иерей Дионисий Свечников
Пост: как примирить душу и тело?

Сего­дня хотел бы пред­ло­жить чита­телю немного пораз­мыш­лять на тему поста. А если быть более точным, то обсу­дить про­блему пита­ния во время поста. Что такое пост? Для чего он нужен? Какую пищу можно вку­шать во время поста? Как свя­щен­нику, мне довольно часто при­хо­диться слы­шать подоб­ные вопросы, осо­бенно при при­бли­же­нии мно­го­днев­ных постов.

Если быть крат­ким, то пост – это воз­дер­жа­ние. Воз­дер­жа­ние не только в пище, но и помыс­лах и дей­ствиях. Пост имеет две состав­ля­ю­щие: телес­ную и духов­ную. «Поле­зен нам пост телес­ный, ибо умерщ­вляет стра­сти. Но пост душев­ный непре­менно нужен, так что и телес­ный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблю­дают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыс­лов, дел и слов. Какая им от этого польза?» (свт. Тихон Задон­ский). Про­дол­жая мысль свя­ти­теля Тихона и осно­вы­ва­ясь на своем свя­щен­ни­че­ском опыте, могу ска­зать, что польза от такого поста мини­маль­ная. Но пост телес­ный – это первая сту­пенька к насто­я­щему посту.

Пост как празд­ник

Осо­бенно акту­ально этот вопрос стоит у людей, недавно при­шед­ших в храм. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция пред­пи­сы­вает поститься в среду и пят­ницу, а также в тече­ние мно­го­днев­ных постов. Всего из 365 дней в году пост­ными явля­ются около 200. Дей­стви­тельно, у чело­века, не гото­вому к такому образу жизни, пост может вызвать неко­то­рые затруд­не­ния. Но, с тече­нием вре­мени, воцер­ков­ля­ясь, чело­век уже не мыслит себе жизни без поста. Осо­бенно это ста­но­вится замет­ным, если чело­век наряду с телес­ным постом при­ла­гает все силы для поста духов­ного.

Я знаком со мно­гими людьми, для кото­рых пост – это празд­ник. Празд­ник особой молитвы и пока­я­ния. В эти моменты молитва им при­но­сит вели­кую радость, а слезы пока­я­ния очи­щают душу и зовут на испо­ведь. Что может быть радост­нее того чув­ства, когда свя­щен­ник, поло­жив эпитра­хиль на голову, читает раз­ре­ши­тель­ную молитву? В этот момент пони­ма­ешь, что Сам Гос­подь про­щает и раз­ре­шает от всех грехов. А при­сту­пая к Святым Хри­сто­вым Тайнам осо­зна­ешь, что вот она – Тра­пеза Гос­подня, вку­ша­ю­щий кото­рую чело­век не будет алкать во веки. Но чтобы эти радост­ные чув­ства посе­тили душу и сердце, необ­хо­димо достойно под­го­то­вить к этому тело.

Тело, отяг­чен­ное стра­стями и похо­тью, не дает душе рас­крыть двери сердца и впу­стить туда Самого Бес­смерт­ного Бога, даю­щего Жизнь Вечную. Поэтому то и нужен пост телес­ный, очи­ща­ю­щий и сми­ря­ю­щий тело, помо­га­ю­щий в борьбе со стра­стями, укро­ща­ю­щий похоть и при­ми­ря­ю­щий душу с телом. И лишь тогда, чело­век при­ми­рив­шись с самим собой, очи­стив душу и тело, открыв сердце своему Богу и Спа­си­телю, «укло­ня­ется от зла и сотво­ряет благо» (1Пет.3:11). Вот в этом и есть дей­ствен­ность истин­ного поста.

Истин­ный пост знает во всем меру

Можно почти с уве­рен­но­стью ска­зать, что выше­опи­сан­ное духов­ное и физи­че­ское состо­я­ние чело­века – это идеал поста. Но на прак­тике часто бывает далеко не так. Как пра­вило, в столь слож­ном деле, как пост, многие люди впа­дают в край­но­сти. Это осо­бенно часто наблю­да­ется у людей не име­ю­щих опыт­ного духов­ного настав­лен­ника.

Неко­то­рые начи­нают брать на себя тяже­лые молит­вен­ные подвиги, забы­вая о рабо­чих и домаш­них обя­зан­но­стях, другие изну­ряют себя тяжким телес­ным постом, итогом кото­рого зача­стую ста­но­вится физи­че­ское исто­ще­ние орга­низма или обра­ще­ние к врачу. Забы­вая о ближ­них и убивая свое тело, чело­век не ста­но­вится ближе к Богу, а фак­ти­че­ски грешит. В подоб­ном состо­я­нии чело­век начи­нает упо­доб­ляться лука­вому, кото­рый не ест и не пьет, но творит свои гнус­ные дела. Поэтому такой пост не угоден Гос­поду.

Истин­ный пост знает во всем меру. Он не без­рас­суд­ный, а осмыс­лен­ный. Пост сми­ряет тело, но про­свет­ляет душу. «Общее пра­вило уме­рен­но­сти воз­дер­жа­ния состоит в том, чтобы каждый сооб­разно с силами, состо­я­нием тела и воз­рас­том столько пищи вкушал, сколько нужно для под­дер­жа­ния здо­ро­вья тела, а не сколько тре­бует жела­ние насы­ще­ния» (прп. Кас­сиан Рим­ля­нин).

«Как зелень трав­ную даю вам все»

Раз­мыш­ляя о посте, необ­хо­димо кос­нуться и того, какую пищу можно вку­шать пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину во время поста. Сразу поста­ра­юсь дать опре­де­ле­ние. Пост­ная пища – это пища рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния, т.е. все про­дукты пита­ния, кото­рые про­из­рас­тила земля и их про­из­вод­ные.

Согласно Библии, пер­во­на­чально для пита­ния чело­века пред­на­зна­ча­лась лишь рас­ти­тель­ная пища. «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у кото­рого плод дре­вес­ный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» (Быт.1:29). Впро­чем, даже в рай­ском саду первым людям было дано пове­ле­ние не есть плодов опре­де­лен­ных дере­вьев, а нару­ше­ние этой запо­веди, как гласит Библия, при­вело к изгна­нию людей из рая.

В даль­ней­шей биб­лей­ской исто­рии после Все­мир­ного потопа Ною и его потом­кам Бог раз­ре­шил питаться и про­дук­тами живот­ного про­ис­хож­де­ния. «Да стра­шатся и да тре­пе­щут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небес­ные, все, что дви­жется на земле, и все рыбы мор­ские: в ваши руки отданы они; все дви­жу­ще­еся, что живет, будет вам в пищу; как зелень трав­ную даю вам все» (Быт.9:2-3). Но при этом вос­пре­ща­лось есть живую тварь, кровь и, соот­вет­ственно, мясо с не стек­шей кровью (в част­но­сти, «удав­ле­нину»): «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:4). В отли­чие от про­стых ука­за­ний для всех людей, Мои­се­ево зако­но­да­тель­ство пред­пи­сы­вало огром­ное мно­же­ство все­воз­мож­ных пище­вых огра­ни­че­ний, напри­мер: «не вари коз­ленка в молоке матери его» (Исх.23:19).

В празд­ник опрес­но­ков не раз­ре­ша­лось есть хлеб, при­го­тов­лен­ный на дрож­жах и закваске (квас­ное) (Исх.12:20). Все живот­ные раз­де­ля­лись на чистых и нечи­стых, упо­треб­лять в пищу можно было только мясо первых (Лев.11). Эти огра­ни­че­ния выра­жали общую идею о том, что чело­век, избран­ный к слу­же­нию Еди­ному Свя­тому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отно­ше­ниях, и ему должна соот­вет­ство­вать лишь «чистая пища». Несо­мненно, что данные ука­за­ния имели и гиги­е­ни­че­ское зна­че­ние, напри­мер, запре­ще­ние упо­треб­лять мясо рас­тер­зан­ного диким зверем живот­ного или поль­зо­ваться осквер­нен­ной мышами и насе­ко­мыми посу­дой.

С тече­нием вре­мени эти запреты обрас­тали «пре­да­ни­ями стар­цев», мелоч­ными подроб­но­стями, порой несу­ще­ствен­ными, но воз­во­ди­мыми в ранг непре­ре­ка­е­мых. В резуль­тате к пер­вому веку в Иудее сфор­ми­ро­ва­лась рели­ги­оз­ная партия фари­сеев, кото­рая глав­ную цель чело­века видела в неукос­ни­тель­ном соблю­де­нии бес­чис­лен­ных пред­пи­са­ний.

Пси­хо­ло­гия фари­сей­ства хорошо пере­дана в еван­гель­ской притче, где фари­сей, молясь Богу, радо­вался, что он не таков, как другие люди, – испол­няет Закон, постится два раза в неделю и жерт­вует на храм деся­тую часть дохода. Хри­стос обли­чил лице­мерно постя­щихся фари­сеев, забо­тя­щихся о внеш­ней чистоте и совер­шенно не вспо­ми­на­ю­щих при этом о внут­рен­ней. В этом кон­тек­сте упразд­нены были и пове­ле­ния о чистой и нечи­стой пище: «Ничто, вхо­дя­щее в чело­века извне, не может осквер­нить его… Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выхо­дит вон, чем очи­ща­ется всякая пища… Исхо­дя­щее из чело­века осквер­няет чело­века. Ибо извнутрь, из сердца чело­ве­че­ского, исхо­дят злые помыслы, пре­лю­бо­де­я­ния, … убий­ства, кражи, … злоба, … гор­дость, безум­ство, – все это зло извнутрь исхо­дит и осквер­няет чело­века» (Мк.7:15-23). Обоб­щая слова Спа­си­теля, апо­стол Павел дал кон­крет­ные ука­за­ния о пище: «Ради пищи не раз­ру­шай дела Божия. Все чисто» (Рим.14:20).

Найти в мага­зине пост­ное…

Таким обра­зом, чиста вся пища, упо­треб­ля­е­мая нами. Оста­ется лишь ее раз­де­ле­ние на пост­ную и ско­ром­ную. Тео­ре­ти­че­ски все пре­дельно просто. Но так ли все про­ис­хо­дит на самом деле? Когда насту­пает время поста, то для многих пра­во­слав­ных хри­стиан ста­но­вится целой про­бле­мой найти среди раз­но­об­ра­зия про­дук­тов, пред­ла­га­е­мых в мага­зи­нах и на рынках, пост­ные про­дукты пита­ния. Конечно, это не отно­сится к овощам и фрук­там. Понятно, что если на при­лавке лежит кар­тошка, то при­нять ее за мясо никак нельзя. И отли­чить курицу от банана также вполне реально.

Слож­ность при покупке пост­ных про­дук­тов пита­ния многие нахо­дят в опре­де­ле­нии состава сме­шан­ных и про­из­вод­ных про­дук­тов. Так в чем же суть про­блемы? При­веду один пример. Одна­жды ко мне обра­ти­лась жен­щина с прось­бой подробно рас­смот­реть упа­ковку с лапшой быст­рого при­го­тов­ле­ния и выска­зать свое мнение о том, воз­можно ли вку­ше­ние дан­ного про­дукта во время поста. Моти­ви­ро­вала она свою просьбу тем, что никак не может дока­зать подруге, что лапша не явля­ется ско­ром­ным про­дук­том.

Первое, что бро­си­лось в глаза – это назва­ние: «Кури­ная лапша». Повер­нув упа­ковку, я начал подроб­ное изу­че­ние состава про­дукта. К своему удив­ле­нию, я не нашел в составе ни кури­ного мяса, ни живот­ного жира, ни даже яиц. Зато в составе был «аро­ма­ти­за­тор «Кури­ный», иден­тич­ный нату­раль­ному». Было понятно, что данный про­дукт пита­ния вполне можно отне­сти к пост­ным. Я выска­зал жен­щине свое мнение. Но при этом поин­те­ре­со­вался, что же сму­щает в данном вопросе ее подругу. Ока­за­лось, что ее сму­щает назва­ние и запах гото­вого про­дукта. По всей види­мо­сти, это было боль­шим иску­ше­нием для чело­века. Каково же было разо­ча­ро­ва­ние моей собе­сед­ницы, когда я не бла­го­сло­вил больше вести раз­го­во­ров с подру­гой о «Кури­ной лапше» и, тем более, вку­шать данный про­дукт при ней.

Конечно, я должен был обос­но­вать мой запрет. Для этого я привел слова апо­стола Павла: «Если же за пищу огор­ча­ется брат твой, то ты уже не по любви посту­па­ешь. Не губи твоею пищею того, за кого Хри­стос умер, … худо чело­веку, кото­рый ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой пре­ты­ка­ется, или соблаз­ня­ется, или изне­мо­гает» (Рим.14, 15, 20-21). Моих аргу­мен­тов было вполне доста­точно. Полу­ча­лось, что не согре­шит ни жен­щина, ни ее подруга, хотя одна будет есть лапшу, а другая нет, т.к. «пища не при­бли­жает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не при­об­ре­таем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8). Самое глав­ное в сло­жив­шейся ситу­а­ции – сохра­нить любовь к ближ­нему, ибо «любовь есть испол­не­ние закона» (Рим.13:10).

На самом деле, вопрос о пост­ной и ско­ром­ной пище стоит в данное время доста­точно остро. Кто-то из чита­те­лей, воз­можно, узнал себя в роли жен­щины, подробно изу­чив­шей состав про­дукта. А кто-то, наобо­рот, не станет есть его, чтобы не соблаз­ниться чем-то более весо­мым. Пример, при­ве­ден­ный мной, – один из многих. Многие люди счи­тают, что шоко­лад явля­ется ско­ром­ным про­дук­том. Абсо­лютно согла­сен, если это молоч­ный шоко­лад. Но в темном и черном шоко­ладе нет молока и молоч­ных про­дук­тов. Его полу­чают из какао. А о полез­ных свой­ствах шоко­лада и гово­рить не при­хо­дится. И, конечно, его можно вку­шать в пост.

А теперь уместно кос­нуться про­дук­тов, кото­рые содер­жат неко­то­рые живот­ные состав­ля­ю­щие. Возь­мем для при­мера яичный поро­шок, кото­рый содер­жится во многих про­дук­тах пита­ния. Трудно назвать про­дукт, полу­ча­е­мый особой обра­бот­кой яич­ного желтка, пол­но­цен­ным кури­ным яйцом. Или сухое молоко и сливки – вкус­ным парным моло­ком и пыш­ными слив­ками. Все это спе­ци­аль­ным обра­зом обра­бо­тан­ные про­дукты, име­ю­щие мало общего с ори­ги­на­лами. Поэтому, если не есть пищу, содер­жа­щую яичный поро­шок, тогда не стоит есть и хлеб, в кото­рый доб­ро­со­вест­ный про­из­во­ди­тель также добав­ляет яйца, а иногда и молоко.

Тем не менее, неко­то­рые оте­че­ствен­ные про­из­во­ди­тели, забо­тясь о постя­щемся люде, начали выпус­кать неко­то­рые про­дукты пита­ния, раннее извест­ные как ско­ром­ные, но теперь не содер­жа­щие живот­ных остав­ля­ю­щих. Можно при­ве­сти в пример пост­ный май­о­нез, кото­рый по вку­со­вым каче­ствам не усту­пает обыч­ному. Мне при­хо­ди­лось также видеть пост­ную кол­басу, при­го­тов­лен­ную из сои. А если раз­би­раться более подробно, то многие варе­ные кол­басы, пред­ла­га­е­мые в про­даже, совер­шенно не содер­жат мяса. Его пол­но­стью заме­няет соя. Но об этом про­из­во­ди­тели не пишут на эти­кетке.

«Ешьте без вся­кого иссле­до­ва­ния…»

Пыта­ясь разо­браться во всем этом изоби­лии про­дук­тов пита­ния, недолго дойти до откро­вен­ного бук­во­ед­ства и фари­сей­ства. От чего и предо­сте­ре­гает апо­стол Павел: «Все, что про­да­ется на торгу, ешьте без вся­кого иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти, ибо Гос­подня земля, и что напол­няет ее» (1Кор.10:25).

Так что же посо­ве­то­вать чита­телю, чтобы разо­браться в вопросе пра­виль­ного пита­ния во время поста? Чело­веку сомне­ва­ю­ще­муся не стоит лишний раз иску­шаться, и пусть ему каждая булка будет ско­ром­ной. Чело­век, име­ю­щий знание, пусть не иску­шает своим зна­нием сомне­ва­ю­ще­гося, ибо «от знания … погиб­нет немощ­ный брат, за кото­рого умер Хри­стос» (1Кор.8:11). И те, и другие пусть соблю­дают слова апо­стола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что дела­ете, все делайте в славу Божию. Не пода­вайте соблазна ни Иудеям, ни Елли­нам, ни церкви Божией, так, как и я уго­ждаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спас­лись» (1Кор.10:31-33). Всем нам необ­хо­димо пом­нить, что «Цар­ствие Божие не пища и питие, но пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Аминь.

Пра­во­сла­вие и мир

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки