Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Олег Стеняев</span> <br>Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста

протоиерей Олег Стеняев
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие от Марка, сороковое зачало. И мы читаем это Евангелие, которое начинается словами: «Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».

Итак, в этом Евангельском чтении мы видим мужчину, который приходит к Господу Иисусу Христу с очень важной проблемой: у него бесноватый сын. Я думаю, что в той или иной степени каждый человек бывает подвержен влиянию злых духов. Особенно часто мы видим, как крутит и вертит нашу молодежь, когда они бросаются из одной крайности в другую, потому что дьявол и его служители бесы, они стараются делать всё для того, чтобы грех молодел, чтобы люди, только входя во взрослую жизнь, уже осквернялись соприкосновением с нечистым. Но здесь ситуация более опасная: человек был не просто одержим духом, а бес вселился в этого человека, так, что он ничего не мог говорить. Дух немой напал на этого юношу.

Что значит «дух немой»? Мы знаем из святоотеческой традиции, что у каждого греха есть свой бес-покровитель, как у каждой праведности есть свой Ангел-покровитель. Иногда, когда мы хотим помогать нашей молодежи, мы не всегда можем найти такие решения, которые действительно обеспечат им поддержку в этот самый сложный период жизни человека. Да, братия и сестры, самый сложный период жизни человека — это именно молодость. Хотя в мире, в котором мы живем, существует культ молодости, но в Священном Писании, где очень возвышенно говорится о детстве, например Господь Иисус говорит: «если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Также в Священном Писании говорится очень возвышенно о старости. Сказано в Законе Божием: «пред лицом седого человека вставай». Но нигде в Священном Писании не говорится хорошо о молодости, о юности. Напротив, мы находим такие слова: «… от юности борют меня многие страсти». Так молился псалмопевец Давид. А праведный Иов Многострадальный восклицал в отчаянии: «кости мои напоены грехами юности моей и вместе со мною хотят лечь в могилу».

Действительно, юность или молодость — это самый сложный и самый опасный период жизни человека. Святитель Феофан Затворник писал о том, что молодость — это духовно и нравственно невменяемый период в жизни человека. Но в то же время, когда апостол Павел писал послание юному епископу Тимофею, он писал ему: «… да никто не пренебрегает юностью твоей». То есть, необходимо протянуть руку помощи нашей молодежи, поддержать их неопытные, мятущиеся чувства, направив в правильном русле. И особенно мы должны это делать с большим усердием, когда дело касается наших домашних, родных и близких. Как сказано было апостолом Павлом в том же послание к Тимофею: «… кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного».

Но как мы можем помочь нашей молодежи? Вот этот мужчина подходит к Господу Иисусу с просьбой и Христос отвечает ему словами: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». Почему Христос на просьбу о помощи для этого молодого человека использует такие резкие слова, обращенные к его отцу, человеку немолодому, взрослому? Этими словами Христос как бы говорит всем родителям: «если вы видите недостатки в ваших детях и хотите им выговаривать за эти недостатки — знайте, что вы смотритесь в зеркало, ибо в ваших детях отражается всё то, чему они научились, живя среди вас».

И сказано в Писании: «Наставь юношу в начале пути его и он не уклонится от него, когда и состарится». Поэтому вывод очевиден: наши дети, точнее наша молодежь ведет нравственно невменяемый образ жизни, потому что не были наставлены при вхождении в юные годы свои. И это реальность, на которую мы не можем закрывать глаза, когда у нас дети, они охотно ходят в храм, они охотно ходят на занятия воскресных школ, но когда им становится пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать лет они перестают проявлять интерес к религии, потому что они вошли в самый опасный период в жизни человека.

Иными словами, Христос, говоря так резко по отношению к просящему отцу, обращается ко всем взрослым разделить ответственность за то, что происходит с нашими детьми. Это значит мы их не научили, не наставили, не воспитали, не образовали. У нас сейчас детей не наставляют, не воспитывают, не образовывают, — их выращивают, как выращивают капусту, картошку выращивают. Самое главное слово, которое должно регулировать наше отношение с детьми и молодежью — это слово ОБРАЗОВАНИЕ. Это слово означает на славянском языке восстановить в человеке ОБРАЗ БОЖИЙ, потерянный в грехопадении. Образовать — это как бы вернуть ему то подобие Богу, тот образ Божий, который был у человека до грехопадения.

«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Вот настоящая характеристика молодости, когда действительно бросает молодых и совсем юных из крайности в крайность: из огня в воду, из воды в огонь, и мы, взрослые, не всегда понимаем вот эту неуёмность юности, отчего она произрастает. Ответ может содержаться в том, что юные зачинаются в юности самих родителей своих. Блаженный Феофилакт в своё время обратил внимание на то, что все святые Божии, как правило, рождались от пожилых родителей, в летах заматоревших. Он озадачил себя вопросом: «А почему? Обычно люди рождаются от молодых, которые вступили в брак и первенец является радостью и утехой для них». И Блаженный Феофилакт, отвечая на этот вопрос, говорит: «дети, которые зачинаются от молодых родителей, наследуют пылкость молодости и страстность молодости. И, напротив, дети, которые зачинаются от родителей в возрасте, иногда в преклонном возрасте, они наследуют степенность и хладность к похотливым чувствам». И, более того, такие дети являются плодом многолетних молитв, когда, например, Авраам молился (о том, чтобы у него был наследник) до столетнего возраста, а Сара молилась до девяностолетнего возраста. Родители Божией Матери, родители Иоанна Крестителя — это были люди, которые вымаливали своих чад у Бога и сообщали им вменяемость зрелых лет. Но, в любом случае, когда бы ни были зачаты дети — в молодости, или в старости, или в зрелых годах, они являются благословением Божиим.

Господь Иисус обращается к отцу, Он говорит: «… если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Вот эти слова: «… ВСЁ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ», их, наверное, надо иметь девизом для себя. И там, где вы молитесь, может быть, хорошо распечатать эти слова, поместить их в рамочку, чтобы они были перед глазами, когда какие-то трудности, переживания, вы будете видеть эти слова Господа: «… ВСЁ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ».

Далее мы читаем: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Оказывается, проблемы этого молодого человека, который с детства был бесноватым, это неверие его отца. Таким образом, Писание раскрывает как бы генезис происхождения этой проблемы. Но, когда сам этот отец оказался перед выбором: как помочь своему ребенку? И Христос говорит ему: «имеешь ли веру?» А он не имеет веру, но он имеет серьёзную проблему, он пересиливает своё неверие и восклицает: «верую, Господи! помоги моему неверию».

Действительно, а как усилить в себе самом веру, если молитва произносится недостаточно искренно, если рой сомнений гнездится в нашем сознании, источник веры всегда один и тот же. Сказано: «Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия». То есть, когда мы погружаем своё сознание в изучение Священного Писания, то вера усиливается в каждом из нас. Вера приобретает те формы, о которых сказано в Писании: «Имейте веру Божию», то есть не субъективную, свою, со всякими предрассудками и суевериями, но, когда мы свой ум подчиняем Библии, Божественному Откровению, то Вера Божия, то есть ИСТИННАЯ ПРАВДА проникает в наши сердца. Поэтому, если кто-то считает себя маловерующим — это не основание не молиться. У каждого из нас хватает проблем и если мы, пробираясь сквозь дебри собственных сомнений, депрессивных особенностей нашего характера и сокрушая собственное неверие, кричим: «Помоги нам, Господи! Услышь нас, Господи! Верую, помоги нашему неверию!» — Он придет на помощь каждому человеку, который обращается к Нему. И, поистине, можно сказать со всей очевидностью: нет ни одного человека, который, обратившись к Богу, был бы не услышан Богом. Потому что Господь ведет диалог со всем Своим творением и если бы Он прекратил вести диалог с любой частью творения, оно бы сразу прекратило своё существование. Как сказано о Боге, что мы Им живём, движемся и существуем.

Итак, мужчина, который был слабо верующий, но у которого была очень и очень серьёзная проблема восклицает: «Верую, Господи! помоги моему неверию», и, тотчас, происходит исцеление молодого человека. От детских лет, в течении многих лет до юности этот молодой человек страдал от беса, который бросал его то в огонь, то в воду. Но исцеление, которое приходит от Господа Иисуса Христа, оно совершается ТОТЧАС. Мы знаем, что имевший сухую руку, ТОТЧАС протянул руку, она стала здоровой. Мы знаем, что расслабленный, которого принесли друзья к ногам Иисуса, ТОТЧАС встал на ноги свои, взял постель и пошел домой. Вот это выражение — ТОТЧАС — это свидетельство о том, что если у нас есть много проблем, мы годами не можем их решить, это только потому, что мы не обращались к Богу с искренним восклицанием. Потому что, если Господь вмешается в нашу ситуацию, в ту или иную нашу проблему, избавление может прийти ТОТЧАС.

Итак, всё возможно верующему. С этой мыслью будем приступать к Святым Дарам, которые изнесутся словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». С этими словами покинем храм и пойдем домой, войдем в наши квартиры, и эти слова должны звучать в нашем сознании: «Всё возможно верующему», и когда увидим наших родных и близких, которые ещё вдали от Путей Господних, когда увидим нашу духовно-квёлую молодежь, которая не познала путей Господних, пусть эти слова не покидают нас: «Всё возможно верующему». По молитве верующего не только горы могут сдвигаться с места, но и неверие наших близких обращаться в глубокую веру и в глубокую убежденность в том, что есть один Хозяин в этом мире, один Создатель и Творец, подчинение воли которого — залог подлинно счастливой жизни.

Спаси вас Господь!

Комментировать

Добавить комментарий для Протоиерей Валерий Отменить ответ

1 Комментарий

  • Протоиерей Валерий, 27.03.2017

    Спасибо дорогой батюшка!

    Ответить »