Array ( )
«Любовь никогда не перестаёт»: христианская семья в вечном измерении <br><span class=bg_bpub_book_author>Протоиерей Владимир Хулап</span>

«Любовь никогда не перестаёт»: христианская семья в вечном измерении
Протоиерей Владимир Хулап

(1 голос5.0 из 5)

Любовь живёт три года – делятся на форумах. Любовь со временем приходит – писал Чехов. Любовь никогда не перестаёт – утверждает апостол Павел. Но что это за любовь, которая может жить вечно, а главное, как  она достигается?

В эфире телепрограммы «Слово» православного канала «Союз»  продолжается разговор  об учении о любви, изложенном в посланиях апостола Павла. Ведущая беседует с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиереем Владимиром Хулапом.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:1-8).

– Отец Владимир, апостол Павел говорит о том, что любовь все покрывает и всему верит. Как быть, если супруг обманывает  доверие?

– Греческий глагол, который использует здесь апостол Павел – «покрывает» – это нечто, дающее ощущение уверенности и спокойствия, безопасности, то есть это своего рода крыша дома. Если мы посмотрим на конструкцию дома, то фундамент должен быть очень крепкий, крепкие стены, а вот крыша – это нечто такое тонкое, может быть, даже хрупкое – например, черепица.

Потоки дождя, которые на неё падают, уходят, и это даёт ощущение комфорта, безопасности. Крыша может быть и железная, но совершенно тонкий лист, и она закрывает обитателей этого дома, укрывает их от непогоды.

Любовь – очень тонкая и неосязаемая реальность, но именно любовь даёт ощущение безопасности, чтобы каждый день, выходя утром из дома, выходить в окружающий мир с огромным зарядом внутренней духовной энергии.

И, возвращаясь вечером после тяжёлого дня, после того дня, когда мы выполняли самые разные, может быть, не всегда приятные какие-то обязанности, возвращаться сюда, где меня ждут и любят.

И поэтому вот это доверие друг другу, семейное доверие, и является вот этой тоненькой крышей, важной составляющей семейного бытия. И именно вот это доверие, наверное, проще всего не оправдать, разрушить, и достаточно очень маленькой дырочки в несколько миллиметров, чтобы с потолка полились потоки воды.

И каким бы ни было прекрасным и замечательным убранство квартиры, оно уничтожается очень быстро. Поэтому вот это доверие нужно уметь и не нужно бояться артикулировать, то есть высказывать на словах, потому что очень часто мы боимся сказать что-то человеку, но вместе с тем мы чего-то от него ожидаем.

И когда проходит какое-то время и человек не выполняет те наши какие-то мысли и идеи, которые мы на него проецировали, мы обижаемся или расстраиваемся, или мы думаем, а почему этот человек не поступил так, как я считаю, он должен поступить.

Но нередко он просто не понимает, какой кредит доверия ему оказан.

Если мы говорим именно о христианской семье, то мы должны понимать, что источник доверия – это Христос, и христианство знает и предлагает всем главное таинство, восстанавливающее доверие между Богом и человеком, доверие между двумя людьми – это таинство покаяния, таинство исповеди.

Прощение должно постоянно происходить в семье, не только в сакраментальных границах Церкви, не только в рамках богослужения.

Оба супруга должны понимать, что прощение – это и есть самое главное лекарство по восстановлению доверия.

Прощение, которое не означает того, что я принимаю какие-то негативные стороны моего супруга. Наверное, нельзя принимать алкоголизм, нельзя принимать наркотики, то есть какие-то серьёзные вещи, о принятии которых речь никоим образом не идёт.

Прощение всегда открывает возможность для изменения. Это не негативный взгляд на человека, но это ещё один возглас доверия, обращённый к нему, который говорит о том, что я верю в тебя, ты можешь стать лучше, и вместе мы можем измениться и выйти из самых сложных ситуаций, которые возникают в нашей семье.

– Далее мы читаем, что любовь всего надеется, все переносит. На что должны надеяться супруги в браке?

– Наверное, прежде всего они должны надеяться на свой счастливый брак, то есть надежда – это некий ориентир, это некая цель. И если мы говорим о христианском браке, то эта цель, как и цель жизни любого человека, должна быть все-таки глобальной.

Очень часто мы останавливаемся, оказываемся полностью затянуты в какие-то мелочные повседневные цели и задачи, которые кажутся нам очень и очень важными. Сейчас нужно сделать вот это, нужно заработать деньги, что-то приобрести, дать образование детям.

И проходит день, проходит неделя, месяц, год совместной жизни, и мы понимаем, что мы выполняли постоянно какие-то цели, которые в тот момент казались очень важными, но некой глобальной цели мы так и не выполнили.

Через несколько лет бесцельного существования в браке у супругов может начинаться очень серьёзное разочарование, эмоциональное выгорание, когда они понимают, что, как говорил классик, любовная лодка разбилась о быт, что быт не может быть целью.

Это одна из небольших ступенек для достижения любви как главной цели брака. Любви, которая, может быть, сложно определима человеческими словами, но для христиан любовь – это любовь Божья, которая открылась миру во Христе.

Если для христианских супругов целью их семьи будет Христос, а Христос и есть надежда наша, как говорит Священное Писание, то тогда у них будет надежда на то, что вот эта конкретная деятельная Божья любовь, которая открылась человеку, сможет проявиться и в их семье.

Когда мы говорим о том, что любовь всё переносит, это означает, что любовь настоящая, христианская семейная любовь видит в каждой проблеме не тупик, но возможность для нового выхода.

Она видит в самых разных тяжёлых обстоятельствах нашей жизни некий новый шанс для того, чтобы мы по-новому открыли, насколько мы близки друг другу, или пока ещё далеки друг от друга.

a mother with a small child in a temple or church prays near an icon and candles or came to a divine service in the russian orthodox church the baptism of a baby - «Любовь никогда не перестаёт»: христианская семья в вечном измерении

Открыть, как мы вместе как христиане можем выполнить то, что мы обещали Богу и Церкви во время венчания, когда Церковь молилась, чтобы наш христианский брак был крепким, настоящим, истинным.

И вот именно в этом случае богочеловеческая любовь – не просто человеческая любовь, она является той надеждой, которая позволяет супругам перенести самые тяжёлые испытания. А испытания в семье всегда будут: от болезни ребёнка до совместного старения, своих собственных болезней, смерти супруга.

Поняв, что всё не ограничивается нашим человеческим горизонтом, что у нашей жизни и у нашего брака есть другая, духовная вечная перспектива, мы можем действительно встать на дорогу к настоящему счастью – и человеческому, в том числе.

Последнее свойство любви, о котором говорит апостол Павел – это то, что любовь никогда не перестаёт. Получается, что любовь не ограничивается только земным измерением?

– Действительно, в Священном Писании мы читаем, что Бог есть Любовь, и если мы посмотрим на те чинопоследования обручения и венчания, которые совершаются во время христианского заключения брака, то мы увидим очень много моментов, которые подтверждают эту точку зрения.

В конце венчания священник и Церковь в его лице просят о том, чтобы супруги венцов были восприняты в вечную небесную славу. Это человеческий символ того, что они становятся одной семьёй, но получают совершенно другое измерение.

Поэтому, если мы посмотрим на святоотеческое богословие, то у некоторых святых отцов мы увидим точку зрения, согласно которой эта любовь продолжается и дальше. И мы не знаем, в каком качестве нового эсхатологического бытия после смерти будут пребывать супруги, какова будет их жизнь.

Основная идея христианского богословия заключается в том, что самая маленькая, самая небольшая частичка любви, которую мы дарим здесь, имеет эсхатологический отклик, эсхатологическое звучание.

В притче о Страшном суде Христос говорит, что то, что вы сотворили одному из малых сих, больным, нуждающимся, заключённым, вы сотворили Мне.

То есть даже небольшое дело человеческой любви, которое не осознается как некий христианский акт веры, уже здесь становится пропуском в это новое качество бытия со Христом после смерти.

И если мы говорим о христианской семье, то это как раз то место, где мы ежедневно дарим любовь, где мы постоянно учимся её дарить, где мы постоянно возрастаем в ней, ориентируясь на Священное Писание, на опыт святых, на какие-то моменты, связанные с богослужебным годичным кругом православной Церкви.

Мы пытаемся сделать всё это нашим личным, мы пытаемся всё это применить к нашему браку и поступить таким образом, чтобы то, что мы отдаём в браке, умножило нашу небольшую человеческую любовь.

И, если вот это дарение любви, если этот постоянный обмен, вот эта циркуляция (любви происходит в нашей семье уже здесь и сейчас, безусловно, то, что мы сделаем, в той или иной мере будет иметь и вечное эсхатологическое измерение.

А это и есть цель жизни каждого человека: встреча со Христом здесь и пребывание со Христом, пребывание с Богом, пребывание в любви уже в вечности, то есть в том измерении, о котором по-человечески мы можем сказать очень мало.

Главная идея нового качества бытия – это отсутствие времени как предела, это отсутствие тех человеческих пределов, которые мы получаем, будучи частью тварного физического мира. И поэтому, пребывая здесь и сейчас, наша любовь ограничена вот этими рамками, она ограничена этими барьерами, внешними и внутренними, какими-то нашими комплексами.

В эсхатологии этих барьеров не будет, Бог снимает эти барьеры. И в Священном Писании мы читаем о том, что Бог будет всё и во всем, и поэтому вот в это Царство любви, в которое призван каждый человек, мы начинаем готовиться здесь и сейчас.

И именно христианская семья является одним из самых важных и действенных способов подготовки к полноте Любви Божьей и любви между Богом и человеком.

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage