Существует ли Бог?

Какое утверждение является верным?
Вера противна науке?
Доказательства того, что Бог существует…
Какое значение имеет Церковь в передаче знаний о Боге?
Если Бог открывает себя в личном духовном опыте, зачем нужна организованная религия?
Некоторые люди называют себя агностиками (считают, что Бог не познаваем). Как это соотносится с возможностью спасения?
Достаточно ли для того, чтобы Бог нас спас, быть просто хорошим человеком?
Кто хранит Истину о Боге?
В мире много страдания, потому что…
Что подразумевается под верой в Бога?
Зачем нужна вера в Бога?
Если Бог существует, как укрепить веру в Него?
Если Бог существует, почему Он не являет Себя нам явно, как являл Себя, например, пророкам и другим ветхозаветным праведникам?
Если Бог существует, почему Он допускает войны и прочее зло, которое мы видим в нашем мире?
Если Бог существует, как Он может допустить, чтобы будущие мучения были вечными?
Если Бог существует, почему Он не делает всех людей добрыми?
Если Бог действительно существует, может ли Он стать злым как созданный Им человек?
Если утверждается, что Бог вездесущ, а следовательно, всегда присутствует и в нас, то почему говорится, что мы соединяемся с Богом в Таинстве Евхаристии?
Если Бог существует, но никого насильно не спасает, значит ли, что Он не всемогущ?

Наука косвенно указывает, что Бог есть.
1. Популярный лозунг советских времён «Наука доказала, что Бога нет» и, в действительности, как это часто бывает с лозунгами, антинаучен, ложен. Наука занимается исследованием закономерностей, материи, сил и явлений нашего мира. Бог никоим образом не является материальным объектом внутри нашего мира – Он его Создатель. Поэтому Он не является предметом исследования естественных наук и прямо, в рамках своего метода они не могут отрицать ни Его бытия, ни Его небытия.
2. Наука предоставляет нам множество косвенных указаний на то, что «за вселенной», в которой мы живём, стоит творческий Разум.
3. Наука существует благодаря тому, что вселенная рационально упорядочена и её законы постижимы для человеческого разума. Учёные сходятся на том, что наша вселенная возникла ограниченное время назад и обладает так называемой «тонкой настройкой» – то есть все её параметры очень точно настроены таким образом, чтобы она могла поддерживать жизнь.

См. подробнее: Наука и религия

С мнением о том, что в Бога верят только необразованные люди, нельзя согласиться.
1. Европейская интеллектуальная традиция создана христианами, научная революция – плод усилий людей, которые не только принадлежали к христианской культуре, но и были лично глубоко верующими людьми – как Паскаль, Бойль или Ньютон.
2. Люди могут обладать блестящим образованием и интеллектом – и грубо заблуждаться. Многие учёные XIX века, например, исповедовали «научный» расизм. Создатели ложных идеологий, которые обернулись страданиями и гибелью миллионов людей, вовсе не были глупцами – беда в том, что их мощный интеллект был поставлен на службу заблуждению. Если у вас есть мощная машина, она не помешает вам заблудиться – на ней вы сможете заехать так далеко, что вас трудно будет найти.

См. подробнее: Влияние христианства на развитие науки в Европе

Доказательства того, что Бог существует, содержатся внутри человека и усматриваются в окружающем его мире.
1. Хотя сверхъестественные явления Бога, с величайшими чудесами и знамениями, относительно редки, Он предоставил нам достаточно оснований для веры в Него. «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (Иов.12:7-9); «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:20).
2. Среди рационалистических аргументов, указывающих на разумность веры в Бога, можно указать на нравственный (наш нравственный опыт указывает за реальность Законодателя и Судии), космологический (вселенная ограничена во времени и, следовательно, нуждается в Причине за её пределами), телеологический (от слова телос – цель); подвидом этого аргумента является «аргумент от тонкой настройки» – для того, чтобы поддерживать жизнь, вселенная должна быть очень тонко настроена, исторический – свидетельство апостолов о Воскресении Христа невозможно объяснить без самого события Воскресения.

См. подробнее: 16 доказательств бытия Бога

Церковь занимает первостепенное значение в передаче знаний о Боге.
1. Если мы знаем о том, что Бог существует, нам стоит задаться вопросом – откуда мы это знаем?
2. Мы – не первые люди, которые говорят о Боге; всё, что мы знаем о Нём, достигло нас благодаря христианской традиции – иногда не напрямую, иногда через посредство культуры, картин, музыки, архитектуры, литературы. Но сама возможность веры в Бога не получена нами непосредственно – а унаследована.
3. Даже когда люди пытаются, как Лев Толстой, отвергать церковную веру, чтобы создать что-то своё, они неизбежно строят из материала, взятого у Церкви: Евангелие, как и сама вера в Бога, достигла нас благодаря тому, что его из поколения в поколение передавали верующие люди. Мы можем обратиться не к косвенным и искажённым отблескам этой традиции – а к ней самой.

См. подробнее: Церковь

Религиозный опыт, приобретаемый человеком самостоятельно, вне Церкви, не обеспечивает столь полного единения с Богом, как опыт, приобретаемый в Церкви.
1. Мы интерпретируем любой наш опыт (в том числе духовный), исходя из наших представлений о действительности, нашего мировоззрения и мироощущения, нашего языка, культуры, знаний и ожиданий – отдаём мы себе в этом отчёт или нет.
2. Альтернатива истинной «организованной религии», то есть Православия, – это тоже религия, но индивидуальная, сделанная на коленке из подручных материалов.
3. Мы нуждаемся в том, чтобы отличать доброкачественный духовный опыт от недоброкачественного, ведь даже адепты самых мрачных культов могут говорить о своём «духовном опыте».
4. Как мы можем правильно понять, что мы пережили? Как мы можем отличить подлинный опыт от «фантазий на тему», которые, увы, легко могут на него наслаиваться?
Если тот, кто открывается нам в этом опыте – Бог, то Он открывался и другим людям; приходя к Богу, мы оказываемся внутри огромного сообщества верующих – как прошлых веков, так и ныне живущих. Это сообщество уже существует и организованно. Оно называется Церковью, и нам стоит к нему присоединиться.

См. подробнее: Религия

Некоторые люди называют себя агностиками, что означает отказ от Спасителя и Спасения, уготованного Богом.
1. Слово «агностик» буквально означает «незнающий», человек, который отказывается давать определённый ответ на вопрос о том, реален ли Бог.
2. На первый взгляд может показаться, что агностик просто отказывается выбирать между верой и атеизмом. Но в реальности это тоже выбор: если я говорю, что не знаю, поможет мне это лекарство или нет, и не принимаю его, практический результат ровно тот же, как если бы я просто не верил. Если, например, я отказываюсь занять своё место в спасательном корабле, потому что не знаю, спасает он или нет, на практике я отвергаю это предложение спасения. «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк.16:16).
3. В Евангелии есть притча о званых на пир – Царь позвал людей на свадьбу своего сына, некоторые из приглашённых повели себя грубо, даже убили его посланников, некоторые отказались вежливо, сославшись на неотложные дела. Но в итоге те и другие не пришли и лишились пира. Таким образом отказываясь принимать решение войти в дверь, мы оказываемся за дверью.

См. подробнее: Авиценна (ибн Сина)

Чтобы Бог нас спас, недостаточно быть просто хорошим человеком.
1. Хотя быть хорошими людьми – очень важно, этого недостаточно. Бог, определённо, хочет, чтобы мы были заботливыми членами семей, законопослушными гражданами, добросовестными работниками и добрыми соседями. Но Его цель – несоизмеримо больше.
2. Бог создал нас для вечной блаженной жизни. Для того, чтобы достичь этой цели, недостаточно быть просто хорошими – нужно принять тот путь спасения, который Он установил. Уверовать в Его Откровение и присоединиться к Его Церкви, участвовать в её богослужениях, приступать к Таинствам, трудиться над исправлением своей жизни, внимательно хранить Его заповеди.

Истину о Боге хранит Церковь.
1. Бог бесконечно превосходит любые наши представления и любые возможности к познанию. Но Он сам, по любви к человеческому роду, снисходит к людям и открывает Себя им.
2. Бог избирает группу людей, с которыми вступает в общение – Авраама и его потомков, ветхозаветный Израиль. Бог посылает к Своему народу Пророков, который предвещают, что наступит день, когда сам Бог придёт и поселится среди людей. Эти пророчества осуществились в Рождестве Господа нашего Иисуса Христа.
3. Христос, как свидетельствует Священное Писание, является одновременно Богом и человеком. Через свою жертвенную смерть на Кресте и Воскресение Христос искупил нас, открыл для нас возможность унаследовать вечную блаженную жизнь.
4. Чтобы Спасение достигло каждого из нас, Христос создал Церковь – как Он сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мат.16:18). Церковь хранит и возвещает истину о Нём, в Церкви совершаются Таинства, которые Он установил.

См. подробнее: Истина

В мире много страдания, потому что страдания есть результат мятежа созданий против Бога.
1. В мире много страдания – этот факт едва ли может поколебать веру Церкви: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Христианство есть религия спасения – и оно подразумевает, что мир (и мы сами) находимся в состоянии катастрофы, масштабы которой нам трудно осознать.
2. Бог наделил часть Своих созданий – Ангелов и людей – даром свободной воли, мы не роботы и не марионетки, у нас есть реальный выбор, предполагающий определённые последствия. И если мы совершаем неправильный выбор, последствия будут плохими – что мы и видим. Всё мироздание (и мы сами) глубоко повреждены в результате греха.
3. Зло и страдание в мире – результат мятежа созданий (части ангелов и нас, людей) против Создателя.

См. подробнее: Зло

Вера в Бога подразумевает уверенность в том, что Бог есть, и что люди должны жить согласно с Его святыми законами, а также доверие Богу.
1. Существуют три уровня веры в Бога, три ступени духовного восхождения: вера как рассудочная уверенность в том, что Бог существует; вера как доверие Богу; вера как преданность, верность Богу.
2. Вера даруется Богом (Еф.2:8), тому, кто её ищет.
3. Веру можно подразделить на умозрительную и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских заповедей.

См. подробнее: Вера

Вера в Бога нужна для нашего Спасения.
1. Вера в Бога есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания.
2. Вера в Бога необходима, так как Господь наш Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк.16:16). «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6), а следовательно, невозможно и спастись.
3. С верой в Бога необходимо соединять добрые дела, потому что «вера без дел мертва» (Иак.1:20), то есть не действенна, не искренна, такая вера не является спасительной.

См. подробнее: Необходимость веры и добрых дел для спасения человека

Бог существует, а чтобы укрепить веру в Него, нужно молиться, участвовать в Таинствах, читать Евангелие.
1. Вера усиливается молитвой, а сохраняется удалением от общения с людьми, творящими злое. Надо избегать случаев, которые могут возбуждать страсти.
2. Для укрепления веры следует чаще ходить в храм Божий, слушать проповеди и поучения, вдумчиво читать Евангелие с пояснениями и наставления святых отцов, искать и вопрошать духовно опытных людей, общаться с верующими, молиться и просить Бога об укреплении веры, часто исповедоваться и причащаться.
3. Молитва должна быть как живой разговор с Богом, а не формальное вычитывание правила по молитвослову.
4. Вера не даётся легко и сразу: её надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека, становится целью бытия.
См. подробнее: О вере и христианской жизни

Бог явно открывается людям тогда, когда это соответствует целям Его Промысла.
1. Бог никуда исчезает, «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян.17:28), но человек не всегда способен   ощутить божественное присутствие, пустить Бога в свою жизнь.
2. Мы не можем увидеть присутствие Бога в своей жизни, пока зациклены на себе, своих страстях, проблемах, радостях и горестях. Изменяя своё состояние, человек становится способным видеть Бога.
3. Задавая себе вопрос, почему Бог не проявляет себя явно, мы делаем ошибку, проецируя на Бога своё представление о том, как Бог должен с нами общаться.
4. Заметим, что, когда Бог вочеловечился, Его созерцали огромные массы людей, но далеко не каждый из них воспринял Его как Бога.
См. подробнее: Бог

Бог не принуждает к добру силой; зло творят дьявол, демоны и люди.
1. Бог не устранился от происходящего в мире, как думают многие. Напротив, Он дал нам заповеди, живя по которым, человек не только спасает свою душу, но и умножает в мире добро.
2. Человек – венец творения видимого мира – имеет от Бога свободную волю, а потому волен творить как добро, так и зло. Выбирая последнее (помысл, мысль, действие, поступок), он тем самым нарушает волю Божию, отпадает от Бога.
3. В мире есть вошедшие в него с грехом войны, жестокость, несправедливость, но в этот ужасающий мир ради его спасения пришёл ставший частью этого мира Бог: Бог стал частью этого мира, совершенно тождественной нам, чтобы его изнутри переродить.
4. Нет такой слезы, которая не была бы отёрта в Царствии Небесном. Нет горя, которое не было бы избыто и побеждено, когда человек в конце своего пути встретит Спасителя. Нет ничего несправедливого, что не было бы восполнено в Царстве Славы.
См. подробнее: Свобода

Человек имеет свободную волю, а адовы мучения есть результат сознательного отказа от Божией любви.
1. Бог любит всех людей и ждёт ответной любви, свободного выбора в пользу добра. Ад – следствие противоположного выбора.
2. Вечные муки – это не месть разгневанного Бога, а итог внутреннего самоопределения человека.
3. Господь Бог создал человека со свободной волей, которая выражается в глубоком личностном самоопределении, хочет или не хочет такой человек быть с Богом.
4. Господь призывает, но не принуждает к спасению, потому что рай, полученный по принуждению, не был бы раем.
См. подробнее: О вере и христианской жизни

Бог существует, и Он не делает всех людей добрыми, потому что наделил людей свободной волей.
1. Если бы Бог вложил в человеческое естество такую особенность, как невозможность грешить, человек был бы лишён возможности свободного, осознанного выбора между добром и злом. В этом случае он не мог бы стать добродетельным, поскольку добродетель подразумевает добровольный выбор между добром и злом.
2. Кроме того, на фоне опытного соприкосновения человека со злом, с его последствиями, ему становится понятней ценность добра.
3. Царство Божие и любовь Божию человек выбирает добровольно, хотя вокруг него и много соблазнов.
См. подробнее: О вере и христианской жизни

Бог не может стать злым.
1. Зло – помысл, мысль, действие, поступок разумно-свободного тварного существа, противоречащие Божественной воле (Божьему благоволению) и ведущее к отпадению от Бога.
2. Бог никогда Себе не изменит и не пойдёт против Себя Самого, в чём человеку стоит у Него поучиться.
3. То, что нам неприятно, что кажется злом, что мы не можем видеть или переносить, не всегда является безусловным злом. Очень часто впоследствии оказывается, что в этом, так, называемом «зле» могло быть и что-то доброе, поскольку добро и зло вообще в нашей жизни перемешаны, и оцениваем мы добро и зло весьма по-разному, субъективно.
См. подробнее: Зло

Бог вездесущ, но формы присутствия Его в нас разные.
1. Бог присутствует везде, во всех Своих творениях. Однако в разумно-свободных творениях Он проявляется особенным образом. Человек создан по образу и подобию Бога, и призван к личностному общению с Богом. Бог проявляется в нём в зависимости от его духовно-нравственного состояния. В Таинстве Евхаристии христианин соединяется с Богом особым благодатным соединением.
2. Нередко люди не замечают, не осознают и не раскрывают в себе присутствие Божие. Этому раскрытию призваны помочь молитвы и Таинство Причащения.
3. Нельзя сказать, что мы соединяемся с Богом только причащаясь, иначе получается, что ветхозаветные пророки и праведники с Богом вообще не соединялись. Как же они тогда познавали волю Божию и слушали Его голос?
4. В причащении мы плотно соединяемся с Сыном Божиим – Иисусом Христом – составляя тем самым особый организм, Его Церковь, и мы призваны соединяться в этом Таинстве не только с Христом, но и друг с другом, с ближними вокруг нас.
См. подробнее: Бог

Бог всемогущ, но не все Его действия могут быть поняты в полноте ограниченным человеческим умом.
1. Всемогущество – свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения, и что никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям.
2. Бог, разумеется, может всё, что ни пожелает, однако желает Он исключительно того, что всецело сообразуется с Его беспредельным совершенством.
3. Все наши слова о Боге весьма приблизительны и не могут выразить Его тайну. Бог «неизреченен, неведом, невидим, непостижим», как об этом Православная Церковь молится на литургии свт. Иоанна Златоуста.
См. подробнее: Всемогущество

Вы успешно прошли квиз. Смиряйтесь!

Преподобный Исаак Сирин: «Нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно нескончаемо. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».

Комментировать

3 комментария