Сохранить дары <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Валерий Медведев</span>

Сохранить дары
Протоиерей Валерий Медведев

(1 голос5.0 из 5)

Каноническая комиссия – не просто одно из церковных учреждений, именно сюда обращаются люди в трагические моменты своей жизни, связанные с крушением семьи или самоубийством близкого человека. Что нужно делать, чтобы предотвратить такие трагедии и сохранить данные Богом дары? «Дал Бог семью – живите, дал Бог жизнь – берегите ее», − призывает председатель канонической комиссии Выксунской епархии протоиерей Валерий Медведев.

Слишком мало просто знать заповеди

Основная часть работы комиссии – разбор бракоразводных вопросов и прошений об отпевании самоубийц, то есть тех людей, которые ушли из земной жизни самовольно. И людей, обращающихся с такими вопросами, становится все больше и больше, отмечает отец Валерий. Чем это вызвано: то ли жизнь стала такая тяжелая, то ли мы ослабели духом?

− Но ведь и Евангелие говорит: чем дальше от Бога, тем проблемнее; чем дальше от света, тем холоднее. Господь является тем стержнем, который формирует духовную жизнь человека. Если человек далек от Бога, то проблем не избежать.

Общество сейчас расхристанное, далекое от Христа, от тех ценностей, которыми жили наши отцы. Многие не понимают важности заповедей, данных нам Господом.

Вот, к примеру, производитель создал автомобиль и к нему написал инструкции. Будешь их выполнять – проездишь много лет без проблем. Но если пренебрежешь инструкцией и зальешь вместо бензина воду, далеко ты на своей машине не уедешь.

Так и Господь, сотворив человека, дал ему заповеди, в соответствии с которыми нужно жить. А он ими пренебрегает, позволяет себе нарушать их. Один раз нарушил, другой раз нарушил, не покаялся. Тогда и начинаются у него проблемы. И в семье, и на работе. И чем дольше он пренебрегает помощью Бога, тем глубже они становятся.

Отцы наши, может, и не были такими грамотными, но они твердо уяснили для себя и завещали нам: не живи, как хочется, живи, как положено.

А заповеди Божии мало просто знать. Их надо применять к своей жизни, к самому себе. И всё будет, и Господь поможет. Ты только захоти. Вот это — основа основ.

Но нет у людей желания идти за Христом, нет желания следовать заповедям Божиим. Нет у них внутренней решимости жить по-христиански.

«Не сошлись характерами»

− Мы часто забываем самое главное: земную жизнь прожить – не поле перейти. Земная жизнь – это подготовка к другой жизни, вечной. Примерно то же самое можно сказать и о семейной жизни. Жить ею непросто, не стоит воспринимать ее поверхностно, как некое развлечение.

А что на деле? Допустим ситуацию: близкий человек говорит нам о наших недостатках, а мы не хотим это принимать. Забываем, что в своем глазу и бревна не видишь, а ведь мужу или жене всё видать. Но – неприятно нам, кажется, что мы такие хорошенькие, белые и пушистые, а нам тут вилы в бок вставляют почему-то…

Мы забываем, что происходящее с нами вовне есть результат того, что у нас происходит внутри. А когда человек далёк от Бога, когда не хочет он жить по заповедям, не хочет каяться в своих грехах, когда нет у него мира в душе, тогда не будет мира и снаружи. Когда человек этого не понимает, да и не хочет понять, возникает проблема, которая приводит к разводу.

А какую причину развода мы слышим чаще всего? Вот, мол, не сошлись характерами. Что это значит? Жена не понимает мужа, муж не понимает жену. Мы стали духовно слабыми, не хотим терпеть друг друга. Не хотим сносить тех недостатков ближнего, подобных которым не занимать и нам самим. Потому что мы – самолюбивы. Гордость, сидящая в нас, не хочет смиряться с недостатком, присущем нашему супругу. Мы не хотим духовно расти, мы не хотим преодолевать свое самолюбие. Мы потакаем собственной слабости, жалеем себя, и самым простым выходом из сложившейся ситуации нам видится решение развестись.

Держаться до последнего

Конечно, обращающихся за церковным разводом пытаются уговорить сохранить семью, однако обычно люди приходят, когда решение принято окончательно: семья распалась, люди не живут вместе, воссоединение невозможно. В решениях Архиерейского Собора 2000-го года говорится, что если распад брака является уже свершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не представляется возможным, по пастырскому снисхождению допускается церковный развод, отмечает отец Валерий.

Какие могут быть поводы для расторжения церковного брака? Это отпадение кого-либо из супругов от Православия; прелюбодеяние; неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака; признание одного из супругов умершим или безвестно отсутствующим; наказание в виде лишения свободы; вступление в новый гражданский брак; заболевание СПИДом, рядом других болезней; тяжкое неизлечимое психическое расстройство; злонамеренное оставление одного супруга другим; посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей; совершение женой аборта при несогласии мужа; засвидетельствованный врачами хронический алкоголизм или наркомания.

− Каждая из этих причин может служить основанием для расторжения церковного брака. Но расторжение не является обязательным. Если супруг тебе изменил и ты находишь в себе силы простить его, живи, сохраняй брак. Потому что каждый человек немощен, у каждого есть много недостатков. А ведь как сказано: «Тяготы друг друга носите» (см. Гал. 6:2). Мы должны помогать слабым и немощным.

Тот, кто может простить, должен сохранить семью. Развод – это крайняя мера, и необходимо собрать все силы, чтобы сохранить семью как малую церковь, как основную ячейку нашего общества. Если не будет семьи, не будет общества, не будет России.

Брак благословлен Богом, и человек, который венчается, должен понимать это. Он дает обещание верности до конца своей земной жизни не только своей половине, но и Богу. Он должен помнить о своем обещании и слово своё хранить, каким бы образом ни складывались обстоятельства.

Евангелие повествует о том, что законным основанием для развода является измена. Это было две тысячи лет назад. Господь в Евангелии сказал, что только измена дает повод человеку для расторжения церковного брака. Мы же для этого находим возможными уже целых двенадцать пунктов! И неизвестно, что будет завтра…

Нести послушание в семье

− К сожалению, сегодня далеко не все живут церковной жизнью, но Церковь не имеет права отказывать крещеным людям в венчании. К сожалению, тех бесед, которые священник проводит с желающими обвенчаться, бывает недостаточно для осознания ими того, что Таинство венчания – это когда Сам Господь соединяет два разных в одно целое. Создается семья – малая церковь, члены которой должны нести послушание. Но, увы, многие оказываются неподготовленными к этому. И мало просто понимать это, надо принимать это внутри себя, жить этим, впитать с молоком матери, убеждаться в этом каждодневно на добром примере своих родителей с тем, чтобы в будущем подавать такой пример уже своим детям.

Несение послушания в семье – это, прежде всего, воспитание детей. Ведь Господь нам в семью доверяет Свою собственность: уму непостижимо, как это в наше тленное материальное тело Господь посылает бессмертную душу. И когда мы смотрим друг другу в глаза, понимаем друг друга, это же не просто куски плоти общаются, а души человеческие. Научить эту душу быть угодной Богу – самая суть семьи!

А когда мы этого не понимаем, когда этого не принимаем, появляются проблемы.

Именно об этом молодым надо бы знать, прежде чем вступать в брак, венчаться, давать обещание друг другу и Богу. А уж если дал обещание, так терпи, неси свой крест, памятуя о том, что, как говорит старинная пословица, «Бог − не Яшка, видит, кому тяжко». Если тебе тяжко, помолись Богу. Он же не где-то там за облаками далеко − Он здесь, внутри нас. Он Отец наш Небесный и слышит каждый вздох человеческий. Вот это называется верой православной.

Кроме того, надо помнить, что муж – глава семьи. И он несет перед Богом послушание за семью: чему научил, куда направил. Это намного больше, чем просто денег заработать… А жене – семейные заботы, воспитание детей, что совсем немаловажно и не так легко, как кажется.

Надо показывать детям пример правильного жития. Кто так научит? Только Господь, только Евангелие, только Церковь.

Мы созданы бессмертными

Но что делать, если супруги не чувствуют своей ответственности за семью, не считают нужным нести послушание в браке?

− Если создание семьи благословлено Богом, мы должны нести этот крест, каким бы он ни был тяжёлым, − хоть пьянство мужа, хоть распутство жены, хоть что другое… Семья дается нам для того, чтобы мы научились быть угодными Богу. Конечно, если муж пьет и не заботится о семье, основание для развода имеется, но надо помнить о том, что он отец твоих детей, что без него у тебя не было бы семьи; это твоя половинка, это тоже человек, который через преступление сегодняшнего дня завтра пойдет на муку вечную. И вот, понимая это, как ты себя будешь чувствовать?

Мы забываем часто, что мы уже живем в вечности, что мы созданы Богом бессмертными, но пока проходим путь земной жизни, а завтра перейдем в другую жизнь, вечную. Поэтому готовиться надо сейчас и здесь, надо жить правильно. И семья этому способствует.

Разойтись при наличии повода несложно.  Но намного полезнее будет понять истину, для чего ты живешь, и предпринять какие-то действия, чтобы помочь близкому человеку избавиться от пороков, которые у него внутри.

Нет ни одного человека без пороков: у кого-то − сребролюбие, у кого-то – раздражительность или гордость, ревность, пьянство… Пороки эти колют глаза ближнему. Но мы должны помнить, что и у нас этих пороков полно, что и мы своему супругу досаждаем ничуть не меньше. Поэтому, если семья Богом благословлена, то какие бы ни были проблемы, они все разрешимы.

Не запускать болезнь

− Если есть семейные проблемы, мы часто бежим к психологу. А надо бежать к священнику. Это тоже психолог, но с другой спецификой: священник призван человека направить к духовной жизни, а психолог – настроить душу. Однако душевность и духовность − не синонимичные понятия. Трудно переоценить значимость духовной жизни! Потому если чувствуешь, что тебе приходится нелегко в семейной жизни, обязательно иди на исповедь, не запускай болезнь. Покайся перед Богом в своих грехах, старайся исправлять свои пороки. Но часто мы пренебрегаем этим. Нам кажется, что исповедь, посты – это всё так, для галочки. А это есть основа нашего земного благополучия. И пользоваться этим надо как милостью Божией.

Всё ведь установлено давно Богом, Церковью. Надо только быть грамотным, знать об этом и, конечно, этого захотеть. Мы же, как правило, всё держим в себе, терпим до последнего, пока в нас эта струна не лопнет и мы не скажем: «Всё! Больше не могу!». И уходит муж от жены, жена − от мужа. И создают они другие семьи, а там возникают те же проблемы, с одним и тем же люди сталкиваются опять и опять. И снова семьи рушатся, а там уже дети… Поэтому и важно не пускать процесс на самотек.

Церковь научит, Церковь поможет

Но ведь очень непросто сразу поменять свою жизнь и начать соблюдать все заповеди…

− В первую очередь, я считаю, надо соблюдать заповедь воскресного дня. Шесть дней работай, на седьмой день – обязательно в храм. Церковь научит, Церковь поможет. Она создаст внутри тебя такую духовную атмосферу, которая поддержит тебя в несении непростого житейского, земного креста.

Но мы ведь часто об этой помощи или не знаем, или забываем, а иногда и просто пренебрегаем ею. Мы сами себе разрешаем сегодня не сходить в храм, завтра не сходить, послезавтра… И, в конечном итоге, теряем внутреннюю духовную сущность. Святые Отцы говорили, что если ты пропустил два воскресенья по неуважительной причине (а уважительная причина – это только одр болезни), следующие две недели ты должен поститься, сидеть на хлебе и воде, плакать и просить прощения у Господа, что не пришел, не поклонился Ему, не почтил Его крестные страдания, Его воскресение. И больше тебе не захочется увиливать…

В храм нужно ходить обязательно и, конечно, участвовать в Таинствах. Важно Таинство покаяния. Когда мы с помощью супругов наших увидели свои недостатки, нужно искренне раскаяться, покаяться, исправиться, поблагодарить мужа своего или жену, что показали нам их.

Главное − не навредить

Порой, когда видишь, что у близких людей случился серьезный конфликт в семье и дело близко к разводу, так хочется им помочь…

− Когда у наших близких возникают проблемы, мы обычно рвемся давать какие-то поучения вроде бы в благом желании им помочь. Но мирским людям поучать как-то не очень и положено − для этого есть священники, поставленные Богом. Прежде чем помочь человеку, надо сначала свое сердце очистить. Прежде чем дать полезное и нужное для человека, нужно сначала иметь это самому. Преподобный Серафим Саровский в затворе очищал свое сердце. Священники, может быть, и не затворники, но, тем не менее, на них благодать Божия, они уже более опытны в этом отношении, руководствуются в жизни Священным Писанием.

Если тебя спрашивают, отвечай, но осторожно, чтобы не навредить! Одно дело, когда врач назначает, какое лекарство принять, а другое дело, когда советы относительно лечения дает обычный человек. Мы же, когда болеем, не идем к первому встречному за указаниями − мало ли чего он там насоветует, потом себе дороже это выйдет. А когда идем к врачу, он нас сначала на анализы направит, поставит диагноз, и только потом выпишет лекарства.

Так и здесь: священник сначала посмотрит, кто ты, что у тебя там внутри, какие пороки тебе мешают и создают конфликтную ситуацию в семье. И потом даст тебе рекомендации: вот, почитай канон покаянный Богу, помолись Божией Матери, почитай акафист, а ты загляни-ка внутрь себя, посмотри на свои недостатки, покайся в них да постарайся исправиться. И это будет начало исцеления.

Но если тебя не просят, лучше не вмешиваться. Ты сходи в церковь, помолись Богу, чтобы Он твоим близким помог, а уж Господь всё управит.

Непрощенный грех

Страшное, непоправимое решение принимают те, кто пытается лишить себя жизни. Что толкает человека на такой безумный поступок – житейские проблемы, непонимание, зачем жить?

− Бывает, семейные неурядицы приводят к трагическим последствиям, к самоубийству. Муж довел жену, жена ушла от мужа, а он не справился с ситуацией, не видит смысла завтрашнего дня без неё…

И, конечно, суициды бывают не только в зрелом и пожилом возрасте − зачастую к мысли о самоубийстве приходят и молодые люди, которые не понимают, зачем им жить. Это беда для человека, трагедия которого в том, что его воспитали, не показав правильной жизни. Кто в этом виноват? Родители, не давшие должного воспитания. И сам человек виноват, потому что не занимался своим развитием, не читал духовной литературы, не ходил в храм, не жил церковной жизнью. В результате – вот это…

У Бога нет непрощенных грехов, а этот поступок является грехом непрощенным, потому что человек не может уже покаяться за совершенное им деяние. Поэтому Церковь самоубийц не отпевает, не молится о них «со святыми упокой», потому что там – святые, которые несли терпеливо свой жизненный крест с помощью Божией. Церковь благословляет церковное отпевание лишь тогда, когда видит, что человек совершил сей поступок, находясь в невменяемом состоянии, но не будучи пьяным, а по расстройству психики, то есть не отдавая отчета своим действиям.

Конечно, страшный бывает момент, когда молодые кончают жизнь самоубийством и родителям приходится провожать своих детей. Для родителей тяжело, если не совершается отпевание, они просят разрешения на поминовение в храме, а мы его дать не можем: никому не позволено нарушать церковный канон. Они не понимают, что архиерей выносит решение, исходя из церковных канонов, ибо Церковь соблюдает установленные Святыми Отцами правила. Иначе Церкви не будет.

Не надо искать выхода там, где его нет

− Надо сказать, что сейчас более половины суицидов совершается под действием алкоголя или других веществ. Человек пытается таким образом решить свои проблемы: вместо того, чтобы обратиться за помощью к Богу, прибегает к наркотикам, заливает свое горе вином. Это никогда не приводит к положительным результатам − наоборот, ослабляет. Но человек этого не понимает или не хочет понять, и снова и снова обращается за утешением к алкоголю. Поэтому моя рекомендация: ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах этого не делать; лучше всего обратиться в церковь, к священнику, чтобы не случилось непоправимого.

Мы должны понимать, что Богом человек создан бессмертным. Душу убить невозможно. Беда самоубийства заключается в том, что человек с «неустроенным» душевным состоянием переходит в вечность. «В чем застану, в том судить буду», − так нам Господь говорит. То есть, когда скапливаются проблемы – жена изменила, ссуды замучили, на работе аврал – всё это создаёт у человека внутри такую душевную неустроенность, что он не может больше терпеть и ищет выхода именно в том, чтобы уйти из жизни. А выхода в этом нет, потому что такое душевное состояние остается с человеком и там. И разрешить его там невозможно − разрешить можно только здесь.

Поэтому ни в коем случае суицид не является выходом из положения. Алкоголь способствует только расслаблению человека, а не укреплению души. Если тебе тяжело, иди в храм. Если чувствуешь, что накопились проблемы, если не понимаешь, зачем жить, обратись к священнику. Церковь тебе обязательно поможет, Церковь тебя научит, Церковь тебя духовно укрепит.

P.S.:

Дал Бог семью – живите, дал Бог жизнь – берегите её. Говоря апостольскими словами: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).

Приход.ру

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage