Главная » Духовная жизнь » Духовное чтение » С чего начать духовное чтение?
Распечатать Система Orphus

С чего начать духовное чтение?

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (11 голос: 4,55 из 5)

протоиерей Сергий Правдолюбов

 

— Когда приходишь в православную книжную лавку, глаза разбегаются от обилия духовной литературы. Среди жизнеописаний святых отцов и их трудов стоят книги современных священников и монахов. С каких духовных книг или с каких авторов должен начинать чтение человек, который уже несколько лет пребывает в Церкви, знаком с азами церковной жизни, кое-что читал или слышал из святых отцов древности, но пока имеет все же поверхностные знания?

Отвечает настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов:

– На мой взгляд, начинать надо с прп. аввы Дорофея. Это убеждение основано на опыте двухлетнего преподавания предмета «святоотеческое чтение» в ПСТГУ. Авва Дорофей – образованнейший человек своего времени. У него была настолько сильная тяга к наукам, что он даже водой обливался, чтобы немножко прийти в себя от чтения – так глубоко он погружался в мир духовный и в мир известных в то время наук. В его творениях заметны «следы» широкого кругозора. Всем известен пример: чем ближе люди, стоящие на радиусах круга, к центру (а это пример из геометрии), тем ближе они друг к другу. И несмотря на глубокую древность (конец VI века), он умеет очень просто объяснить то, что кажется сначала трудным для понимания. В его изложении сложнейшие вещи выглядят простыми и ясными, и таким образом он закладывает мощную основу духовного развития каждого человека.

И другая его черта – он пишет об этом с улыбкой, с очень тонким, легким юмором, невероятно ярким и живым языком и с подлинным христианским смирением. Для любого человека в любых обстоятельствах этот святой дает самую яркую, простую и светлую картину христианского подвига. Он с такой легкостью, никого не осуждая, писал, как ему трудно было в монастыре (ему, откровенно скажем, пакостили там), а он так спокойно, без всякой злобы пишет об этом, можно сказать, даже с улыбкой. И вот своей манерой изложения он ставит человека в должные рамки и в нужное состояние, он как бы настраивает человека, прокладывает ему духовную колею…

Единственный совет: читать авву Дорофея надо не спеша, потихонечку осмысливать, думать, и его труды будут основой и опорой всей жизни человека.

Вторым автором для чтения после аввы Дорофея я бы предложил святителя Игнатия Брянчанинова. А именно его первый том – «Аскетические опыты». Игнатий Брянчанинов – близкий к нам по времени человек. По образованию он был инженер, а стал делателем молитвы и монашеских подвигов. Его душа болела за всех нас, православных христиан, за наших современников, болела о том, чтобы не ушли, не уклонились в сторону, не впали в духовный самообман, когда человек думает, что он достиг каких-то высот, и когда его ум все дальше и дальше начинает уводить от подвига православного смирения и смиренного восприятия самого себя. Его наставления – своеобразная инструкция, как не погубить свою душу. Святитель Игнатий – это некий орел, который парит очень высоко, и когда вы читаете колоссальный, мощный духовный опыт этого человека, просто дух захватывает.

А третий автор, которого я бы рекомендовал после первых двух, – это преподобный Иоанн Лествичник. Тем более что чтение преподобного Иоанна Лествичника в древности полагалось за чтением часов в Великий пост, это были уставные чтения. Это, можно сказать, уже цвет аскетизма. И даже немножко страшновато становится, он даже немного пугает людей своей аскезой. Но это тоже полезно, чтобы немножко попугать.

Ну а человек, который хочет понять смысл всех этих подвижнических творений, может затем читать первый том «Добротолюбия», он очень полезный. А дальше пока не спешите. Это глубокая и святая древность: Антоний Великий, Макарий Египетский – невероятная красота духовная.

Закончить этот вводный курс можно творениями святителя Феофана Затворника, книгой «Путь ко спасению». Или в изложении более популярном – «Письма о духовной жизни, или Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Она написана в диалоговой форме, очень просто и доступно. Мало кто знает, что свт. Феофан был доктором богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. И то, что он пишет в «Пути ко спасению» – бесценно! Его описания – невероятные по силе, по выражениям, по мысли, которые трудно вообще найти, особенно в современной психологии, когда описывается молодость, юность человека. Лучше не скажешь, как он сказал о трудностях юношеского возраста.

И еще хотелось бы, чтобы люди, которые интересуются духовной жизнью, помимо «теоретических» – я это очень условно говорю – сочинений прочитали бы практическое исполнение этих вещей в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского.

Читая «Жития святых» св. Димитрия Ростовского, вы участвуете в их жизни сами – это практическое погружение в жизнь святых. И вот это чтение было бы очень ярким и хорошим примером: как жили святые люди и как они чувствовали, как они свою жизнь вели, как они совершенствовались, как они из силы в силу восходили и как они умирали, – это тоже очень полезно.

Записал Алексей Реутский

источник: Милосердие.ru

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru