Библия о пище

Библия о пище

(8 голосов5.0 из 5)

Ежедневное питание евреев в библейские времена

На Востоке ежедневные блюда готовили женщины. Обычная семья чаще всего ела два раза в день (Лк.14:12), либо дома, либо в поле. Первая трапеза совершалась поздним утром, в перерыве между работой, и могла включать в себя жареное зерно, виноград, инжир или другие фрукты, хлеб, обмакнутый в оливковое масло или уксус, или хлеб, который ели с чесноком, луком или черной редькой, а также воду или разбавленное вино. Описание в книге Руфи дает пример такого рода трапезы: работники жатвы едят высушенное или поджаренное зерно и хлеб, обмакнутый в уксус (Руф.2:14). Работники сельского хозяйства, составлявшие большую часть населения древнего Израиля, также ели легкую пищу рано утром, прежде чем отправиться на работу в поле (Притч.31:15).

Вторая трапеза была основной (Лк.14:16). К ней приступали во второй половине дня, когда садилось солнце и спадал утомительный дневной зной. Она обычно включала в себя суп или тушеные овощи или бобовые, подаваемые в общей кастрюле, в которую каждый обмакивал свой хлеб. Кроме того, время от времени подавались сыр, масло и фрукты, такие как свежий инжир и дыня, если это был сезон, а также сухофрукты. Пили воду, козье и овечье молоко, когда оно было доступно (то есть весной и летом), но самым популярным напитком было разбавленное вино, а иногда производились и другие ферментированные напитки.

Мясо, обычно козье и баранину, ели очень редко и приберегали для особых случаев, таких как религиозные праздники, праздничные трапезы или жертвенные пиры. Дичь, птицу, яйца и рыбу тоже ели, если они, конечно, были.

Время от времени люди испытывали голод и недоедание; производство достаточного количества пищи требовало тяжелого и своевременного труда, а климатические условия порой приводили к непредсказуемым урожаям и необходимости хранить как можно больше продовольствия. Таким образом, виноград превращался в изюм и вино; оливки превращались в масло; инжир, бобы и чечевица сушились; а зерно хранилось для использования в течение всего года.

Праздничные трапезы и застолья

Праздничные трапезы устраивались по случаю знаменательных событий, для развлечения важных гостей или в качестве жертвенных или ритуальных блюд. Еду готовили как мужчины, так и женщины. На этих трапезах всегда подавалось мясо, поэтому, чтобы не было остатков, которые могли бы пропасть впустую, в таких трапезах участвовали многие люди. Ритуальные пиршества в древнем Израиле и на древнем Ближнем Востоке в целом были важны для установления социальных и деловых отношений и демонстрации статуса, заключения соглашений, привлечения божественной помощи или выражения благодарности, преданности Богу, а также для передачи общественных наставлений. На таких трапезах всегда подчеркивалась важность события, по случаю которого они организовывались. Такие пиры были временем для развлечений и наслаждений. Праздничные трапезы проводились лишь время от времени, но они зафиксированы библейскими и внебиблейскими источниками. Многие библейские истории помещены в контекст трапезы (Быт.18:1-8; Исх.12; Лк.15:23-32; Ин.2:1-11 и др.).

В рассказе об Аврааме, принимающем трех Гостей, отец верующих предлагает им пироги, хорошо приготовленного молодого теленка, творог и молоко. Эта трапеза имеет сходные элементы с более ранней трапезой, описанной в древнеегипетском рассказе «Сказание Синухе» египетского аристократа, который жил в Ханаане около 1900 года до Р. Х., во время которой подавались хлеб, вино, вареное мясо, жареная птица и молочные продукты.

Одной из отличительных черт трапез более состоятельного социального класса, как показано в рассказах Авраама и Синухе, было более частое употребление мяса, что иллюстрирует и описание снабжения для кухни Соломона: «Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать коров муки пшеничной и шестьдесят ко́ров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц» (3Цар.4:23-24). В этом списке указывается, что такой провизии было достаточно, чтобы обеспечить роскошным питанием тысячи людей.

Другим примером пышной трапезы по случаю важного события является торжественное открытие храма Соломоном (3Цар.8:65). Подобные трапезы также описаны в связи с освящением храма Езекией (2Пар.29:31-35) и празднованием Пасхи (2Пар.30:23-24).

В отличие от простоты повседневной пищи обычных людей, кухня царских дворов древнего Ближнего Востока была изысканной, и предполагается, что блюда, подаваемые на стол царя Соломона и других израильских царей, также были сложными. У царя Давида были чиновники, которые отвечали за винные погреба, оливковые хранилища, скот, оливковые и фиговые деревья (1Пар.27:27-31), поэтому царская кухня имела сложную структуру.

Известно, что правители Израиля устраивали изысканные пиры, оказывали царское гостеприимство, подобно другим царям древнего Ближнего Востока. Царский стол Соломона был столь разнообразен, что царица Савская была поражена увиденным: «Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала» (см. 3Цар.10:4-7). Во время царских пиршестве в Израиле звучала музыка (Еккл.2:8), собиралось большое количество гостей (3Цар.18:19) и, по-видимому, слуг и виночерпиев, хотя в Священном Писании об этом прямо не сообщается.

Пиры и банкеты были важными социальными и политическими инструментами на протяжении всей истории Израиля, особенно в первые годы существования израильской монархии, когда приглашение к царскому столу имело большое значение для создания и сохранения политической поддержки, а также являлись важным признаком социального статуса и влияния.

Питание у евреев в библейские времена играло важную роль как выражение общей идентичности, социального единства и совместного праздника. К римскому периоду еврейские общины собирались вместе на пиры не только с целью собственно питания, но и совместного времяпрепровождения, так, еженедельная субботняя трапеза была поводом для семей собраться и насладиться едой и общением.

Гостеприимство

Практика гостеприимства была основополагающим обычаем израильского общества, при этом подача пищи была неотъемлемой частью приема гостей. Кроме того, в древнем Израиле вера в то, что Бог освободил Израиль от рабства, вылилась в социальный императив и была тесно связана с религиозной заповедью заботиться о гостях и странниках как акт признания и благодарения. О важности гостеприимства для израильтян можно судить по многочисленным текстам Священного Писания (Быт.18:1-8; Суд.6:19; 2Цар.9:10-13; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:8-11; 2Пар.30; Лк.10:38; Лк.14:1; Деян.10:23; Деян.16:34; Евр.13:2 и др.).

Трапезы, на которых присутствовали важные гости, рассматривались как особые случаи, поэтому на них подавалось мясо. Порядок, в котором обслуживались гости, указывал на признание социального статуса гостя (Лк.14:8-9). Выбор мяса и блюд свидетельствовал о важности этого события (1Цар.9:22-24). Некоторые части животного, такие как грудинка и правое бедро, считались лучшими порциями и предназначались для самых почетных участников трапезы. Гостей всегда обслуживали раньше членов семьи. Хозяин также сидел с гостями, чтобы позаботиться обо всех их потребностях, как описано в истории Авраама, который обслуживал своих гостей, пока они ели (Быт.18:5-8).

Совместная с гостем трапеза означала доверие и дружбу, залог дружеского отношения между семействами, что он принят в семейный круг хозяина дома. Поэтому для фарисеев камнем преткновения стала совместная трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мф.9:11). Законы гостеприимства соблюдались свято и строго. Считалось за осквернение, есть вместе с кем-нибудь нечистым по закону, например, с самарянами (Ин.4:9), язычниками (Гал.2:12). Цари же позволяли есть за одним столом с ними лишь тем, кому они оказывали особую честь (2Цар.9:7; 3Цар.2:7; 4Цар.25:29). Считалось предосудительным предавать того, чей хлеб ты ел (Пс.40:10; Авд.1:7; Мк.14:18; Ин.13:18).

Жертвенные блюда

Жертвенные блюда употреблялись тогда, когда часть жертвоприношения оставлялась для священника или когда обычному израильтянину, принесшему приношение, разрешалось съесть часть вместе со своей семьей за праздничной трапезой. Приношения, считавшиеся «наиболее святыми», съедались священниками во дворе храмового святилища (Лев.7:9-10). Такая трапеза считалась частью обязанностей священника. Другие жертвы могли быть съедены священниками вместе с их семьями в любом ритуально чистом месте (Лев.10:14). Обычный израильтянин должен был съесть полагавшуюся ему часть в течение определенного времени со своей семьей, гостями, левитами и странниками, которых он приглашал.

В зависимости от типа жертвоприношения, животные, которые приносились в жертву, могли быть ягненком, козленком, бараном, теленком, быком или коровой; птицами приношения были голуби и горлицы. Из них Ашам (так называемая жертва за грех или повинная жертва) (Лев.5) и Шалмей Цибур (мирная жертва) (Левит 23:19-29) съедались только священниками. Другие приношения, такие как первородное или приношение первенца (Чис.18:17-18), могли быть съедены священниками и другими членами их семей. Шалмей Яхид (индивидуальная и благодарственная жертвы) (Лев.3; Лев.7:31-34) съедалась иначе: грудинка и бедренное мясо съедались священниками и членами их семей, а остальное – обычными израильтянами. Десятинное приношение (Лев.27: 32) могло быть съедено кем угодно, а Пасхальное приношение (Исх.12) съедалось всеми, кто участвовал в жертве.

Трапезные приношения, называемые Минча, состояли в основном из муки и либо полностью, либо частично сжигались на жертвеннике. Те, что не были полностью сожжены на жертвеннике, съедались жрецами. Некоторые подношения Минча, прежде чем быть предложенными, обжаривались или пеклись. Виды Минча включали тонкую муку (солет), смешанную с маслом, часть которой давалась священнику; муку, смешанную с маслом и обжаренную на своеобразных сковороде или противене; хлеб (шалот), смешанный с маслом и испеченный в духовке; и хлебцы (рекиким), смазанные маслом, испеченные в духовке.

Были также хлебобулочные изделия из пшеничной муки и выпеченные в печи, которые не сжигались на алтаре. К ним относятся двенадцать опресноков особой формы, которые съедались жрецами после того, как они были выставлены на всеобщее обозрение; две буханки квасного хлеба, приготовленные для праздника Шавуот (Пятидесятница) и съедавшиеся жрецами; благодарственные хлеба, которые включали в себя квасной хлеб, опресноки, опресночные хлебцы и обожженные хлебцы, причем по одному из каждого вида давались жрецам, а остальные съедались владельцем и гостями; а также опресноки и хлебцы, прилагаемые к так называемому жертвенному барану назорея, по одному из каждого вида, отданного священникам, а остальные съеденные назореем и гостями.

В жертвоприношении, которое совершалось в таких случаях, как новолуние, и которое известно как жертва дней и жертва родства, участвовали целые семейства и кланы (1Цар.1:21; 1Цар.20:5-6).

Самый важный и, возможно, самый древний праздник, отмечаемый евреями, – Пасха. Первоначально праздник, начало которому положила история исхода, состоял из жертвенного ягненка, горьких трав и пресного хлеба, съедаемых каждой семьей дома. При израильской монархии и с появлением Иерусалимского Храма семьи, которые могли поехать в Иерусалим, вместе ели пасхальную трапезу в Иерусалиме.

Что не ели евреи в библейские времена?

Помимо требования употребления определенных продуктов в священных целях, рацион израильтян формировался религиозными практиками, которые запрещали употребление определенных продуктов, как с точки зрения животных, допустимых к употреблению, так и с точки зрения способа их приготовления. Таким образом, кухня израильтян существенно отличалась от кухни их соседей. Например, древние месопотамские рецепты описывают пищу, приготовленную с кровью животных и молоком, добавляемым к тушеному мясу, – в свою очередь древние израильтяне избегали употреблять такие блюда.

Есть можно было только животных, специально забитых для еды или для использования в жертвоприношениях. Подробные списки того, каких животных, птиц и рыб можно было есть, а какие были запрещены, содержатся в Ветхом Завете (Лев.11 и Втор.14:3-21). При этом нет библейских списков, где были бы указаны запрещенные растения, поэтому можно предположить, что любое растение или плод были разрешены в качестве пищи, причем их использование ограничивалось только вкусом или токсичностью (например, 4Цар.4:39-40) и выполнением религиозных требований, таких как десятина.

В Новом Завете запрет на употребление в пищу крови и удавленины остался в силе. О других предписаниях в отношении еды в Новом Завете ничего не говорится, но ожидается, что такая свобода не послужит соблазном для немощных (Рим. 14:1; 1Кор. 8:1; 1Кор. 10:25–31; 1Тим. 4:1–5; ср. Евр. 13:9). Периодическое воздержание от еды было известно и Ветхому Завету (Быт. 24:33), и, конечно, Новому, особенно ради общения с Господом (Исх. 34:28; Мф. 11:18; Деян. 9:9).

Чем и из чего ели евреи в библейские времена?

Евреи не употребляли ножей и вилок (Мк.14:20; Ин.13:26), по этой причине омовение рук было необходимо как до, так и после еды (Мф.15:20; Мк.7:3). Поэтому и было прилично взять кусок хлеба рукою (Ин.13:26), обмакнуть его в соус или что-либо подобное и положить другу в рот (Руф.2:14). Как правило, считается, что «ложками» служили куски хлеба, которые обмакивали в общий котел, но для таких блюд, как суп, могли использоваться и ложки. Евреи знали, что такое ложка, поскольку в разное время были жителями, пленниками, соседями Древнего Египта, где, как считают исследователи, был изобретен данный предмет. Были ложки и в Древнем Риме, под властью которого несколько веков находились евреи. Кроме того, в израильском городе Хацоре, который в Священном Писании называется Асором (Нав.11:10-11), в ходе археологических раскопок была найдена предназначавшаяся для «священного» масла ложка с изображением женского лица, пальмового дерева и голубей – символами ханаанской богини Ашеры. Ложка использовалась в качестве богослужебной утвари в Иерусалимском храме (4Цар.25:14; Иер.52:18).

Как для еды, так и для питья использовались маленькие чаши, а в небольших кувшинчиках содержали оливковое масло, уксус и подсластители. В кувшинах с широкими горлышками хранились вода и молоко, а в емкостях наподобие графинов с узкими ребристыми горлышками и встроенными ситечками – вино.

 Некоторые исторические факты

Значительные вехи в доступности и развитии производства продуктов питания, характерные для израильской кухни, произошли задолго до израильского периода.

Дикие виды ячменя и эммерской пшеницы (двузернянки) были одомашнены и выращивались в долине реки Иордан еще в 9-м тысячелетии до Р. Х. Археологи обнаружили карбонизированные семена двух видов первобытных однозернянки и двузернянки, а также двухрядного ячменя на самых ранних уровнях раскопок в Иерихоне, одного из первых городов в мире.

В период гончарного неолита (6000-4300 до Р. Х.) развитие гончарного дела позволило людям производить переносные емкости для транспортировки и хранения продуктов питания, а также развилась экономика, основанная на сельском хозяйстве и скотоводстве. Археологические данные свидетельствуют о том, что инжир, чечевица и бобы возделывались со времен неолита.

Согласно археологическим данным, в Медный век (4300-3300 гг. до Р. Х.) у евреев появились крупные керамические сосуды, свидетельствующие об оседлости народов. Выращивание финиковых пальм началось в долине реки Иордан, а самые ранние ямы для фиников были обнаружены в Эйн-Геди у Мертвого моря. В Гавланитиде (историческая область городов Гавлан в Древней Палестине) выращивали оливковые деревья и производили оливковое масло.

Выращивание нута восходит к Бронзовому веку (3300-1200 до Р. Х.). В это же период виноград и оливки становятся важными культурами в горной местности. Вино и масло обменивались на пшеницу, которую привозили из городов прибрежной равнины. Осуществлялся также обмен с полукочевыми скотоводами, от которых евреи получали мясо и шкуры. В этот же период вино и рожковые деревья экспортировались в Египет. В Араде в северном Негеве (наиболее засушливая часть Израиля) были найдены остатки пшеницы, ячменя и бобовых, а также выложенные камнем ямы для хранения зерна. Керамика была впервые завезена с Кипра и Микен. После так называемого бронзового коллапса, связанного с переходом от Бронзового века к Железному, наблюдался рост скотоводства и исчезновение мелких сельскохозяйственных общин.

В раннем Железном веке (1200-1000 до до Р. Х.) животноводство по-прежнему играло важную роль. Археологами были обнаружены огороженные стенами пространства в деревнях, которые, вероятно, служили загонами для скота. Строительство террас на холмах (горах) и дополнительных оштукатуренных резервуаров для хранения воды позволяло культивировать больше, чем раньше. Ямы для хранения зерна и силосы рыли в земле. При объединенной израильской монархии были построены центральные складские города, стали обрабатываться большие районы северного Негева. Сельскохозяйственный календарь из Гезера (известняковая табличка, найденная в 1908 году при раскопках Тель-Гезера), подробно описывающий выращиваемые культуры, датируется этим же временем.

После разделения Израильского царства Иерусалим и ряд других городов расширились, опираясь на соседние деревни и хозяйства. В Священном Писании они были названы «дочерьми» крупных городов (Нав.15:47; Нав.17:11). Были построены большие продовольственные склады и зернохранилища, такие как город Хазор. В более поздний Железный век, то есть примерно в период израильской и иудейской монархии, для торговли и экспорта, а также для местного потребления в больших масштабах производились оливковое масло и вино.

Древние израильтяне рассматривали хлеб, вино и оливковое масло как основные пищевые продукты, все они часто упоминается в Священном Писании (Втор.7:13, 4Цар.18:32) и описываются как своего рода божественный ответ на человеческие потребности (Ос.2:21-21). Отмечается в Библии и важность сезонных дождей, необходимых для успешного выращивания этих трех культур (Втор.11:13-14). Значение вина, хлеба и масла определяется их включением в еврейский религиозный ритуал, с благословением вина и хлеба для субботней и праздничной трапезы и на религиозных церемониях, таких как свадьбы, и зажиганием субботних и праздничных огней оливковым маслом.

Письменные и археологические свидетельства указывают на то, что в рацион также входили другие продукты питания растительного и животного происхождения. В Библии перечислены семь основных продуктов земли Израильской: «…в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед» (Втор.8:8).

 Зерно и хлеб в жизни древних евреев

Зерновые продукты составляли большинство продуктов питания, потребляемых древними израильтянами. Основным продуктом питания был хлеб (Ис.33:16; Иез.14:13), и он был настолько важной частью каждого приема пищи, что еврейское слово для хлеба, lehem, также относилось к еде в целом. О высочайшем значении хлеба для древних израильтян свидетельствует также то, что в древнееврейском языке есть, по меньшей мере, дюжина слов для обозначения хлеба, а хлеб фигурирует в многочисленных еврейских пословицах (например, Притч.20:17; Притч.28:19). Хлеб употреблялся во время почти каждого приема пищи и, по оценкам исследователей, обеспечивал от 50 до 70 процентов ежедневных калорий обычного человека. Хлеб, употреблявшийся до конца израильской монархии, в основном изготавливался из ячменной муки; во время второго храмового периода преобладающим стал хлеб из пшеничной муки.

Густую и жидкую кашу готовили из молотого зерна, воды, соли и масла. Эта смесь также служила основой для лепешек, в которые перед выпечкой иногда добавляли масло, называемое шемен, и фрукты.

Израильтяне выращивали как пшеницу, так и ячмень. Обе зерновые культуры упоминаются первыми в библейском списке семи видов Земли Израиля (Втор.8:7-8). Их значение в качестве пищи также отмечено в праздновании урожая ячменя на празднике Пятидесятницы и урожая пшеницы на празднике Кущей.

С рисом евреи впервые познакомились в ранний период Второго Храма благодаря персам. К римскому периоду рис стал важным экспортным товаром.

Ячмень в жизни древних евреев

Ячмень был самым важным злаком в библейский период (Быт.16:12), его значение для израильского общества не только как источника пищи иллюстрируется библейским методом измерения поля по количеству ячменя (а не пшеницы), которым оно может быть засеяно (Лев.27:16).

Первоначально преобладал ячмень, а не пшеница, потому что он созревал раньше и лучше переносил более суровые условия, произрастая в районах с неплодородными почвами и меньшим количеством осадков. Ячмень обладал высоким потенциалом урожайности и был устойчив к заражению насекомыми. Он мог быть посеян без вспашки и поэтому мог быть выращен на небольших участках земли, труднодоступных для быков или даже ослов. Ячмень не нуждался в искусственном орошении, созревал на месяц раньше пшеницы и, таким образом, был доступен для пополнения запасов, израсходованных в течение зимы, раньше, чем пшеница. Он обеспечивал своего рода продовольственную безопасность, если более уязвимый урожай пшеницы был плохим или неудачным.

Возделывались две разновидности ячменя: двухрядный и шестирядный. Двухрядный ячмень преобладал.

Хлеб в основном изготавливался из ячменной муки (Суд.7:13; 4Цар.4:42), поскольку ячмень более широко и легко выращивался, а следовательно, был более доступным и дешевым. По-видимому, ячменный хлеб делали из теста, которое представляло собой простую смесь ячменной муки и воды. Эту смесь разделяли на маленькие кусочки, придавали им круглую форму и выпекали.

Во времена земной жизни Иисуса Христа ячмень уже мало использовался евреями как основной продукт питания.

 Пшеница в жизни древних евреев

 Пшеница двузернянка изначально была у евреев самым распространенным сортом пшеницы, так как хорошо росла в теплом климате и была устойчива к грибковой плесени. Двузернянка – высокоурожайное растение с крупными зернами и относительно большим количеством клейковины. Хлеб, приготовленный из ее муки, таким образом, имеет довольно легкую структуру. Однако для удаления шелухи требовалось длительное измельчение или обжаривание, поэтому со временем твердая пшеница постепенно заменила двузернянку и стала излюбленным зерном для производства муки. Твердая пшеница хорошо росла на плодородной почве больших долин центральных и северных районов страны, где количество осадков превышало 225 миллиметров в год, была более урожайной, чем двузернянка, и ее зерна легче очищались от плевел. Поэтому ее можно было отделить от шелухи, предварительно не обжаривая и не растирая, что сокращало работу, необходимую для обмолота, а также оставляло большую часть зерна целым, что было лучше с точки зрения хранения.

Однако твердая пшеница имела твердое зерно, которое с трудом измельчалось с помощью ранних ручных жерновов. Муку также нужно было просеивать несколько раз, чтобы получить мелкую муку (как например, солет, необходимый для храмовых приношений). Поэтому твердую пшеницу использовали в основном для каш, или ее зерна пропаривали и сушили, жарили и варили, а ячменную муку продолжали использовать для выпечки хлеба, пока не появился другой гибрид пшеницы — пшеница мягкая. Этот вид начали использовать после греческого завоевания земли Израиля (332-167 до Р. Х.). Мягкая пшеница вместе с твердой пшеницей получила широкое распространение в греко-римский период истории Израиля. Появление мягкой пшеницы, которая содержала больше крахмала и имела более высокий уровень клейковины, привело к производству хлебов с более легкой структурой, в сравнении с хлебами из ячменя и твердой пшеницы.

 Как обрабатывали зерно?

 Первоначально зерно обмолачивали, чтобы удалить его со стеблей: оббивали палками или топтали волами. При этом обычно ломалась большая часть зерен, что ограничивало срок их хранения, так как сломанные зерна портятся быстрее, чем целые. Со временем появились молотилки, которую волы тащили по стеблям, что оставляло большую часть зерен целыми и, соответственно, увеличивало срок их хранения. Многочисленные молотильные доски древних израильтян обнаруживаются сегодня археологами.

Отделившееся от стеблей зерно использовалось по-разному: чаще всего неспелые зерна съедались свежими, особенно весной, до появления спелого зерна. Как незрелые, так и спелые зерна могли обжариваться на огне для немедленного употребления. Спелые зерна пшеницы также пропаривали и сушили, как современный булгур, а затем готовили в виде каши. Цельное или треснутое зерно также использовалось в рагу и для приготовления жидкой каши. Но чаще всего зерна перемалывали в муку для приготовления хлеба.

 Как делали хлеб?

Хлеб был главным источником питания в библейские времена, и приготовление его было ежедневным занятием.

Хлебопечение начиналось с помола зерна. Это была сложная и трудоемкая задача, выполняли ее женщины. Каждое домашнее хозяйство хранило свое собственное зерно, и требовалось, по меньшей мере, три часа ежедневных усилий, чтобы произвести достаточно муки, из которой можно было бы сделать хлеба на семью из пяти человек.

Первоначально измельчение производилось с помощью пестика и ступки, или каменных жерновов, состоящих из большого нижнего камня, который удерживал зерно, и гладкого верхнего камня, который перемещался по зернам взад и вперед (Чис.11:8), правда, из-за этого в муке часто оставались мелкие кусочки песка. Такие жернова имели широкое распространение, так как их появление привело к большей скорости и увеличению производства муки. В раннеперсидский период у евреев появились уменьшенные варианты жерновов, предназначавшиеся специально для домашнего использования.

После того как зерно перемалывали в муку, его смешивали с водой и месили в большом корыте. Для теста, приготовленного из пшеничной муки, добавляли закваску, называемую сеор. После приготовления тесто можно было выпекать различными способами.

Первоначально тесто помещалось непосредственно на раскаленные камни или в сковороду из глины или железа (Лев.7:9). Во времена Первого Храма для выпечки хлеба использовались печи двух типов. Печь первого типа представляла собой большую глиняную емкость с сужающимся к верху отверстием; раскаленные угли помещались внутри емкости, чтобы довести ее до высокой температуры, а тесто прижималось снаружи – для запекания. Печь второго типа представляла собой выложенное глиной углубление в земле, в котором устраивался костер, затем угли сгребались в сторону, и на разогретой поверхности выпекались хлеба. Со временем над ямой-печью евреи догадались устанавливать выпуклый купол (сначала глиняный, а позже металлический), и готовить лепешки прямо на куполе, а не на покрытой золой поверхности ямы. Этот тип печи, вероятно, и называется в Библии словом machabat, которое часто переводится как «сковородка».

Персы ввели глиняную печь-жаровню, называемую танур (по аналогии с индийским тандыром), имевшую отверстие в нижней части для огня. При использовании танур жарко натапливали углем, дровами или хворостом. Закладка дров, выемка золы и сажание хлеба в танур производилась через одно и то же отверстие. После того как танур достаточно прогревался, его внутренние стенки быстро протирали от налета гари и прилепляли предназначенные к выпеканию изделия. Они доходили до готовности за счет жара накопленного в толстых стенках танура. После этого изделия вынимали из печи. Надо сказать, таким способом йеменские евреи пекли хлеб вплоть до недавнего времени. Остатки глиняных печей и фрагменты хлебных лотков несколько раз находились археологами.

Все эти методы позволяли производить только тонкие буханки, так появился обычай преломлять хлеб, а не резать его. Хлеб был мягким и податливым. Также хлеб нередко обмакивали в соусы, соки и соль (Мф.26:17).

С приходом римлян у евреев появилась печь, называемая фурн. Это была большая, дровяная, облицованная камнем печь с дном, на котором помещалось тесто или противень. С появлением фурна был достигнут значительный прогресс в выпечке хлеба и кондитерских изделий. Благодаря новой римской печи появилась возможность выпекать гораздо более толстые буханки.

Евреи производили не один сорт хлеба. Вероятно, наиболее распространенными были пресные плоские хлебцы, называемые угах или киккар. Другое изделие из хлеба – ракик, оно имело вид тонкой пластины. Более толстый каравай, известный как халлах, делали из муки высшего качества, предназначался он обычно для ритуальных целей.

Иногда хлеб обогащался добавлением муки из бобовых культур (Иез.4:9). Для аромата в тесто могли добавлять укроп и тмин. Готовый хлеб для дополнительного аромата обмакивали в уксус, оливковое (Руф.2:14) или кунжутное масло.

Бобовые в жизни древних евреев

 После зерна, бобовые, такие как чечевица, боб обыкновенный, нут и горох были основным элементом в рационе евреев и были основным источником белка, так как мясо редко употреблялось в пищу.

Чечевица была самой важной из бобовых культур и использовалась для приготовления похлебок и супов (Быт.25:34), а также жареных чечевичных лепешек (2Цар.6:18-19), называемых ашишим, – оладий с медом, приготовленных из измельченной красной чечевицы и семян кунжута.

Тушеное мясо с чечевицей или фасолью приправляли для вкуса луком репчатым, чесноком и луком-пореем. Свежие бобовые обжаривались или сушились и хранились в течение длительного времени. Затем их варили в супе или тушили с мясом. Библия упоминает жареные бобовые (2Цар.17:28).

Мясная пища в жизни древних евреев

Израильтяне обычно ели мясо домашних коз и овец. Козье мясо было самым распространенным. Преобладающей разновидностью овец в древнем Израиле были мясосальные породы (так называемые жирохвостые), но, поскольку овцы ценились больше, чем козы, их ели реже. Жир с хвоста считался деликатесом. Говядину, телятину, а также оленину ели, в основном, состоятельные люди (Ам.6:4).

Большинство людей ели мясо лишь несколько раз в год, когда животных забивали для крупных праздников или на племенных собраниях, например, по случаю свадьбы или визита важных гостей (1Цар.28:24). Ежедневно подавали мясо только за царским столом.

Хотя древние евреи ели, как правило, мясо домашних животных, мясо диких животных также иногда было доступно, что иллюстрируют и Священное Писание (Быт.27:3-4; Втор.14:5), и археологические свидетельства: археологи наиболее часто находят останки газелей, благородных оленей и ланей. Раскопки рынка в Ашкелоне, показывают, что дичь продавалась также тем, кто не мог охотиться или ловить ее сам. Мясо диких животных было более распространено во времена экономического кризиса и в северных районах Израиля, где леса и открытые участки земли служили средой обитания для большего числа такого рода живности.

Мясо готовили несколькими способами: делали мясной бульон или тушили (Иез.24:4-5). О мясе, тушенном с луком, чесноком и луком-пореем и приправленным тмином и кориандром, сообщается на древних вавилонских клинописных табличках. Скорее всего, подобным образом его готовили и в древнем Израиле. Тушеное мясо считалось блюдом, достойным того, чтобы подавать его почетным гостям (Суд.6:19-20). Менее распространенным способом приготовления мяса было обжаривание его на открытом огне (например, вспомним пасхального ягненка). Согласно этнографическим исследованиям, для длительного хранения мясо коптили, сушили или солили.

Древние евреи ели рыбу?

Согласно археологическим и текстологическим свидетельствам, израильтяне питались разнообразной пресноводной и морской рыбой. В ходе раскопок были найдены останки пресноводных рыб из рек Яркон и Иордан, а также Галилейского моря, в том числе рыбы тиляпии (известной также как рыбы Святого Петра). Морская рыба, обнаруженная при раскопках, включает морского карася (лат. Sparidae), морского окуня (лат. Epinephelus), обыкновенного серебристого горбыля (лат. Argyrosomus regius) и кефаль (лат. Mugilidae). Ели рыбу, чаще всего, с хлебом (Ин.6:9, Ин.21:9).

Рыбаки поставляли рыбу во внутренние части страны, поскольку обнаруженные археологами останки рыбы, включая кости и чешую, были обнаружены во многих внутренних районах. Чтобы сохранить рыбу для транспортировки, ее сначала коптили, сушили или солили. Торговцы также ввозили рыбу из других стран, в том числе из Египта, поставлявшего на экспорт маринованную икру.

В Израиле были найдены остатки нильского окуня (лат. Lates niloticus) из Египта. Эту рыбу, скорее всего, прокоптили или засушили, прежде ее импортировали через сеть торговцев, которая связывала древние народы, населявшие Ближний Восток. Купцы отправляли рыбу в Иерусалим, и там, очевидно, торговля рыбой была весьма распространена (Неем.13:16); одни из ворот Иерусалима были названы Рыбными в честь неподалеку расположенного рыбного рынка (Неем.3:3; Неем.12:39; 2Пар.33:14; Соф.1:10).

Неясно, какую роль рыба играла роль в древнееврейской кухне, но очевидно, что рыба становилась все более доступной во времена израильской и иудейской монархий. Рыбные продукты солили, сушили и отправляли на большие расстояния. Однако даже в более поздние персидский, греческий и римский периоды стоимость хранения и транспортировки рыбы, вероятно, была такова, что ее  могли себе позволить или только состоятельные жители горных городов и селений, или те, кто жил там, где она была менее дорогой. Так, в Галилее, мелкомасштабное рыболовство (Ин.21:1-2) являлось одним из основных компонентов аграрной экономики.

Древние евреи ели птицу и яйца?

Израильтяне ели домашних птиц, таких как голуби, горлицы, утки и гуси, а также диких птиц, таких как перепела и куропатки. Археологические раскопки в Офеле (Иерусалим) и других местах показывают, что домашние птицы были доступны, но потребление их было небольшим. Включение голубей и горлиц в библейские списки жертвоприношений (Лев.1:14) подразумевает, что они были выращены в домашних условиях, и остатки голубятен, обнаруженные в греческий и римский периоды, подтверждают это. Библейские ссылки и археологические свидетельства также говорят о том, что на диких птиц охотились и ели (Чис.11:31).

Перелетная горлица присутствовала в Израиле примерно с апреля по октябрь, в то время как сизый голубь был доступен в течение всего года. Голубь, по-видимому, был одомашнен в Шумере и Ханаане во 2-м тыс. до Р. Х. и оставался преобладающей домашней птицей в древнем Израиле до конца I в. по Р. Х. Тем не менее, чтобы избежать распространения болезней, голубей разводили лишь в небольшом количестве. Таким образом, они были довольно дорогостоящими и не являлись постоянной частью рациона евреев.

Гуси, первоначально одомашненные в Древнем Египте, выращивались и в древнем Израиле. Скорее всего, это та самая «откормленная птица» на столе царя Соломона (3Цар.4:23).

Курица стала распространенной как часть рациона примерно во 2-м веке до Р. Х., а в римский период цыплята, и голуби стали главной домашней птицей.

До одомашнивания курицы яйца были доступны в ограниченном количестве и считались деликатесом, как в Древнем Египте. Наиболее распространенные птицы — горлицы и голуби – выращивались из-за мяса, но не из-за яиц, потому что яйца были мелкие. Библейские упоминания о яйцах относятся только к сбору их в дикой природе (Втор.22:6-7; Ис.10:14). Во времена Римской империи яйца стали чаше употребляться в пищу, благодаря тому, что курица в этот период была одной из главных домашних птиц.

 Какие молочные продукты были известны евреям в библейские времена?

Молоко и молочные продукты были важным источником пищи. Молочные продукты не единожды упоминаются в Священном Писании (Быт.18:8; Исх.3:8, Исх.33:3; Суд.4:19).

Свежее молоко не могло долго храниться. Израильтяне обычно пили густое кислое молоко, известное на Ближнем Востоке как лабан, хранившееся в кожных сосудах, в которых оно быстро сворачивалось.

Чтобы молоко сохранялось, его приходилось обрабатывать. Для этого его взбивали, используя козью шкуру или глиняную емкость, чтобы отделить жир от сыворотки. Молочный жир обрабатывался путем кипячения, а затем охлаждения для получения топленого масла, которое затем могло храниться в течение длительного времени. Топленое масло использовалось главным образом для приготовления пищи и жарки. Маслобойки, обнаруженные при раскопках в Беэр-Шеве, датируются IV веком до Р. Х. Обнаруживают их и на месте других древних израильских поселений.

Наиболее распространенными видами сыра были сыры из козьего и овечьего молока. При этом отметим, молочная продуктивность козы и овцы не круглогодична. Мягкий сыр получали благодаря матерчатым мешочкам, наполненным прокисшим молоком: жидкость просачивалась сквозь ткань, пока в мешочке не оставался мягкий сыр. Твердый сыр изготавливали из кислого молока: молоко заливали в специальные формы, в которых оно сворачивалось, а затем затвердевало путем сушки на солнце или нагревания многочисленных маленьких сырных форм с отверстиями для слива сыворотки. В Священном Писании сыр упоминается редко (1Цар.17:18; 2Цар.17:29).

В каком виде ели оливки?

Оливки выращивались исключительно для их масла, которое, однако, употреблялось не только в пищу или для приготовления пищи, но и для освещения, жертвоприношений, помазания.

Оливковое дерево было хорошо приспособлено к климату и почве израильского нагорья, и значительная часть страны была отведена для выращивания оливковых деревьев, которые являлись одним из самых важных природных ресурсов древнего Израиля. Оливковое масло было более универсальным и долговечным, чем масло из других растений, таких как кунжут, и также считалось самым вкусным.

Хотя оливки использовались для производства масла с Бронзового века (период примерно между 5-м и 1-м тыс. до Р. Х.), только к периоду римского владычества были введены методы консервирования оливок в щелоке, а затем рассоле, чтобы удалить их естественную горечь и сделать их съедобными.

Оливки собирали в конце лета и перерабатывали, дробя их, отжимая сусло и отделяя масло от мякоти. Это делалось путем давления оливок в специальных емкостях, вырезанных в скале, или с помощью ступки или камня на плоской плите. Позднее внедрение пресса сделало возможной крупномасштабную обработку. Обнаружение археологами большого количества таких прессов указывает на то, что древний Израиль был крупным производителем оливкового масла для своих жителей и жителей других частей древнего Ближнего Востока, таких как Египет и особенно Месопотамия. В дополнение к крупномасштабному производству оливкового масла для торговли и экспорта, прессы были найдены в обычных домах, что указывает на то, что имела место также и кустарная промышленность.

Археологические находки в Масаде и других местах говорят о том, что наиболее распространенным сортом оливок был местный Набали, за которым следовал Сури. Во времена Римской империи из Сирии и Египта были завезены и другие сорта олив.

Об оливковом масле сообщается, конечно же, и в Священном Писании (например, Лев.6:13-15; Лев.7:9-12; 3Цар.17:10-16; Иез.16:13; Иез.16:19).

Какие фрукты ели в древнем Израиле?

Фрукты были важным источником пищи для израильтян, особенно виноград, инжир, финики. Древние израильтяне строили террасы на ровных участках в горной местности для посадки различных культур (не только фруктовых деревьев, но и зерновых, овощей). Все фруктовые деревья давали плоды, которые можно было есть свежими и сочными в период сезона. Фрукты также обрабатывались для последующего использования различными способами: фрукты с высоким содержанием сахара ферментировались для производства алкогольных напитков; чаще всего для этого использовался виноград. Фрукты также варили в густом сладком сиропе, который в Библии называется дваш (мед). Виноград, инжир, финики и абрикосы также сушили и консервировали по отдельности, надевали на веревочку или спрессовывали в лепешки. Поскольку сухофрукты являются эффективным источником энергии, их заготавливали в качестве провизии для путешествий и длительных походов.

Финики употребляли в пищу свежие или сушеные. Свежие, спелые финики были доступны с середины до конца лета. Иногда их высушивали на солнце и спрессовывали в блоки, а затем использовали в течение всего года, особенно в качестве пищи для путешественников. Финиковая пальма требовала жаркого и сухого климата и в основном росла и плодоносила в долине Иордана от Иерихона до Галилейского моря. В этих засушливых районах финик иногда был единственной доступной растительной пищей и являлся основным компонентом рациона.

Важным источником пищи был также инжир. Его выращивали по всему Израилю, поэтому свежий или сушеный инжир был частью ежедневного рациона. Обычный способ приготовления сушеных плодов состоял в том, чтобы нарезать их и спрессовать в лепешку. Инжир часто упоминается в Библии (1Цар.25:18, 1Цар.30:12). Фиговое дерево (ficus carica) хорошо росло в горной местности и давало два урожая в сезон. Раннеспелые инжиры считались деликатесом из-за их сладости и употреблялись в пищу свежими. Инжир, созревавший в позднем урожае, часто сушили, прессовали в твердые круглые или квадратные лепешки, называемые девелах, и хранили как основной источник зимней пищи.

Виноград использовался главным образом для производства вина, хотя его также употребляли в пищу свежим и сушеным. Виноград сушили на солнце, чтобы получить изюм, который потом можно было долго хранить. Изюм тоже нередко прессовали и сушили в виде лепешек.

Гранаты играли незначительную роль в израильской кухне. Обычно их ели свежими, хотя иногда из них делали сок или вино, или сушили на солнце.

Какие овощи ели в древнем Израиле?

Археологам трудно определить, какую роль играли овощи в жизни евреев библейских времен, потому что растительную пищу часто ели сырой или просто варили, без использования специального оборудования для приготовления, и таким образом почти не оставалось никаких следов. Овощи также не часто упоминаются в письменных источниках, и когда о них говорится в Священном Писании, отношение к ним неоднозначное: иногда они рассматриваются как деликатес, но чаще они были не в почете (Притч.15:17, Дан.1:11-15).

Евреи обычно употреблялись в пищу такие овощи как лук-порей, чеснок, лук репчатый, черная редька, дыня (иногда ошибочно идентифицируемую как огурец) и арбуз. Другие овощи играли незначительную роль в рационе древних израильтян. Полевая зелень и корневые растения обычно не культивировались и собирались сезонно, когда они росли в дикой природе. Листовые растения включали листья одуванчика и молодые листья лебеды. Примерно с 800 года до Р. Х. евреи культивировали латук, известный как шазерет, представляющий собой траву с колючими красными листьями, которые становились горькими по мере созревания. С появлением в Израиле римлян выращивали и сладкий латук. Дикие травы собирали и ели сырыми или вареными. К ним относятся руккола и джут, цикорий и эндивий.

Лук-порей, лук репчатый и чеснок употреблялись в пищу в тушеном и сыром виде с хлебом. Об их популярности может говорить тот факт, что, согласно Священному Писанию, они относились к числу продуктов, которые израильтяне желали есть после исхода из Египта. Тыквы и дыни употребляли в пищу сырые или приправленные уксусом. Черную редьку в течение осени и зимы также ели сырой, в эту часть года у нее был сезон. Собирали евреи и грибы, особенно белые (боровики), которые росли во многих районах Израиля.

Семена кунжута использовались при приготовлении масла, употреблялись в пищу сухими или добавлялись в блюда, такие как тушеное мясо; остатки после отжима масла съедались в виде жмыха. Еврейское название кунжута, шумшум, связано с аккадским samassammu, что означает «масляное растение», так как его семена содержат около 50% масла.

Какие еще плоды ели в Древнем Израиле?

Употребляли в пищу плоды сикомора (лат. ficus sycamorus) – библейской смоковницы (Лк.19:4), черной шелковицы, рожкового дерева. Интересно отметить, что стручками последнего питался блудный сын (Лк.15:16) традиционно считается, семена этого растения не пригодны в пищу для человека, однако кроме семян стручки содержат сочную, сладкую мякоть (около 50% сахара), поэтому они были популярны из-за своего вкуса. Все эти плоды обычно не выращивали специально, а собирали в дикой природе, когда у них был сезон.

Сикомора-смоковница была очень распространена в более теплых частях Израиля и выращивалась главным образом из-за ее древесины, но она обеспечивала постоянный запас небольших плодов, которые, главным образом, служили пищей для бедняков.

Миндаль, грецкие орехи и фисташки тоже употреблялись в пищу, они упоминаются в Священном Писании. Миндаль был широко распространен в этом регионе с доисторических времен, и Библия упоминает миндаль (shaked) и фисташки (botnim) как среди отборных «плодов земли сей», посланных Иаковом в дар правителю Египта (Быт.43:11). Миндаль и фисташки, вероятно, ели, в основном, богатые люди. Грецкие орехи тоже упоминаются в Библии (Песн.6:11). Они были завезены в Израиль из Месопотамии по меньшей мере к 2000 году до Р. Х., и стали обычным явлением в период Второго Храма. В это время они получили настолько широкое распространение, что слово egoz, которым называли грецкий орех, стало общим еврейским словом для всех видов орехов в целом.

Какие сладости ели древние израильтяне?

Древние евреи не знали сахара (сахарный тростник появился только в римский период). В качестве основного подсластителя использовался фруктовый сироп дваш темарим («финиковый мед»). Следут отметить, что библейский термин «дваш» обычно означает не пчелиный мед, но густой сироп, полученный из винограда, инжира или фиников (инжир и финики следует различать: финики – это плоды финиковой пальмы (лат. Phoenix dactylifera), в то время как инжир собирают с фигового дерева (лат. Ficus carica)). Дваш темарим делали путем замачивания фиников в воде, пока они основательно не размякнут, затем полученную жидкость кипятили, пока не образуется густой сироп. Финиковым медом может являться и мед в библейской ссылке на «землю, где течет молоко и мед» (Чис.13:28).

Для производства густой, медоподобной жидкости, называемой дваш анавим («виноградный мед») использовали, как видно из названия, виноград. Виноградный мед делали путем топтания винограда в чанах, но вместо того, чтобы сбраживать полученную жидкость, ее кипятили, чтобы выпарить воду, оставляя после этого густой виноградный сироп.

Также отметим, библейский «мед из камня» (Втор.32:13) или «мед из скалы» (Пс.81:17) может являться или сиропом из инжира, растущего в природе между камней, на склоне гор, или медом диких пчел, которые делают свои ульи в подобных местах и до сегодняшнего дня. Собственно, в Священном Писании о меде именно пчел говорится лишь в нескольких случаях (Суд.14:8-9; 1Цар.14:25-27). При этом археологами была обнаружена пасека в долине реки Иордан, датируемая примерно 900 г. до Р. Х.: ульи, сделанные из соломы и необожженной глины, могли вмещать более миллиона пчел, что говорит о том, что мед производился в больших масштабах. По мнению исследователей, одомашнивание пчел для производства меда древние евреи могли перенять у жителей Египта или Анатолии.

Были ли евреям знакомы приправы и специи?

Приправы в приготовлении пищи имели большое значение. Наиболее распространенной и важной из них была соль, о чем свидетельствует то, что она неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Заветах (Иов.6:6, Мф.5:13), и то, что ее предписывалось использовать при большинстве жертвоприношений (Лев.2:13). Соль добывали из Средиземного и Мертвого морей. Ее производили путем испарения морской воды, как из естественных, так и из искусственно созданных резервуаров для сушки. Ее также добывали путем разработки соляных месторождений, например в Содоме, у Мертвого моря. Поставки соли осуществлялись в различные регионы Ближнего Востока.

В качестве приправ евреи также использовали растения, большинство из которых были местными и либо выращивались, либо собирались в дикой природе, хотя некоторые специи импортировались. Чесноком, луком и, возможно, греческим пажитником (лат. Foenum graecum) приправляли приготовленную пищу, а также они употреблялись в пищу как самостоятельные продукты. Для придания особого вкуса в еду добавляли травы и специи: каперсы, кориандр, тмин, черный тмин, укроп, карликовый цикорий, иссоп, майоран, мяту, черную горчицу, рейхардию, шафран и тимьян (Мф.23:23). С помощью этих приправ можно было разнообразить скудный выбор блюд. Некоторые приправы, такие как мирра, гальбан, шафран и корица, импортировались из Африки и Азии, но они дорого стоили, поэтому позволить себе их могли далеко не все. Для особых праздников из Аравии и Индии привозились различные виды перца и имбиря, и тот, и другой высоко ценились в Израиле.

Еще одной приправой был уксус, который производился путем дополнительной ферментации молодого вина. Его использовали для приправы к пище, маринования овощей и в лечебных целях.

В Писании часто встречается выражение «есть и пить». Всегда ли его нужно понимать буквально?

Действительно, в Священном Писании нередко употребляется словосочетание «есть и пить». Прежде всего, оно означает обычный прием пищи (Руф.3:3; 2Пар.28:15; Мф.11:19), совместное проживание (Лк.13:26) и удовлетворение от повседневного благополучия (Екк.2:24; Екк.3:13).

Но, кроме того, оно означает и легкомысленное, беззаботное существование (Быт.39:6) и напрасную уверенность (Лк.12:19; Лк.17 и след.) или полное погружение в удовольствия (Ис.22:13; 1Кор.15:32). Апостол Павел выступает против ложной оценки значения еды и питья для духовной жизни (Рим.14).

Другое частое библейское слово – это «вкушать». Каковы его значения в Библии?

В Священном Писании в переносном смысле иногда говорится о вкушении «плодов путей своих и помыслов» (Притч.1:31) и «плодов дел своих» (Ис.3:10), а также о последствиях собственных добрых или злых поступков (ср. Пс.140:4).

Кроме того, «вкушать» означает получать от Бога духовные плоды и вечную жизнь (Ис.55:1-3; 1Кор.10:3; Откр.2:7.17). Иисус говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин.6:54-56): «Ядущий Меня жить будет Мною». Иезекииль и Иоанн, съедая свиток с письменами, обретают слово, которое им предстоит возвещать (Иез.3:1–3; Откр.10 и след.).

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*