Проповедь в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Проповедь в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

(3 голоса5.0 из 5)

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дня дву­на­де­ся­тый празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Из Пре­да­ния известно, что Божию Матерь при­вели к храму Ее роди­тели — бла­го­че­сти­вые Иоаким и Анна. А затем, нару­шая все обы­чаи того вре­мени, пер­во­свя­щен­ник про­тя­нул Ей руку и помог взойти по кры­тым сту­пе­ням храма под его своды.

Это уди­ви­тель­ное, в каком-то смысле таин­ствен­ное повест­во­ва­ние испол­нено мно­гих смыс­лов. В силу вет­хо­за­вет­ных обы­чаев ничего подоб­ного быть не могло: пер­во­свя­щен­ник не мог вве­сти ребенка в храм, тем более во свя­тая свя­тых. Но цер­ков­ное пре­да­ние о Бого­ма­тери вос­хо­дит к I веку, и нет ника­ких сомне­ний, что это собы­тие дей­стви­тельно имело место: Мла­де­нец Мария взо­шла по сту­пе­ням храма и в сопро­вож­де­нии пер­во­свя­щен­ника всту­пила под его свя­щен­ные своды.

Важно отме­тить, что Деву Марию в храм при­вели Ее роди­тели. А если бы не при­вели, то не было бы всего, что донесло до нас Свя­щен­ное Пре­да­ние Церкви. В исто­рии сего­дняш­него празд­ника акцент сде­лан именно на том, что Мария была при­ве­дена в храм сво­ими роди­те­лями, а затем пер­во­свя­щен­ник ввел Ее во свя­тая свя­тых. Тем самым наше вни­ма­ние обра­ща­ется на роль роди­те­лей в вос­пи­та­нии детей. Основы харак­тера начи­нают фор­ми­ро­ваться еще во чреве матери, гене­ти­че­ски сохра­няя черты преды­ду­щих поко­ле­ний, но, как гово­рят уче­ные, лич­ность в основ­ном скла­ды­ва­ется в уди­ви­тель­ном мла­ден­че­ском воз­расте — от трех до пяти лет. Здесь очень мно­гое зави­сит от роди­те­лей, от того, как они вос­пи­ты­вают мла­денца, от того, сколько любви они в это вос­пи­та­ние вкла­ды­вают, насколько разумно стро­ится работа с ребен­ком. А поскольку сего­дня мы вспо­ми­наем вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, уместно ска­зать и о том, что этот воз­раст осо­бенно важен для духов­ного вос­пи­та­ния младенца.

Ино­гда меня спра­ши­вают, в том числе жур­на­ли­сты: а когда Вы себя почув­ство­вали веру­ю­щим? когда Вы при­шли в храм? Я отве­чаю: не помню, когда. По всей веро­ят­но­сти, в том воз­расте, когда я еще себя тол­ком не осо­зна­вал, и я бла­го­дарю своих роди­те­лей за то, что мое вос­пи­та­ние нача­лось с самого ран­него дет­ства. Обра­ща­ясь сего­дня к роди­те­лям, к пра­во­слав­ным людям, я говорю: ни в коем слу­чае не откла­ды­вайте рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние ваших детей, не ссы­лай­тесь на воз­раст или на состо­я­ние здо­ро­вья! Неко­то­рые гово­рят: ребе­нок еще слаб, чтобы вести его в храм. При­во­дить ребенка в храм сле­дует в любое время, если это физи­че­ски воз­можно. И чем раньше начи­на­ется воцер­ко­в­ле­ние лич­но­сти, тем силь­нее ее рели­ги­оз­ность, а зна­чит, тем силь­нее убеж­де­ния, в том числе нрав­ствен­ные, кото­рые фор­ми­руют лич­ность, делают ее силь­ной, не при­ем­лю­щей зла, откры­той к добру. Ту самую лич­ность, кото­рая явля­ется обще­ствен­ным иде­а­лом. Нельзя сфор­ми­ро­вать такой обще­ствен­ный идеал, не зани­ма­ясь вос­пи­та­нием с дет­ства, и в первую оче­редь это отно­сится к рели­ги­оз­ному вос­пи­та­нию, к воцер­ко­в­ле­нию детей.

В опре­де­лен­ном воз­расте насту­пает пере­лом, и мла­де­нец ста­но­вится отро­ком или отро­ко­ви­цей. Появ­ля­ются некие чув­ства, кото­рых не было в ран­нем дет­ском воз­расте, чело­век дела­ется очень вос­при­им­чи­вым к вли­я­ниям извне. Этот воз­раст мы назы­ваем пере­ход­ным и счи­таем очень слож­ным, но он может быть совер­шенно не опас­ным, если всё зало­жено в лич­но­сти с самого ран­него дет­ства, если зало­жено опре­де­лен­ное миро­воз­зре­ние, и, что самое глав­ное, сфор­ми­ро­ван духов­ный опыт. Если ребе­нок знает, что такое храм, что такое при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Таин, если он с радо­стью идет в цер­ковь на бого­слу­же­ние, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изме­нится его миро­ощу­ще­ние, его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щего мира, потому что глав­ные пара­метры лич­но­сти уже сфор­ми­ро­ваны дей­ствием бла­го­дати Божией, кото­рая изли­ва­ется на мла­денца при посе­ще­нии им храма.

Вот почему при­ве­де­ние детей в храм — это одна из самых глав­ных задач вос­пи­та­ния мла­ден­цев. Если мы хотим, чтобы нам на смену при­шли люди целост­ные, креп­кие духом, муже­ствен­ные, силь­ные, любя­щие тех, кто их окру­жает, и, самое глав­ное, любя­щие роди­те­лей, любя­щие Оте­че­ство свое, мы должны пом­нить: рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние, посе­ще­ние храма, дей­ствие Божией бла­го­дати явля­ются надеж­ными фак­то­рами, обес­пе­чи­ва­ю­щими такое ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской личности.

На отпу­сте каж­дой службы мы поми­наем свя­тых Иоакима и Анну, име­нуя их Бого­от­цами, — именно потому, что они так вос­пи­тали Пре­чи­стую Деву Марию, что Она стала спо­соб­ной стать Мате­рью Бого­че­ло­века, Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Эти свя­тые роди­тели дают всем при­мер того, как нужно духовно вскарм­ли­вать своих детей, — чтобы ника­кие соблазны мира, ника­кие тре­вол­не­ния не раз­ру­шили целост­ность их личности.

Сего­дня осо­бый день. Мы должны молиться о сохра­не­нии наших семей, об их укреп­ле­нии, и в связи с этим я бы хотел напом­нить, что сей­час рас­смат­ри­ва­ется про­ект закона, каса­ю­ще­гося борьбы с так назы­ва­е­мым семей­ным наси­лием. Суще­ствует ли это явле­ние? Конечно, суще­ствует, и мы нередко ста­но­вимся сви­де­те­лями тяже­лых семей­ных кон­флик­тов. Кто ж не был сви­де­те­лем семей­ных драм, кто не слы­шал кри­ков ссо­ря­щихся супру­гов или даже видел реаль­ное наси­лие и боль, физи­че­скую и духов­ную, кото­рую они испы­ты­вают? Как к этому отно­ситься? Конечно, ника­кого наси­лия в семье допус­кать нельзя!

Но есть нечто опас­ное в совре­мен­ных тен­ден­циях, в том числе в зако­но­да­тель­ной сфере, когда под видом борьбы с семей­ным небла­го­по­лу­чием неко­то­рые пыта­ются уза­ко­нить втор­же­ние в семей­ную жизнь сто­рон­них сил, обще­ствен­ных или госу­дар­ствен­ных орга­ни­за­ций, неких доб­ро­воль­цев, якобы при­зван­ных помочь уре­гу­ли­ро­вать поло­же­ние в семье. К такого рода втор­же­нию чужих людей в семей­ную жизнь нужно отно­ситься с очень боль­шой осторожностью.

Семья — это свя­тое про­стран­ство любя­щих друг друга людей, и нужно делать все для того, чтобы сохра­нять эту любовь, чтобы не допус­кать ника­кого наси­лия, чтобы жизнь супру­гов была радост­ной, мир­ной, счаст­ли­вой, чтобы в атмо­сфере любви вос­пи­ты­ва­лись дети. Очень опасно, когда в закры­тое семей­ное про­стран­ство втор­га­ются чужие люди и иные силы, и кто знает, что подоб­ное втор­же­ние может при­не­сти — пользу или вред для тех, кто живет бок о бок друг с дру­гом и сохра­няет семей­ные узы. Поэтому, кате­го­ри­че­ски высту­пая про­тив вся­кого наси­лия в семье, счи­тая это вели­ким гре­хом и пре­ступ­ле­нием, мы вынуж­дены воз­вы­сить наш голос в защиту семей­ного про­стран­ства от втор­же­ния извне под любыми предлогами.

Семья — это союз двух людей, кото­рые всту­пили в брак по любви, кото­рые вос­пи­ты­вают детей и несут лич­ную ответ­ствен­ность пред Богом и перед обще­ством. Состо­я­ние семьи — их лич­ная ответ­ствен­ность, и непоз­во­ли­тельно, втор­га­ясь в семей­ную жизнь, раз­ру­шать основы семей­ных отно­ше­ний. Поэтому борясь с упо­треб­ле­нием силы в раз­ре­ше­нии семей­ных кон­флик­тов, мы вме­сте с тем не должны допус­кать втор­же­ния в семей­ное про­стран­ство чужих людей с непо­нят­ными целями и мыслями.

Для того чтобы дело не дохо­дило до таких край­но­стей, каж­дый, кто всту­пает в брак, дол­жен пони­мать: любовь — это не только цветы и радость пери­ода зна­ком­ства или пер­вых лет супру­же­ской жизни. Любовь — это в первую оче­редь жертва, когда один супруг отдает себя дру­гому, когда нет ничего, что было бы жалко отдать. Это и есть насто­я­щая любовь, и в нее нельзя втор­гаться извне ни под каким видом, потому что любовь сама по себе спо­собна испе­пе­лить любой кон­фликт, любую про­блему в семей­ных отношениях.

Говоря об этом, не могу не ска­зать об огром­ной ответ­ствен­но­сти Церкви. Нашим пас­ты­рям на испо­веди нередко рас­ска­зы­вают о семей­ных кон­флик­тах, когда нару­ша­ется вза­и­мо­по­ни­ма­ние между мужем и женой, когда от этого стра­дают дети. Конечно, задача пас­ты­рей, при­ни­ма­ю­щих испо­ведь, — сде­лать все, чтобы сохра­нить семью, чтобы при­ми­рить супру­гов. Если есть необ­хо­ди­мость, нужно даже доби­ваться встречи с обо­ими супру­гами, с тем чтобы иметь воз­мож­ность пас­тыр­ским сло­вом и любо­вью увра­че­вать кон­фликт. Ведь Цер­ковь сего­дня несет осо­бую ответ­ствен­ность за сохра­не­ние семей­ных цен­но­стей, за сохра­не­ние семьи, под­вер­га­ю­щейся столь гроз­ным раз­ру­ши­тель­ным воз­дей­ствиям извне.

Вспо­ми­ная в этот день свя­тых Бого­отец Иоакима и Анну, вспо­ми­ная в этот день Пре­чи­стую и Пре­бла­го­сло­вен­ную Деву Марию, вос­шед­шую по сту­пе­ням в храм Божий, давайте помо­лимся о наших род­ных и близ­ких, осо­бенно о тех, кто про­хо­дит через испы­та­ния в семей­ных отно­ше­ниях, дабы Гос­подь при­к­ло­нил к ним милость, укре­пил в сердце любовь, дал муд­рость и силу пре­одо­ле­вать кон­фликты, сохра­няя отно­ше­ния между самыми близ­кими людьми — между мужем и женой, между роди­те­лями и детьми, чтобы в атмо­сфере любви и еди­но­мыс­лия про­ис­хо­дило ста­нов­ле­ние детей, фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти и реа­ли­зо­вы­вался запрос на чело­ве­че­ское сча­стье, кото­рый есть в сердце каж­дого чело­века и кото­рый мно­гие стре­мятся реа­ли­зо­вать именно в семей­ной жизни. И да помо­жет Гос­подь всем тем, кто несет свое слу­же­ние в каче­стве мужа или жены, отца или матери, всем тем, кто с ответ­ствен­но­стью отно­сится к сохра­не­нию семьи и вос­пи­та­нию детей, быть успеш­ными на этом непро­стом, но свя­том поприще. Аминь.

4 декабря 2019 года, Успен­ский собор Мос­ков­ского Кремля

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки