Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви — Г. И. Шиманский<br><span class="bg_bpub_book_author">Г. И. Шиманский</span>

Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви — Г. И. Шиманский
Г. И. Шиманский

(1 голос5.0 из 5)

От издательства

Кни­га “Хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель цело­муд­рия и чисто­ты” – состав­ная часть боль­шо­го тру­да Г. И. Шиман­ско­го (“Уче­ние свя­тых Отцов и подвиж­ни­ков Церк­ви о глав­ных стра­стях и борь­бе с ними, и о глав­ней­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях: люб­ви, сми­ре­нии, кро­то­сти, тер­пе­нии, воз­дер­жа­нии и цело­муд­рии”), над кото­рым автор рабо­тал, веро­ят­но, в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни, до кон­ца сво­ей жизни.

Руко­пись, кото­рой поль­зо­ва­лось изда­тель­ство, про­из­во­дит впе­чат­ле­ние неза­вер­шен­ной. Поэто­му при под­го­тов­ке кни­ги к изда­нию были све­ре­ны с источ­ни­ка­ми прак­ти­че­ски все при­во­ди­мые авто­ром цита­ты, уточ­не­на биб­лио­гра­фия, раз­би­ты на отдель­ные гла­вы неко­то­рые боль­шие раз­де­лы кни­ги. При цити­ро­ва­нии автор часто допус­ка­ет сво­бод­ную пере­да­чу тек­ста источ­ни­ка – либо с целью при­бли­же­ния к совре­мен­но­му рус­ско­му язы­ку, или же руко­вод­ству­ясь жела­ни­ем более ясно пере­дать смысл цити­ру­е­мо­го отрыв­ка. При зна­чи­тель­ном откло­не­нии тек­ста цита­ты от пер­во­ис­точ­ни­ка в снос­ках дает­ся редак­тор­ское при­ме­ча­ние: (неточ.) , или цита­та при­во­дит­ся без кавычек.

В тех слу­ча­ях, когда ука­за­ние на пер­во­ис­точ­ник в руко­пи­си отсут­ству­ет и когда этот источ­ник не уда­лось выявить, цита­та при­во­дит­ся без точ­ной отсыл­ки. В круг­лых скоб­ках в тек­сте цитат дают­ся автор­ские пояс­не­ния и дополнения.

Предисловие

Рас­про­стра­не­ние в наши дни поро­ков пло­то­уго­дия и «раз­лив чув­ствен­но­сти». Хри­сти­а­ни­ну над­ле­жит духов­но бодр­ство­вать, что­бы сохра­нить себя в чисто­те и целомудрии.

В Посла­нии к хри­сти­а­нам горо­да Ефе­са апо­стол Павел писал: знай­те, что ника­кой блуд­ник, или нечи­стый (раз­врат­ный), или любо­с­тя­жа­тель, кото­рый есть идо­ло­слу­жи­тель, не име­ет насле­дия в Цар­стве Хри­ста и Бога (Еф.5:5). В пер­вые вре­ме­на хри­сти­ане жили сре­ди языч­ни­ков, кото­рые весь­ма снис­хо­ди­тель­но отно­си­лись к делам блуд­ным, не счи­та­ли, как и теперь не счи­та­ют, гре­хом плот­скую нечи­сто­ту, блуд, коры­сто­лю­бие, пло­то­уго­дие, а все­го-навсе­го – «удо­вле­тво­ре­ни­ем зако­нов чело­ве­че­ской природы».

В наши эти дни поро­ки раз­мно­жи­лись до край­не­го пре­де­ла. Умно­же­ние их при­бли­жа­ет наступ­ле­ние послед­не­го Страш­но­го суда, о чем писал апо­стол Павел в том же Посла­нии: никто (из этих раз­врат­ных суе­сло­вов) да не обо­льща­ет вас (хри­сти­ан) пусты­ми сло­ва­ми, ибо за это гря­дет гнев Божий на сынов про­тив­ле­ния (Еф.5:6). За это , т.е. по при­чине умно­же­ния ука­зан­ных поро­ков, гря­дет гнев Божий – послед­ний Страш­ный суд Хри­стов над миром.

«Нрав­ствен­ное состо­я­ние людей в послед­ние дни бытия мира Гос­подь срав­ни­ва­ет с состо­я­ни­ем людей, живу­щих пред все­мир­ным пото­пом. Тогда был ужа­са­ю­щий раз­лив чув­ствен­но­сти. Все они – плоть, – ска­зал о них Бог. То же будет и перед кон­цом мира. Плот­ские дела с лихо­им­ством возь­мут верх над всем» [1].

Раз­вра­тив­ших­ся людей Апо­стол назы­вал сына­ми про­тив­ле­ния (Кол.3:5), кото­рых невоз­мож­но убе­дить в том, что жить нечи­сто – пагуб­но. Им что ни гово­ри – не верят. Не верят и Само­му Богу, ни во что свя­тое не верят и про­ти­вят­ся, упор­ные неверы.

Тако­вы были допо­топ­ные люди, жив­шие во вре­мя Ноя и не верив­шие его про­по­ве­ди о пока­я­нии. Тако­вы будут люди и пред кон­цом све­та – сыны про­тив­ле­ния . Тогда потоп взял сынов про­тив­ле­ния, а в кон­це суще­ство­ва­ния мира огнен­ный потоп и Страш­ный суд Божий вне­зап­но постиг­нут непокорных.

«Ника­ким гре­хом не гну­ша­ет­ся так Бог, как непо­треб­ством (раз­вра­том)» [2]. Пло­то­уго­дие и раз­врат – это без­дна, в кото­рой пото­ну­ло и погиб­ло мно­же­ство чело­ве­че­ских душ.

По сло­вам пре­по­доб­но­го Мака­рия Вели­ко­го, «кто что любит и чем быва­ет свя­зан в этом веке, на то, без сомне­ния, и обме­ни­ва­ет Небес­ное Цар­ство, а что все­го хуже, то при­зна­ет богом» [3].

Хри­сти­а­ни­на в насто­я­щее вре­мя вез­де окру­жа­ет мно­же­ство соблаз­нов. В усло­ви­ях окру­жа­ю­щей гре­хов­ной рас­пу­щен­но­сти нра­вов и раз­вра­ще­ния необ­хо­ди­ма напря­жен­ная духов­ная трез­вен­ность и подвиг, что­бы сохра­нить себя в чисто­те и цело­муд­рии и избе­жать поро­ков ново­языч­ни­ков. Не будь­те сообщ­ни­ка­ми их , – уве­ще­ва­ет Апо­стол, – осте­ре­гай­тесь вся­кой поблаж­ки гре­хо­лю­би­вой пло­ти, избе­гай­те нечи­сто­ты, лихо­им­ства, не участ­вуй­те в бес­плод­ных делах людей, живу­щих нера­ди­во и в бого­заб­ве­нии, но посту­пай­те, как чада све­та (Еф.5:7–8), соблю­дая себя в чисто­те и цело­муд­рии (1Фес.4:3–4).

Цело­муд­рие – обще­хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель. Дев­ство и брак – не для всех, а цело­муд­рие – для всех [4].

Часть 1. Целомудрие как общеобязательная христианская добродетель

2. Нравственная чистота

Чисто­та цело­муд­рия как доб­ро­де­тель, про­ти­во­по­лож­ная плот­ским стра­стям и раз­вра­ту. В чем про­яв­ля­ет­ся нрав­ствен­ная чисто­та тела и души.

Цело­муд­рие; рас­смат­ри­ва­е­мое в узком смыс­ле сло­ва как доб­ро­де­тель, про­ти­во­по­лож­ная плот­ским стра­стям и раз­вра­ту, назы­ва­ет­ся чисто­тою [46].

Такое назва­ние цело­муд­рия мы встре­ча­ем у свя­ти­те­лей Гри­го­рия Бого­сло­ва, Иоан­на Зла­то­уста, Васи­лия Вели­ко­го, пре­по­доб­ных Иоан­на Лествич­ни­ка, Иса­а­ка Сири­на, Иси­до­ра Пелу­си­о­та, Мар­ка Подвиж­ни­ка, Иоан­на Кас­си­а­на и др. «Цело­муд­рие, – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник, – есть чисто­та души и тела» от вся­кой плот­ской (гре­хов­ной) сквер­ны [47].

Оте­че­ствен­ный подвиж­ник, епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), дает такое опре­де­ле­ние: «Чисто­та – это доб­ро­де­тель, про­ти­во­по­лож­ная блуд­ной стра­сти, это отчуж­де­ние тела от дей­стви­тель­но­го впа­да­ния в грех и от всех дей­ствий, при­во­дя­щих к гре­ху, отчуж­де­ние ума от помыш­ле­ний и меч­та­ний блуд­ных, а серд­ца от ощу­ще­ний и вле­че­ний блуд­ных, за чем после­ду­ет и отчуж­де­ние тела от плот­ско­го вожде­ле­ния» [48].

Ино­гда оба назва­ния доб­ро­де­те­ли объ­еди­ня­ют­ся в одном тер­мине «чисто­та цело­муд­рия». Чисто­та цело­муд­рия – когда при телес­ном цело­муд­рии, при чисто­те от вся­кой плот­ской гре­хов­ной сквер­ны сохра­ня­ет­ся и чисто­та души от вся­ких нечи­стых мыс­лей и поже­ла­ний [49].

«Надо знать (каж­до­му хри­сти­а­ни­ну), – пишет свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский, – что чисто­та внеш­не­го чело­ве­ка, т.е. чисто­та тела, без чисто­ты внут­рен­не­го чело­ве­ка, т.е. духа, не есть чисто­та, как это изъ­яс­ня­ет свя­той Евфи­мий Вели­кий, кото­рый гово­рит, что если кто и не тво­рит сквер­но­го гре­ха телом, но умом любо­дей­ству­ет, имея сквер­ные мыс­ли, удер­жи­вая их, под­чи­ня­ясь им и услаж­да­ясь ими, он блуд­ник и не может быть хра­мом Свя­то­го Духа. Ибо Дух Свя­той… подо­бен пче­ле: как пче­ла не вле­та­ет в сосуд смрад­ный, так и Дух Свя­той не вхо­дит в нечи­стую душу» [50].

Совре­мен­ник свя­тых апо­сто­лов, Кли­мент, епи­скоп Рим­ский, писал в кон­це I века коринф­ским хри­сти­а­нам: «Пока мы в этом мире, пока живем на зем­ле, долж­ны каять­ся в том зле, кото­рое сде­ла­ли во пло­ти, что­бы полу­чить от Гос­по­да спа­се­ние, доко­ле еще име­ем вре­мя пока­я­ния… Итак, бра­тья, мы тогда толь­ко полу­чим веч­ную жизнь, когда испол­ним волю Отца (Небес­но­го), сохра­ним в чисто­те плоть и соблю­дем запо­ве­ди Гос­под­ни» [51].

3. Значение чистоты целомудрия

Связь чисто­ты и свя­то­сти по Апо­сто­лу. Пло­ды чисто­ты, награ­да за нее. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин о чисто­те целомудрия.

Воля Божия , – гово­рит Апо­стол, – есть освя­ще­ние ваше (1Фес.4:3). И что­бы не оста­вить для нас сомни­тель­ным или неяс­ным, что он хотел назвать освя­ще­ни­ем – пра­вед­ность ли, или любовь, или сми­ре­ние, или тер­пе­ние, – ибо во всех этих доб­ро­де­те­лях при­об­ре­та­ет­ся свя­тость, – он разъ­яс­ня­ет, что, соб­ствен­но, он хотел назвать свя­то­стью. Воля Божия есть освя­ще­ние ваше, что­бы вы воз­дер­жи­ва­лись от блу­да; что­бы каж­дый из вас умел соблю­дать свой сосуд в свя­то­сти и чести, а не в стра­сти похо­те­ния, как и языч­ни­ки, не зна­ю­щие Бога (1Фес.4:3–5). Чисто­ту цело­муд­рия Апо­стол назы­ва­ет честью сосу­да (т.е. тела наше­го) и свя­то­стью. Напро­тив, кто вда­ет­ся в стра­сти похо­те­ния, тот нахо­дит­ся в бес­че­стии и нечи­сто­те и быва­ет чужд святости.

Про­дол­жая свою речь о чисто­те, Апо­стол далее гово­рит: ибо при­звал нас Бог не к нечи­сто­те, но к свя­то­сти (1Фес.4:7). И кто отвер­га­ет это, ска­зан­ное о свя­то­сти, тот отвер­га­ет не чело­ве­че­скую запо­ведь, а Божию, отвер­га­ет Бога, Кото­рый назна­чил серд­це наше в жили­ще Свя­то­му Духу Сво­е­му (1Фес.4:8). По тол­ко­ва­нию свя­тых Отцов, апо­стол Павел ука­зы­ва­ет здесь, что через чисто­ту цело­муд­рия «Свя­той Дух будет оби­тать в нашем серд­це, что состав­ля­ет выс­шее воз­да­я­ние совер­шен­ной награ­ды и бла­жен­ства» [52]. В под­твер­жде­ние это­го в дру­гом Посла­нии он пишет: ста­рай­тесь иметь мир со все­ми и свя­тость, без кото­рой никто не уви­дит Гос­по­да (Евр.12:14). Этим настав­ле­ни­ем Апо­стол так­же ясно пока­зы­ва­ет, что без чисто­ты цело­муд­рия, без свя­то­сти, кото­рую обык­но­вен­но назы­ва­ют непо­роч­но­стью духа и чисто­тою тела, вовсе нель­зя уви­деть Бога. Что­бы еще более уяс­нить эту мысль, он добав­ля­ет: наблю­дай­те… что­бы не было меж­ду вами како­го блуд­ни­ка или нече­стив­ца… как Исав… (Евр.12:16) [53].

Чисто­та есть при­знак здра­вия души, источ­ник духов­ной радо­сти. Кто жела­ет стя­жать любовь к Богу, дол­жен иметь попе­че­ние о чисто­те сво­ей души. Истин­ная чисто­та дела­ет то, что душа при­об­ре­та­ет дерз­но­ве­ние в час молит­вы. Дерз­но­ве­ние есть плод чисто­ты и тру­дов над стя­жа­ни­ем ее [54].

«В чисто­те, – гово­рит пре­по­доб­ный Ефрем Сирин, – оби­та­ют вели­кий свет, и радость, и мир, и тер­пе­ние; а в блу­де оби­та­ют печаль, уны­ние, нена­сыт­ный сон и густая тьма» [55]. Пре­крас­но ска­за­но древни­ми подвиж­ни­ка­ми, что «блуд есть ложь (обман), а цело­муд­рие есть исти­на и истин­ное удо­воль­ствие» [56].

При­ят­ность («сла­дость») чисто­ты цело­муд­рия нель­зя сло­ва­ми объ­яс­нить тому, кто не удо­сто­ил­ся достичь высо­ты сей доб­ро­де­те­ли. Див­ное дело Божие! Чело­век пло­тя­ный, нахо­дясь во пло­ти, отвер­га­ет плот­ские стра­сти и при вели­ком раз­но­об­ра­зии жиз­нен­ных обсто­я­тельств, вра­же­ских напа­де­ний и соблаз­нов пре­бы­ва­ет непо­ко­ле­би­мым в чисто­те силою Божи­ею. Кто достиг­нет это­го состо­я­ния доб­ро­де­те­ли, по осо­бой бла­го­да­ти, сам изум­ля­ясь, с искрен­ним рас­по­ло­же­ни­ем серд­ца будет взы­вать: чуд­на дела Твоя, и душа моя зна­ет зело (Пс.138:14).

Цело­муд­рен­ный полу­ча­ет посто­ян­ное душев­ное удо­воль­ствие от созна­ния побе­ды над поры­ва­ми стра­стей, от уве­се­ле­ния и спо­кой­ствия сове­сти, от ува­же­ния к само­му себе. В стра­сти же – вол­не­ние, неистов­ство, умо­ис­ступ­ле­ние, телес­ное рас­слаб­ле­ние, болез­ни. Удо­воль­ствие в стра­сти крат­ко­вре­мен­ное, а после – угры­зе­ния сове­сти, помра­че­ние разу­ма, скорбь, рев­ность, ссо­ры, опа­се­ния, посто­ян­ные неудо­воль­ствия, раз­дра­жи­тель­ность и душев­ное смя­те­ние, а при смер­ти – вели­кая скорбь и тяжесть души [57].

«Чисто­та усво­я­ет нас Богу и, сколь­ко воз­мож­но, дела­ет Ему подоб­ны­ми» [58]. Гос­подь, как нетлен­ный и бес­те­лес­ный, раду­ет­ся о чисто­те и нетле­нии наше­го тела, бесы же, по утвер­жде­нию неко­то­рых (подвиж­ни­ков), ни о чем дру­гом столь­ко не весе­лят­ся, как о злосмра­дии блу­да, и ника­кой стра­сти не любят так, как осквер­ня­ю­щую тело. «Как сви­нье при­ят­но валять­ся в гря­зи, так и бесы нахо­дят для себя при­ят­ность в блу­де и нечи­сто­те» [59].

«Пло­тя­ные люди ника­кой (дру­гой) доб­ро­де­те­лью так близ­ко не упо­доб­ля­ют­ся духов­ным Анге­лам в обра­зе жиз­ни, как; заслу­гою и бла­го­да­тию цело­муд­рия, посред­ством кото­рой, еще пре­бы­вая на зем­ле, они име­ют, по Апо­сто­лу, житель­ство на небе­сах (Флп.3:20), кото­рое (после вос­кре­се­ния из мерт­вых) по отло­же­нии плот­ско­го тле­ния, соглас­но обе­то­ва­нию, будут иметь в буду­щей жиз­ни свя­тые, кото­рые уже и здесь, в брен­ной пло­ти, вла­де­ют им» [60].

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин в похва­ле чисто­те цело­муд­рия гово­рит: «Чисто­та гну­ша­ет­ся рос­ко­шью, негою, изыс­кан­ным убран­ством одежд. Чисто­та – нена­вист­ни­ца доро­гих яств, бега­ю­щая пьян­ства. Чисто­та – узда для очей, она изво­дит все тело из тьмы в свет. Чисто­та пора­бо­ща­ет плоть, про­ни­ка­ет взо­ром в небес­ное. Чисто­та – родо­на­чаль­ни­ца люб­ви и ангель­ско­го жития. У чисто­ты чисто серд­це, гор­тань сла­дост­на и лицо свет­ло. Чисто­та – дар Божий, испол­нен­ный доб­ро­ты, нази­да­ния и веде­ния. Чисто­та раду­ет серд­це, при­об­рет­шее ее, и окры­ля­ет душу к небес­но­му. Чисто­та порож­да­ет духов­ную радость и умерщ­вля­ет печаль. Чисто­та умерщ­вля­ет стра­сти и про­из­во­дит бес­стра­стие. Чисто­та про­све­ща­ет пра­вед­ных, омра­ча­ет диа­во­ла, течет к поче­сти выш­не­го зва­ния Божия во Хри­сте Иису­се (Флп.3:14). Чисто­та отго­ня­ет уны­ние, вну­ша­ет тер­пе­ние. Чисто­та – лег­кое бре­мя, не тону­щее на водах, и веч­ное богат­ство, скры­тое в душе хри­сто­лю­би­во­го чело­ве­ка, кото­рое вла­де­ю­ще­го им оты­щет и во вре­мя нуж­ды. Чисто­та – пре­крас­ное име­ние, кото­ро­го зве­ри не опу­сто­ша­ют и огонь не под­жи­га­ет. Чисто­та – духов­ная колес­ни­ца, кото­рая вла­де­ю­ще­го ею воз­во­дит на высоту.

Чисто­та упо­ко­е­ва­ет­ся в душах крот­ких и сми­рен­ных и про­из­во­дит Божи­их чело­ве­ков. Чисто­та рас­цве­та­ет, как роза, сре­ди души и тела и напол­ня­ет весь дом бла­го­уха­ни­ем. Чисто­та – пред­ше­ствен­ни­ца и соби­ра­тель­ни­ца Свя­то­го Духа. О любя­щем чисто­ту раду­ет­ся Свя­той Дух и пода­ет ему тер­пе­ние. Чисто­та уми­ло­стив­ля­ет Бога, дости­га­ет Его обе­то­ва­ний и у всех людей обре­та­ет себе бла­го­дать. Ее воз­лю­би­ли свя­тые, ее воз­лю­бил свя­той еван­ге­лист Иоанн и, воз­лю­бив ее, удо­сто­ил­ся воз­ле­жать на пер­сях Гос­по­да сла­вы (на Тай­ной вече­ри). Чисто­та при­об­ре­та­ет поче­сти не толь­ко прис­но­дев­ствен­ни­кам, но и живу­щим в супру­же­стве. Ее воз­лю­бим всем серд­цем и мы, бла­го­сло­вен­ные после­до­ва­те­ли Хри­ста Спа­си­те­ля, что­бы воз­ра­до­вать Духа Божия, живу­ще­го в нас» [61].

Читать далее…

Источ­ник: интер­нет-пор­тал «Азбу­ка веры»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки