Array ( )

Православное вероучение

Источником православного вероучения является…
Догматами веры называются…
Для того, чтобы некая истина считалась догматом, необходимо…
Догматы веры содержатся…
Для того, чтобы частное богословское мнение христианина имело право на существование, …
Догматические определения Вселенских Православных Соборов, а также Поместных Соборов, принятые полнотой Церкви…
В своих вероучительных определениях Вселенская Церковь…
Ересь – это…

Источником православного вероучения является как Св. Писание, так и Св. Предание.
1) Не все положения православной веры представлены в Библии в широко развёрнутом виде (например, учение о молитве за умерших или приснодевстве Богоматери). 
2) Не всё то, о чём говорится в Священном Писании, следует понимать буквально (например, указания на то, что Бог ходит, раскаивается, имеет очи и пр.). Такие положения Писания становятся понятными лишь в свете Предания. 
3) Сам состав книг Священного Писания утверждался на основе Предания. Священное Предание имеет началом учение Господа и апостолов. 
См. подробнее: Предание Священное

Догматами веры называются богооткровенные истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.
1) Не всякая истина, имеющая отношение к христианской вере является догматом веры.
2) Для того, чтобы истина считалась догматом веры, она должна обладать четырьмя признаками: вероучительностью, богооткровенностью, церковностью, общеобязательностью.
3) Божественное Откровение содержит не только догматические истины, но также целый ряд истин нравственных, исторических и др. Кроме того, отдельные верующие и богословы высказывают истины, собственные мнения, относящиеся к вероучению, которые не только не противоречат содержанию Откровения, но даже имеют в нём частичное подтверждение.
4) В отношении к подобным истинам нужно избегать крайностей. С одной стороны, нельзя приравнивать такие мнения по своему значению к догматам (богооткровенные истины, признаваемые за догматы всей полнотой Церкви) и считать их самыми важными для спасения. С другой стороны, не следует думать, что все подобные мнения являются ложными только потому, что они не были догматизированы Церковью.
См. подробнее: Понятие о христианских догматах, как предмете православно-догматического Богословия

Для того, чтобы некая истина считалась догматом, необходимо, чтобы она была преподана Богом и признана Церковью за догмат.
1) Поскольку Церковь не может изобретать новое вероучение, то только та истина веры может быть признана несомненной и непререкаемой истиной или догматом, которая была преподана Самим Иисусом Христом и проповедана Его апостолами. То же, что своим происхождением не восходит ко Христу, не есть догмат. Узнать это можно, обратившись к Св. Писанию и Св. Преданию.
2) Если бы Собор внёс в исповедание новый, до сих пор неизвестный предмет веры, то этим он прибавил бы новое условие спасения, новое требование для ума и совести христиан, новое правило жизни и подпал бы под осуждение апостола Павла (Гал.1:8-9).
3) Собор может только определять и выяснять сознанию верующих данные истины, но не предписывать совершенно новые, стоящие вне внутренней связи с откровенными истинами.

Догматы веры содержатся в вероучительных текстах, принятых всей полнотой Церкви.
1) Символ веры содержит основные догматы веры, знание которых необходимо для спасения. Однако он не содержит прямо многих частных догматов (например, о семи церковных Таинствах, об иконопочитании, о ходатайстве святых).
2) Формулирование догмата Вселенским Собором не является необходимым условием для его существования и обязательности его принятия. Достаточно того, чтобы он содержался в вероучительном тексте, принимаемом всей Церковью.
См. подробнее: Символические тексты

Для того, чтобы частное богословское мнение христианина имело право на существование, оно не должно противоречить Св. Писанию и Св. Преданию.
1) Одни догматы могут называться раскрытыми, другие – нераскрытыми только относительно; потому что как нет догматов, которые были бы совершенно нераскрыты в Церкви (о каждом непременно существует в ней какое-либо ясное учение), так нет догматов раскрытых до малейших подробностей: о каждом (даже о догмате Святой Троицы) всегда можно предложить такие вопросы, на которые ответа не найдём в положительном учении Церкви, и нужно будет ограничиваться только частными мнениями, своими ли, или древних знаменитых пастырей Церкви.
2) В отличие от догматов, богословские мнения не имеют обязывающего характера, исключительного фундаментального сотериологического значения и априори безошибочного статуса. Если догматы приняты всей Церковью, то мнения – её частью. Догматическое учение внутренне непротиворечиво, богословские мнения могут дополнять или взаимоисключать друг друга.
3) Хотя для того, чтобы считать такое мнение допустимым, оно не должно противоречить Божественному Откровению, существует ещё и  критерий истинности богословского мнения, который предполагает его согласие со Священным Преданием.
4) От частных богословских мнений, которые встречаются у тех или иных богословов, нужно отличать ложные богословские мнения, которые в той или иной форме отвергаются церковным авторитетом.
См. подробнее: Догмат, теологумен, частное богословское мнение

Догматические определения Вселенских Православных Соборов, а также Поместных Соборов, принятые полнотой Церкви, обязательны для всякого православного христианина.
1) Исповедание догматов обязательно для всех членов Церкви, и эта обязательность имеет более глубокое, чем только дисциплинарное основание; так как веровать иначе, чем верует Святая Соборная и Апостольская Церковь, значит ввергать себя в опасное духовное состояние.
2) Сознательное противление церковному учению влечёт за собой отторжение заблуждающегося и упорствующего в заблуждении невидимым судом Божиим от церковного тела; а будучи обличённым, такое противление карается отлучением со стороны законной церковной власти.
3) В Неделю Торжества Православия в Церкви возглашается: «Отвергающим Соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема».
См. подробнее: Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него

В своих вероучительных определениях Вселенская Церковь никогда не ошибается и не заблуждается.
1)  Господь наш Иисус Христос обещал всегда пребывать со Своими учениками до скончания времён (Мф.28:20) и Сам является Главой Церкви (Еф.5:23). Он послал от Отца Духа Святого, «чтобы учить истине (ср. Ин.26:13) и прогонять мрак от ума верных… через Святых Отцов и Предстоятелей Кафолической Церкви» (Послание восточных патриархов, член 12). По учению Священного Писания, Церковь Бога живого – «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).
2) Как пишет митр. Стефан (Яворский), «если бы Вселенские Соборы заблуждались, Церковь не имела бы твёрдого и непреложного суда по разрешению разных споров, во соблюдение благочестия и единомыслия, подобающего Святой Церкви… Не были бы известны книги Священного Писания как Слово Божие, если бы сомнения относительно этого не были разрешены Вселенскими Соборами. И не имели бы самого Символа веры, составленного и принятого Вселенскими Соборами от Апостольских Преданий как надёжного основания нашего спасения».
3) Следует подчеркнуть, что здесь идёт речь обо всей Церкви, а не об её отдельных частях. Отдельные епархии и даже целые Поместные Церкви не обладают сами по себе свойством непогрешимости и теоретически могут впасть в заблуждения в своих решениях. Ярким примером тому служит Римская церковь, отпавшая от полноты Православия в результате своих нововведений.
См. подробнее: Непогрешимость

Вы успешно прошли квиз.

Преподобный Исаак Сирин: «Нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно нескончаемо. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».

Ересь – это искажение церковного вероучения.
1) Ересь является тяжким грехом, в результате которого верующий может быть отлучён от Церкви, а значит, и от её спасительных благодатных средств. Преступность ереси в том, что в Божественное Откровение вносится элемент человеческого мудрования, искажающий суть христианской истины.
2) Поскольку обвинение в ереси очень серьёзно, его применение должно быть предельно осторожным, взвешенным и ответственным. Ересью является намеренное и постоянное опровержение догмата, установленного Церковью, или явное исповедание и защита какого-нибудь догматического заблуждения, осуждённого Церковью.
См. подробнее: Ересь

Комментировать