Слово в День Святой Троицы

Слово в День Святой Троицы


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый — это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время: одни едят только ночью, другие — только утром, третьи — только днём. И Ной, оказывая гостеприимство всем этим животным, он однажды не успел вовремя покормить льва и лев ударил его лапой по ноге, и Ной потом хромал всю жизнь. Но это был знак, эта хромота, это был знак его усердия в проявлении гостеприимства.

Другой очень гостеприимный человек — это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр, который имел много входов и много выходов. Там свисали полотнища, через одно полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище, через другое они выходили. Вот такую заботу Иов проявлял, как верх гостеприимства по отношению к гостям.

И был третий великий праведник — Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы сидеть и ждать, когда кто-то пойдет, а он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то, а, если кого-то видел, он бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище.

И вот Авраам сподобился явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что, когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом, и в тот день он не просто сидел на улице, он сидел во время зноя дневного. А чему хочет нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был обрезанный и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была боль от обрезания и дневной зной, когда боль усиливается, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть кто-то пойдет.

Есть другое объяснение: он сидел на улице, а Господь усилил зной, чтобы никто не пошёл, чтобы Авраам пошел бы полежал бы с болью своего обрезания, но он всё равно сидел на улице и ждал, всматривался в даль: может быть кто-то появится. И когда он увидел, идут трое, это были три Ангела Божиих, которые являлись иконой Триединого Бога, он подумал, что это бедуины — арабы, и он побежал к ним навстречу, написано в Библии. И он подбежал, пал ниц и сказал: “господа мои, войдите в дом мой, не пройдите мимо”. А в пророческом озарении он даже сказал: “Господь мой, не пройди мимо”. Он в каждом путнике ожидал Господа. Как и Господь Иисус Христос учит нас: “если ты кого накормил — ты Господа накормил, кого напоил — Господа напоил, посетил, навестил, одел — это ты о Господе позаботился. И, вот, у Авраама было такое внутреннее вероубеждение, что он должен каждому помогать, кого он встретит в пустыне. И он побежал навстречу, упал ниц, и сказал: “Не пройди мимо раба твоего”. И Господь, в лице трех ангелов, которые символизировали собой Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, вошёл в его жилище под Мамврийским дубом.

И вот эти ветви, они символизируют собою Мамврийский дуб; об этом дубе ещё в первом веке историк Иосиф Флавий писал: “по преданию этот дуб стоит от сотворения мира и когда мир окончится, дуб прекратит нести зеленые ветви”. Те, которые ездят сейчас в Хеврон, они видят этот же дуб и там уже маленькие веточки зелёные пробиваются, маленькие, уже настолько он разросшийся, огромный, жизнь уже как бы еле теплится в Мамврийском дубе, а, значит, и на всей нашей планете уже мы приближаемся к некоему рубежу.

И вот Авраам решил угостить пришедших к нему. Сказано: “побежал Авраам в поле, выбрал телёнка. Побежал Авраам к Сарре и сказал, чтобы она замесила муки”. И вот, три, четыре раза говорится: побежал, побежал, побежал. И это обрезанный пожилой человек. Но у него было юношеское дерзновение в служении путникам, потому что у него была внутренняя философия и вероубеждение, что, служа любому человеку, он служит самому Господу.

Однажды был случай, когда Авраам тоже сидел и ждал, когда кто-то пройдет мимо, и шел бедуин. Авраам говорит: “зайди ко мне, я тебя накормлю”. Бедуин зашел, Авраам поставил перед ним воду, еду и говорит: “только у меня такой обычай: благослови моего Бога Единого и кушай”. Бедуин разозлился и сказал: “что это за условия какие-то: ты меня позвал, я пришел, у меня богов много, у тебя один, какие-то условия ставишь, да не буду я есть за твоим столом”. И убежал. Авраам сидит, думает: “Господи, что делать?” А Господь говорит ему сверху: “Авраам, Авраам, я без всяких предварительных условий кормлю птиц небесных, зверей полевых, рыб морских, а ты какие-то условия стал выдвигать. Вот догони этого бедуина, посади на закорки и неси назад. И без всяких предварительных условий покорми его”.

Действительно, наш Бог кормит верующих и неверующих, наш Господь пропитает и праведных и грешных, и людей и животных, и птиц небесных и зверей полевых. Заботится и промышляет о всём творении. Поэтому, гостеприимный человек он наиболее уподобляется Богу. Вот почему Авраам и сподобился Богоявления. Господь сказал Аврааму: “Через год приду к тебе и у тебя будет ребёнок”. Но какой ребёнок? Аврааму девяносто девять лет, Сарре восемьдесят девять лет (она на десять лет была моложе Авраама). И Сарра услышала эти слова и засмеялась: как это у неё будет ребёнок? Господь спрашивает Авраама: “Почему засмеялась Сарра?” То есть, Господь за жену спрашивает с мужа. Сарра испугалась и говорит: “Господи! Я не смеялась”. Господь говорит: “Нет, ты смеялась”. Но, при этом Господь скрыл некоторые слова, которые произнесла Сарра в своём сердце. А Сарра посмеялась: “Я, такая старая, рожу? Да и господин мой старый”. Так вот Господь эту вторую часть слов скрыл: “Да и господин мой старый”, научая нас, людей не быть переносчиками слухов между мужем и женою, между членами одной семьи. Чтобы мы не разжигали конфликты между членами одной семьи, а даже что-то умолчали бы.

Потом два Ангела отделяются и уходят. Авраам спрашивает: “а куда же они идут?” Господь говорит: “Они идут уничтожить Содом и Гоморру” — нечестивые города. А там жил племянник Авраама по имени Лот со своими женою и дочерьми. Авраам испугался и говорит: “Господи! А если там пятьдесят праведных, неужели ты уничтожишь эти города, Содом и Гоморру с пятьюдесятью праведными?” Господь говорит: “нет, если там пятьдесят, я не уничтожу”. Авраам спрашивает: “Господи! А если там только сорок праведных, неужели ты уничтожишь Содом и Гоморру, не смотря на то, что только сорок праведных?” Господь говорит: “нет, если сорок”… — потом далее — “…если тридцать, если двадцать, десять не уничтожу”.

Однажды, когда я проводил радиоэфир, вдруг звонит мужчина и начинает ругать один монастырь и говорит: “там монахи какие-то все развращенные”. А я ему отвечаю: “Мы же сегодня беседовали про Авраама о том, как Авраам искал в Содоме и Гоморре праведных, чтобы спасти эти города, а вы в монастырях ищете развращенных людей. Вы представляете, насколько ваше мировоззрение отличается от мировоззрения Авраама праведного? Он искал праведных в Содоме и Гоморре, а вы среди народа Божьего ищете нецеломудренных людей”. Авраам был подлинный праведный, поэтому и о людях он праведно судил. Как в Писании сказано: “для нечистого всё нечисто, а для чистого всё чисто”.

И Авраам умолил Бога, и эти двое Ангелов вывели семейство Лота, племянника Авраама, они были спасены от уничтожения Содома и Гоморры. Но, если бы в этих городах набралось бы хотя бы десять праведных, они бы сохранились. Как и в русском народе есть пословица: “не стоит город без святого, и село без праведного”. То есть праведные — это те, которые сохраняют существование мира. Ради них мир ещё не уничтожается. И Святые Отцы писали: “Когда полк святых оскудеет — тогда конец мира”. Мамврийский дуб не даст зеленую веточку и всё придет к своему трагическому завершению.

Почему мы говорим, что три Ангела — это как икона Святой Троицы? Сказано: Бога никто никогда не видел и видеть не может. Бог невидим. И если Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов — это икона Святой Троицы. Он был посвящен таким образом в тайну Триединого Божества. А эта тайна Божественной любви, эта тайна, которая свидетельствует о том, что Бог Отец любит Бога Сына, а Бог Сын любит Бога Отца. И как Бог Отец имеет жизнь саму в себе, так и Сын имеет жизнь саму в себе; ипостась и любовь обоих имеет жизнь саму в себе, ипостась Духа Святого. Поэтому тайна Святой Троицы — это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобится любви Трёх. Когда Он говорит: “Будьте едины, как Я един с Отцом”. А когда Дух Святой в День Пятидесятницы в эти дни сошел на апостолов и огненные языки запылали над их головами — это точно было свидетельство, что любовь Божья вошла в их сердца. Апостол Павел так и написал: “Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым”.

Дух Святой, как писали древние Отцы — это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого — это Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду. Христос Сам говорил: “Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца и Он пошлет Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого Евангелия”. Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви Православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: “Вселюсь в них, буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом”.

Итак, Авраам через гостеприимство удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божью сподобились в День Святой Пятидесятницы стати Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв Духа Святого внутрь себя. Так таинственным образом события Ветхозаветные и Новозаветные переплелись в одном этом празднике, когда мы прославляем Триединого Бога и умоляем Духа Святого Сокровище благих и жизни Подателю, чтобы Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны. И мы все в этот день с сыновней преданностью восклицаем: Пресвятая Троица — спасай нас!

С праздником!

Комментировать