Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповедь в понедельник 2-й седмицы Великого поста

Март 13-ое 2011

Проповедь в понедельник 2-й седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Первые люди, Адам и Ева, нарушили заповедь Божию. Они проявили непослушание Богу, поддались искушению дьявола и приняли его волю, отказавшись тем самым от воли Творца. Между Богом и людьми возникла стена греха, непроницаемая для Божественной благодати. Связь людей и Бога была утеряна, общение прекращено. А цель человеческого бытия как уподобление человека Богу оказалась недосягаемой.

Образным языком автор книги Бытия последствия этой катастрофы описывает так: «И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке, у сада Едемского херувима, и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». И вновь открыт будет путь к дереву жизни уже накануне страданий Христа, во время Тайной вечери, когда святые апостолы, а вслед за ними и все мы из рук Спасителя принимаем чашу с Его Телом и Кровью и вкушаем источник бессмертия; вновь приобщаемся к плодам дерева жизни, которых был лишен когда-то Адам.

Но история воссоединения человека с Богом во Христе – это тема Нового завета. А мы сейчас говорим о том, что произошло в Ветхом завете, о грехопадении и его последствиях. Без благодатной помощи Божией грех очень быстро стал набирать силу среди людей – как быстро набирает силу и распространяется заразная болезнь. И уже в детях Адама и Евы грех достиг своей крайней точки, своего апогея – убийства. Каин убивает своего брата Авеля. Мы слышали сегодня о том, что послужило этому преступлению, что ему предшествовало. Братья приносили жертву Богу, но Авель жертвовал с чистым сердцем, а Каин – нет. Ведь, как позднее скажет пророк Давид, «жертва Богу дух сокрушен», и вот этого сокрушенного духа, духа покаяния, которым должно было сопровождаться внешнее жертвоприношение, у Каина не было. И поэтому Господь не принял его жертвы. И Каин убивает своего брата Авеля. Почему убивает? За что? Действительно, при чем же здесь Авель, если Господь не принял жертвы Каина? Но для человека того времени принятие его жертвоприношения Богом означало Божие благоволение, а значит и Божественную поддержку и успех в жизни. А неприятие жертвы – это отказ Бога содействовать человеку, а это значит, что жизнь человека будет несладкой. Другими словами, Каин понял, что брат его при помощи Божией будет более успешен в жизни, нежели он. И поэтому Каин убивает Авеля. Убивает из-за того чувства, из-за которого убивали и убивают многих – из-за зависти.

Зависть – это один из самых губительных и, к сожалению, один из самых распространенных человеческих грехов. Святой Василий Великий определяет зависть следующим образом: «Зависть есть скорбь о благополучии ближнего». Эту мысль можно логически продолжить. Если зависть есть скорбь о благополучии ближнего, то она будет радостью о беде ближнего? Вообще, тема зависти, наверное, злободневная для нашего народа, как никакая другая. Дело в том, что у каждого народа есть свои положительные и отрицательные характеристики, которые свойственны, конечно, не всем, но большинству его представителей. Например, мы же иногда говорим об английской чопорности, о удивительных способностях евреев в коммерции, о французской галантности, об итальянском темпераменте и так далее. Понятно, что не все представители данных народов таковы, но по большинству сформирован именно такой их образ в истории. И если к положительным характеристикам русского народа мы можем отнести доброту, способность к жертвенности, терпение, но вот все то, что губит наш народ и затормаживает его развитие – это почти повальное пьянство, лень и зависть. И почти все трагедии в нашей стране были скорректированы именно чувством зависти. Скажите, почему наш народ почти триста лет находился в зависимом состоянии от иноземцев и иноверцев? Почему наши предки столь долго терпели иго завоевателей? Разве не было сил для борьбы? Нет, силы были. Не было единства. А единства не было, потому что князья русские, часто родные братья, вместо того, чтобы объединять свои силы для борьбы с общим врагом, враждовали между собой. Они готовы были терпеть любого завоевателя, лишь бы их соплеменник, их брат не возглавил государство, и остальным не пришлось бы подчиняться ему. А история Смутного времени? Начало XVII века, когда после прекращения династии Рюриковичей бояре дошли до того, что польского короля посадили на московский царский трон. Что это? А это опять зависть, это боязнь, что царем станешь не ты, а твой сосед – так пускай царствует поляк, и всем будет одинаково плохо. А ХХ век? Многие недоумевают – как же так, все решила небольшая группа людей, которых за полгода до переворота октября 1917-го года вообще мало кто знал, да более того, они и сами понимали, сокрушались и говорили, что их поколение революцию в России не увидит, что это дело далекого будущего. И вдруг в течение нескольких месяцев они обретают силу, обретают сторонников, берут власть и буквально заливают всю страну кровью. И потом правят еще семьдесят лет. Что это за явление? Как это можно объяснить? Ведь не было у них ни военных сил, ни политических, ни экономических для того, чтобы захватить такую огромную страну. Да, не было. Но их сила заключалась в том, что они прекрасно знали слабость русского народа – завистливость этого народа. Был провозглашен лозунг «Грабь награбленное». И вчерашние бездельники и пьяницы, которых в приличный дом-то не пускали, получали черную кожаную куртку, наган – и сами уже заходили в любой дом или дворец на правах хозяев. Большевики открыли шлюзы человеческой зависти, они ее санкционировали, объявили зависть праведным чувством пролетарской мести. И по всей стране загорелись барские усадьбы, дворцы, храмы. Люди трудолюбивые, а значит, и обеспеченные объявлялись врагами, выгонялись из своих домов, отправлялись в лагеря или просто расстреливались на месте…

Но для того, чтобы привести пример того, как зависть отравляет жизнь, не надо вспоминать историю. Это то, с чем мы сталкиваемся очень часто. И можно не сомневаться, что если одарил тебя Господь или материальным благополучием, или талантом, или еще чем-нибудь, то всегда найдутся люди, для которых ваше благополучие, успех, одаренность или популярность будут как кость в горле. Для них, по словам Василия Великого, ваше благополучие – их скорбь, и они предпримут все усилия, чтобы сменить свою скорбь на радость, а ваше благополучие на неприятности. От зависти не спасают ни семейные узы, ни монастырские стены. Это поистине всепроникающее чувство, которое к тому же аккумулирует самые низменные человеческие инстинкты, и часто приводит к преступлению.

Но зависть вредна не только тому, на кого она направлена, но и тому, кто ее источает. Ведь завистник мучается в своем чувстве. Зависть сжигает его, жизнь сводится к стремлению причинить неприятность кому-то. Душа завистника объята адским пламенем ненависти, от которой ему никуда не деться. Ведь разные бывают грехи. И есть грехи, которые люди совершают, потому что они считают, что совершение этого греха как-то облегчит ему жизнь или сделает ее слаще. Скажем, украл миллион – это грех, конечно, воровство – грех. Но ведь и выгода налицо, если, конечно, не сразу попадешь за решетку. Или совершил какой-то плотской грех – но получил удовольствие. А в зависти нет никаких даже чисто земных радостей – ни материальной выгоды, ни физического удовольствия, ничего. Это тот грех, который губит не только душу, но и земную жизнь завистника превращает в ад.

На минувшей неделе мы слышали канон преподобного Андрея Критского, и начинается этот канон как бы с вопроса: «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний…» И вопрос этот неслучаен, потому что преподобный и вслед за ним все мы далеко не всегда понимаем, а с чего надо начинать покаяние? С какого места в нашей жизни? Откуда начать? Так вот, многие из нас не ошибутся, если начнут покаяние с живущего в них чувства зависти. И если победа над этим грехом будет одержана, то не будет ненависти, не будет злоречия, не будет желания причинить зло ближнему своему, и многие другие грехи, которые омрачают нашу душу, они уйдут. Может быть, конечно, в ком-то чувство зависти настолько укоренилось, что человек и не представляет, а как вообще его можно преодолеть, а потому и не пытается его преодолеть. Но надо всегда помнить, что покаяние – это не только действие человеческое, это еще и Божие действие. Бог в ответ на наше раскаяние и молитву дает нам силу преодолеть грех, любой грех, выйти из-под его власти, сбросить с себя его бремя. Поэтому попробуйте, ведь Великий пост – это как раз время покаяния, которое создает нам для этого все подходящие условия и предлагает все необходимые средства. Аминь.

Комментировать

1 Комментарий

  • Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне — НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ, 08.03.2015

    […] Протоиерей Александр Глебов […]

    Ответить »