Пост по Типи­кону

соста­вила Е. Ковина

Оглав­ле­ние

  1. Вступ­ле­ние
  2. Общие поло­же­ния пра­во­слав­ного устава о тра­пезе
  3. Поря­док тра­пезы вне дли­тель­ных постов
  4. Тра­пеза во время Поста
  5. Вели­кий Пост
  6. Пост свв. Апо­сто­лов
  7. Успен­ский Пост
  8. Рож­де­ствен­ский Пост
  9. Тра­пеза в Пяти­де­сят­ницу
  10. Заклю­че­ние
  11. При­ло­же­ние


^ Вступ­ле­ние

Пост имеет важное зна­че­ние в духов­ной жизни хри­сти­а­нина. Первой запо­ве­дью, данной Богом сотво­рен­ному им чело­веку в раю, была запо­ведь о посте. «Поелику мы не пости­лись, то изри­нуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос бла­го­сло­вил пост­ное дела­ние своих уче­ни­ков, сказав: «При­и­дут же дние, егда оты­мется от них Жених, и тогда постятся» (Мф. 9:15). О важном зна­че­нии поста в духов­ной жизни гово­рили многие святые отцы. «Душа ничем так не сми­ря­ется, как если кто будет воз­держ­ным в пище», – сви­де­тель­ство­вал авва Пимен. А пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник посвя­тил посту особую сту­пень своей духов­ной «Лествицы», где отме­чал, что «началь­ник бесов есть падший ден­ница, а глава стра­стей есть объ­яде­ние».

Конечно, пра­во­слав­ный пост нико­гда не рас­смат­ри­вался как само­цель. Он, по мысли святых отцов, есть сред­ство для истин­ной духов­ной жизни, под­спо­рье в борьбе со стра­стями и в пути к Бого­об­ще­нию. «Воз­дер­жа­ние нужно для того, чтобы по усми­ре­нии плоти постом, легче всту­пить в брань с про­чими стра­стями», – настав­лял авва Сера­пион. Пост телес­ный всегда должен сопря­гаться с духов­ным само­огра­ни­че­нием прежде всего в стра­стях, гре­хов­ных жела­ниях, похо­тях. «Телес­ный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душев­ный пост есть, когда душа воз­дер­жи­ва­ется от злых помыс­лов, дел и слов… Поле­зен нам пост телес­ный, но пост душев­ный неот­менно нужен, так что и телес­ный без него – ничто», – писал свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

Однако важ­ность телес­ного воз­дер­жа­ния при­зна­ва­лась всеми подвиж­ни­ками от пре­по­доб­ных из древ­них мона­ше­ских пате­ри­ков до стар­цев ХХ века.

При этом, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в тече­ние веков выра­бо­тала доста­точно четкие пра­вила и реко­мен­да­ции в отно­ше­нии порядка и каче­ства пищи, необ­хо­ди­мой для успеш­ного про­хож­де­ния подвига телес­ного воз­дер­жа­ния. Эти уста­нов­ле­ния обо­зна­чены в Типи­коне и Триоди. При этом огра­ни­чи­ва­ется с одной сто­роны коли­че­ство трапез в день, с другой сто­роны – время пер­вого вку­ше­ния пищи, и, нако­нец, каче­ство пищи. В отдель­ных слу­чаях четко ого­ва­ри­ва­ется весь объем и состав тра­пезы.

Сле­дует отме­тить, что пра­во­слав­ный устав не раз­де­ля­ется на мона­ше­ский и мир­ской и обя­за­те­лен для выпол­не­ния всем верным чадам Пра­во­слав­ной Церкви. Осво­бож­да­ются от телес­ного поста только чре­во­но­ся­щие и кор­мя­щие жен­щины, дети, и серьезно боль­ные.

Однако, сле­дует учи­ты­вать, что устав фор­ми­ро­вался все же в мона­сты­рях и пре­иму­ще­ственно для мона­ше­ского обще­жи­тия. Причем, ори­ен­ти­ро­вался на страны с жарким кли­ма­том. Еще свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, нахо­дясь в ссылке на даль­нем севере Рим­ской Импе­рии, отме­чал, что для осно­ван­ных им север­ных мона­сты­рей тре­бу­ется кор­рек­ти­ро­вать устав о посте с учетом более суро­вого кли­мата и тяже­лого физи­че­ского труда, кото­рый при­хо­дится нести братии.

Роди­ной совре­мен­ного Цер­ков­ного бого­слу­жеб­ного и дис­ци­пли­нар­ного устава явля­ется Пале­стин­ские мона­стыри, в первую оче­редь оби­тель Саввы Освя­щен­ного близ Иеру­са­лима; также, как пра­вило, в Типи­коне отра­жа­ется тра­ди­ция Св. Горы Афон. Часто эти две тра­ди­ции при­во­дятся парал­лельно как равно воз­мож­ные и при­ем­ле­мые.

Воз­можно, совре­мен­ному циви­ли­зо­ван­ному чело­веку тре­бо­ва­ния пра­во­слав­ного устава пока­жутся непо­силь­ными, однако даже само знание о том, что счи­та­лось обыч­ным и нор­маль­ным в преж­ние вре­мена, поз­во­лит нам если не под­ра­жать древним дела­те­лям, то хотя бы трезво оце­ни­вать соб­ствен­ную меру воз­дер­жа­ния и аске­ти­че­ского подвига и таким обра­зом стя­же­вать сми­ре­ние.

^ Общие поло­же­ния пра­во­слав­ного устава о тра­пезе

Пра­во­слав­ный Устав не пред­по­ла­гает более 2‑х трапез в день. Первая тра­пеза обык­но­венно совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии, т.е. около полу­дня, а вторая – после вечерни, т.е. вече­ром. Если же поло­жена только одна тра­пеза, то она обычно пред­ла­га­ется в 9‑й час по Визан­тий­скому вре­мени.

На Визан­тий­ском прин­ципе вре­мя­ис­чис­ле­ния осно­ваны все вре­мен­ные ука­за­ния Типи­кона. Этот прин­цип при­вя­зы­вал часы к вос­ходу и заходу солнца. В насто­я­щее время он про­дол­жает дей­ство­вать на Св. Горе Афон. Согласно Визан­тий­ским часам время от вос­хода до заката дели­лось на 4 стражи дня, и также время от заката до вос­хода на 4 стражи ночи. Каждая стража состо­яла из 3 часов. Соот­вет­ственно, 1‑й час дня начи­нался с вос­хо­дом солнца, а 12‑й час дня закан­чи­вался с зака­том. Суще­ствует тра­ди­ция при­мер­ного пере­вода этой системы на совре­мен­ные часы, когда 1‑й час дня по Типи­кону соот­вет­ствует 6 часам утра в нашем пони­ма­нии, а 1‑й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой обще­при­ня­той тра­ди­ции будем при­дер­жи­ваться и мы, ука­зы­вая при­мер­ное время, когда поло­жено совер­шать тра­пезу по Типи­кону.

В отно­ше­нии каче­ства пищи можно выде­лить сле­ду­ю­щие типы тра­пезы(при­во­дятся в порядке воз­рас­та­ния стро­го­сти поста):

  1. Раз­ре­ше­ние «на вся» или «на тра­пезе братии уте­ше­ние велие». Отсут­ствие огра­ни­че­ний (сохра­ня­ется только нев­ку­ше­ние мяса мона­ше­ству­ю­щими во всех слу­чаях)
  2. Воз­дер­жа­ние только от мяса, все прочие про­дукты доз­во­ля­ются (такое бывает для мирян только на сырной сед­мице – т.е. мас­ля­нице)
  3. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц и молоч­ных про­дук­тов, но раз­ре­ша­ется рыба (и, есте­ственно, горя­чая рас­ти­тель­ная пища, рас­ти­тель­ное масло, вино)
  4. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц, молока и рыбы. Доз­во­ля­ется горя­чая рас­ти­тель­ная пища – «варе­ние» (т.е. про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку – варе­ная, пече­ная и т.п.) с рас­ти­тель­ным маслом и вино.
  5. Воз­дер­жа­ние также от рас­ти­тель­ного масла и вина. Доз­во­ля­ется горя­чая пища без масла.
  6. Сухо­яде­ние. Доз­во­ля­ется «хлеб и вода и сим подоб­ная» (глава 35), т.е сырые, суше­ные или моче­ные овощи, фрукты (в Типи­коне пред­ла­га­ются, напри­мер: изюм, мас­лины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
  7. Полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития – то, что в Типи­коне соб­ственно и име­ну­ется словом «пост».

Есте­ственно, что менее стро­гое уста­нов­ле­ние раз­ре­шает все, что воз­можно при более стро­гом посте. То есть напри­мер, если по уставу поло­жена рыба, то конечно можно вку­шать и рас­ти­тель­ное масло, а если раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, то можно вку­шать и рыбу.

Вино в визан­тий­ской тра­ди­ции упо­треб­ля­лось повсе­местно, пре­иму­ще­ственно раз­ве­ден­ное горя­чей водой, и счи­та­лось есте­ствен­ной состав­ля­ю­щей обыч­ной тра­пезы. Этим объ­яс­ня­ется довольно частое раз­ре­ше­ние на упо­треб­ле­ние вина в уставе о тра­пезе. Есте­ственно, речь идет только о нату­раль­ном вино­град­ном вине без добав­ле­ния спирта или сахара. Мера вина ого­ва­ри­ва­ется весьма четко: от 1 до 3 кра­со­вуль[4] (т.е. чаш). Также устав отме­чает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воз­дер­жа­ние от вина даже в те дни, когда оно уста­вом раз­ре­ша­ется, весьма похвально.

Поря­док тра­пезы, осо­бенно в Рож­де­ствен­ский и Петров посты, тесно связан с раз­ря­дом, т.е. сте­пе­нью празд­ни­ков. С точки зрения правил поста имеют зна­че­ние сле­ду­ю­щие три раз­ряда цер­ков­ных празд­ни­ков: I – бден­ные, II – поли­е­лей­ные и со сла­во­сло­вием, III – малые.

В Типи­коне общий поря­док Тра­пезы описан в главе 35. Допол­не­ния же и уточ­не­ния по поводу тра­пезы в празд­нич­ные дни и в посты при­во­дятся в главах: 32, 33, 34, 36, а также в самом меся­це­слове (глава 48), где дела­ются ука­за­ния отно­си­тельно Рож­де­ствен­ского Поста и при­во­дится поря­док тра­пезы в кон­крет­ные празд­ники. Также ука­за­ния о тра­пезе есть в главах 49 и 50 – «О Четы­ре­де­сят­нице» и «О Пяти­де­сят­нице» и 51 «Начало Поста святых слав­ных и все­х­валь­ных Апо­стол (Петра и Павла)». Мы поста­ра­емся согла­со­вать все эти ука­за­ния в общую систему.

^ Поря­док тра­пезы вне дли­тель­ных постов.

В непост­ное время и в непост­ные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в мона­сты­рях к пост­ным дням отно­сится также и поне­дель­ник), поло­жено вку­шать дважды в день без огра­ни­че­ния в каче­стве пищи.

В Вос­крес­ные дни и в Гос­под­ские дву­на­де­ся­тые празд­ники на обед пола­га­ется три пере­мены блюда, на ужин – два. В осталь­ные непост­ные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.

Блюда на обед и ужин пола­га­ется вку­шать оди­на­ко­вые. Гото­вить спе­ци­ально для вечер­ней тра­пезы Типи­кон не раз­ре­шает. Однако вку­шать вечер­нюю тра­пезу пола­га­ется в теплом виде.

Вино пола­га­ется на тра­пезе только в Вос­крес­ные и празд­нич­ные дни. В другие, даже непост­ные дни его упо­треб­ле­ние без особой нужды или немощи воз­бра­ня­ется.

В среду и пяток (в мона­сты­рях к ним при­рав­нен и поне­дель­ник) – один раз в день «в 9‑й час» (около 15.00). По 69-му пра­вилу Святых апо­сто­лов, на кото­рое ссы­ла­ется Типи­кон, пост среды и пят­ницы во весь год при­рав­нен к Вели­кому посту. Это озна­чает, что поло­жено вку­шать один раз в день сухо­яде­ние[8], «кроме немощи и празд­ника» (глава 33).

За нару­ше­ние этого поста, как и Вели­кого поста, миря­нин под­вер­га­ется отлу­че­нию от При­ча­стия на время, свя­щен­ник же извер­га­ется из сана.

В Празд­ники пост среды и пят­ницы послаб­ля­ется сле­ду­ю­щим обра­зом:

Если на среду или пят­ницу (в мона­стыре – и на поне­дель­ник) выпа­дет празд­ник Рож­де­ства Хри­стова или Бого­яв­ле­ния, то пост отме­ня­ется, вку­ша­ется две тра­пезы без огра­ни­че­ния каче­ства пищи.

Если на эти же дни выпа­дают дву­на­де­ся­тые Бого­ро­дич­ные празд­ники (Рож­де­ство Бого­ро­дицы, Успе­ние, Сре­те­ние) или вели­кие свв. Апп. Петра и Павла, Рож­де­ства Иоанна Пред­течи, Покрова, бден­ных святых, то постав­ля­ется две тра­пезы в день и раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы. Пост на молоч­ную и мясную пищу сохра­ня­ется.

Если на пост­ные дни выпа­дает сред­ний празд­ник (поли­е­лей­ные и со сла­во­сло­вием), то совер­ша­ется две тра­пезы, причем на первую поло­жено сухо­яде­ние, а вече­ром – варе­ная пища с елеем.

В малые празд­ники, выпав­шие на среду или пят­ницу (в мона­стыре – и поне­дель­ник) Типи­кон назна­чает вку­шать одну тра­пезу в 9‑й час (15.00), но раз­ре­шает, «егда беда душев­ная не зрится», вку­шать варе­ную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).

В пери­оды про­дол­жи­тель­ных постов послаб­ле­ния в дву­на­де­ся­тые и вели­кие празд­ники ого­ва­ри­ва­ется особо, а именно:

В Празд­ники Пре­об­ра­же­ния, Вве­де­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим (кото­рые всегда при­хо­дятся на время поста) в любой день недели раз­ре­шаем на рыбу, вино и елей, постав­ляя две тра­пезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в вели­кие празд­ники, выпав­шие на среду или пят­ницу.

В Празд­ники Воз­дви­же­ния Креста и Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи (вели­кие, но пост­ные празд­ники) поло­жено вку­шать два раза, раз­ре­шая на вино и елей, но без рыбы.

В Бла­го­ве­ще­ние, кото­рое почти всегда при­хо­дится на Вели­кий Пост, устав о тра­пезе зави­сит не только от дня сед­мицы, но и от того, на какую часть Вели­кого Поста оно при­дется. Об этом празд­нике мы скажем в сле­ду­ю­щей главе.

^ Тра­пеза во время Поста

Пра­во­слав­ная Цер­ковь уста­но­вила четыре про­дол­жи­тель­ных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них гото­вит хри­сти­а­нина к одному из важ­ней­ших Цер­ков­ных Празд­ни­ков, и каждый имеет раз­лич­ное посвя­ще­ние. Самый древ­ний, самый про­дол­жи­тель­ный, самый стро­гий и самый важный Пост – Вели­кий. Он явля­ется под­го­тов­кой ко встрече Страст­ной Сед­мицы и Пасхи Хри­сто­вой. Вели­кий Пост пред­ла­га­ется нам весной и по сви­де­тель­ству Цер­ков­ного Пре­да­ния, зафик­си­ро­ван­ного в Бого­слу­же­нии, сам есть «весна духов­ная» ко обнов­ле­нию наших духов­ных чувств и бла­го­че­сти­вых мыслей. Длится Вели­кий Пост 49 дней. В Типи­коне он име­ну­ется «Святая Четы­ре­де­сят­ница», и самим назва­нием под­чер­ки­ва­ется особая бла­го­дать этих дней. Наиме­но­ва­ние «Четы­ре­де­сят­ница» от цер­ковно-сла­вян­ского чис­ли­тель­ного «четы­ре­де­сять», т.е. «сорок» – не слу­чайно. Соб­ственно Вели­кий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исклю­ча­ются дву­на­де­ся­тые празд­ники Бла­го­ве­ще­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, в кото­рые пост послаб­ля­ется и на языке Типи­кона уже не может име­но­ваться постом в стро­гом смысле, а также 6 дней Страст­ной Сед­мицы, кото­рые обра­зуют особый Бого­слу­жеб­ный и аске­ти­че­ский цикл – Пост Страст­ной Сед­мицы.

Второй Гос­под­ский Пост – зимний, Рож­де­ствен­ский. Он также про­дол­жи­те­лен – длится 40 дней, и явля­ется под­го­тов­кой ко вто­рому по зна­чи­мо­сти Еван­гель­скому собы­тию после Вос­кре­се­ния Хри­стова – Рож­де­ству.

Третий Пост – осен­ний, Успен­ский. Посвя­щен Божией Матери и гото­вит нас к глав­ному Бого­ро­дич­ному празд­нику – празд­нику Успе­ния. Он самый крат­кий, длится всего 14 дней, но по стро­го­сти при­рав­нен к Вели­кому Посту.

Чет­вер­тый Пост – летний, Пет­ров­ский. Это – апо­столь­ский пост, кото­рый посвя­щен трудам и подвигу святых Апо­сто­лов, донес­ших до нас и до всех наро­дов Свет веры Хри­сто­вой. Завер­ша­ется он Празд­ни­ком святых Апо­сто­лов Петра и Павла. Исто­ри­че­ски он пред­на­зна­чался для тех, кто нару­шил или по каким-то при­чи­нам не смог выдер­жать Вели­кий Пост. А позд­нее рас­про­стра­нился на всех хри­стиан. Длина этого Поста в разные годы раз­лична, потому что зави­сит от Пасхи. Начи­на­ется он в поне­дель­ник после Недели Всех святых, а завер­ша­ется 29 июня/12 июля. Соот­вет­ственно про­дол­жи­тель­ность его варьи­ру­ется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о тра­пезе раз­ли­ча­ется, поэтому скажем о каждом Посте особо.

^ Вели­кий Пост

Вели­кий Пост начи­на­ется на Сырной сед­мице (Мас­ля­нице). Устав пред­по­ла­гает с Сыр­ного (мясо­пуст­ного) поне­дель­ника воз­дер­жа­ние от мяса, прочая же пища вся доз­во­ля­ется. Причем эта сед­мица – сплош­ная. Это озна­чает, что молоч­ные про­дукты и яйца можно упо­треб­лять также в среду и пят­ницу.

В отно­ше­нии коли­че­ства трапез во все дни, кроме среды и пятка поло­жено две тра­пезы. В среду и пяток поло­жена одна тра­пеза вече­ром «в 9‑й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыро­пуст­ную (Про­ще­ное Вос­кре­се­ние) совер­ша­ется заго­ве­нье. Поло­жено две тра­пезы и «по вечерни же в тра­пезе бывает уте­ше­ние братии» (лист 407, стр. 823)

Первая сед­мица Вели­кого Поста по Уставу самая стро­гая в отно­ше­нии тра­пезы.

Устав пред­ла­гает два вари­анта поста на этой сед­мице – основ­ной (пале­стин­ский) и афон­ский.

Первый чин пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щий поря­док тра­пезы:

  1. Поне­дель­ник и втор­ник – полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития. («Не при­я­хом бо тво­рити пре­ждео­свя­щен­ныя, даже до среды, за еже пости­тися по пре­да­нию всему брат­ству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна тра­пеза после Вечерни и Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. «Ядим сухо­яде­ние: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В чет­верг – полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития. «В чет­вер­ток же тоя сед­мицы тра­пезы не постав­ляем, но пре­бы­ваем постя­щеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пят­ницу одна­жды в день вку­ша­ется варе­ная пища без масла. «Ядим варе­ние с сли­вами без елеа[3] и армеа[1]. Про­из­во­ля­ю­щие же ядят сухо­яде­ние, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типи­кон ука­зы­вает на тра­ди­цию мона­стыря св. Саввы Освя­щен­ного вку­шать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта тра­ди­ция обо­зна­ча­ется как отверг­ну­тая: «но не творим сего ныне за чест­ность дне» (Там же).

В спе­ци­аль­ной главе Типи­кона, посвя­щен­ной Вели­кому Посту (глава 32), при­во­дится первый чин (Пале­стин­ского мона­стыря св.Саввы Освя­щен­ного), но чуть подроб­нее отно­си­тельно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдер­жать полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития в тече­ние двух первых дней Вели­кого Поста, а также для пожи­лых воз­рас­том, раз­ре­ша­ется «хлеб и квас» во втор­ник после вечерни (т.е. после 9‑го часом дня по Визан­тий­скому вре­мя­ис­чис­ле­нию, что при­мерно соот­вет­ствует с 14.00 до 15.00). В среду на тра­пезе бла­го­слов­ля­ется «хлеб тепл и от снедей овощ­ных теплых, дается же и укроп[9] (т.е. горя­чий настой или отвар трав или ягод, фрук­тов) с медом».

Второй чин Афон­ский пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щее:

  1. Поне­дель­ник – полное воз­дер­жа­ние от пищи.
  2. Во втор­ник, среду и чет­верг – вку­шать один раз в день, вече­ром по одной литре[5] хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не пове­ле­вает ясти. Во втор­ник же, в среду и чет­вер­ток ясти подо­бает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
  3. В пят­ницу – отдель­ного ука­за­ния нет, сле­до­ва­тельно так же, как пред­пи­сы­вает пале­стин­ский устав (см.выше)

В суб­боту Первой сед­мицы коли­че­ство трапез в Типи­коне спе­ци­ально не ого­во­рено. Ука­за­ния даются только для одной тра­пезы, вторая не упо­ми­на­ется. Однако общий строй Бого­слу­же­ния назна­чает первую тра­пезу днем, после Литур­гии, что пред­по­ла­гает нали­чие вечер­ней тра­пезы. Отсут­ствие особых ука­за­ний озна­чает, что дей­ствует ранее сфор­му­ли­ро­ван­ный общий прин­цип, а именно, что вторая тра­пеза во всем подобна первой. Такой прин­цип «дей­ствия по умол­ча­нию» в прин­ципе харак­те­рен для Типи­кона.

В отно­ше­нии каче­ства пищи в суб­боту Первой сед­мицы раз­ре­шена варе­ная пища с рас­ти­тель­ным маслом и вином. Реко­мен­ду­ются на тра­пезе варе­ные бобо­вые, оливки и мас­лины «ядим боб обва­рен­ный с мас­ли­нами белыми и чер­ными, и варе­ние[2] (т.е.вареная горя­чая пища) с елеем. Вина же испи­ваем по кра­со­вулю[4]» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Вели­кого Поста, т.е. в Вос­крес­ный день, устав опре­де­ленно назна­чает две тра­пезы с варе­ной горя­чей пищей, рас­ти­тель­ным маслом и вином – по две чаши. Это же пра­вило дей­ствует для всех осталь­ных Вос­крес­ных дней Вели­кого Поста.

В прочих сед­ми­цах Типи­кон (глава 32) пред­пи­сы­вает в будние дни (с поне­дель­ника по пят­ницу) воз­дер­жи­ваться от пищи и пития до вечера, что озна­чает вку­ше­ние пищи в 9‑й час дня, т.е. около 15.00, и вку­шать один раз в день сухо­яде­ние. В суб­бот­ние и Вос­крес­ные дни вку­шать варе­ную пищу с рас­ти­тель­ным маслом и вином дважды в день. (Хотя отно­си­тельно коли­че­ства трапез в суб­боту прямо не гово­рится, но весь строй Бого­слу­же­ния суб­бот­них дней, как и дней вос­крес­ных, пред­по­ла­гает первую тра­пезу после Литур­гии днем, а значит, поло­жена и вечер­няя тра­пеза. Когда Типи­кон пред­пи­сы­вает одну тра­пезу в день, она совер­ша­ется после вечерни в 9‑й час).

Рыба в Вели­кий Пост раз­ре­ша­ется только дважды – в Празд­ники Бла­го­ве­ще­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­ние).

В Празд­ник Обре­те­ния главы св.Иоанна Пред­течи, слу­чив­шийся в Вели­кий Пост, поло­жена одна тра­пеза после вечерни, но на ней пред­ла­га­ется два блюда горя­чей варе­ной пищи с елеем и вином. Если же выпа­дает на среду или пят­ницу, то два блюда варе­ной пищи без елея; вино же доз­во­ля­ется.

В пред­празд­нен­ство Бла­го­ве­ще­ния (нака­нуне празд­ника), если оно при­хо­дится до Лаза­ре­вой суб­боты, раз­ре­ша­ется варе­ная пища с вином и елеем. Если же на Страст­ную сед­мицу, то пост не послаб­ля­ется. Тра­пеза пола­га­ется одна.

В сам Празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, если он не при­хо­дится на суб­боту или вос­кре­се­нье, также поло­жена одна тра­пеза, но доз­во­ля­ется вку­ше­ние рыбы. Однако в случае, если Бла­го­ве­ще­ние выпа­дает на Страст­ную сед­мицу, рыба уже не вку­ша­ется. В Вели­кий Поне­дель­ник, Втор­ник, Среду и Чет­вер­ток, если слу­чится Бла­го­ве­ще­ние, доз­во­ля­ется вино и елей (тра­пеза пола­га­ется одна). Если же Бла­го­ве­ще­ние выпа­дает на Вели­кий Пяток, раз­ре­ша­ется только вино.

В чет­верг пятой сед­мицы Вели­кого Поста (Сто­я­ние преп. Марии Еги­пет­ской) поло­жена одна тра­пеза в 9‑й час (около 15.00) – варе­ная пища с елеем и вином «труда ради бден­наго» (стр. 882). Неко­то­рые уставы раз­ре­шают только вино, а елей не допус­ка­ется (там же)

В пят­ницу той же сед­мицы (перед празд­ни­ком Похвалы Пре­свя­той Бого­ро­дицы) раз­ре­ша­ется вино «Труда ради бден­ного, хотя­щего быти» (стр. 883). Тра­пеза же пола­га­ется одна в 9‑й час.

Устав Святой Горы Афон раз­ре­шает два блюда на тра­пезе и вку­ше­ние вина и елея не только на празд­ник Обре­те­ния главы св.Иоанна Пред­течи (причем без­от­но­си­тельно дня недели), но также на память 40 мчч. Сева­стий­ских, В Кре­сто­по­клон­ную среду (на пре­по­ло­ве­ние Поста), в чет­верг и пят­ницу пятой сед­мицы (на Сто­я­ние преп.Марии Еги­пет­ской и на Похвалу Бого­ро­дицы).

В Лаза­реву суб­боту помимо варе­ной пищи с елеем и вином раз­ре­ша­ется рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть воз­мож­ность, по три онгии[6] (т.е. по 100 гр.)

В Празд­ник Входа Гос­подня в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­ние) «на тра­пезе уте­ше­ние» – пола­га­ется рыба. Как и в прочие вос­крес­ные дни, поло­жено две тра­пезы, есте­ственно сохра­ня­ется раз­ре­ше­ние на вино и елей.

На Страст­ной сед­мице Типи­кон в первые три дня, т.е. в Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду пред­пи­сы­вает сухо­яде­ние, при этом ука­зы­вает: «якоже в 1‑ю сед­мицу свя­таго сего Поста, сице и в сия дни, в вели­кий Поне­дель­ник, во Втор­ник и в Среду пости­тися подо­бает» (Глава 49, стр.902).

Здесь оче­видно про­ти­во­ре­чие, т.к. для Первой сед­мицы пред­пи­сы­ва­лось полное воз­дер­жа­ние в первые два дня, а в среду раз­ре­ша­лись «снеди овощ­ные теплые», т.е. варе­ная пища. Также не совсем логично особо под­чер­ки­вать стро­гость этих дней, тогда как все будние дни Вели­кого Поста Типи­кон в другой главе назна­чал тако­вое же сухо­яде­ние (глава 35). Попро­буем разъ­яс­нить это про­ти­во­ре­чие.

С одной сто­роны, в Типи­коне нередко повто­ря­ется инфор­ма­ция в разных местах с незна­чи­тель­ными вари­а­ци­ями, так что, воз­можно, это именно такой случай. Но с другой сто­роны, можно пред­по­ло­жить, что в данном случае мы имеем дело с фик­са­цией разных уста­вов, что также харак­терно для Типи­кона. Один из них более стро­гий, пред­пи­сы­вает сухо­яде­ние в тече­ние будних дней всего Поста. Другой пред­по­ла­гает сухо­яде­ние только в поне­дель­ник, среду и пят­ницу, подобно прочим Постам, а во втор­ник и чет­верг пред­по­ла­гал все же варе­ную пищу, хотя и еди­но­жды в день и без елея. Т.е. подобно Успен­скому посту, что кос­венно и под­твер­жда­ется фразой в Типи­коне, кото­рая при­рав­ни­вает Успен­ский Пост к Вели­кому.

В Вели­кий Чет­верг пища вку­ша­ется после вечерни, соеди­нен­ной с Литур­гией св.Васи­лия Вели­кого, т.е. один раз в день, вече­ром. Начало Вечерни Типи­кон назна­чает в 8‑й час дня (т.е. с 14.00), соот­вет­ственно окон­ча­ние ее будет в деся­том часу, т.е. около 15.30–16.00 часов.

Отно­си­тельно каче­ства пищи в Вели­кий Чет­верг Типи­кон при­во­дит три чина:

По обыч­ному (Пале­стин­скому) после­до­ва­нию поло­жено одно блюдо, но раз­ре­ша­ется вку­ше­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным маслом.

По Сту­дий­скому уставу «ясти едино варе­ние, и сочиво, и обва­рен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. пред­по­ла­га­ется одно варе­ное блюдо, но допол­нен­ное сочи­вом[7] (любая каша) и бобо­выми; о елее в этом уставе умал­чи­ва­ется, т.е. по-види­мому, он не поло­жен.

По уставу Святой Горы Афон поло­жено два варе­ных блюда с елеем и вином.

В Вели­кий Пяток пред­пи­сы­ва­ется полный пост, т.е. полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития. «Аще кто будет мно­го­не­мо­щен или пре­ста­релся», т.е. весьма стар воз­рас­том, и не может выдер­жать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захож­де­нии солнца» (стр.920).

В Вели­кую Суб­боту «во 2‑й час нощи», т.е. около 19.00, пола­га­ется един­ствен­ная тра­пеза. «Дает братии по еди­ному укруху хлеба, в пол литры[5хлебы и по 6 смок­вей или фини­ков и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испи­вают братия квас от меда или от жита». При­во­дится также сту­дий­ский устав, пред­пи­сы­а­ю­щий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нару­шив­шим Вели­кий Пост хотя бы вку­ше­нием рыбы, кроме поло­жен­ных двух Празд­ни­ков, Типи­кон воз­бра­няет При­ча­стие в Святую Пасху и пред­пи­сы­вает еще две недели пока­я­ния (глава 32).

^ Пост свв. Апо­сто­лов:

Типи­кон при­во­дит два чина, близ­ких, но не тож­де­ствен­ных. Согласно пер­вому (глава 34):

В поне­дель­ник, среду и пят­ницу поло­жена одна тра­пеза в 9‑й час (15.00), сухо­яде­ние.

Во втор­ник и чет­верг поло­жена варе­ная пища с елеем и вином. Отно­си­тельно коли­че­ства трапез прямо не гово­рится, но по общей логике текста (из про­ти­во­по­став­ле­ния поне­дель­нику, среде и пят­нице) можно заклю­чить о вку­ше­нии двух трапез. Это же под­твер­жда­ется и тем, что в сле­ду­ю­щей главе, посвя­щен­ной Успен­скому посту, необ­хо­ди­мость поститься до 9‑го часа дня (т.е. до 15.00) и соот­вет­ственно вку­шать одна­жды в день во все дни недели ого­ва­ри­ва­ется спе­ци­ально.

В суб­боту и вос­крес­ный день раз­ре­ша­ется рыба. Отно­си­тельно коли­че­ства трапез прямо не гово­рится, однако пост как полное воз­дер­жа­ние в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни Типи­кон прямо запре­щает, поэтому оче­видно, что поло­жено две тра­пезы – днем и вече­ром (напри­мер, см. о сочель­нике Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния: «в суб­боту или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг будет память поли­е­лей­ного свя­того или свя­того «со сла­во­сло­вием» (празд­ник сред­ний), то в эти дни раз­ре­ша­ется рыба. В поне­дель­ник к тому же постав­ля­ется две тра­пезы в день, подобно втор­нику или чет­вергу.

Если память такого свя­того (сред­ний празд­ник) выпа­дет на среду или пят­ницу, то раз­ре­ша­ется только вку­ше­ния вина и елея. Тра­пеза при этом постав­ля­ется одна в день.

Если же в среду или пят­ницу будет память бден­ного свя­того или пре­столь­ный празд­ник, то раз­ре­ша­ется рыба. Отно­си­тельно коли­че­ства трапез Типи­кон опять умал­чи­вает, но по общей логике одна тра­пеза при раз­ре­ше­нии на рыбу ого­ва­ри­ва­лась особо, поэтому логично пред­по­ло­жить, что в такие празд­ники поло­жено вку­шать две тра­пезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щее:

Во втор­ник и чет­верг вку­шать один раз в день варе­ную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на тра­пезе постав­ля­ется «ино сухо­яде­ние», т.е. сырые и моче­ные овощи и фрукты.

В поне­дель­ник, среду и пят­ницу поло­жено сухо­яде­ние «хлеб и воду и сим подоб­ная», одна­жды в день.

В суб­боту и вос­кре­се­нье – две тра­пезы варе­ной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Отно­си­тельно послаб­ле­ния поста в празд­ники второй чин не дает особых, отлич­ных от при­ве­ден­ных выше ука­за­ний.

Таким обра­зом, между двумя чинами всего несколько раз­ли­чий. Первый пред­по­ла­гает вку­ше­ние во втор­ник и чет­верг две тра­пезы с елеем и вином, а второй бла­го­слов­ляет вку­шать еди­но­жды в день и без елея, если только не слу­чится празд­ник. Все осталь­ные поло­же­ния двух чинов Пет­рова поста схожи.

^ Успен­ский Пост

В будние дни, кроме суб­боты и вос­кре­се­ния, поло­жена одна тра­пеза в 9‑й час (15.00). В поне­дель­ник, среду и пят­ницу – сухо­яде­ние, во втор­ник и чет­верг – варе­ная пища без рас­ти­тель­ного масла. В суб­боту и вос­кре­се­ние – две тра­пезы с рас­ти­тель­ным маслом и вином. Рыба раз­ре­ша­ется только на Пре­об­ра­же­ние.

^ Рож­де­ствен­ский Пост

Согласно Типи­кону его устав во всем подо­бен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

При совер­ше­нии т.н. «алли­луй­ной службы», т.е. службы сугубо пост­ной, подоб­ной Вели­ко­пост­ному чину, когда не поло­жено совер­ше­ние Литур­гии, пола­га­ется вку­шать в 9‑й час сухо­яде­ние (глава 48, ноября 14). В первый день как Рож­де­ствен­ского, так и Пет­рова поста, если только он не при­хо­дится на суб­боту или вос­кре­се­нье, совер­ше­ние такой службы реко­мен­ду­ется обя­за­тельно. В другие дни этих постов, когда совер­ша­ется память малых святых, выбор остав­ля­ется за насто­я­те­лем.

Типи­кон назна­чает празд­нич­ными днями, когда совер­ша­ется поли­е­лей­ный или бден­ный празд­ник и поло­жено две тра­пезы, вино и елей сле­ду­ю­щие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням при­со­еди­няют также празд­ники в честь рус­ских святых.

С нача­лом Пред­празд­не­ства Рож­де­ства, т.е. с 21 декабря по ста­рому стилю раз­ре­ше­ние на рыбу отме­ня­ется даже для суб­бот­них и вос­крес­ных дней.

В сочель­ники Рож­де­ства и Бого­яв­ле­ния поло­жен пост, т.е. воз­дер­жа­ние от пищи и пития до вечера. Пища поло­жена варе­ная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9‑го часа (15.00).

Если же эти дни при­хо­дятся на суб­боту и Вос­кре­се­ние, чтобы не было поста как пол­ного воз­дер­жа­ния в суб­бот­ний или вос­крес­ный день, пола­га­ется после Литур­гии св.Иоанна Зла­то­ус­таго, совер­ша­е­мой в 6‑й час (до 12.00), вку­сить «по уломку хлеба и вина вку­шаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совер­шенно, рыбы же не ядим, но с дре­вя­но­мас­лием (т.е. с рас­ти­тель­ным маслом), и сочиво обва­рено или кутию с медом; испи­ваем же и вина, в неиму­щих же стра­нах пием пиво (питье домаш­него при­го­тов­ле­ния – квас, домаш­нее вино, пиво и т.п.)»

^ Тра­пеза в Пяти­де­сят­ницу

В Свет­лую Сед­мицу «раз­ре­шаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мир­стии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В тече­ние Пяти­де­сят­ницы, т.е. от Недели Анти­пасхи до Троицы в поне­дель­ник, среду и пят­ницу поло­жено две тра­пезы: первая – сухо­яде­ние, вторая – «совер­шен­нее ясти» (глава 32), т.е. варе­ная пища с елеем. Неко­то­рые же раз­ре­шают и на рыбу (глава 33). Без­условно рыба поло­жена в Празд­ники Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы и Отда­ния Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – раз­ре­ше­ние на вся, вклю­чая среду и пят­ницу.

^ Заклю­че­ние

Завер­шая обзор устава о посте, изло­жен­ного в Типи­коне, хочется под­черк­нуть, что он сфор­ми­ро­вался на основе живого опыта мно­го­ве­ко­вой аске­ти­че­ской жизни наших пред­ков и счи­тался испол­ни­мым для каж­дого сред­него чело­века. В житиях пре­по­доб­ных отцев нередко опи­сы­ва­ются дивные и пре­вос­хо­дя­щие чело­ве­че­ское разу­ме­ние подвиги поста. Одни святые отцы не вку­шали весь Вели­кий Пост, другие, пости­лись до 9‑го часа еже­дневно и вку­шали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вку­шали не только молока, но даже рыбу, а елей постав­ляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. При­меры подоб­ного пост­ни­че­ства можно встре­тить даже в жиз­не­опи­са­ниях афон­ских стар­цев 19–20 вв. Посему пред­став­ля­ется весьма полез­ным созна­вать свою немощь в пост­ни­че­ском подвиге, срав­ни­вая обще­при­ня­тые сего­дня обычаи пра­во­слав­ного пост­ни­че­ского дела­ния и реко­мен­да­ции Цер­ков­ного устава. А также, с бла­го­сло­ве­ния духов­ных отцjв, раз­но­об­ра­зить личный пост­ни­че­ский подвиг, при­ни­мая для себя за пра­вило хотя бы то или иное отдель­ное тре­бо­ва­ние устава на опре­де­лен­ный период вре­мени – к при­меру, на ныне начав­шийся Рож­де­ствен­ский пост.

^ При­ло­же­ние

Неко­то­рые ста­рин­ные наиме­но­ва­ния пищи и ста­рин­ные меры, упо­треб­ля­е­мые в Типи­коне

[1] армей – соле­нья и ква­ше­нья, т.е. заго­тов­лен­ная впрок пища.
[2] варе­ние – горя­чая пища, про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку, т.е. варе­ная, пече­ная и т.п.
[3] елей – рас­ти­тель­ное масло (исто­ри­че­ски – олив­ко­вое).
[4] кра­со­вуля (чаша) – мера жид­ко­сти, равная при­мерно пол­фунта, т.е. около 200 гр.
[5] литра – мера веса, равная 340 гр.
[6] онгия – мера веса, равная 1/12‑я фунта или 8 золот­ни­ков, т.е. 34 гр.
[7] сочиво – отвар­ные злаки, т.е. каша; как пра­вило, слад­кая, с добав­ле­нием орехов, сухо­фрук­тов (кураги, изюма и т.п.), меда. Тра­ди­ци­онно изго­тав­ли­ва­ется из зерен пше­ницы.
[8] сухо­яде­ние – вку­ше­ние нева­ре­ной пищи, как то: хлеба, орехов, сухо­фрук­тов, сырых овощей и фрук­тов, маслин и т.п.
[9] укроп – отвар или настой трав, фрук­тов, ягод.

http://otets-gennadiy.livejournal.com

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки