<span class="bg_bpub_book_author">протоиерей Евгений Горячев</span> <br>Проповедь в день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»

протоиерей Евгений Горячев
Проповедь в день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»


Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Какая бы величайшая Святыня не была у народа, в какое бы сверхвеликое паломничество мы не отправлялись, или не отправляли свою Святыню, я подразумеваю такую подводную лодку, на которой мощи проплывают вокруг исторических границ родины, или космический корабль, на котором икона «Знамение» вращается вокруг нашей планеты. Какие бы действия мы не совершали, если у нас, как у народа, тоже самое поведение, что у суздальцев или у Офни и Финееса то нас ждет тот же результат. В лучшем случае, это результат новгородский и суздальский – мы просто разбежимся, в худшем – нас ждет то же, что и израильтян – потеря и жизни, и святыни.

Основание нашей веры – Откровение Божие, которое исторически отливается в две равновеликие формы – Предание и Писание. Говорит ли о сегодняшнем Празднике Предание? – Да. А Писание? – Как ни странно, тоже. Предание включает два рассказа: один о событии, оформившем саму причину появления этой иконы как таковой, другой о нашей русской иконе «Знамения» в частности.

Никон Рклицкий в Жизнеописании митр. Антония Храповицкого упоминает первый рассказ…Речь идет о раннехристианской общине, в которой Божия Матерь пользовалась особым почитанием. Иудеи, зная об этом этом, и желая, чтобы «назорейская секта» исчезла, подкараулили Ее как-то в одну и решили убить; но казнить без суда вовсе им препятствовал их же закон, поэтому они решили (чтобы хотя бы как-то формально исполнить приговор религиозного суда прежде, нежели побить Ее камнями) задать ей вопрос: «чем докажешь, что Ты – Матерь Благословенного?» Ничего не ответила Пресвятая, только воздела руки к небесам и в этот момент на Ее одеждах изобразился Богомладенец. Посрамленные и напуганные этим чудом вопрошавшие скрылись.

Вторая история связана с событиями русского средневековья, которые всем нам хорошо известны. И там и там были русские люди (суздальцы, новгородцы) и там и там были православные христиане. Но одни видимо настолько основательно забыли про все это, что даже выставленная на городскую стену святыня, не могла отрезвить их, пробудить от мировоззренческой и культурной амнезии…  Итог – стрела пущенная в икону почти уже побежденных, обращает в паническое бегство и поражение почти уже победивших.. И это конечно знамение!..

Теперь, что касается Писания. В 1‑ой книге Царств есть рассказ о двух священниках патриотах, которые верили, что знамение подобное «новгородскому» всегда возможно как принцип (именно как принцип, а не потому что они предвидели то, что произойдет спустя тысячелетия, в иной культуре и на другом континенте). Они верили, что для подобного знамения достаточно лишь механического обладания святыней…

Достаточно лишь крестного хода с Ковчегом Завета в район боевых действий и враги сразу же разбегутся, но вышло иначе… Как известно Офни и Финиес погибли, а святыня оказалась у филистимлян… И это тоже знамение! Библейское знамение на ту же самую тему… Почему? Да потому, что подлинные и Предания, и Писания, дорогие отцы, братья и сестры, всегда об одном и том же! Бога нельзя заставить Его можно только просить!

И успех этих просьб зависит не столько от величины имеющейся у кого-то святыни, сколько, простите за вульгаризм, от нравственной «начинки» самих просителей..

Церковный Праздник, посвященный сегодняшней истории (во всех ее ракурсах) учит нас немногим, но очень важным вещам:

  • воздетые руки Моисея или Божией Матери, могут быть легко скопированны как личные ритуальные действия и священником и мирянином, но (сколько не повторяй «иже херувимы», сколько не воздевай при этом руки.., Бога одними словами и жестами не убедишь…).
  • тоже самое можно сказать и о ритуальных действиях общественного характера. Какие бы мощи и иконы нам как народу не принадлежали, в какие бы «сверх-священные паломничества и крестные ходы сами мы как национальная общественная группа не отправлялись или, наоборот, не отправляли бы свои святыни. На подводной ли лодке вокруг морских границ своей родины, на космическом ли корабле вокруг земли и т. д. Все это конечно можно сделать и постоянно делается…

Только вот результат всегда непредсказуем. А иначе откуда бы в нашей святоотеческой письменности появилось бы знаменитое слово-приговор святителя Григория Нисского – с весьма и весьма эпатирующим названием:“Слово против тех, кто ездит на Святую Землю»…

Если в сердцах и делах русских людей вообще и церковных людей в частности будут прослеживаться те же тенденции, что и в жизни двух ветхозаветных «патриотов» или целых армий средневековых суздальцев с их псевдосвященным общественными начинаниями, результат у нас, я думаю, будет в лучшем случае, как у суздальцев, а в худшем как у израильтян, лишившихся после своего дерзкого крестного хода и жизни и святыни!..

Впрочем сегодняшний праздник звучит для нас как бы от лица тех, у кого в истории все получалось правильно, а это значит, что надежда на то, что и у отдельного человека, и у отдельного народа все еще может получиться, – всегда остается! Аминь.

Комментировать

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

3 комментария

  • людмила, 10.12.2015

    Спасибо за проповедь , когда же люди начнут думать и слышать истину?

    Ответить »
  • Александр, 10.12.2015

    Замечательное слово! Спасибо, Батюшка! Именно “начинки” нравственной нам, русским людям, сейчас недостает. Будем об этом просить Господа, чтобы очистил наш разум и отверз нам сердце в любви к Нему.
    Ибо мы сейчас по большей части руки воздеем и кланяемся. Мы похожи на тех самарян, которым Господь Иисус Христос сказал: “Вы не знаете, чему кланяетесь … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Св. Евангелие от Иоанна, 4:22–23).
    Слово пастырское должно сейчас звучать сильнее колокольного перезвона. Пробудись Россия! Ты намоленная территория Бога! Ты должна воспротивиться всей душой народной той мерзости и нечистоте, в которую тебя ввергли современные и предшествующие им реформаторы. Надо во всех общественных местах и информационных каналах трубить о том, что Россия духовными подвигами предков призвана быть Святой Русью. Мы же сделали ее вертепом разбойников. Это сделали мы сами- русские люди! Сделали своим неверием, своим эгоизмом, своим стремлением к земным удовольствиям, которые нам поставляются в обмен на драгоценнейшую Благодать Божию в наших душах. Где русский Царь — помазанник Божий?! Его не произведешь революцией, его можно только вымолить у Бога! Именно этой глубины понимания нам сейчас не достает. Мы пока надеемся на какие-то “свои” силы. И вот эти “силы” могут нас оставить без нашей Родины, без Святой Руси! Соборно, на городских площадях сейчас надо молиться Богу, с великим покаянным чувством за свое массовое отхождение от Него. Тогда будет воочию явлено чудо Знамения для русского народа, тогда русское сердце уже невозможно будет обмануть и остановить в его сыновней любви к Богу! Аминь.

    Ответить »
  • Алексей, 10.12.2017

    Слава Богу! Впервые встречаю слова Истины. Будь благословен брат! Будем молиться ‚чтобы тебя услышало побольше православных христиан.

    Ответить »