В дискуссиях, возникающих иногда с нашими читателями (как верными Церкви, так и раскольниками), порою встречается недоумение: почему не всегда к клирику, нарушившему какой-либо канон, применяется вся строгость наказания? Мол, если канон говорит: «да будет извергнут», то «должен быть извергнут». Некоторые утверждают, что нарушивший каноны клирик – «уже не клирик». Но на самом деле каноны Церкви четко регламентирует процедуру принятия таких решений церковным судом и никакого автоматизма в них нет. А если бы был? Или если бы суд и епископы выносили решение всегда по максимальной строгости? Многие бы из нас и наших близких остались бы тогда в Церкви?
Конечно же, мы выступаем за соблюдение святых канонов Церкви. Считаем их игнорирование недопустимым. Но одно дело – требовать соблюдения канонов, другое дело – требовать расправы над преступившими их. И разницу эту сформулировал Сам Христос: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:2).
Если мы требуем всей строгости наказания для других, то обязаны требовать ее и для себя, иначе за это с нас взыщет Господь.
О чем речь?
Для примера приведем некоторые каноны:
20-е правило I Вселенского Собора (ВС) и 90-е правило VI ВС запрещает коленопреклонение мирян в церкви в воскресенье и дни пятидесятницы.
24-е прав. VI ВС запрещает клирикам и монахам присутствие на увеселительных и соблазнительных играх и требует немедленно покинуть свадьбу, если на ней подобное началось. Вполне применимая норма к 90% сегодняшних свадеб. Если же клирик остался – он подлежит извержению из сана.
27-е прав. VI ВС определяет недельный запрет клирикам в служении за ношение светской одежды.
50-е прав. VI ВС за азартные игры определяет лишение сана клирика и отлучение мирянина.
51-е прав. VI ВС за звериные бои и зрелища, а также за позорные танцы определяет низложение клирика и отлучение мирянина.
56-е правило VI ВС определяет низложение клирика и отлучение мирянина за вкушение мяса, сыра или яиц в Великий Пост.
61-е прав. VI ВС определяет отлучение на 6 лет за обращение к гадалкам, экстрасенсам и прочим целителям, а упорных в этом определяет исторгать из Церкви вовсе.
66-е прав. VI ВС определяет ежедневное участие в богослужениях всю Светлую Седмицу с обязательным Причастием.
66-е прав. VI ВС определяет епитимию всем вкусившим кровь или удавленину в каком-либо виде. А за продолжение этого – извержение из сана клириков и отлучение мирян.
70-е прав. VI ВС требует от женщин молчать во время Литургии[1].
77-е правило VI ВС запрещает совместное с женщинами мытье в банях под угрозой извержения для клириков и отлучения для мирян.
80-е прав. VI ВС определяет извержение клирика и отлучение мирянина более, чем 3 недели не посещающих богослужения.
2-е прав. Антиохийского Собора определяет отлучение за уклонение от Причастия клирикам и мирянам до исправления и явления плодов покаяния.
87-е прав. VI ВС определяет семилетнюю епитимию за оставление брака.
96-е прав. VI ВС определяет отлучение за искусственные плетения в прически, прельщающие неутверждённых в целомудрии.
38-е правило св. Василия Великого определяет три года отлучения за вступление в брак девицы без согласия отца.
21-е прав. Анкирского Собора и 2-е правило св. Василия Великого определяет 10 лет отлучения за аборт.
59-е прав. Св. Василия Великого определяет за блуд отлучение на 7 лет, а 58-е за прелюбодеяние епитимию на 18 лет. 20-е прав. Анкирского Собора сокращает отлучение за прелюбодеяние до 7 лет.
57-е Апостольское прав. определяет за насмешки над инвалидом отлучение клирикам и мирянам…
Перечень можно продолжить.
Если к нарушителям этих канонов применить всю строгость, то наши храмы опустели бы в значимой мере… Все ли из «обличителей» клира готовы поручиться, что не нарушили ни один из канонов? Чтобы в оный день не услышать от Господа: «злой раб! весь долг тот Я простил тебе, потому что ты упросил Меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и Я помиловал тебя?» (Мф. 18:32-33).
Примечание
[1] Следует отметить, что речь в этом правиле идёт о запрете проповеди с амвона, а не о молчании. Ред. АВ.