Тайна брака <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей И. Богоявленский</span>

Тайна брака
Протоиерей И. Богоявленский

(1 голос5.0 из 5)

«Тайна сия велика» (Еф. 5:33).

Семья — это ячейка, из которой строится здесь, на земле, Церковь и Государство.

Без благословения Церкви, без благодатного таинства не могут быть достигнуты цели брака.

Каковы же цели брака?

Хронологически первая и, по существу, главная цель брака, указанная еще при появлении первой жены, выражена Адамом в таких словах: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Как цель брака здесь указано объединение двух личностей в одну, объединение теснейшее («прилепится»), объединение «в одну плоть». Для того и первую жену Еву Бог сотворил из ребра Адама, чтобы при таком единстве природы они сильнее чувствовали в себе взаимную любовь и старались жить единою нераздельною жизнью. В библейском повествовании о сотворении человека обращает на себя внимание попеременное употребление по отношению к творимому человеку то единственного, то множественного числа: «сказал Бог: сотворим человека (единственное число) по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они (множественное число). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (единственное число), мужчину и женщину сотворил их (множественное число) (Быт. 1:26-27). Такое же необычайное употребление единственного и множественного числа в I главе Библии имеет место и по отношению к Богу. В еврейском тексте в I главе Библии имя Бога стоит во множественном числе; пред сотворением человека «сказал Бог (еврейский текст: «Боги» во множественном числе): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Древние христианские писатели видели здесь указание на троичность Лиц в Боге при единстве Божеского естества. А так как человек был сотворен по образу Божию, то те же христианские писатели в попеременном употреблении по отношению к человеку то множественного, то единственного числа видели указание на множественность при единстве и в первом человеке: в нем было объединено мужское и женское начало, и в этом единстве и была его целостность и полнота. Бог в раю разделил это природное изначальное единство («и сказал Господь: не хорошо быть человеку одному» Быт. 2:18), отделил женщину от мужчины и поставил им задачу самостоятельно, собственными усилиями достигнуть этого единства, новой, не данной, а свободно ими же самими созданной целостности. Эта задача должна осуществляться в браке. Таким образом, основною целью брака является единство двух, их внутреннее срастание в процессе взаимно обусловленного внутреннего духовного роста, их духовное единосущие при сохранении их личной самобытности. В этом единстве должна сохраняться двойственность лиц — лица мужа и лица жены; они не поглощаются и не исчезают в единстве, как звуки не исчезают в рождаемой ими единой мелодии, как слова не теряют своей самобытности в образуемой ими единой мысли, как, наконец, и в Боге три Лица не сливаются при единстве Божеского естества, каковой образ носит в себе человек. Эту же цель брака — взаимное объединение мужа и жены — повторил и отметил и Спаситель, сказав фарисеям: «Оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19:5-6; срв. Мк. 10:7-9).

Но с особенной ясностью и величием эту цель и значение брака раскрыл апостол Павел: Он писал так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить себе ее славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать, прилепится к жене своей и будут двое — одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа». (Ефес. 5:22-33).

Согласно этим словам апостола Павла брак должен быть подобием отношений Христа к Церкви. С одной стороны, мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь. А как Христос возлюбил Церковь? «Он предал Себя за нее», затем, «очистив ее» (в крещении), он «освящает» ее, заботится, чтобы сделать ее «славною, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна». Таковы должны быть и отношения мужа к жене. Муж, как имеющий по природе более сильную духовно-физическую организацию, обладающий большею рассудочностью, волевой энергией, физической силой, должен помочь своей жене (имеющей также свои природные преимущества: расположение к практическим занятиям, душевность и энергию пассивности) в достижении ею высших целей ее предназначения. Вместе с тем, Церковь есть как бы тело Христа, которое Он «питает» (как Хлеб жизни, Ин. 6:48) и «греет» (как добрый пастырь овечку). Соответственно и жены являются как бы телами своих мужей, как бы их составной частью. И как таковую муж должен любить свою жену, ибо «любящий свою жену любит самого себя». Любовь, чистая и единая в своей идеальности, проявляется, благодаря нашей греховности, в разных степенях. Ветхий Завет требовал: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Лев. 19:18), Новый Завет требует: люби ближнего своего больше, чем самого себя (Ин. 15:13); умри за другого, если нужно, .чтобы тот жил. То же и в отношении брака: апостол Павел требует от мужа, чтобы он любил жену, по крайней мере, как самого себя, но не исключает возможности и новозаветной высоты любви, говоря: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

Если же мужья должны любить своих жен больше самих себя, или, по крайней мере, как самих себя, и если заботы мужей о женах должны направляться к тому, чтобы, по образу Христа и Церкви, помогать женам духовно освящаться, очищаться от всякой скверны, порока и быть святыми и непорочными, тогда естественно обращение апостола Павла к женам, чтобы они «повиновались своим мужьям во всем», и в этом не будет никакого унижения для жен, ибо мужья при указанной апостолом Павлом постановке будут иметь в виду только пользу и преуспеяние горячо любимых ими жен, и больше ничего другого, и женам, естественно, остается лишь повиноваться мужьям, ибо это принесет пользу им самим.

В конце своего наставления о браке Апостол Павел напоминает мужьям: любить своих жен, как самих себя, а женам «бояться» своих мужей. Здесь слово «бояться» употреблено не в смысле рабского страха, боязни наказания, ибо это и не может иметь места при высокой взаимной любви мужа к жене, а боязнь, какую мы чувствуем, когда опасаемся как бы не оскорбить любимого человека нашим поступком; это то же, что и добровольное повиновение. Вспоминая древний закон, который высказал еще Адам в раю о теснейшем объединении в браке двух лиц в одно, апостол Павел говорит: «тайна сия велика». В чем же великое значение, великая важность этой стороны брачного союза? — «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви», т. е. образцом брака, его идеалом, является высочайшее Божественное единение Христа с Церковью. Это первая, главная цель брака.

Хронологически позднейшая и по значению вторая цель брака указана в заповеди Божией, данной первым людям в раю. «И сотворил Бог человека… мужчину и женщину… И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:27-28). Здесь как цель брака указано размножение рода человеческого и обладание землею и земными тварями. Эта цель по времени своего происхождения более поздняя, чем первая, ибо дана уже при наличии жены. И по значению своему она второстепенная, ибо, хотя рождение детей существенно связано с супружеским соитием мужчины и женщины, но самое соитие, брак не связан существенно с рождением детей. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Рождение детей происходит не от брака, а от слов, сказанных Богом: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». (О девстве, 15). Ведь, вступая в брачный союз, муж и жена еще не знают, .будут ли у них дети; момент рождения детей для них еще в будущем, а брачный союз для них есть уже наличная действительность. И в дальнейшем, если от этого брака не будет детей, брак все равно не аннулируется, равно как брачный союз не прекращается с прекращением способности деторождения, например, в старости.

Но если рождение детей есть, до известной степени, дело природы человеческой, то где же место самодеятельности супругов в этой цели брака и заповеди Божией? Эта самодеятельность предполагается во второй половине этой божественной заповеди: «обладайте землею и владычествуйте»… «Обладать и владычествовать» не значит деспотически распоряжаться вверенными владетелю предметами; нет, это означает — руководить и направлять жизнь и существование этих предметов к определенной, высшей цели. И человек, если ему поручено «обладать землею и владычествовать над тварями», должен ясно сознавать высшие цели существования мира, закона бытия, и умело направлять жизнь мира к этим высшим целям. Таких руководителей должна дать прежде всего семья, ибо, хотя человек и учится в школе разных ступеней, хотя на него влияет окружающее общество, но ближайшим образом и наиболее существенно влияет на духовное оформление человека семья, в которой он возрастает. Здесь в воспитании детей должна иметь широкое применение и самодеятельность родителей.

Таким образом, вторая цель брака — размножение рода человеческого и воспитание «обладателей землею», руководителей мировой жизни.

Третья цель брака, обозначившаяся уже после падения человека, состоит в том, чтобы служить к обузданию возникших в человеческой природе греховных похотей и к погашению беспорядочных влечений чувственности. «Хорошо человеку», пишет апостол Павел, «не касаться женщин, но во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». (Кор. 2:1–2, 8–9).

Необходимым условием, содействующим браку в достижении им своих целей, является таинственная, сопровождающая брак сила любви. Только при наличности ее возможно теснейшее объединение мужа и жены; только в объединенной любовью семье возможно глубокое взаимное содействие супругов в воспитании ими детей, как и глубоко поучительный пример родителей для детей; только при взаимной любви супругов возможна быстрая и плодотворная борьба с похотливостью.

Здесь попутно можно сказать, почему запрещаются браки в близких степенях кровного родства. Путем брака закон любви должен распространяться между людьми и объединять чуждых доселе друг другу людей. Но если брак заключается между близкими родственниками, особенно кровными, то действие закона любви в этом случае уже ограничивается, ущербляется, ибо близкие родственники уже помимо брака объединены кровной любовью, и потому результатом этого нарушения и ограничения закона брачной любви является обыкновенное в браках близких кровных родствеников вырождение, дегенерация. Этот же закон наблюдается в известной степени и в отношении животных и растений.

Таким образом мы видим, насколько высоки цели брака. Могут ли муж и жена, предоставленные самим себе, достичь этих целей? Могут ли супруги объединиться во взаимной любви до самопожертвования? Ведь для того, чтобы помочь людям выполнить эту высочайшую степень новозаветной любви, пришел к людям Христос, ибо ветхозаветный человек едва ли выполнял хотя бы низшую степень любви «как самого себя». Могут ли отец и мать только своими силами вырастить и воспитать вождей мировой жизни и руководителей ее к высшим духовным ее целям, если иногда они, быть может, и сами недостаточно сознают их? Могут ли супруги надлежаще погашать в себе плотскую похотливость, если волны плотского греха со всех сторон бьют утлую семейную ладью и ежеминутно готовы утопить ее в пучинах прелюбодеяния?

Нет, достижение этих целей брака невозможно для супругов, предоставленных самим себе.

Здесь уже ясно и с неизбежностью вытекает вывод, что для супругов необходима особая помощь Божия, необходимо для правильности и нормальности брака тайнодействие Церкви, которое должно совершаться при самом начале брака, чтобы подать Божественные силы брачущимся, чтобы была здорова и нормальна семья.

Протоиерей И. Богоявленский

Журнал Московской Патриархии, № 4 апрель 1945

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage