Почему Церковь смотрит на брак как на Таинство?

диакон Андрей

Почему Цер­ковь смот­рит на брак как на Таин­ство? В чем его смысл? Почему любовь – искрен­няя, горя­чая, чистая – все же будет счи­таться грехом, если она не освя­щена цер­ков­ным риту­а­лом?

Таин­ством явля­ется любая семья. Более того, в каком-то смысле поло­вое обще­ние как тако­вое явля­ется таин­ством (таин­ством не в цер­ков­ном смысле бла­го­дат­ного бла­го­сло­ве­ния, а в смысле зага­доч­но­сти, непо­сти­жи­мо­сти): здесь двое сли­ва­ются в одну плоть, здесь про­ис­хо­дит пре­одо­ле­ние само­за­мкну­то­сти и чудо зача­тия, рож­де­ния новой жизни.

Однако, у слова «таин­ство» есть и иное, соб­ственно цер­ков­ное зна­че­ние: таин­ство как особое дей­ствие Бога через Цер­ковь в мире. Это дей­ствие не огра­ни­чи­ва­ется храмом и хра­мо­вым обря­дом. Бла­го­дать Божия содей­ствует укреп­ле­нию семьи и в те годы, кото­рые сле­дуют за мину­тами цер­ков­ного вен­ча­ния. Поэтому таин­ством явля­ется не только то, что про­ис­хо­дит во время вен­ча­ния, но вся жизнь этой семьи есть таин­ство брака.

Что каса­ется жизни невен­чан­ных супру­гов, то, если они верны друг другу, Цер­ковь будет уко­рять их только в том случае, если они осо­знают себя хри­сти­а­нами, но все же так и не пришли к цер­ков­ному амвону. Для хри­сти­а­нина странно пред­при­ни­мать дело, если он не испро­сил на него бла­го­сло­ве­ния и Божьей помощи. А тем более для такого важ­ного, быть может самого важ­ного дела, кото­рое у него есть на земле – для любви и сози­да­ния новой жизни. Поэтому небла­го­слов­лен­ное, немо­лит­вен­ное сожи­тель­ство хри­стиан нам пред­став­ля­ется просто стран­ным.

Если же это люди неве­ру­ю­щие (или нецер­ков­ным явля­ется один из супру­гов), но они каким-то обра­зом декла­ри­ро­вали свои брач­ные отно­ше­ния перед людьми, перед госу­дар­ством, то Цер­ковь не осуж­дает таких людей. Цер­ковь при­знает реаль­ность всех браков, кото­рые заклю­ча­ются за ее пре­де­лами: Цер­ковь при­знает и браки граж­дан­ские (заре­ги­стри­ро­ван­ные в соот­вет­ствии с граж­дан­ским зако­но­да­тель­ством – прим. Ред.), и браки, кото­рые заклю­чены были в других рели­гиях (даже вне хри­сти­ан­ства). Когда в 18 веке нача­лась про­по­ведь рус­ских мис­си­о­не­ров среди кал­мы­ков и бурят (бывших тогда напо­ло­вину шама­ни­стами, напо­ло­вину буд­ди­стами), кре­ще­ние часто при­ни­мали целыми дерев­нями. Перед мис­си­о­не­рами встал вопрос: вен­чать или нет уже суще­ству­ю­щие семей­ные пары после их кре­ще­ния? Они обра­ти­лись за разъ­яс­не­нием в Синод. Ответ Синода был: “Не надо. Они уже муж и жена и перед Богом, и перед людьми”.

К сожа­ле­нию сего­дня бывает, что неко­то­рые не в меру рев­ност­ные и не очень обра­зо­ван­ные свя­щен­ники гово­рят при­хо­жан­кам: “Если ты с мужем не вен­чана, то значит ты живешь в полном блуде! Пока не при­ве­дешь мужа к вен­ча­нию, я тебя при­ча­щать не буду”. Но поду­майте сами – что выйдет, если жена, испол­няя пове­ле­ние такого свя­щен­ника, будет посто­янно давить на своего неве­ру­ю­щего супруга: «Идем в храм, давай-давай вен­чаться!»? Муж-то чело­век искренне неве­ру­ю­щий. И полу­ча­ется, что Цер­ковь, навя­зы­вая ему вен­ча­ние, понуж­дает его лже­сви­де­тель­ство­вать. Неужели же это верный путь ко Христу? И неужели люди станут ближе ко Христу, если придут на веча­ние и при­тво­рятся веру­ю­щими? Неве­рие супруга – не повод для раз­ру­ше­ния брака.

из интер­вью жур­налу «Фома» № 7, 1999 год. «И оста­вит чело­век отца и мать…»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки