось?

– Да нет. В самом деле. Старик вышел из угла, в котором висела иконка. Это был святой Павел.

– Почему вы так думаете? Вы знаете, как выглядит апостол Павел?

– Не знаю, почему, но я понял, что это был Павел.

Сейчас человек вернулся к семье, к дочери. Пришел в храм. Первый раз исповедался и причастился. Горит желанием строить новую жизнь.

5 сентября 2009

Теплые осенние дни, мы с Уличкой в Стокгольме.

На десятипалубном пароме мы прибыли в город ранним утром.

 

Из дневника священника

Гудели пароходные трубы и кричали чайки.

Из дневника священника

Любуемся Стокгольмом: на заднем плане – городская ратуша…

Из дневника священника

Словно игрушечные, дома на набережной

Гуляем по солнечным старинным улочкам, слышим мелодичный бой часов на ратуше и колокольный звон.

 

Из дневника священника

Лаконичное изящество старого города…

Из дневника священника

…и очаровательные улочки…

Из дневника священника

Когда я был маленький, я, читая истории про волшебного летающего человечка Карлсона, думал: как же выглядел дом, на крыше которого он жил? Вот этот самый дом (розовый), в который поселила его Астрид Линдгрен, а наверху – домик Карлсона. Сегодня там кафе. Присев за столик, можно выпить кофе…

Из дневника священника

На маленькой площади, у которой жил Карлсон, стоит памятник св. Георгию Победоносцу, убивающему дракона

Из дневника священника

Старый город начинается прямо от набережной. Отсюда в 13-м веке началось строительство Стокгольма. В Средние века на набережной стояла крепостная стена, которая защищала город от неприятеля. Вдалеке стоит огромный паром, на котором мы сюда прибыли

Из дневника священника

Самая узкая улица Стокгольма…

Из дневника священника

…ширина которой в иных местах не превышает 60 см

Из дневника священника

Когда гуляешь по старинным кварталам, нельзя не заметить, как любовно все сохранено, отреставрировано

Из дневника священника

Всему нашлось место, как, например, вот этому камню с руническими надписями, которому больше тысячи лет

Из дневника священника

Мы на Stortorget – Сторторгет, рыночной площади Старого города. Здесь в ноябре 1520 года состоялась массовая казнь противников датского короля Кристиана II, вошедшая в историю под названием «Кровавая баня»

Из дневника священника

Результатом Стокгольмской «Кровавой бани» стало восстание (которое возглавил будущий король Густав Васа), приведшее к освобождению Швеции от датского господства. О нестроениях того времени красноречиво свидетельствуют пушечные ядра, застрявшие в стенах домов с тех времен

Из дневника священника

Бесконечное обаяние улочек Старого города

Из дневника священника

 

Из дневника священника

 

Из дневника священника

На одной из улочек мы увидели магазин старинных игрушек. Для моей двенадцатилетней спутницы пройти мимо такого магазина оказалось выше сил…

Из дневника священника

Кукольная посуда, целлулоидные пупсы, мебель… Богатство и мечта любого ребенка. Продавщица любезно разрешила нам сделать снимки

Из дневника священника

Уличные музыканты…

Из дневника священника

Как я уже сказал, здесь сберегается все то, что несет на себе аромат прежних столетий. Как эта вот средневековая дверная ручка

Из дневника священника

Или эта ручка, более позднего времени

Из дневника священника

Забавный тоннель

Из дневника священника

Пожалуй, даже неудивительно встретить на этих улицах людей в средневековых одеждах

Из дневника священника

Конечно, чтобы ощутить дух этих улиц, здесь надо побродить. Кофейный аромат, свежий морской воздух, гомон туристов…

Из дневника священника

…тишина улиц, лежащих в стороне от туристических маршрутов (обратите внимание на традиционный почтовый ящик на стене дома с правой стороны)

Из дневника священника

Уютные кафе, многим из которых по 200 лет

В самом сердце старого города стоит древнейшее здание Стокгольма – церковь свт. Николая. Этот храм начали строить в 12-м веке и закончили через два столетия.

Из дневника священника

Мы у церкви святителя Николая, или Сторчюрки (швед. Storkyrkan — Большая церковь). Когда-то она была католической, но в 16-м веке ее захватили протестанты

Из дневника священника

Так храм выглядит с парадной стороны. Упоминание о церкви мы находим в документах с 1279 года

Из дневника священника

А это его кресты. Обратим внимание на петушка, символ популярный в Средневековой Европе

Из дневника священника

Входим в гулкую церковь

Из дневника священника

На переднем плане – кафедра для проповедника, на втором плане мы видим королевское место. В этом храме проводятся церемонии, связанные с королевским домом

Из дневника священника

Этому храму более 700 лет. В Средние века знать любила завещать хоронить себя под гранитными плитами пола. Собственно говоря, весь пол – это чьи-то надгробия

Из дневника священника

Святыня собора – деревянная скульптура св. Георгия Победоносца 1489 года. Ее авторство приписывается Бернту Нотке. Статуя, с одной стороны, является памятником сражения на Брунгеберге (1471 г.), с другой – служит реликварием (мощевиком) для частиц мощей св. Георгия

Из дневника священника

В начале 20-го века в храме были сделаны кое-какие ремонтные работы, например, заменены окна. На каждом окне, под гербом храма, стоит год: 1923, 1924, 1925… Эти даты кажутся очень горькими для паломника из России. В России в это время окна в храмах не вставляли, а выламывали…

Из дневника священника

Здесь же подсвечник: глобус мира. На этот подсвечник люди ставят свечи с молитвой о мире

В случае со Скандинавией мы встречаемся с последовательным протестантизмом, победившим в этих странах давно и однозначно. Если в Германии протестантизм соседствует с католичеством, то здесь – чистый протестантизм. И вот что интересно: вместе с уходом древнехристианского мировоззрения (того же католического) исчезла и мистика. Намека на мистичность, на тайну, на мистерию обнаружить невозможно. Но ведь человек несводим к биосу, в нем есть еще иные глубины и сферы.

Потеряв знание о мистическом измерении человеческой души, скандинавские протестанты видят всю тайну, всю глубину и непознанность человека в его психологии. То есть максимальная глубина, на которую опускается протестантизм, – это сфера психологии, эмоций, переживаний. Здесь невероятное количество статуэток, скульптур, картинок, обыгрывающих человеческие чувства.

 

Из дневника священника

Очень милые статуэтки, иллюстрирующие диапазон человеческих чувств

Из дневника священника

 

Из дневника священника

 

Из дневника священника

Чувства – это прекрасно, но мы, например, православные, видим человека глубже. Мне кажется, что Достоевский тут не может быть понят.

Уезжали, вернее, уплывали из Стокгольма поздно вечером. Но, думаю, о непередаваемом ощущении красоты лучше всяких слов скажут фотографии.

 

Из дневника священника

 

Из дневника священника

15 сентября 2009

Наверное, самое тяжелое в священническом служении – это духовничество, то есть духовное окормление людей (окормление не от слова корм, а от слова корма; окормление значит направление в верную сторону, к Царству Небесному). Как не навредить душе приходящего, но помочь?..

Основой нашего пастырского служения является Священное Писание и опыт святых отцов. Практически любой вопрос имеет свой ответ, данный когда-то либо Самим Христом, либо апостолами, либо святыми богомудрыми отцами. Священнику лишь нужно обратиться к опыту жизни Церкви и черпать оттуда мед Истины.

Но тут нужно все же быть осторожным. Человек – живое существо, и механическое применение к нему каких-то древних схем невозможно. Так получилось, например, с абортами. В древности на вытравление плода решались крайне редко, это был исключительный поступок. Это однозначно порицалось и обществом, это подвергало риску жизнь самой женщины (заражение и проч.). Поэтому совершить аборт в то время значило бросить вызов Богу, пойти наперекор всем традициям и самому здравому смыслу. Наказывали совершивших аборт епитимьей (отлучением от Церкви) не менее чем на 10 лет.

Но в 20-м веке ситуация изменилась. Под воздействием материалистической безбожной пропаганды человеческий эмбрион стал восприниматься не как полноценный живой человек, а лишь как бездушный зародыш, а то и просто как «биологический материал». И аборты стали делать с использованием самых совершенных медицинских средств, что свело опасность для жизни женщины практически на нет. В советское время большинство женщин делали аборты (многие по нескольку раз).

И вот эти женщины от безверия приходят к вере. И начинают осознавать, что прежде жили неправильно. И узнают, что такое «привычное» дело, как аборт, – убийство. И как строить после этого свою христианскую жизнь? Вообще, можно ли им приходить в храм, исповедоваться, причащаться?

И вот перед Церковью встает вопрос: как относиться к таким женщинам? Применять к ним древние канонические нормы? Это значит выгнать из храма половину прихожанок. Закрыть для них возможность молиться, возрастать в вере…

Конечно, это невозможно. И поэтому к женщинам, совершившим в период своего безверия аборт, но впоследствии прозревшим, применяются достаточно мягкие епитимьи.

…С абортами, так как, к сожалению, и сегодня это явление частое, схема как-то отработана. Но очень часто возникают вопросы и ситуации, в которых пастырь попадает в сложное положение.

Как поступить, что сказать? Как не отвратить от Церкви, не ввергнуть в уныние строгими мерами – и в то же время как не стать «потаковником» – так на Руси называли священников, которые по какой-либо причине потакали грехам прихожан?..

Сегодня на исповеди женщина рассказывает, что муж так ее довел своим пьянством, что она в отчаянии выпила упаковку сильного снотворного. «Я хотела не проснуться… Но утром встала, как ни в чем не бывало: Господь помиловал…».

Я развожу руками:

– И что мне делать? Сделать вид, что ничего не было? Вы понимаете, что вы могли быть уже мертвой и ваши родственники пришли бы просить, чтобы мы вас отпели? А мы бы им отказали…

– Но ведь все обошлось…

– Стойте, молитесь, – отвечаю, – после службы поговорим.

– А причащаться мне нельзя?

– Нельзя, конечно.

Всю службу молился, чтобы Господь просветил, как поступать в такой ситуации. По церковным канонам, покушающегося на самоубийство судили как убийцу. На 15 лет подвергали епитимьи. Запрещали причащаться, предписывали особые покаянные действия. Понятно, что такие епитимьи сегодня нереальны. Да и наказывать женщину, которая сломалась под гнетом обстоятельств, жестокими прещениями тоже не человеколюбиво. Но нельзя и делать вид, что ничего страшного не произошло. Я просил Бога подсказать ответ, но ответ не приходил.

После службы беседовали. И вот, когда я думал, что Господь ждет от меня моего собственного рассуждения и решения, вдруг пришел ответ. Когда я почти открыл рот, чтобы сказать, какую епитимью я даю женщине, внутри меня, но не от меня, а как будто извне, пришел другой, более мягкий ответ.

Я сказал этой женщине, что отлучаю ее от Причастия до Рождества Христова. В течение этого времени она должна еженедельно (как, собственно, и предписывается всякому христианину) приходить в храм, молиться и каяться в своем желании покончить жизнь самоубийством. Кроме того, она должна в удобное время, но в течение этого периода прочитать 40 раз Покаянный канон Господу Иисусу Христу и столько же раз – Акафист Божией Матери. Это чтение также нужно связать с покаянными размышлениями о задуманном, но по милости Божией неосуществившемся поступке.

20 сентября 2009

Всякое дыхание да хвалит Господа!

Для нас животные – либо объект сентиментального умиления, либо пища. Слова о том, что это «братья наши меньшие», оказываются лишь красивыми словами. Но ведь между человеком и животными, в самом деле, по замыслу Божию должны быть не враждебные и не потребительские отношения, но дружественные, братские…

Господь сотворил животных как помощников человеку. Они должны были вместе с человеком наследовать вечность. Грехопадение людей исказило Богом задуманные отношения людей и природы. Человек теперь воспринимает животных через призму потребительского и эгоистического отношения, либо впадает в противоположную крайность, одевая животных в дорогие одежды, оставляя им огромные состояния в наследство. Истинное и богомудрое отношение почти исчезло.

Изучая жизнеописания святых отцов, тем не менее, обоняешь и осязаешь эту правду. Недавно я вновь испытал такое погружение в правду отношений между Богом и человеком, когда мне подарили редкую книгу – житие святого Коламбы Айонского, просветителя Шотландии:

«Инок по имени Берах пришел одним утром к нашему отцу за благословением. Он намеревался отплыть с Ио на остров Этх. Святой внимательно посмотрел на монаха и сказал: “Сын мой, будь осторожен и сегодня не пытайся даже пересекать открытое море… Иди кругом, через малые острова, иначе тебе грозит встреча с огромным морским чудовищем, бежать от которого почти невозможно”.

Получив благословение и такой совет, Берах отправился в гавань. Там он сел на корабль, но почему-то решил плыть вопреки указаниям святого. И вот, когда морское судно шло открытыми просторами, моряки с ужасом увидели, как из воды, подобно горе, поднимается животное. Невероятных размеров кит, открывая пасть с многочисленными зубами, двигался им навстречу. Перепуганные гребцы опустили парус и на веслах поспешили в другую сторону. С большим трудом им удалось скрыться от грозного существа, и они еще долго дивились, вспоминая пророческие слова святого.

На следующий день Коламба рассказал про кита Байтену, что собирался отправиться к той же земле: “В середине прошлой ночи из глубины океана всплыло жутких размеров существо. Сегодня оно окажется между островами Ио и Этх”. Байтен в ответ произнес: “Я и это животное во власти Господней”.

“Иди с миром, – сказал преподобный, – твоя вера во Христа защитит тебя от всех опасностей”.

Заручившись благословением святого, Байтен покинул Ио. Посередине океана он с товарищами увидел того кита. Все пришли в смятение, но Байтен, твердо стоя на палубе, простер обе руки к небу, а затем благословил море и рыбину. В тот же миг огромная бестия нырнула в пучины и более не появлялась».

А вот другой замечательный рассказ из жития, озаглавленный так: «О журавле, прилетевшем из Ирландии»:

«Одним утром, когда святой жил на Ио, он призвал к себе нeкoeгo инока и дал ему поручение: “На третий день от теперешнего рассвета ты станешь сидеть на морском берегу, наблюдая за западной частью нашего острова. После девятого часа с севера Ирландии прибудет гость – измученный ветрами журавль. Его силы истощены, и он упадет на берег. Ты должен будешь осторожно поднять птицу, отнести в домик неподалеку, а затем в течение трех дней и ночей кормить и ухаживать за ослабевшим пилигримом. По прошествии необходимого времени журавль отдохнет и соберется в милую Ирландию, откуда прибыл…”

Брат отправился исполнять послушание Коламбы. На третий день он ожидал появления гостя. Когда журавль прилетел, монах бережно взял изнуренного путешественника и отнес в жилище. Там инок накормил птицу, а сам вечером возвратился в монастырь. Встретив собрата, св. Коламба сказал: “Благослови тебя Бог, сынок, ибо ты хорошо обошелся с нашим посетителем. Он не останется здесь и скоро вернется домой”.

Все исполнилось в точности по словам святого. На третий день журавль на глазах своего попечителя поднялся с земли, затем взлетел ввысь, некоторое время поискал путь среди воздушных потоков и, оказавшись над просторами Океана, при тихой погоде полетел назад в Ирландию».

На первый взгляд, этот рассказ – лишь о прозорливости святого Коламбы и о его милосердном отношении к птицам. Но посмотрим чуть пристальнее.

Птица прибыла из Ирландии к старцу на остров, а потом улетела на родину. Зачем она совершила изнурительный и опасный перелет? Зачем лететь из родной земли неизвестно куда, чтобы потом возвратиться обратно?

Святой называет птицу пилигримом. Это значит паломник. Как утомленного паломника принимают в монастыре, дают ему кров, пищу, так и здесь приняли этого журавля. Так что, по мысли жития, птица не просто летает туда-сюда, а прилетает к старцу с паломническими целями. Как мы посещаем монастыри, святыни, ездим в Святую Землю, так и тут птица Божия совершает духовное путешествие.

Листаю книгу… Вот удивительный рассказ о чудовище, водившемся в реке Несс. Не тот ли это доисторический монстр (ихтиозавр, плезиозавр?), о котором сообщали даже до последнего времени? Напомню, что наша история произошла полторы тысячи лет назад.

«Посещая провинцию пиктов, наш отец должен был переправиться через peкy Несс (впадает в озеро Лох Несс). Добравшись до берега, святой встретил там похоронную процессию. Местные жители готовились предать земле тело юноши. Они рассказали Коламбе, что совсем недавно несчастный плавал в реке, но его схватило и жестоко пoкycaлo водное животное. Крестьяне слышали крики, но слишком поздно сумели прибежать на помощь. Узнав печальную историю, святой, тем не менее, велел одному из своих спутников переплыть к противоположному берегу, где стояла пустая лодка, и вернуться обратно, но уже на веслах. Сбросив одежду и оставшись в одной тунике, монах, по имени Лугне мoкy-Мин, без промедления прыгнул в воду. Злобное существо, чей аппетит еще не удовлетворился, тем временем притаилось на глубине. Когда Лугне достиг середины реки, оно метнулось вверх. С открытой пастью, издавая жуткое рычание, животное погналось за пловцом.

Стоявшие на берегу пикты и братия застыли от ужаса, а святой Коламба поднял руку и, сотворив крестное знамение, воскликнул: «Замри на месте, злая бестия! Не прикасайся к человеку и убирайся прочь!» Между зверем и монахом оставалось чуть меньше длины короткого багра, но, словно завороженное, существо прекратило свое преследование и стало погружаться ко дну.

Позднее, когда бестия исчезла, а Лугне вернулся на лoдкe невредимым, изумленные иноки прославляли Господа в нашем благословенном настоятеле и язычники-пикты с трепетом величали Бога христиан».

…Когда св. Коламба понял, что приблизился его смертный час, он находился в пути. Коламба сообщил об этом келейнику (монаху-помощнику), и тот горько заплакал. Святой присел отдохнуть, и в это время к нему подошел белый конь, послушный слуга, доставлявший с пастбища в обитель сосуды с молоком. А теперь процитируем житие:

«Он положил голову на грудь преподобного. Вдохновленный Богом, перед Которым вcякaя живая тварь имеет разумение, конь знал, что хозяин покидает его, отчего и начал, словно чeлoвeк, скорбеть и плакать. Слезы текли из его глаз и падали на одежду святого.

Монах, увидев это, начал отгонять коня, но святой остановил его словами: “Пусть друг, любящий нас, выплачет здесь свою горькую печаль. Ты, хотя и человек с разумной душой, но ничего не мог знать о моем уходе, пока я сам только что не открыл тебе. Грубому же и несмышленому созданию Господь дал понять, что наступило время прощания”. Говоря так, он благословил своего слугу-коня, и тот тихо покинул любимого хозяина».

Удивительные отношения дружбы и братства с животными… Неужели это прошло и никогда не вернется? Но вот сообщение новостной ленты:

«Клетки с кроликами и аквариумы с аллигаторами с недавнего времени существуют под одной крышей с приходом во имя святителя Спиридона в городе Ломоносов (под Петербургом).

“У меня цель – привить детям любовь к творению Божию. Своего рода это живая проповедь. Когда дети приходят – восхищаются всем увиденным. Я им поясняю, что это все творения Божии”, – так настоятель храма протоиерей Олег Емельяненко объяснил в интервью свою идею организовать при храме живой уголок.

Более того, отец Олег, воспитывая в своих юных прихожанах любовь к животным, надеется отвлечь детей от компьютера.

Идея создания живого уголка при церкви пришла к священнику после того, как один из прихожан подарил ему игуану. Сейчас в коллекции более 30 особей, в том числе два хамелеона – самец и самка, и тараканы нескольких видов, рыжие и кубинские. Последние размножаются особенно быстро.

Живой уголок и приход временно располагаются в бывшем клубе, поскольку церковное здание находится на реставрации. После окончания ремонта приход вернется в прежнее здание, а в клубной части разрастется зоосад».

Замечательный веселый священник, заряжающий своим оптимизмом всякого, с кем общается. Слава Богу, что традиция православного дружественного и милующего отношения к животным продолжается…

28 сентября 2009

Одна старушка очень искушает прихожан. Она подходит во время исповеди и начинает долго беседовать со священником. Преимущественно плачет и жалуется на то, как над ней издеваются соседи по коммунальной квартире. Старушка задерживает очередь, и больших сил стоит нам, священникам, деликатно ее проводить. А некоторые прихожане делают потом замечания: «Батюшка, вы же видите, сколько народа, нельзя ли побыстрей исповедовать?» (То, что некоторые люди обращаются к священнику с такими, мягко говоря, странными советами, – совершенная правда. Около года назад на исповеди я услышал: «Солнце мое. Ты кого учишь? Я тебе в матери гожусь. Нашел, кого учить!»)

…Соседи на самом деле издеваются. И у старушки несомненные проблемы с психикой. Я говорю прихожанам: «Давайте быть терпимей», но, кажется, напрасно. И как стыдно стало бы нам, если бы мы, проявляющие так мало терпения, увидели жизнь этого человека…

Старушка рассказывает:

– Я знаю, за что меня Господь наказывает, так мне и надо.

– За что?

– Во время войны я была девочкой. И моего отца убили. А маму немцы стали увозить. Я бежала за ними, кричала, а они в меня стреляли. Но не попали. Так и увезли маму. И когда я вернулась домой, я плакала и молилась: «Не хочу жить, забери меня, Боженька, отсюда…»

Вот за то, что я пожелала себе смерти, за этот страшный грех и должна нести я наказание.

Если бы мы знали, что стоит подчас за странным поведением кого-то из прихожан, относились бы стократ терпимей. Недаром Церковь все время учит: Не осуждай! Это может делать Бог, но не мы. Мы всего не знаем.

29 сентября 2009

Вновь и вновь мысленно возвращаюсь в Норвегию, которую удалось посетить три недели тому назад.

Собственно, о самой Норвегии говорить не буду, это слишком большая тема. Лишь о некоторых моментах путешествия.

Одно из самых потрясающих впечатлений – посещение фьордов.

Началось оно задолго до самих фьордов.

Мы ехали через всю Норвегию, петляя на узких дорогах, высеченных в горах, пересекали живописные равнины, огибали изумительной красоты озера и реки.

Из дневника священника

Мы в Норвегии. Моросит дождь, поля уже убраны… Где-то далеко раздается звон колокола и тепловозный гудок

Из дневника священника

Типичная стоянка. Уютный мотель, в котором можно передохнуть с дороги, подкрепиться

Из дневника священника

Храм и традиционное кладбище возле него. Хотя норвежцы не слишком религиозны, быть похороненными они предпочитают у церкви. Надо сказать, что уровень жизни здесь очень высокий. Средняя продолжительность жизни норвежцев: у женщин – 83 года, у мужчин –  78 лет

Из дневника священника

А это – небольшая ферма

Из дневника священника

Норвежцы… суеверны. Так, в то, что тролли, горные духи, существуют, верит больше половины норвежцев. На окнах домов, в садах стоят фигурки троллей, которые препятствуют проникновению на эту территорию чужих троллей. В школе дети учат памятку: «Как себя вести при встрече с троллем?» Несколько лет назад в Норвегии вышла книга, в которой собраны современные истории о встречах людей с необъяснимыми существами. Другое дело, что все эти рассказы укладываются в православную концепцию учения о бесовском мире. Конечно, эти существа – любимый норвежский сувенир

Из дневника священника

На пути к знаменитым норвежским фьордам мы остановились на ночлег в замечательной горной деревушке

Из дневника священника

После многочасового автобусного броска через всю Норвегию пройтись по молчаливым засыпающим улицам было одним удовольствием Над моей головой проносились летучие мыши. Было тихо и спокойно. Где-то вдалеке шумел водопад

Из дневника священника

Типичный норвежский домик. Здесь не встретишь каменных коттеджей, многоэтажных частных домов. Норвежцы очень скромны и непритязательны. Находясь здесь, я ломал голову над вопросом: откуда это в их характере? Непритязательность, скромность…

Из дневника священника

Я вернулся на эти улочки при свете дня. Не покидало ощущение, что оказался в прошлом

Из дневника священника

Интересная традиция. Здесь нередки домики, крыша которых покрыта дерном. Делается это для теплоизоляции

Из дневника священника

А это – совсем старые традиционные крестьянские дома

Из дневника священника

Мы поднимаемся в горы на поезде по Фломской железной дороге. Это одна из самых крутых железных дорог в мире (подъем – 55 метров на каждый километр).

Из дневника священника

Но это не только, возможно, самый крутой маршрут, но и самый прекрасный

Из дневника священника

Мы дивились водопаду, который насытил воздух мельчайшей водяной пылью, как вдруг услышали пение. Вдали появилась девушка в старинном платье. Это хюльдра, горная ведьма человеческой наружности, но с коровьим хвостом.

Из дневника священника

Хюльдра прекрасным пением соблазняет земных мужчин и уводит их внутрь гор. Норвежцы верят, что горная ведьма может и сама так сильно влюбиться в своего избранника, что согласится венчаться с ним в церкви. Тогда у нее есть шанс стать человеком. Нужно лишь успеть подхватить коровий хвост хюльдры, который отвалится в момент произнесения супружеских клятв. Если хвост хюльдры упадет на землю, то горная ведьма так и не станет земной женщиной. Для посетителей нашего поезда (в основном туристов) хюльдра тоже пела. Ее старинная грустная песня усиливалась динамиками и эхом разносилась по горам.

Из дневника священника

Мы продолжаем взбираться в горы на стареньком поезде…

Из дневника священника

…фотографируем из открытых окон вагонов

Из дневника священника

Наконец, пересаживаемся на небольшой теплоход, и начинается новый этап нашего путешествия – по фьорду

Из дневника священника

Что такое фьорд? Это разлом в земной коре, заполненный водою. Чаще всего фьорды имеют тектоническое происхождение и возникли при резком и внезапном изменении направления движения тектонических плит со встречного на противоположное. В результате этого на краях плит, уже сжатых предварительным встречным движением, образуются многочисленные трещины и разломы, которые заполняются морской водой. В этом случае фьорд может иметь значительную глубину, до 800 метров. В ряде случаев фьорды возникли под действием ледяных масс, имевшим место в последний ледниковый период

Из дневника священника

По берегам фьордов разбросаны маленькие поселки, фермы…

Из дневника священника

туристические базы

Из дневника священника

Был хмурый день, моросил дождь…

Из дневника священника

однако иногда появлялось и солнце

Из дневника священника

Типичный норвежский поселок.

Из дневника священника

На этой фотографии хорошо видно, что фьорд – это лента воды, зажатая с двух сторон горами, высота которых достигает километра. Под нами – толща воды тоже почти в километр

Из дневника священника

Вот как раз миг, когда солнце выглянуло на несколько минут и пролилось согревающими лучами на прибрежный поселок

Из дневника священника

Пасторальную красоту этих мест…

Из дневника священника

…сложно передать фотографией. В 2004 году американский журнал National Geographic присудил норвежским фьордам звание самой привлекательной туристической достопримечательности в мире из 115 лучших объектов.

Из дневника священника

На какое-то время мы причаливаем

На берегу – еще одна маленькая деревушка и крохотная церковь

Официальная норвежская церковь – лютеранская. 88% населения принадлежат к государственной церкви Норвегии. Однако норвежцы мало посещают храмы. Лишь 10% людей, называющих себя лютеранами, посещают церковные службы или другие религиозные мероприятия чаще, чем раз в месяц

1 октября 2009

Получаю вопрос на интернет-сайте:

«О. Константин, благословите.

Интересно Ваше мнение. Нынешним летом на молодежном форуме “Селигер-2009” была смена “Православие”, участников которой сейчас привлекают к созданию Всероссийской православной молодёжной организации. Привлекают – комиссары прорежимного движения “Наши”. Так вот, эта организация предлагает провести такие акции: 1) Раздача икон на улице. Кто берёт, должен оставить свои контакты и пообещать прийти её освятить в назначенное время в определенном храме. 2) Раздача икон в супермаркете тем, кто купит подгузники и пожертвует их для нуждающихся или детей-сирот. 3) “Забей гвоздь в свой грех” – суть акции: прохожим предлагается написать на бумаге свои грехи, прибить записку к бревну, исповедоваться в ближайшем храме, вернуться и забить гвоздь в записку до конца. Я считаю, что раздача икон недопустима, так как это святыня и часть прохожих может их брать, что называется, “по приколу”, будучи в нетрезвом состоянии и используя потом неприемлемо. Что до акции – то это, на мой взгляд, профанация Таинства. То же самое: гуляющие прохожие приглашаются к какой-то игре в “исповедь”.

Об этом бы и не стоило говорить, если бы такие акции не организовывались в ряде городов.

Поскольку случай не единичный и, что самое главное, эта деятельность подается как пик активности православной молодежи, хочу узнать Ваше мнение.

Спаси Господи!»

Конечно, эти «находки», которые, по мысли идеологов проекта, должны расположить к вере, недопустимы. Но как много теперь подобного. За час до того, как прочитал вышеприведенный вопрос, поступил звонок. Некие околоправославные активисты предлагают создать супер-сайт (и уже нашли спонсоров на этот проект), на котором можно было бы исповедоваться, получить духовный совет. В возбуждении делятся идеями: «При регистрации на сайте вы получаете пароль к своей страничке. Там диаграмма грехов. Тысячи грехов! Вы побеждаете один грех, боретесь с другим, диаграмма колеблется. Все на ваших глазах…»

Говорю:

– Духовничество – это не сидение у компьютера, а личное общение, глаза в глаза. И борьба с грехом – не компьютерная игра: диаграммы, зачисление очков победителю, а ежедневная, кропотливая работа над собой…

– Отец Константин, вы отстали от жизни…

8 октября 2009

Из всех текстов Нового Завета один из самых пререкаемых, неоднозначных, смущающих людей – следующий: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10, 34).

Как раз сегодня говорил об этом проповедь.

Понять слова Христовы мы сможем, если вспомним о том, кто хвалился тем, что принес мир людям земли. А хвалились этим римские императоры.

После кровопролитных войн, после покорения народов, после присоединения к Римской империи все цивилизованные народы были порабощены. Вспомним пример Израиля, с высшей властью в лице римского прокуратора Понтия Пилата, со сборщиками налогов – мытарями, которые обирали людей, собирая деньги в римскую казну, и т.д. И вот эта ситуация, если ее можно назвать «миром», называлась «мир Рима» – «Pax Romana»5.

Этот мир Рима был терпим ко всякого рода притеснениям, допускал грехи в нравственной сфере, половую распущенность и проч. То есть этот мнимый мир был при-мирением с грехом.

Но Спаситель говорит, что то, что проповедует Он, не имеет ничего общего с грехом. Такому миру, грехолюбному, Он выносит приговор: «не мир пришел Я принести, но меч…» Никакого компромисса, никакой толерантности к греху, ко злу.

Сразу вспоминается случай, когда сатана возвел Спасителя на высокую гору и искушал Его. Показав все царства мира, сатана предлагал отдать их Христу, если Тот поклонится ему.

Поклониться до земли (именно это имеется в виду в греческом тексте) значило признать сатану царем (земной поклон делали перед царем). Признать сатану царем значит признать, что он хорошо правит, что мир, такой, какой он есть, – в нормальном состоянии. Тот мир, где процветали язычество, притеснения, разврат, войны и проч… Но может ли Христос согласиться, что мир этот в нормальном состоянии?.. Нет! Этот мир больной, прокаженный, сбившийся с пути.

Вот всему этому Спаситель и объявляет войну – меч. Никакой терпимости ко злу!

Всему злому – война, всему доброму и светлому в человеке и вселенной – приветствие и поддержка от Господа. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27), говорит Христос, показывая, что Своим ученикам и всем, кто хочет идти путем Истины, Он даст мир, радость, но совсем иного свойства, нежели может предложить мир сей.

Слыша слова «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», нам всегда следует вспоминать это. Вспоминать, чему объявляет войну Христос, к чему Он непримирим.

9 октября 2009

Сегодня я исполняю необычное послушание: комментирую Патриаршее богослужение, которое транслируется в интернете. Когда-нибудь прямые трансляции в интернете, на сайтах, станут обычным явлением. Сегодня это лишь первые попытки. Собственно, может быть, самая первая.

Суета в Духовной академии. Привычные запахи: все время поражаюсь, как за десятилетия запахи в читальном зале, на кухне, в прохладной рекреации, академическом храме – не изменились.

Студия оборудована возле читального зала. Компьютеры, путаница проводов, все бегают, нервничают.

В храме св. апостола Иоанна Богослова установлены 3 камеры. Я щелчком тумблера между ними переключаюсь, и нужная картинка транслируется. Рассказываю об алтаре. Один батюшка достает мобильный телефон и прикладывает к уху. Я тут же переключаюсь на другую камеру в храме, чтобы не соблазнять людей. Есть люди, для которых увидеть мобильный телефон у батюшки, – уже потрясение. Я лично знаю женщину, которая «разуверилась», как она говорит, в Боге из-за того, что увидела в одном храме, в свечном ларьке, электронные часы.

Но разговор не об этом… Служба прошла, как всегда, четко, красиво, комментарии и пояснения тоже, в общем, удались. Сказать я хочу о другом. Когда я ехал в Академию, я всматривался в лица людей. Они были серыми и погасшими. Несомненно: жизнь людей не радует! Как донести до людей, думал я, истинную радость, которая состоит в сопряжении своей жизни с замыслом Божиим, с верой?..

Потом суета, заботы… И вот, когда я после Божественной литургии встретил Патриарха, я увидел на его лице сияние света и радости. Этот свет настолько зримо, ощутимо излучался, что передавался и окружающим. Это было похоже на то, когда в серый пасмурный день вдруг выйдет солнце. И все вокруг начинает светиться и радуется.

Я не остался на праздничные мероприятия, ушел домой и так и нес с собой ощущение этого света и радости.

И думалось: вот так мы – священники, все христиане – должны светиться, быть жизнерадостными, солнечными. Не это ли, в числе прочего, имел в виду Христос, который сказал ученикам: «Вы свет миру!»

А навстречу шли люди с погасшими, хмурыми лицами…

11 октября 2009

На улице промозгло, холодно. И я снова переношусь в Осло, в еще в теплые сентябрьские дни…

В один из дней нашего путешествия по Норвегии мы посетили удивительный парк скульптур норвежского скульптора Вигеланда.

Этот парк создавался всю творческую жизнь скульптора, с 1907 по 1943 год. В парке, расположенном в сердце Осло, – 227 скульптур и скульптурных композиций, объединенных темой жизни.

Жизнь – от ее зарождения до финала. Все самые яркие эмоции, чувства, размышления, которые волнуют человека.

Удивительные скульптуры, в которых «заморозились» моменты нашей жизни. Здесь нет духа, мистического компонента, что характерно для скандинавского протестантизма. Здесь высшая точка душевной, эмоциональной жизни. Кажется, все, что об эмоциях можно сказать, – здесь сказано, но выхода на другой уровень нет.

Из дневника священника

Мы в удивительном парке норвежского скульптора Вигеланда, в Осло

Из дневника священника

Здесь все: от ворот до планировки парка – принадлежит Вигеланду. Все творчество мастера пронизывает эротичность. Но это не грубая чувственность, а упоение красотой и гармонией Богом созданного человеческого тела

Из дневника священника

Недалеко от входа в парк сооружена «Детская площадка», то есть площадка, на которой изваяно 8 небольших скульптур играющих малышей

В центре – зародыш человека. Он сгруппировался и повернулся головкой книзу, он готов родиться в наш мир. В мир чувств, эмоций, радостей и огорчений, в тот мир, который изобразил Вигеланд в сотнях скульптур

Из дневника священника

Один из малышей этой Детской площадки

Из дневника священника

А это – Sinnataggen (буквально – «Злюка»), или, как принято переводить на русский язык, «Сердитый мальчик»

Из дневника священника

Удивленная девочка. А может, не удивленная?.. Сам мастер не давал названий своим работам. Он говорил, что предпочитает, чтобы люди получали не разжеванную информацию, а сами до всего додумывались.

Из дневника священника

Некий папа с дочерью решили повторить игру бронзового отца

Из дневника священника

Внук с дедом. С какой замечательной пытливостью, доверием и любовью малыш смотрит на своего умудренного и спокойного деда…

Из дневника священника

А это сестренка играет с братиком

Из дневника священника

Ссора молодых?.. Почти всегда хочется поставить в конце предложения вопросительный знак. Ссора ли? А может, любовная игра? А может, эту девушку похищают? Еще раз повторю, что скульптор дал нам самим право ответить на вопрос, что же он изобразил

Из дневника священника

Ну, здесь, похоже, однозначно все понятно: отец играет с малышом. По-моему, такие полеты – любимая забава всех маленьких детей

Из дневника священника

А здесь девушка бросается на юношу и чуть ли не сбивает его с ног. Зачем?

Из дневника священника

Судя по ее лицу – от большой любви… Но посмотрим на его лицо. Он не хочет этой любви?..

Из дневника священника

А этот малыш, кажется, просто задумался

Из дневника священника

Мальчики куда-то радостно бегут.

Из дневника священника

Мне очень нравится эта скульптура. Мама с дочкой. Понятно, что мама задумалась, на то она и мама

Из дневника священника

Но вот если мы обойдем скульптуру с другой стороны, то увидим, что и кроха думает о чем-то своем. Не надо недооценивать мысли и чувства детей

Из дневника священника

Мальчики смотрят в небо

Из дневника священника

Мать уносит дитя от опасности? Но слишком юна мать и слишком большой ребенок…

Из дневника священника

А тут, похоже, простое материнское счастье

Из дневника священника

И любовь отца. Более сдержанная, но не менее нежная

Из дневника священника

Огромный монумент из сплетенных тел. По поводу этой монолитной и невероятно сложной композиции Вигеланд сказал: «Это моя религия». В чем религия? Вопрос остается без ответа. В электронной энциклопедии я прочитал, что «идея [монумента] подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению». Однако если внимательно всмотреться, мы не увидим тут никакого желания фигур «стать ближе с чем-то духовным и божественным». Скорее, здесь показана философия жизни: одни умирают (среди них – и старики, и молодые, и даже дети), другие – живут

Из дневника священника

Вот подножие монумента – тут царствует смерть

Из дневника священника

А вот вершина – тут торжествует жизнь. Сам монумент выполнен в виде фаллоса, древнего символа жизни, энергии, деторождения

Из дневника священника

Монумент окружают скульптуры из гранита. Тут более сложные и многозначительные зарисовки человеческих чувств и отношений

Из дневника священника

Многодетная мать…

Из дневника священника

Мать, которую оседлали малыши…

Из дневника священника

Драка мальчиков… Поломаешь голову над потаенным смыслом трех этих композиций

Из дневника священника

А это – несомненно, любовь и нежность

Из дневника священника

Важный момент: преемство поколений. Внучки должны общаться с бабушками, должны их слушать и от них учиться. Не от этого ли беды молодых, что не прислушиваемся к мнению старших?

Из дневника священника

Эти молодые просто наслаждаются друг другом

Из дневника священника

А о чем задумались эти молодые? Положив руку на скульптуру, о чем-то своем думал и этот пожилой турист-немец

Из дневника священника

Удивительный диалог красивых, любящих друг друга людей. Как важно учиться слушать друг друга...

Из дневника священника

А эта скульптура изображает разрыв в отношениях между любящими. Если обойти эти фигуры с другой стороны и заглянуть в лицо мужчине, видно, что он хочет освободиться от этой связи, но не может. Девушка покорна. Она себя не навязывает, наоборот, приняла самую пассивную позу. Но отношения эти не разорвать.

Из дневника священника

Разговор и отдых любящих

Из дневника священника

Ласки?

Из дневника священника

А чего испугалась эта пожилая женщина? И что говорит ей старая подруга? И почему она с тревогой всматривается в даль?

Из дневника священника

И о чем здесь увещевает мать сына?

Из дневника священника

Мы покидаем храм человеческих чувств и отношений, созданный Вигеландом. В воздухе стоит аромат 120 сортов роз, высаженных здесь, солнце уже клонится к закату. Потом, дома, я буду внимательно рассматривать сделанные в парке несколько сотен фотографий, которые передают разные ракурсы той или иной скульптуры, композиции. Рассматривать и открывать новые грани человеческих чувств и эмоций, что полезно всякому человеку, а пастырю просто необходимо.

12 октября 2009

Каждый день соприкасаешься с грехом человеческим в самых обнаженных, уродливых формах. Вот и сегодня, во время ужина, несколько звонков, которые совершенно уничтожили внутренний покой.

Юноша-повар, устроившийся работать в столовую при техникуме, спрашивает совета, как ему себя вести с дирекцией. Продукты закупают просроченные, по дешевке, а заявляют как свежие. Разницу кладут в карман. Суп трехдневный дали, который откровенно скис – пена плавала сверху: молчи, провари и разливай. Разбился стакан в большую кастрюлю с борщом – наливай со стеклом. Взмолился: «Увольняйте, не буду со стеклом…» Подумали: «Ладно, не будем разливать, но ты смотри, не умничай тут…»

Т., работающая в Петропавловской крепости, Спрашивает, как реагировать на то, что ежедневно растлеваются души детей и подростков. А дело в том, что уже несколько лет в Петропавловской крепости работает музей пыток. Воссозданы орудия пыток. Народ идет туда бесперебойно. Женщины с хохотом фотографируются на виселице, мужчины любят позировать на дыбе. Все делают жуткие лица и хохочут. Готы и эмо со всего города устраивают тут свои мероприятия, этот музей – их любимое место отдыха и прогулок. Музей этот несет не образовательную, как можно было бы предположить, миссию, но растлевающую . Дети и молодые люди привыкают с юмором, не всерьез относиться к ужасу, страданию. Вырабатывается циничное отношение, душа черствеет и становится жестокой.

«Я не могу все это видеть, слышать этот постоянный смех и шуточки».

Старая женщина, которая 40 лет жизни отдала инспектированию лечебных заведений и вот теперь тяжело болеет – я приехал ее причастить, – тихо говорит: «Я представить не могу, что можно не лечить больного, а делать так, чтобы он болел: прописывать бесполезные дорогие лекарства, продлевать его болезнь… Но вот коллеги говорят, что это сейчас – обычная ситуация, и на себе убедилась…»

И вот такие грустные рассказы постоянно. Видишь, как люди ради денег готовы поступиться всем: и совестью, и душой. Почему? О чем эти люди думают?..

15 октября 2009

Вчера И.:

– Отец. К., я хотела бы ради Господа что-то доброе делать…»

И., красивая молодая женщина, болела онкологией, но сейчас, после курса химиотерапии, операции, вроде чувствует себя неплохо. Неплохо-то неплохо, но болезнь коварная и, конечно, может проявиться опять.

– Отец Н. предложил мне взять ребенка из детского дома. Но я подумала: я много работаю, и получится, что этот ребенок будет на моей маме».

Задумчиво говорю:

– Это правда. Ребенка сейчас брать нельзя. Может быть, потом, но не сейчас. А чем вы занимаетесь?

– Я юрист.

– Очень хорошо. Будем служить Господу своей профессией. Давайте помогать верующим людям в смысле юридической консультации, юридической помощи.

– Я согласна. А как это сделать?

– А вот как, – говорю: – Сделайте визитки: христианский юрист такая-то, и свой телефон. И, когда ко мне будут люди за помощью обращаться и им нужна будет юридическая помощь, я буду им давать ваши визитки.

Сегодня, в 9 часов утра я в соборе. Готовлюсь к службе. Вдруг И., моя вчерашняя собеседница:

– Батюшка, возьмите, пожалуйста, – и протягивает пачку визиток. 100 штук, изящно отпечатанные на глянцевых картонках: ХРИСТИАНСКИЙ ЮРИСТ. Ниже – имя, фамилия и телефоны.

– Как вы успели? – переворачиваю упаковку и читаю рекламу: «Для тех, кто любит быстрее. Оперативная цифровая печать».

Какие замечательные люди! Дочь – вся в маму. Про ее маму я писал в Дневнике, в самой первой записи (зима 2003 г.):

«Вот пятидесятилетняя Л. Сегодня она работает в котельной, раньше была маляром. Со своей подругой, В., они сделали бесплатный ремонт в квартире одного хорошего, но малоимущего человека. Она… имеет добровольно взятое на себя послушание, навещает и окормляет больную старушку. А каждый год (КАЖДЫЙ!) она на свою дачу, где сама ухаживает за мужем, детьми, внуками, берет из дома инвалидов безногую женщину. И, представьте себе, безногий инвалид, эта женщина, знает, что каждое лето она будет не в городе, не в своей палате, а на природе, где поют птицы, шелестит ветер. Она как член семьи будет есть вместе со всеми, смеяться и радоваться».

Не сомневаюсь, что И. окончательно поправится с таким подходом к жизни. И жизнь ее будет долгой и светлой.

…В Петербурге дожди.

А я вспоминаю пребывание в одном из самых дождливых городов мира, в норвежском Бергене…

 

Из дневника священника

Практически в каждом скандинавском городке, в котором мы побывали, я, фотографировал… канализационные люки. Даже по этой детали, штриху можно сделать вывод о том, как любят и ценят свою культуру, историю, как гордятся своим городом местные жители.

Из дневника священника

Берген – один из самых дождливых городов мира. Здесь идут дожди или выпадают иные осадки не менее 300 дней в году. Вот и в наш приезд здесь был сильный, пронизывающий ветер и в прямом смысле ливень. Борясь со стихией (на фотографии видно, что все, как в дымке, – это пелена дождя), мы решили подняться на фуникулере на смотровую площадку, с которой открывается вид на город с высоты птичьего полета. На фотографии Floibanen – знаменитый фуникулер, возносящий нас на вершину горы Floien

Из дневника священника

Мы на высоте 320 метров.

Из дневника священника

С помощью телеобъектива выхватываю фрагменты города…

Из дневника священника

Мешает пелена дождя, набрасывая на город дождевую вуаль

Из дневника священника

Мы в старой части города. Это набережная. Дома реконструированы так, как это выглядело на самом деле в 16-м веке.

Из дневника священника

В старом квартале Брюгген вдоль восточной стороны гавани расположены удивительные старинные (или восстановленные по старинным образцам) здания. Этот квартал включен ЮНЕСКО в список мирового наследия. Берген был одним из городов Ганзейского союза, объединявшим лучших купцов Европы. На фотографии – конторы и магазинчики ганзейских купцов.

Из дневника священника

Улочка старого Бергена Берген, второй по величине город Норвегии, был основан между 1066 и 1093 годами, когда норвежский король Улав Кире провозгласил городом эту древнюю гавань викингов. В XIII веке Берген стал столицей Норвежского королевства, оставаясь самым большим городом страны вплоть до XX века, когда первое место занял Осло. А потом?

Вдали видна крыша церкви, которая была построена вскоре после основания Бергена, в 1130 году. Правда, попасть мне туда не удалось. Так как церкви в обмирщенной Скандинавии используются преимущественно как концертные залы, а не храмы молитвы, эта церковь оказалась закрытой. Дубовая резная дверь была оклеена рекламами предстоящих концертов. Время было не концертное, поэтому храм был закрыт. Но отметить хотелось даже не это. Промокший насквозь и продрогший я поражался, насколько бергенцы равнодушно относятся к дождю. Они живут так постоянно. На жителях – «боевой комплект» защитной одежды, и они живут в привычном ритме

Из дневника священника

Когда дождь переходит в ливень, они не обращают на это внимания. Работа происходит в обычном темпе и от дождя никто не морщится

Из дневника священника

В ливень папа едет с малышом на велосипеде, я прохожу мимо школы и слышу упругие удары по мячу. Под проливным дождем дети бегают на улице и играют в волейбол (был урок физкультуры)

Из дневника священника

Петляя по старинным улочкам, вижу еще одну церковь и спешу: может, она открыта?..

Из дневника священника

Открыта. Но где алтарь?..

Из дневника священника

Что значит где? Вот стол, на котором можно служить службу, даже горит свеча. Если присмотреться, можно увидеть и Распятие. Но доминантой алтаря, конечно же, является концертный рояль…

Из дневника священника

На самом деле, сколько бы мы ни восхищались норвежцами, их культура достаточно примитивна. Это культура рыбаков, охотников и пастухов. Специально заглянул в антикварный магазин. Здесь нет изящных безделушек, какими переполнены наши антикварные магазины. Здесь весь антиквариат состоит из алюминиевых бидонов начала прошлого века, старых ружей и гарпунов, грубой посуды. Пропорционально их культурному скачку вперед за последние 100 лет, мы сделали такой же рывок в обратную сторону

Из дневника священника

В Старом городе – старинный дом ганзейских купцов

Из дневника священника

Если кое-где можно говорить о «репликах», то есть точных копиях старинных домов, то этому дому на самом деле 500 лет

Из дневника священника

Мы на знаменитом рыбном рынке Бергена. Особенной популярностью пользуется китовое мясо. Норвегия – одна из немногих стран, которой разрешено охотиться на китов, и норвежцы за год отстреливают несколько сотен китов. На фотографии: Продавец режет китовое мясо на ломтики и дает попробовать желающим

Из дневника священника

Китовое мясо, темно-красное, почти черное, на вкус очень походит на обычное мясо (говядину), только с сильным рыбным привкусом. Напомню, что кит – не рыба, но млекопитающее, некогда поселившееся в воде.

Из дневника священника

В другом магазине туши вяленых рыб висят под потолком. Запах здесь концентрированно рыбный. По-моему, десять минут побыть в таком магазине – и ты уже практически сыт…

Из дневника священника

В двадцати минутах езды от Бергена на берегу живописного озера находится поместье Трольхауген (Холм Троллей), дом Эдварда Грига. Чтобы попасть в дом-музей великого композитора, нужно пройти по аллее, засаженной столетними деревьями, современниками Грига. Их перекрученные стволы, покрытые мхом, говорят о той культуре природной стихии, которая сформировала великого норвежского композитора

Из дневника священника

У дома, любовно построенного Григом. Здесь все подлинное

Из дневника священника

Памятник Григу в натуральную величину (Григ был маленького роста). Вдали видна красная избушка. Здесь композитор, уединившись от всех, сочинял музыку. На переднем плане слева – современная постройка. Это концертный зал с великолепным роялем. Здесь проходят выступления музыкантов, исполняющих музыку Грига. Григ был знаком со многими современными ему знаменитостями, например, был близок с П.И. Чайковским. Среди друзей был и великий Ференц Лист. Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями свой фортепианный Концерт ля минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил: – Вы мне его сыграете? – Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано. – Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем. – С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул: – Великолепно! Непостижимо… – Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, – добродушно улыбнулся Лист

Из дневника священника

Весь этот день шел дождь и дул пронзительный ветер. Когда мы присутствовали на фортепианном концерте Грига, в домике при музее, в большое окно за роялем бил дождь, вытягивались в струну ветви деревьев. Потом наступало краткое затишье. Я, слушая музыку Грига, открыл удивительное совпадение настроений, создаваемых погодой и музыкой. Недаром Григ всю жизнь мечтал стать певцом Норвегии, ее природы, ее характера. Музыка Грига абсолютно точно передает эмоциональное впечатление от встречи с этой потрясающей страной – Норвегией. На фотографии: Мы направляемся к месту, где захоронен прах Грига. Эта дорожка – любимый маршрут прогулок композитора

Из дневника священника

Место его захоронения в нескольких метрах выше (его прах был кремирован) и вмурован в скалу над скамейкой – любимой скамьей Грига. Но буря не дает передохнуть ни секунды

Из дневника священника

Мы возвращаемся в Берген. Очаровательные велосипедисты: мама с ребенком

Из дневника священника

Мы гуляем по городу, расположившемуся на холмах…

Из дневника священника

Увидев церковь, взбираемся в гору, чтобы приобщиться к святыне, но… она заперта. На сегодня все концерты закончились

Из дневника священника

Странная, даже подчеркнутая любовь к разбойничьему прошлому…

Из дневника священника

Характерные для Скандинавии картины, выставленные в витрине одного из магазинов. Вся мистика сведена к эмоциональности. Христос баюкает младенца…

Из дневника священника

Христос забавляется с малышом…

Из дневника священника

 

Наконец, просто хохочет. Вся мистика сведена здесь к эмоциональности. И откуда эти апокрифические картинки? Евангелие ничего подобного не сообщает…

16 октября 2009

Сегодня – женщина-чиновник: «Я так устала от людей, что они меня все раздражают. Только входят в кабинет – и уже сразу раздражают…».

Говорил с ней о том, что Евангелие дает нам замечательное указание, как относиться к человеку, который к нам приходит. Христос говорит: «Что сделали одному из людей – Мне сделали». Как важно в любом приходящем к нам видеть Христа. Так поступать с каждым, будто это Христос пришел к тебе и обращается к тебе.

А через два часа я совершал отпевание. Красивый мужчина, лет 50. У гроба плачет хрупкая дочь, рядом – жена в оцепенении. Уже и не плачет, слезы кончились. Спрашиваю, от чего умер.

– Врачи залечили. Не те лекарства назначили, небрежно отнеслись.

Я с грустью вспомнил недавний рассказ пришедшего на исповедь детского реаниматолога. Врачи праздновали Новый год. Налили, положили закуску, а тут привезли умирающего малыша. «Ну, ты давай побыстрее, – говорят коллеги, – не порть праздник». Он и сделал все быстро и небрежно. И мальчик умер. Врачи своего коллегу, конечно, прикрыли. Никто ни про что не узнал. И только спустя годы, придя к христианству, этот врач вдруг содрогнулся: а ведь он – убийца.

Говорил об этом у гроба. «Может быть, – говорю, – это и не совсем уместные слова у гроба человека, который мог бы еще жить и жить, если бы к нему не проявили невнимательности, небрежности. Эта смерть должна нас с вами встряхнуть и убедить: как бы мы ни были усталы, озабочены собственными проблемами, к каждому человеку мы должны относиться, как ко Христу! Никакой небрежности к человеку… может быть, мы никого и не убьем, и не нанесем вреда жизни, но ведь убивать можно не только тело, но и душу… Наш формальный, отстраненный, равнодушный подход причиняет людям боль, огорчение… Надо так строить общение с людьми, чтобы, представ перед Господом (а мы все предстанем, это несомненно), мы могли сказать: «Мы, Господи, старались в каждом человеке, по слову Твоему, видеть Тебя».

… И не только людям я говорю это, но и себе, себе, по 10 раз в день.

18 октября 2009

Сегодня утром надел на шею новый нательный крест, купленный в лавке в норвежской деревушке. Крест викингов…

 

Из дневника священника

Моя дочь вручает мне крест викингов, который дотоле сама торжественно поносила

Из дневника священника

Вот он, с мордой пса на одной из сторон, – крест XI века

Страшная, дикая и неприятная культура варваров, разбойников. Жители суровых скандинавских земель основной своей деятельностью сделали грабежи. Вместо труда на своей земле, как у других народов, викинги все свои силы тратили на то, чтобы строить легкие и быстроходные ладьи. И на этих ладьях они отправлялись в захватнические рейды в окрестные страны.

Началом эпохи страшных грабителей викингов считается 8 июня 793 года, когда викинги достигли на своих ладьях Британии, разрушили и опустошили древний монастырь св. Кутберта. Английский ученый-богослов Алькуин (735–804) писал:

«Вероломное разрушение язычниками церкви Божией сопровождалось грабежом и кровопролитием. Никогда раньше Британия не переживала такого ужаса, как теперь от языческого племени, сама мысль о вторжении с моря казалась невозможной. Так, церковь святого Кутберта была залита кровью священнослужителей Божиих и лишена всей утвари; величайшая святыня Британии пала жертвой язычников».

В 845 году викинги разграбили Гамбург и Париж. В 1000-м – достигли берега Северной Америки (Винланд).

Но 11-й век – это век христианства, пришло оно и к викингам. И постепенно совершается процесс «перевоспитания» скандинавских жителей. Да, еще много было темного, суеверного, языческого, но постепенно христианское мировоззрение, этика исцеляют эти народы. Происходит что-то похожее на то, что случилось и на Руси. Просто Скандинавия в принципе во много раз меньше, народ там селится компактней, поэтому христианство практически за столетье охватило все эти земли.

Из дневника священника

Мы приближаемся к одной из уникальных достопримечательностей Норвегии, храму XII века

Из дневника священника

Когда христианство распространилось по Норвегии, было построено более 700 подобных храмов. До наших дней сохранилось 27. Итак, деревянный храм, которому 800 лет… Дерево почернело и, кажется, от старости обуглилось. На крыше – страшные драконы. Вчерашние язычники еще не изжили своих языческих страхов. Морское чудовище Ёрмунганд – змей, который плавает в водах, летает по небу, – для этих людей еще страшен. И, как когда-то на носах своих ладей, так и на крыше храма изображаются все те же обереги – морды дракона

Понятно, что это «родная» культура для жителей Скандинавии, но, пожалуй, слишком много романтизации и культивирования. Везде продаются сувениры викингов, амулеты, языческие символы. Если же попросту вспомнить, что эта культура несла разрушение и смерть, это может отрезвить. Опять же, приходит на ум сравнение с Русью. Культура славян-язычников была, наверное, такой же кровожадной и захватнической. То же варварство, капища… Но вот приняли Христа – и все изменилось. С каким трепетом, радостью свидетельствует об этом митрополит Иларион, современник этих событий, примерно в 1050 году:

«…И уже не идолопоклонниками зовёмся, но христианами, не без упования ещё живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем; уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, закалаем и раздробляем в Жертву Богу и Отцу. И уже не как прежде, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую Кровь Христову вкушая, спасаемся.

Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел – и спас нас и привёл в познание истины!

Тогда как пуста и иссохша была земля наша, ибо идольский зной иссушил её, внезапно разлился источник Евангельский, напояя всю землю нашу. Как говорит Исаия: прольются воды странствующим в пустыне, и превратится земля безводная в езеро и в земле жаждущей будет источник вод.

Тогда как слепы мы были и не видели света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же и глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог – и воссиял и в нас свет разума к познанию Его…

Тогда как претыкались мы на путях погибели, бесам последуя, и не ведали пути, ведущего в жизнь вечную, к тому же и коснели мы языками нашими, молясь идолам, а не Богу и Творцу своему, посетило нас человеколюбие Божие. И уже не последуем бесам, но доброгласно славим Христа Бога нашего…

…Прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском.

…И в единовремение вся земля наша восславила Христа со Отцом и со Святым Духом. Тогда идольский мрак стал удаляться от нас – и явилась заря правоверия; тогда тьма служения бесовского исчезла – и слово Евангельское осияло нашу землю. Тогда капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал грады» (Слово о законе и благодати).

Дохристианская культура Руси известна, но не культивируется, как что-то доброе и высокое. Таким высоким и добрым мы почитаем «исход» из тьмы язычества в эпоху христианства на Руси.

Здесь же, в Норвегии, найти сувениры, говорящие об эпохе духовного перерождения, очень сложно. Тем радостнее было найти в лавке крест викингов, крест, который появился именно в 11-м веке и который даже самой своей формой показывает, какое противостояние света и тьмы происходило, какая ломка сознания шла во время принятия Скандинавией христианства.

Из дневника священника

Здесь нередки магазины, где можно купить практически все, что было у среднего викинга. Оружие, одежду, обереги, столовые приборы и проч.

Из дневника священника

И везде, конечно, статуэтки викингов: от мала до велика

Из дневника священника

Кстати сказать, шлемы с рогами – выдумка художников. Никаких рогов на шлемах викингов не было

Из дневника священника

. . .

Из дневника священника

Идолы и боги викингов. Купи – и молись им на здоровье.

Из дневника священника

 

Кубки и кружки любого размера

В Осло есть удивительный музей, в котором находятся подлинные корабли викингов, найденные в раскопках.

Первый из этих кораблей был найден в 1903 году в Осберге. Это судно использовалось при погребении, поэтому оказалось закопанным в землю. Корабль был привязан веревкой к каменному блоку и уложен на глиняное ложе, затем засыпан плотным слоем камней, а сверху покрыт торфяным курганом. Таким образом, воздух не поступал к кораблю и позволил ему сохраниться более чем на тысячу лет. Внутри кургана условия были такими, что сохранились даже растения. Однако корпус был раздавлен под весом камней, а нос корабля повредили грабители, пробившие топором ход внутрь кургана. Человеческие останки были разбросаны, а ценные предметы исчезли. Этот корабль датируется примерно 800-м годом.

Корабль был извлечен в крайне разрушенном состоянии. Он был расколот на тысячи обломков, но сама древесина дуба оставалась твердой и крепкой. Инженерам Морского ведомства пришлось измерить и пронумеровать каждый обломок, чтобы затем восстановить корабль. Все деревянные детали просушили и придали им изначальную форму. Все заклепки, фиксировавшие борта, сняли, и корабль реконструировали с помощью деревянного муляжа. Его реставрировали в специально построенном ангаре, а затем он был перевезен в музей кораблей викингов близ Осло.

 

Из дневника священника

Сувенир из ближайшей лавки

Из дневника священника

И подлинный корабль из музея

Из дневника священника

Удивительная тонкость и изящество резьбы

Из дневника священника

Доски «внахлест», скрепленные особыми гвоздями

Из дневника священника

Все в этом корабле, которому больше тысячи лет, – подлинное

Из дневника священника

Типичная повозка викингов

Из дневника священника

И обязательные идолы…

Из дневника священника

которые охраняют хозяина, его семью и имущество от порчи, вреда

Из дневника священника

Как известно, носы своих ладей викинги украшали головами драконов. Зачем? Два слова о космологии викингов. Вселенная представлялась викингам в виде гигантского ясеня Иггдрасиль, который соединяет небо, землю и подземный мир (поэтому древнейшие храмы, как и тот, что мы уже видели, тоже построены из ясеня). Корни этого «древа жизни» неустанно грызет подземный дракон Нидхёгг, и это в конце концов приведет к гибели мира. Второй скандинавский дракон прячется в холодных океанских глубинах, охватив кольцом всю обитаемую землю. Это Мировой змей Ёрмунганд, порождение бога огня Локи. В норвежских мифах неоднократно упоминается также бог морских бурь. Он изображался в виде страшного дракона, несущегося по небу среди мрака и разъяренных волн. Своим единственным оком высматривает он внизу добычу – все, что можно предать разрушению. Совсем не случайно скандинавские викинги украшали носы своих драккаров («драконьих судов») головами морских чудовищ. С точки зрения викинга, океан был населен всевозможными злобными существами. Здесь можно встретить каменного великана, выставившего навстречу острые зубы – коварные подводные рифы. К кораблю мог подобраться колдун, обернувшийся китом, громадной акулой или тюленем. Да мало ли еще кто? Как же отделаться от всех этих тварей? Показать им изображение того, кто был их повелителем и кого они смертельно боялись, – Мирового змея (Ёрмунганда). И драконьи головы, которые украшали ростры кораблей, служили пугалами для морской нечисти, способной накликать беду на отважных мореходов

Из дневника священника

До нынешнего времени сохранилось немало таких носов кораблей, найденных в раскопках

Из дневника священника

В таком чане викинги готовили еду

Из дневника священника

А на таких санях перемещались зимой

Из дневника священника

Подлинная кожаная обувь викингов

Из дневника священника

И сундук, в котором хранился личный скарб

24 октября 2009

Когда мы читаем о православных раскольниках, создавших свои церкви с громкими названиями, вроде «Истинная Православная Церковь», где-то на периферии сознания появляется мысль: а может, это от любви к Богу, от ревности по Богу? Вот видят они несовершенство официальной Церкви Московской Патриархии, болит у них сердце, и они искренне хотят построить что-то более чистое и правдивое…

Но все их дела и их слова обнаруживают, что нет тут горения сердца, нет тут христианского духа. А есть ненависть, мщение официальной Церкви, злоба. Вот и последние события дали тому горькое подтверждение.

Вчера в Санкт-Петербургском Государственном университете проходила конференция на тему: «Религия в современной системе международных отношений».

Во время выступления представителя Московского Патриархата иеромонаха Филиппа в зал ворвалась группа ряженых студентов, изображавших гопников, проституток, гомосексуалистов, шахидов, сатанистов и чертей. Они начали кричать: «Долой попов из универа!», «Бога нет, царя не надо!» и разбрасывать листовки с заголовком: «Вылечим православие головного мозга!» (для тех, кто не понял последнего: намек на сифилис мозга. – свящ. К.П.).

Организовала скандальную акцию неофициальная студенческая организация «Комитет 68-ми». Бог с ними, с глупыми подростками, хотя они очень четко и честно показали, с кем они, как часть современной молодежи, солидаризируются и почему боятся Церкви и христианства.

Но ошеломило другое: комментарий к этой акции представителя раскольников.

Яков Кротов, «священник» «Украинской Автокефальной Православной Церкви (обновленной)» – раскольнической организации, которая не имеет общения ни с кем, даже с раскольниками Украины, – комментирует: «Эти студенты-антиклерикалы мне чрезвычайно симпатичны, потому что это люди христианского духа, из разряда тех, кто бросал всё и шел за Христом, потому что сердце звало, а не потому, что начальство распорядилось организовать…»

Для Я. Кротова, в таком случае, самыми симпатичными должны быть комсомольцы 20-х –30-х, с задором, с искоркой в глазах рушивших храмы и складывавших костры из икон…

Неужели, если сатанисты, например, выступят против Московской Патриархии, то раскольники и им раскроют объятья и станут рукоплескать? Есть ли какие-то принципы, кроме злобы против официальной Церкви, у этих людей?

 

Из дневника священника

Дочь молится…

Мы подошли к концу нашего повествования. Уже сегодня, когда мы редактируем эти записи, комментируем фотографии, – пишется новая часть дневника. Потому, что милостью Божией жизнь продолжается.

«Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – молимся мы ежедневно за Литургией, и в этих словах заключена большая правда. Только с помощью Божией, лишь скрепя свою жизнь с Ним связью любви и общения, можно выстоять посреди тех испытаний, которые обрушивает на нас современность.

Помощи Вам Божией, друзья и читатели!

Храни Вас и Ваших близких Господь!

Ваш священник Константин Пархоменко

 
  виньетка  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Разделы портала