Слово во Святый и Великий Четверток

Источник

Настал торжественный день святых Таинств. Возсиял вечер, светлейший всякого дня. Ибо что в настоящий вечер не было исполнено ужаса и удивления? Господь вечерял с рабами; отверз им рай таинств; дал им в пищу плоть безгрешную; предложил питие, очищающее грехи; в образе раба умыл ученикам ноги, чтобы ободрить их к течению; подал хлеб, указуя предателя; облобызал недостойного, чтобы отнять благодать от нечестиваго1; пошел на страдания, показывая тем, что Он страждет не невольно. Ибо кто бы мог взять Его, если бы Он сам того не восхотел? Его, Который словом укрощал море, велением утишал ветры, воздвигал смердящих мертвецов из гробов, Которому, как Господу, поклонялись и бесы, – если бы не сам Он, как человеколюбец, восхотел подъять страдание не тем, что Он был, но тем, чем Он соделался? Но Его берут – и Он терпит; потому что Он пришел не судить, но спасти мир; и лобзание было знаком предательства. Посему-то Он приступившему предателю говорит: «Иудо» (ибо ты исполнен яда – ἰοῦ γέμεις) «Иудо, лобзанием ли Сына Человеческаго предаеши?» (Лук. 22, 48) Таким именем Он ударяет в двери его совести, желая возбудить его, глубоко усыпленного сребролюбием. Как бы так говорил ему Господь: Я избрал тебя в Апостола, как же ты превратился в предателя? Иуда, ты жаждешь денег? – но ты богаче всех царей. Демоны не страшатся царей, но твоего слова они трепещут, как беглые рабы. Богатых снедают болезни, но твоя и тень прогоняет все злострадания. Для сребролюбивых сокровище – злато, вам же уготовано небесное наследие. Если ты корыстолюбив, то уже теряешь власть над болезнями: ибо душа не может совмещать в себе тину сребролюбия и миро человеколюбия.

Нет ничего, братия, пагубнее сребролюбия; оно вооружает кровных друг против друга, низвращает естество, возбуждает к тиранству, испровергает стены, равняет с землею города, превращает уставы природы, и кратко сказать, – оно вторглось в лик Апостолов и дерзнуло продать Неоцененного. И так сребролюбие ест причина всех зол. Посему-то Христос и Бог наш чрез Пророков укорял и говорил: овца возъярилась на пастыря. Поистине, «корень... всем злым сребролюбие есть» (1Тим. 6, 10). Почему и Пророк Захария говорил как бы от лица Господня: «и реку к ним: – то есть, к неблагодарному народу, – аще добро пред вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся» (Зах. 11, 12). Но какая может быть назначена мзда за Того, Кого продать нельзя? Какая цена за Того, Кто выше всякой цены? Как можно продать Того, Кто превосходит всякое оценивание? «И поставиша, – сказано, – мзду мою тридесять сребренник» (Зах. 11, 12). Какое, о Иуда, ясное предсказание того, как ты разсвирепел до такой ненасытности! В то время, когда благочестивая и боголюбивая жена изливала на вечери миро, ты, проникнутый сребролюбием, говорил: «можаше... сие миро продано быти вящше трех сот пенязь, и датися нищым» (Мк. 14, 5). Но Иоанн, сын громов, весьма ясно изобличил нечестивейшую твою сребролюбивую мысль, сказав: «сие же рече, не яко о нищых печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше» (Иоан. 12, 6). Почему Господь Иисус Христос, будучи всеведущ, яко Бог, видя Иуду, побежденного злою страстию сребролюбия и желая препобедить чрезмерную ненасытность его сердца, доверил ему получаемые от людей подаяния? Но Иуда, пользуясь дарами благого Господа и не будучи лишен ни одного из Божественных его дарований, не только не насытился, но еще, в замен трехсот пенязей, захотел получить тридцать сребренников. О злонамеренный и безумный Иуда! Ты слышал от животворящего Учителя Христа: «что пользы имать человек, приобрет мир весь, себе же погубив, или отщетив?» (Лук.9:25) – но, обрадовавшись на короткое время тридцати сребренникам, продал Жизнодателя Христа беззаконным и свою душу осудил на вечное мучение. Посему-то Господь наш Иисус Христос и сказал: «горе... человеку тому, имже Сын человеческий предается: добро бы было ему, аще не бы родился человек той» (Матф. 26, 24).

Господь наш Иисус Христос говорил сие, желая привести Иуду в чувство, чтобы он, образумившись, бросил пагубное покушение на предательство, обратился к покаянию и получил спасение. Но Иуда, предпочитая преслушание послушанию, соделал себя жилищем змия – начальника зла. Посему Господь, видя, что он твердо упорствует в безумном предательском намерении, предал его тому, кто возжег в нем страсть сребролюбия. Ибо на вопрос искренних своих учеников за вечерию: кто бы это был, кто замышляет предательство? – Господь ответствовал: «той есть, емуже Аз омочив хлеб подам»; и после того, как Иуда принял хлеб, сказано: «вниде в онь сатана» и Господь сказал ему: «еже твориши, сотвори скоро» (Иоан. 13, 26–27). Видите ли, как Он, будучи истинный Спаситель, охотно спешил на страдание для спасения рода человеческого? Посему, так как свет и жизнь суть самые высшие, от Христа получаемые, блага для человека, то и сам Он благоволил именовать себя оными. Он есть Свет, яко Бог; Он есть Жизнь, яко Бессмертный; хотя же и вкусил смерть, но по плоти, а не по Божеству.

Итак, будем все удаляться корыстолюбия; отвергнем с сребролюбием и лицемерие. Желая приступить к Божественным Тайнам, возлюбим друг друга от сердца; отринем всякий гнев; очистим себя от всякого памятозлобия, дабы Господь, вошедши в наши души, никого из нас не обрел исполненным, подобно Иуде, лицемерия, но всех нашел чистыми, подобно Иоанну – с верою богословствующими о Сущем в недрах Отчих (Иоан. 1, 18), подобно Павлу – распявшимися миру (Гал. 6, 14), подобно Петру – благочестно проповедующими и исповедующими: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Матф. 16, 16); дабы таким образом достигнуть нам блаженства, Господом обещанного. Ибо сказано: «Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть» (Псал. 31, 2). «И на кого воззрю», говорит Господь чрез Пророка, «токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих?» (Ис. 66, 2) – и в Евангелии Спаситель учил своих учеников так: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Матф. 5, 3). О если бы всем нам сподобиться наследовать и насладиться сего Царствия чрез Господа нашего Иисуса Христа, волею благоволившего продать и предать Себя за нас, да освободит нас от рабства невидимого врага! Тому слава, купно со Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Такое же прекрасное выражение находится и в Слове св. Иоанна Златоуста «На сошествие во ад»: «Лобзаю тебя, Иуда, не для того, чтобы даровать тебе любовь, которую ты отринул, но чтобы отнять от тебя благодать, которую Я тебе даровал».


Источник: По изданию: Святаго Прокла архиепископа Константинопольского Слово во святый и Великий Четверток. / Журнал "Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии". - 1840 г. - Часть II. - С. 48-55.

Комментарии для сайта Cackle