Цитаты о браке и семье

(28 голосов4.5 из 5)

преподобный Паисий Святогорец:

Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают всё, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку…

(Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке)

Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то сколько бы духовных книг они ни прочли пользы не получат.

(Слова. Том III. Духовная борьба)

 

святитель Феофан Затворник:

Семейные отношения должны быть подчинены духовным потребностям. Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.

(Письма. Письмо 1418)

Берегите с женой взаимно свою любовь. В этом – источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился.

(Письма. Письмо 147)

Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь.

(Письма. Письмо 176)

 

архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли…

Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете вы недалеко.

(Письма)

 

архиепископ Амвросий (Ключарёв):

Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.

Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки.

Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.

(Собрание сочинений. Том 3. О семейном счастье)

 

архимандрит Кирилл (Павлов):

Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других… Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры.

(Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина (третье). О добродетели смирения)

 

праведный Алексий Мечев:

В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других, – таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно.
Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположными друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух.

(Письма. Письмо 17)

Вы связуетесь навсегда браком. «Тайна сия велика есть». Вы должны соединиться воедино: «Аз же глаголю – во Христа и Его церковь». Муж должен любить жену до положения живота за нее и жена, видя такую любовь, должна соответствовать мужу. Каждый из брачующихся должен отказываться от себя и прививать другому добро, а добро прививается только любовью. Все мы люди-человеки, не с небес пришедшие, все имеем недостатки и поэтому не должны недостатки других вменять им, а относить к воспитанию: если родители не смогли им этого дать, то они имеют право на наше снисхождение, на сочувствие.

(Отрывки из общих наставлений)

 

Сергей Иосифович Фудель:

Нельзя соединять браком жизни, чтобы «жить как все». Если уже сейчас, на пороге, это «жить как все» является не только предпосылкой, но и фактом, если уже сейчас «оправданы» («как все») будущие ссоры и измены, обиды и обманы, то нужно найти в себе хоть на копейку мужества, и честности, и жалости к другому человеку и порвать все. Пусть мучается или блаженствует, пропадает или нет, но без твоего участия и ответственности во всем том страдании, которое ему готовится в жизни.

Нельзя прибавлять страдания к жизни! Страдание жизни не Достоевский выдумал. Ты очень много видел уже, ты должен это знать. А сумеешь ли ты – не только не увеличить ее страданий, но и помочь ей пережить те, которые пойдут помимо тебя?

Потом вопрос с её семьей тоже очень важен. Ведь ты же не думаешь, что если прежде люди старались, чтобы семьи врачующихся были близки, что они это делали просто по глупости? В этом глубокий смысл. Дальность семьи или даже ее враждебность можно преодолеть, загладить только особым и непрестанным теплом дружбы между мужем и женой.

Вообще нужно же отдать себе отчет, до последней глубины и серьезности, что без дружбы нельзя идти в брак. Ведь губы-то увядают весьма скоро, или (даже не увядшие) делаются вдруг чужими только потому, что в душу вдруг ворвался чей-нибудь более обольстительный образ, как ветер врывается в дом, если дверь закрыта небрежно. Все это надо в себе осветить, ничего не надо скрывать, надо быть в этом деле честным. Есть ли дружба? Есть ли в душе некая светлая комната, где не старые брюки или подвязки лежат на полу, а лежит на полу солнце, а стены как живая тишина – чтобы эту комнату беречь, украшать ее, а не идти в брак как на службу, «как все», ссорясь и утешаясь, со ссылкой на усталость и городскую суету.

Потом, какова бы ни была семья ее, тебе должно быть дорого то, что это ее семья. Семья родившая навсегда остается для многих драгоценным кладом души, и поэтому надо быть во всяком случае тактичным.

Ведь в браке происходит пересадка из одной земли в другую. Заготовил ли ты, как садовник, эту землю или ты все еще очень занят и земля твоя полна всякого хлама? Если так, то и не берись за выращивание драгоценных растений – живи один!

Есть мудрость и правда Божия и честность в том, чтобы быть одному, если не умеешь быть вдвоем.

(Письма. Письмо 41)

 

святитель Иоанн Златоуст:

От любви в семье происходит постоянное целомудрие, от любви уничтожается всякий раздор; если муж будет язычник, то он скоро уверует, если христианин, то будет лучше.

(Толкование на послание к Титу)

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение.

(Беседы на книгу Бытия. Беседа XXXVIII)

 

святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

(Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Брак)

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

(Дневник. Том II. 1857–1858)

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

(Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г.)

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

(Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Брак)

 

святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник:

Свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине.

В браке мужчина находит великое восполнение своей сущности, сокровищ духа своего из сокровищ души своей жены. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви.

А жена должна помнить, что Бог дал вначале мужчине силы телесные большие, чем ей, силы ума в большинстве случаев далеко превосходящие силы женского ума. При общении с мужем она должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?

(О семье и воспитании детей)

 

протоиерей Павел Великанов:

Главная тайна любого настоящего брака – в том, что в нем двое должны научиться быть единством. При этом – не поглощать друг друга, не отрицать друг друга, не растворяться друг в друге, а сохранять свою уникальность, исключительность, с уважением принимать то, что есть в другом, но и не предавать себя, то, что тебе самому ценно.

 

священник Алексей Юдин:

Первый этап развития семьи – научиться друг друга терпеть. На это уходит по разным оценкам порядка 10 лет. Что это значит – научиться терпеть. Это не значит, что ждать, скрежеща зубами, когда же на супруга упадет метеорит. Терпеть – это значит сломать себя под другого. Каким образом? Понты-финты-характер – все это нужно сломать под другого. И другой должен сделать то же самое. Это воспринять другого как самого себя. В этом процессе один становится частью другого. У нас же чаще видно как мы другого ломаем под себя. Если двое учатся терпеть друг друга, то через некоторое время происходит чудо – они становятся едиными.

 

психолог Олег Силявский:

…В старые добрые времена, если женщина надевала юбку даже чуть выше колена, ее уже считали порочной. И этот закон никто не отменял. Несмотря на то, что прошли столетия, наши психика и восприятие работают одинаково что раньше, что сейчас. Архетипические образы никто не отменял. Когда мужчина видит, что у женщины юбка выше колена, он воспринимает ее как сексуальный объект. А потом они удивляются: «Чего он меня приглашает в постель?» А куда тебя еще приглашать? Ты же нарядилась так, что тебя только в постель и вести.

 

протоиерей Андрей Ефанов:

Не бойтесь остаться одна, прекратив блудное сожительство. По сути, вы и так одна, просто заботитесь о безответственном мужчине, лишая себя возможности идти вперёд и создавать дом и семью.

Женщины едят за разговорами, мужчины разговаривают за едой. Женщины купаются, а мужчины плавают. Поэтому у одних купальники, у других – плавки. Когда хитрит мужчина – он подлец. Когда хитрит женщина – она мудрая. Разведенный мужчина – свободен. Разведенная женщина – одинока. Счастье мужчины – я хочу. Счастье женщины – он хочет! Мужчины – братья по разуму, женщины – сестры по несчастью. У женщин – мечты, у мужчин – планы. Женщины скрывают свой возраст, мужчины – свой доход. Мужчина любит глазами, женщина – ушами. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок, а к сердцу женщины – через загс. Женщины худеют, мужчины – качаются. Стоп! А есть ли у нас что-то общее? Да. Мы все ищем свою вторую половинку. И все хотим быть счастливыми и понятыми. И пусть одни любят глазами, а другие ушами, но орган любви у обоих – сердце!

источник неизвестен

 

– Бабушка, как мне понять, что я влюбилась?
– Очень просто, внученька. Ты помнишь, как вы познакомились?
– Конечно, бабушка. Я помню не только наше знакомство, но и каждую встречу: как мы первый раз улыбнулись друг другу, как первый раз взялись за руки, как поцеловались. Знаешь, бабушка, я даже помню, все-все-все, о чем ему рассказывала; над какими его шутками смеялась; как готовилась к каждому свиданию; в чем была одета, чтобы ему понравится. Это любовь, бабушка?
– Нет, внученька. Любовь – это когда помнишь в чем он был одет на свиданиях. А если помнишь себя – это влюбленность.

источник неизвестен

 

архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Настоящий брак – это такое же отречение от себя, как монашество, а по размеру ответственности еще более серьезное, так как отвечаешь за двух.

Супруги ‒ двое в плоть едину. Страдает один ‒ неминуемо болеет и другой. Но, что Бог сочетал, человек да не разлучит. Сбежать со креста легко, но спасение тогда под большим вопросом.

 

Сергей Иосифович Фудель:

Одному жить всегда легче. Вступить в брак – это значит «потесниться», уступить часть своего места, выпихнуть из себя много своей «самости» ради другого.

(Письма. Письмо 36)

 

праведный Иоанн Кронштадтский:

Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. Отчего они несчастны? Большею частью от несходства характеров, от взаимной неуступчивости; от строптивости, самоуправства и взыскательности мужа или от его дерзкого нрава; от неверности мужа или жены; от невоздержанности или страсти к игре мужа; от пристрастия жены к нарядам, от ее своенравия, злости, сварливости, упрямства, от неумения переносить недостатки в жизненных потребностях. Господь да поможет вам избежать такого греховного сожития и таких супружеских бед.

(Брак. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского)

 

праведный Алексий Мечев:

В то время, когда жизнь супругов безбожных проходит в заботах о материальном благополучии и этим по большей части ограничивается, жизнь христианских супругов состоит во взаимном несении общего для всех жизненного креста (а вдвоем всегда легче) и совместном шествии ко Господу. Поскольку супруги проникнутся такою мыслью, брак их будет воистину благословенным и нерушимым навеки.

 

архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон. Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом, ‒ будет созидаться семья.

(Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова. Слово 48. О семье)

 

святитель Иоанн Златоуст:

Когда ищешь жениха или невесты, прежде всего другого обращай внимание на то, благочестивы ли они, почивает ли на них великое благоволение свыше. Если это есть, то последует и все прочее; если же этого нет, то хотя бы житейские блага были у них в великом изобилии, не будет никакой пользы.

(Беседы о браке. Беседа 3‑я)

Сколько богатых, взявших богатых жен, увеличивших свое состояние, лишились и удовольствия, и согласия, имея ежедневные ссоры за столом, вступая в состязания? Сколько бедных, которые взяли беднейших жен и наслаждаются миром, и с великою радостью взирают на это солнце; а богатые, при всей окружающей их роскоши, из-за жен молят себе смерти и освобождения от настоящей жизни. Так нет никакой пользы от богатства, если мы не найдем доброй души. Брать богатую жену часто бывает вредно и для самого приобретения богатства.

(Беседы о браке. Беседа 3‑я)

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и кроме награды за собственные добрые дела ты получишь великую награду за их воспитание.

(Пять слов об Анне)

 

святитель Феофан Затворник:

Что дети слабы здоровьем ‒ ничего. Меньше прыти будет, ближе к Господу будут. Всяко надо принять, каких Бог дал. И о всем благодарить.

(Письма. Письмо 256)

 

архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Дети ‒ это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них Божий образ своим невниманием и небрежением.

(Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова. Слово 52. О детях)

 

митрополит Сурожский Антоний:

Первая причина, мне кажется, в том, что очень многие браки совершаются между людьми не полностью зрелыми, людьми, которые воображают, что та радость, которая между ними существует, когда они встречаются, когда они общаются, когда они вместе что-то делают, будет продолжаться без конца и что ее не надо ни защищать, ни возделывать.

Вторая причина в том, что порой любовь, которая вначале казалась настоящей, оказывается более поверхностной, чем мы ожидали, и обстоятельства жизни бывают настолько тяжелые, что эти неожиданные обстоятельства крушат то единство, которое могло бы устоять при очень большой, очень крепкой любви.

(Открытость)

 

протоиерей Алексий Уминский:

Развод – это когда Адам и Ева изгоняются из Рая. Развод – это когда человек снимает с себя крест и уходит из Церкви. Вот на таком уровне всё происходит, когда разводятся супруги. А отнюдь не так простенько и не так легонько, как у нас это сейчас…

 

протоиерей Феодор Бородин:

Основная причина разводов – неумение любить, нежелание жертвовать собой и попытка построить весь мир вокруг себя, чтобы мне, любимому, было удобно.

 

схиархимандрит Илий (Ноздрин):

«Если же муж и жена утром и вечером молятся, день ходят пред Богом, причащаются в воскресные дни, они начинают понимать, что главный в их жизни – Господь, и Он управляет всем. Тогда люди становятся спокойными, не высказывают друг другу претензий, а недостатки терпят, и Господь покрывает их терпение прощением их грехов».

 

священник Алексий Янг:

Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы его любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.

Отцы Церкви говорят, что христианские мужья должны любить своих жен больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другие достижения теряют смысл. Наши семьи заслуживают самого лучшего. Сегодня среди нас слишком много таких, кто отдают все лучшее в мир, а все плохое оставляют для дома. Именно поэтому Отцы Церкви учат нас ценить превыше всего общество наших жен, и предпочитать быть дома с ними, нежели на работе. Мужья, и будущие мужья, давайте вспомним и слова нашего современника, Андре Моруа: «Я сделал выбор на всю жизнь; отныне моя цель – не искать того, кто мне приятен, но делать приятное тому, кого я избрал…»

 

преподобный Паисий Святогорец:

Один человек спросил меня:
– Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?

– Признательность, – ответил я ему. Один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муж даёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена – хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж – властитель дома, но и носильщик его тяжестей.

 (Слова. Том IV. Семейная жизнь)

 

Человек старательный и усердный – какую бы жизнь ни избрал, семейную или монашескую, – преуспеет везде.

 (иеромонах Исаак, Житие старца Паисия Святогорца)

 

равноап. Косма Этолийский:

Будь осторожен, мужчина, не вини свою жену за то, что она не может родить тебе детей. Нет в этом никакой её вины – это воля Божия. И не поступайте так, как повёл себя один неразумный глупец: за то, что его жена не рожала ему детей, он с ней развёлся, а другой развёлся с женой только потому, что она рожала ему только девочек, а не мальчиков. Это диавол хочет, чтобы семьи распадались, а не Бог. Так гласит и закон: ничто не может стать причиной развода, кроме супружеской измены.

 

архимандрит Ефрем (Ватопедский):

Знайте, что как только супружеская пара соединилась венчанием, диавол ставит целью их развести. Поэтому рано или поздно между супругами, большинство из которых, к сожалению, не ведает этой реальности, начинается брань. И, хотя в начале все шло гладко, «как по маслу», и любовь соединяла двоих людей, со временем начинаются разногласия, ссоры: «я тебя разлюбил», «мы не подходим друг другу», «у нас разные характеры»… Что же случилось после десяти-пятнадцати лет счастливой супружеской жизни? Вот так взяли и вдруг разлюбили друг друга? Не по любви разве они венчались? Все это – духовная брань, невидимая духовная война.

 

протоиерей Сергий Николаев:

Конечно, за годы брака можно встретить, и не раз, человека лучше и интереснее, чем супруг или супруга. Но свой интерес к нему следует расценивать не как дар судьбы, а как искушение, проверку на верность Господу. Да-да, верность в браке – это не только верность жене или мужу, но Самому Богу.

Иногда супруги, уже накричавшись, нашумевшись, потрудившись во взаимном уязвлении, вдруг обнаруживают, что не могут вспомнить причины ссоры… «Бес попутал», – догадываются они. Но бес бесплотен, у него нет ни злого языка, ни сдвинутых бровей, ни грубых рук, ни презрительной складки губ. Это мы выполнили бесовскую работу ссоры, криков, злых слез. У разумных супругов такая беспочвенная ссора, впрочем, как и любая другая, обязательно закончится взаимным покаянием, прощением и примирением. В этом случае не стоит откладывать на завтра. Бес известен тем, что «похищает грехи» из памяти, угашает стыд и печаль вины.

(Секреты любви. За советом и утешением к батюшке)

 

святитель Иоанн Златоуст:

Такова сила любви: она не задерживается дальностию расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая все это, становится выше всего и востекает на высоту недосягаемую.

(Письма к разным лицам. Письмо 43)

 

афонский старец Гавриил Карейский:

Самый большой враг в семейной жизни – это эгоизм. Великая тайна семейной жизни в том, чтобы научиться прощать. Лучше не менять жену, а менять себя. Не будьте учителем для вашей жены. Самый лучший способ, чему-то её научить – это любить ее.

 

протоиерей Георгий Шестун:

Если открываешь тайны своей семейной жизни перед другими людьми – то даёшь им власть над своей семейной жизнью. А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.

 

архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис):

Пусть жёны молятся за мужей своих и за детей, а мужья – за жён и детей, дети же – за родителей. Так, взаимно помогая друг другу молитвами, мы будем идти к духовному возрастанию.

(Искусство Спасения. Беседы. Том I. Беседа девятая. Жизнь во Христе)

 

святитель Николай Сербский:

Когда люди удалились от любви Божией, единой истинной любви, они начали называть свои похоти и желания любовью.

(Кассиана. Глава 6. Сто слов о Божественной любви)

 

протоиерей Алексий Потокин:

И когда у человека появляется благодарность, а не требовательность, когда он говорит: я постараюсь – пусть не смогу, но я постараюсь прожить ради этого человека, – тогда он поймет, что это и есть счастье. Сказано: кто в малом неверен, тот и в большом неверен, – поэтому браки и рушатся. Мы жадные, мы хотим все и сразу. И хотим для себя. А ведь брак – это не ресторан, где нас должны обслужить».

 

протоиерей Владимир Хулап:

Любовь – не просто радость друг о друге, но множество маленьких подвигов. Что проще – сказать супруге красивые слова о любви или после тяжелого дня, когда оба устали, помыть посуду? В таком понимании любовь становится не началом и предпосылкой, а завершением и целью брака. Обычно он начинается с влюбленности, чувственности, желания обладать. Все это должно перерасти в любовь, как виноградный сок должен перебродить (на первый взгляд – умереть, испортиться), чтобы потом стать благородным вином. Как для хорошего вина необходима выдержка, так и для создания настоящей любви недостаточно нескольких недель или месяцев, на ее взращивание потребуются долгие годы. Марк Твен прекрасно заметил: «Тот, кто не прожил в браке хотя бы двадцать пять лет, ничего не может сказать о любви». Действительно, результат такой «выдержанной» любви – чувство полноты и блаженства, недостижимое в рамках даже самой яркой влюбленности. Союз, построенный исключительно на чувственности, не готовый к совместной нелегкой работе, незрел и некрепок, ведь когда интенсивный эмоциональный фон постепенно уходит, супруги начинают искать каких-то новых ощущений вне брака. Если же семья построена на жертвенности, если она воспринимается как особое духовное призвание Богом ради достижения личного и совместного спасения, то это основание любви не смогут поколебать никакие житейские бури. Именно поэтому святой Григорий Богослов называет брак «ключом, открывающим дверь в обитель совершенной любви».

 

протопресвитер Александр Шмеман:

В журналах и кинофильмах «образ супружества» – это всегда молодая, красивая пара, только что длинным поцелуем «начавшая» свою брачную жизнь. Но я помню, как однажды в погожий осенний день я увидел в сквере парижского рабочего предместья на скамейке престарелую и очевидно бедную пару. Они сидели молча, взявшись за руки, и так явно наслаждались бледным светом и теплом этого осеннего вечернего дня. Они молчали, все слова были сказаны, страсти изжиты, бури утихомирены. Жизнь была позади, но она была сейчас и здесь – в этом молчании, в этом свете, в этом тепле, в этих безмолвно соединенных руках. Это была жизнь, готовая для вечности, созревшая для радости. И это навсегда осталось для меня образом брака, его поистине небесной красотой…

(Таинство любви)

 

протоиерей Алексий Уминский:

Брак – это единственное христианское поле, где человек непрестанно проверяется на любовь. В любом другом месте человек может совершать какие-то отдельные дела любви, откликаться время от времени на отдельные позывы с тем, чтобы вдруг стать милосердным, чтобы вдруг стать смиренным, чтобы иногда быть каким-то жертвенным. То есть, это какие-то отдельные поступки в нашей христианской жизни, за которые мы себя, христиане, очень ценим. А брак – это, когда тебе надо любить постоянно. И утром, и вечером, и днём. Любить, когда ты усталый, и когда отдохнувший, и когда ты сытый, и когда голодный, и когда у тебя есть проблемы, и когда их нет, когда у тебя в семье свершаются какие-то тяжёлые переживания, и наоборот, когда всё легко… То есть, тебе надо быть всегда в состоянии любви…

Если мы всерьёз называем семью малой церковью, то в ней и проверяется, насколько ты способен быть христианином по-настоящему каждый день, насколько готов жить по Евангелию. Если ты не способен на это внутри семьи, то, как ты можешь быть способен на это где-то ещё?

(Протоиерей Алексий Уминский: Научить людей любить может только Христос)

 

В. Г.:

Если в семье два мужика, т.е. жена ведёт себя по-мужски, то мужчина либо устраняет соперника физически (побои), либо устраняется самостоятельно (уход). Двух мужиков в семье быть не должно и не может.

 

святитель Григорий Богослов:

Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.

(Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений). Советы Олимпиаде)

 

митрополит Сурожский Антоний:

Если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем.

(Беседа с женами священников)

 

святитель Василий Великий:

Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно.

(О подвижничестве)

 

святитель Григорий Богослов:

Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности.

(Симфония по творениям святителя Григория Богослова)

Составляя одну плоть, <супруги> имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль и при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами, даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел; большого же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему хода, так и не вступившие в супружество, как не обремененные житейскими заботами, имеют нужду в меньшей помощи Великого Бога, а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога.

(Там же)

…Одно из лучшего <что можно пожелать на браке>, чтобы Сам Христос присутствовал на браке, – потому что где Христос, там благопристойность; и чтобы вода стала вином, т. е. все претворилось в лучшее, а поэтому не было смешиваемо несоединимое между собою и не были сводимы вместе епископы и смехотворы, молитвы и рукоплескания, псалмопения и звуки свирелей, потому что как все прочее, так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию…

(Там же)

Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается сей любви. В древности не только всем благочестивым любезно было супружество, но даже плодом нежной супружеской любви были тайнозрители Христовых страданий, или пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля из себя породила… но все они – и порождение и слава супружества.

(Стихотворения богословские)

 

святитель Иоанн Златоуст:

…Брак тогда особенно и лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения.

(Книга о девстве)

Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.

(Там же)

Как в телах наших, когда случится болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, – так будем поступать и с женою. Если будет в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок.

(Беседы о браке)

Жена благоразумная, кроткая и воздержанная, хотя бы она была бедною, в состоянии будет распорядиться и бедностью лучше, чем другая богатством.

(Там же)

Красота телесная, не соединенная с душевною добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит век» любовь…

(Там же)

Для того ты <муж> и занимаешь место головы, чтобы ты умел врачевать тело. От тела нашего, хотя бы оно имело тысячу ран, мы не отсекаем головы. Так и жены не отделяй от себя, потому что жена у нас занимает место тела.

(Беседа о том, что никому не должно отчаиваться)

Рождение детей сделалось уже величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы немедленно, в самом начале смягчить строгость наказания и отнять у смерти страшный вид, даровал рождение детей, являя в нем… образ Воскресения…

(Беседы на Книгу Бытия. Беседа XVIII)

…Брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно побуждая ладью плыть в пристань…

(Беседы на Книгу Бытия. Беседа XXI)

…Где муж и жена и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос.

(Восемь слов на Книгу Бытия)

…Способность рождать <детей> имеет свое начало свыше – от Божия Промысла, и для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем) и ничто другое само по себе недостаточно.

(Пять слов об Анне*)

…Жены будут им <мужьям> любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее…

(Там же)

Грешному мужу дается злая жена… как горькое лекарство, истребляющее греховные соки. И нападения от детей суть тоже наказание за грехи…

(Беседы на псалмы. Беседа 1 на псалом 3)

Брак не служит препятствием для шествия к небу. Если бы он был препятствием, и жена была бы причиною наших бедствий, то Бог, вначале сотворив ее, не назвал бы ее помощницею.

(Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии. Беседа 6)

Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых.

(Беседы на Книгу Бытия. Беседа XXI)

…Разводиться – дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять.

(Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 62)

…Умоляю вас искать <для супружества> не денег и богатства, но доброго поведения и кротости. Ищи девицу богобоязненную и благоразумную, и это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ.

(Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 73)

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви…

(Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 20)

Уважай ее <жену>, и она не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением.

(Там же)

…Мы не отвергаем второго брака, а только увещеваем, если кто может воздерживаться, довольствоваться первым. И это потому, что второй брак часто бывает источником и поводом для распри и ежедневных ссор.

(Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста*)

Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена…

(Толкования на Притчи Соломона*)

Комментировать

1 Комментарий

  • Наталия, 26.08.2023

    Чудесно! Всем желаю семейного счастья и взаимной любви!!!

    Ответить »
«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage