Таинство нерасторжимости <br><span class="bg_bpub_book_author">Иерей Андрей Макеев</span>

Таинство нерасторжимости
Иерей Андрей Макеев

(1 голос5.0 из 5)

Начинается пора зимних свадеб. О Таинстве создания «малой Церкви», о нерасторжимости и обособлении семейного союза, а также о том, почему венчание  должна предварять государственная регистрация, рассказывает иерей Андрей Макеев, клирик храм во имя святителя Николая Чудотворца в рабочем поселке Дальнее Константиново Нижегородской области.

− Отец Андрей, что, с позиции Церкви, лучше − брак или монашество?

− Вряд ли можно так ставить вопрос, но давайте рассуждать. Брак и монашество — это два пути к спасению. Один путь, кратчайший, на мой взгляд, − это монашество. Почему он кратчайший? Потому что человек все силы души, все свои телесные силы направляет на богослужение, на достижение общения с Богом во время своей земной жизни. Путь этот интенсивный, он более сложный, но это − кратчайший путь.

Живущий в браке идет другим путем. Нельзя сказать, что он хуже или лучше: это просто иной путь. Здесь человек обременен женой, детьми, работой, какими-то послушаниями по дому (это, в том числе, и уход за родителями). И только часть сил и времени он направляет на собственное совершенствование. Жена, дети, родители − это инструменты, которые помогают человеку духовно самосовершенствоваться.

Монашество − это тоже семья. Но семья, состоящая из гораздо большего числа членов. Сравните: человек живет с женой и с детьми, их пятеро-шестеро, и человек живет в монастыре, где братии − сто или больше. Это такая же семья, и в ней тоже существуют определенные законы, и тоже иногда нужно подавлять свое «я». Поэтому говорить, что спасительнее, − нельзя.

Церковь никого ни к чему не принуждает, это свободный выбор каждого. Если человек чувствует в себе силы и потребность достигать спасения в одиночку, пожалуйста, такая возможность есть: это монашество. Многое зависит от нашего внутреннего устроения. Есть люди, которые с рождения, с детства, с юности не чувствуют в себе сил для семейной жизни. Если они желают угождать Богу, то вольны выбирать для себя путь монашеский.

Другие же считают, что в семье гораздо проще преодолевать все житейские нестроения. Господь благословляет и это. Сам Он и в Ветхом Завете говорил: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни посетил свадебный пир в Кане Галилейской, тем самым благословив и этот конкретный союз, и сам институт брака. Мы с вами знаем, что апостол Петр, например, был человеком женатым. И, как свидетельствует Предание, детей не имел. От этого его брак не стал, я думаю, менее совершенным или каким-то ущербным.

− Почему Церковь венчает только имеющих государственное свидетельство о браке? Почему нельзя просто прийти в церковь и повенчаться, а уже потом зарегистрироваться?

− Дело в том, что до 1917 года церковный, то есть повенчанный, брак признавался государством как имеющий юридическую силу. И у священнослужителей была возможность контролировать, находится ли человек в настоящее время в законном браке или нет. После 1917 года ситуация изменилась кардинально, венчание перестало признаваться государством как полноценный брак.

И поэтому человек, обращаясь к священнослужителю с просьбой совершить над ним Таинство, должен был предъявить документ, который подтверждал, что в настоящее время этот человек свободен от каких-либо других обязательств и отношений. Потому что были случаи, к сожалению, когда те, кто уже находился в законном браке, вводили священнослужителей в заблуждение просьбой повенчать с другой женщиной. Это основной аргумент, почему практика Русской Православной Церкви в настоящее время обязывает перед венчанием зарегистрировать свое гражданское состояние в органах государственной власти.

Сейчас существует понятие гражданского брака − брака, зарегистрированного в ЗАГСе и имеющего соответствующие документы. Но ни в коем случае нельзя путать гражданский брак с блудным сожительством, как это многими в наше время практикуется. Лишь вступая в государственные правовые отношения, получая санкцию государства на создание семьи, она обеспечивается определенной защитой государства, защитой каждого члена этой семьи.

Если вдруг зарегистрированный брак распадается, государство может проконтролировать, чтобы никто из детей не был обделен (в имущественных вопросах, например). К тому же регистрация брака подразумевает осознание молодыми людьми ответственности. Они с большей серьезностью подходят к делу создания семьи, чем когда просто приходят в церковь и говорят: «Повенчайте нас, пожалуйста».

Конечно, для верующего православного человека венчание в церкви приоритетнее регистрации в ЗАГСе. Но существующий на сей момент порядок вещей таков: предварительно свое желание жить вместе нужно засвидетельствовать в органах государственной власти.

− Нужен ли в принципе штамп в паспорте?

− Штамп на отношения, я полагаю, никоим образом не влияет. Некоторые просят обвенчать их, заявляя: «Для нас штамп в паспорте ничего не значит». Но если для вас штамп в паспорте ничего не значит, если это пустая формальность, то я не вижу никаких оснований, чтобы эту проблему не решить просто и быстро.

Мне кажется, иногда люди обманывают сами себя, говоря, что для них это ничего не значит. Множество причин, отговорок, которые якобы не позволяют им зарегистрировать свои отношения, свидетельствуют о нежелании, неготовности нести ответственность за семью. Многие прикрываются материальными трудностями, но ведь свадьба как таковая совершенно не обязательна. Человек может прийти в ЗАГС с будущей супругой в любой день и зарегистрироваться без проблем.

− Почему семью называют малой Церковью?

− Это сравнение впервые прозвучало в словах апостола Павла, которые он произносит, сравнивая союз между мужчиной и женщиной с союзом Христа и Церкви. За этой параллелью, которую он приводит, лежит следующее: как главой Церкви является Христос, так и главой жены является муж. «Муж должен любить жену, − говорит апостол Павел, − как Христос возлюбил Церковь». Это значит, мужчина должен жертвовать всем для семьи, для жены, защищать ее, любить, относиться с уважением. Христос всего Себя предал за Церковь. Этим принципом должны руководствоваться и мужья по отношению к своим супругам.

Также апостол Павел пишет: «Пусть каждый муж любит свою жену, как свою плоть». Здесь учитывается то, что вместе супруги составляют единое целое. Человек, не любящий свою жену, не любит самого себя. Но такого не бывает. Каждый плоть свою лелеет и греет. Поэтому если человек любит себя, он будет любить и свою жену. Кто допускает какую-то несправедливость, уделяет недостаточное внимание супруге, членам своей семьи, тем самым свидетельствует о том, что ему наплевать и на себя.

− Объясните, пожалуйста, фразу: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей»?

− Дело в том, что новая семья, которая образуется, все-таки должна каким-то образом себя отделять. Формируется новая ячейка общества, и это оставление отца и матери не значит, что нужно вообще о них забыть. Это означает, что человек начинает вести собственное хозяйство, становится главой своей семьи, за все в этой новой семье отвечает сам. Разумеется, это не снимает заботу о близких, которых он оставляет, − родителей в первую очередь.

Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоустановленность брака, с другой − провозглашает закон о его нерасторжимости. Очень важно понимать: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Люди, вступающие в церковный брак, должны осознавать: это Таинство обязывает к его нерасторжимости. В жизни это, к сожалению, не всегда так.

«Прилепление» указывает и на физическую близость в том числе, на общность интересов, которые между супругами будут возникать, на тесный духовно-нравственный союз, который достигается ими самими. Оставление отца и матери способствует этому единению, новому союзу.

Беседовала Надежда Спирина

Беседа на радио «Образ» опубликована
сайтом Нижегородской митрополии
(к печати подготовила Татьяна Юдина)

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage